ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу Раджа-йога
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

Раджа-йога

скачать     252.zip

 

 

Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве zip по указанной выше ссылке

 

Рамачарака

НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ

Дыхание по восточным методам,

как средство физического, умственного и духовного развития

Глава I.

"ЙОГИ"

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йо­ги", какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусни­ков, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя "йо­гами". Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного "йо­га" в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного инду­са, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высох­нут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это правда, но называть их "йогами" - это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или "профессором" - уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искате­лей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название "йоги" - от санскритского слова "юг" - что значит "соединять".

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

"Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического орга­низма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному раз­витию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет пра­вило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, - восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают ока­зывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сооб­щались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подго­товлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание "науке о дыхании" по при­чинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала "Науки о дыхании" йогов и излюбленней­шие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу тер­мины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруд­нять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне "Науки о дыхании", далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой не­большой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения бу­дут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то "глубокое, таинственное и непонятное". Однако, западный ум - чрезвычайно практи­ческий ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность из­ложения этой книги будет вполне признана.

Глава II.

ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие жи­вотные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно вы­дыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить дол­гая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от пра­вильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и сво­бода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с дру­гой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых настав­лениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и сво­бодной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильную и вредную манеру ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыха­ния, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилиза­цию.

Нынешний дикарь дышит правильно - пока его не коснется влияние ци­вилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей и среди них - страшное чудовище - чахотка, эта "белая чума". Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих пра­вильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу фи­зического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увели­чивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, само­обладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила ду­ховная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой нау­ке, и когда западные народы познакомятся с нею и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и приме­ненная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать "Науку о дыхании" в полном объеме - не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и ок­культную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему ук­реплению здоровья человека посредством известного и западным специа­листам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы - посредством "науки о дыхании".

Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот ор­ган. Они знают всё, что известно их западным собратьям о физиологичес­ком воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходить не одно окисление крови. Они знают о "пране", о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воз­действии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим ды­ханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, уп­равляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Научить всему этому - задача этой книги. Мы хотим в нескольких гла­вах дать точные объяснения и указания, которые можно было бы распрост­ранить на целые тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к "Науке о дыхании" йогов.

Глава III

ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ

В этой главе мы дадим вкратце теории западных ученых касательно дея­тельности дыхательных органов человека и значения её для человеческого организма. В дальнейших же главах мы приведем о том же теории и точные факты, представляемые Восточными школами научного исследования. Вос­точные ученые принимают теории и факты западных своих собратий (кото­рые к тому же были им известны столетиями раньше), но прибавляют к ним многое, чего последние теперь не принимают, но что они в свое время "откроют" и представят миру, как великую истину.

Прежде чем излагать теорию Западной науки, уместно было бы, может быть, дать сперва общее описание дыхательных путей.

Орган дыхания состоит из легких и проводящих к ним воздух путей. Легких числом два. Они лежат в грудной клетке, по одному на каждой стороне; между ними находится сердце. Каждое легкое свободно во всех направлениях, кроме части, в которой в него входят бронхи, артерии и вены, соединяющие его с сердцем и дыхательным горлом. Легкие губчаты и пористы, их ткань очень эластична. Они помещаются в двойном мешке де­ликатной по строению, но крепкой ткани, называемой "плеврой". Одна стенка этого мешка плотно соединяется с легкими, а другая с внутренней стороной груди. Между этими двумя стенками постоянно выделяется жид­кость, которая позволяет их внутренним поверхностям легко скользить одна о другую при дыхании.

Пути, проводящие в легкие воздух, состоят из носовой полости, гор­тани, дыхательного горла или трахеи и бронхов. Когда мы дышим, мы втя­гиваем воздух через нос, где он согревается при соприкосновении со слизистой оболочкой, обильно снабжаемой кровью, и пройдя через зев и гортань, идет в дыхательное горло, которое разделяется на множество дыхательных каналов, бронхов, которые в свою очередь делятся на каналы мельчайшие, оканчивающиеся маленькими кровяными сосудиками, которых в легких - миллионы. Одним ученым вычислено, что если бы кровеносные со­суды легких растянуть в одну сплошную поверхность, то они покрыли бы собою площадь в 14000 квадратных футов.

Воздух втягивается в легкие действием диафрагмы, представляющей со­бою большой, сильный, листообразно-плоский мускул, лежащий поперек груди, отделяя грудную клетку от кишечника. Диафрагма действует почти автоматически, как и сердце, хотя при желании её движения могут быть подчинены воле. Когда диафрагма растягивается, объем груди и легких расширяется, и воздух врывается в образовавшуюся пустоту. Когда же ди­афрагма сжимается, грудь и легкие сжимаются тоже, выдавливая воздух из себя.

Теперь, прежде чем говорить, что происходит с воздухом в легких, позвольте коснуться вопроса о кровообращении. Кровь, как вы знаете, толкается сердцем в артерии, через которые проникает в волосные сосу­ды, расходясь таким образом во все части тела, которые она питает и укрепляет. Затем посредством волосных же сосудов она возвращается дру­гой дорогой, венами, в сердце, из которого гонится в легкие.

Кровь отправляется в свой путь по артериям ярко красною и богатою жизненосными свойствами и качествами. Она возвращается по венам назад синею, обедневшею и тяжелою, обремененною продуктами распада, захва­ченными ею по всей системе кровообращения. Она устремляется из сердца, как чистый горный ручей, и возвращается тяжелым потоком сточной кана­вы. Эта грязная струя входить в правый желудочек сердца. Когда он на­полнен, он сжимаются и толкает кровь в легкие, в которых миллионами волосных каналов она распределяется по клеточкам, о которых мы говори­ли выше. Дыхание наполняет легкие воздухом и его кислород в клеточках входит в соприкосновение с венозной испорченной кровью сквозь стенки волосных сосудов, которые достаточно толсты, чтобы не пропускать кровь сквозь себя, но вместе с тем достаточно тонки, чтобы кислород мог пройти сквозь них в кровь. Когда кислород соприкасается с кровью, про­исходит род сгорания - кровь захватывает кислород и отдает углекисло­ту, образовавшуюся из продуктов распада, собранных кровью на своём пу­ти изо всех частей тела. Кровь, таким образом очищенная и напитанная кислородом, идет обратно в сердце, опять ярко красная и богатая жиз­нетворными свойствами. Она входить в левый желудочек сердца и из него посылается сердцем опять в путь по артериям во все части тела. Вычис­лено, что в сутки 35000 пинт (24000 бут. или 1200 ведер) крови прохо­дить через сердце в волосные каналы легких, при чем кровяные шарики по одному протискиваются в клеточки и приходят в соприкосновение с кисло­родом воздуха. Если вы минуту подумаете о подробностях этого процесса, вы должны прийти в прямое изумление и восхищение перед бесконечной за­ботливостью и изобретательностью природы!

Очевидно, что если свежий воздух не проникнет в легкие в достаточ­ном количестве, загрязнённая венозная кровь не может быть очищенной и следовательно не только тело будет лишено питания, но и продукты рас­пада, которые должны бы были сгореть при соприкосновении с кислородом воздуха, возвратятся в сеть кровообращения, отправляя всю систему и производя смерть. Нечистый воздух действует таким же образом, но толь­ко в меньшей степени. Ясно отсюда, что, если кто-либо при дыхании не посылает воздуха в легкие в достаточном количестве, работа крови не может совершаться должным образом; в результате тело не получить дос­таточно питания и последует болезнь или вообще нарушение здоровья. Кровь того, кто дышит неправильно, вследствие этого бывает синеватого темного цвета, заметно отличающегося от яркой красноты нормальной, бо­гатой кислородом артериальной крови. Это часто выражается уже в самой бледности лица у таких людей, тогда как правильное дыхание дает чело­веку энергичное кровообращение и яркий здоровый румянец.

Небольшое замечание разъяснит всю жизненную важность правильного дыхания. Если кровь не вполне очищается возрождающим процессом в лег­ких, она возвращается в артерии в состоянии ненормальном, не достаточ­но чистом от всех остатков, захваченных ею по разным частям тела. Все эти продукты распада опять возвращаются в организм, и естественным последствием может быть болезнь, иногда специальная болезнь крови, или ухудшение в деятельности какого-нибудь органа или ткани по причине не­достаточного питания.

Кровь, когда она проветривается в легких воздухом в надлежащей ме­ре, не только освобождается от насыщающих ее вредных примесей и газа угольной кислоты, но также поглощает из воздуха некоторое количество кислорода, которое и разносить по телу, сколько где его требуется, чтобы природа могла правильно совершать свое дело. Когда кислород вхо­дит в соприкосновение с кровью, он соединяется с гемоглобином её и ув­лекается ею к каждой клеточке тела, в каждый мускул его, в каждый ор­ган, возрождая и укрепляя их новыми материалами, которые доставляет им природа. Артериальная кровь, подвергшаяся надлежащим образом воздейс­твию воздуха в легких, содержит в себе около 25% кислорода.

И не только каждая часть тела оживляется кислородом, но и пищевари­тельный акт непосредственно зависит от достаточного окисления пищевого материала, которое совершается в крови, когда кислород соприкасается в крови с извлеченными из пищи соками, при чем происходят разные виды сгорания. Поэтому совершенно необходимо, чтобы в легкие доставлялось достаточное количество кислорода. Это же объясняет и тот обычный факт, что слабые легкие и плохое пищеварение сопровождают друг друга. Чтобы понять всё значение этого, надо вспомнить, что весь организм получает свое питание от пищи усвоенной, и что неполное усвоение её ведет неп­ременно и к неполному питанию организма. Сами легкие зависят всё от того же источника питания, и если вследствие слабого дыхания ухудшает­ся усвоение пищевых соков, легкие ослабевают тоже, становясь еще менее способными исполнять свою работу должным образом, и тогда все тело вя­нет и ослабляется. Каждая частица пищи или питья, прежде чем стать ус­вояемой для организма, должна быть окислена кислородом, того же окис­ления требуют и продукты внутреннего перегара организма, чтобы принять форму, при которой они могут быть выведены вон из организма. Недоста­ток кислорода в крови, т. е. в легких, ведет к недостаточному питанию, недостаточной очистке организма и - плохому здоровью. Поистине - "ды­хание есть жизнь".

Сгорание испорченных элементов в крови согревает тело и вообще уравнивает его температуру.

Тот, кто умеет дышать глубоко, предохраняет себя этим и от просту­ды, имея хороший запас горячей крови, который делает его более способ­ным сопротивляться переменам внешней температуры.

В добавок ко всему вышеуказанному, глубокое дыхание дает упражнение органам и мускулам кишечника, что обыкновенно вовсе упускается из вида западными гигиенистами, но в полной мире оценивается йогами.

При неправильном или неглубоком дыхании лишь некоторая часть легоч­ных клеток исполняет своё назначение, значительная же часть работы легких теряется и весь организм страдает. Низшие животные в своем ес­тественном состоянии дышат правильно, несомненно так же правильно ды­шал и первобытный человек. Ненормальная манера дыхания, усвоенная себе "цивилизованным" человеком - темная тень, падающая на цивилизацию, - лишила нужного нас воздуха. И народы страдают от этого больше, чем от чего-либо другого. Спасти себя человек может только вернувшись к при­роде.

Глава IV.

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую или внутреннюю сторону, как и свою сторону экзотерическую или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако, в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстан­ция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях, которыми они определяли эту силу, также как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем оккуль­тным учениям и философским школам, составляет часть учения йогов Вос­тока.

Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что зна­чит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Эти учения мало касаются самого предмета этой книги и в разъяснении сущ­ности праны мы ограничимся лишь тем, что она есть начало энергии, ко­торая проявляется в каждом живом существе и отличает его от всего без­жизненного. Мы можем рассматривать его, как активное начало жизни, - если хотите, как жизненную силу. Она присутствует во всех проявлениях жизни от амеб до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Прана всё проникает собою. Она находится во всём, имеющем жизнь. Так как по учению оккультной филосо­фии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме - видимая без­жизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни - то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем. Она не должна быть смешиваема с "Ego", "Я" - с этой частицей божественного духа в каждой душе, около которой сосредоточивается материя и энергия. Прана есть просто форма энергии, которой "Я" пользуется для своего ма­териального проявления. Когда "Я" оставляет свое физическое тело, пра­на, не будучи более под воздействием его воли, подпадает под воздейст­вие отдельных атомов или группы атомов, составляющих тело, и так как тело подвергается распаду на составные свои элементы, то всякий атом захватывает в себя частицу праны, достаточную для того, чтобы образо­вать новую комбинацию, новое живое тело, остальная же прана возвраща­ется в океан мирового запаса, из которого она отделилась. Её связь с телом существует, пока длиться воздействие воли "Я", и этою волею ато­мы тела удерживаются вместе.

Под праной мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни Проявля­лось - в силе ли притяжения, в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа Силы и Энергии во всех их проявлениях, - начало, которое, действуя из­вестным образом, вызывает проявления, называемые "жизнью".

Это начало присутствуют во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть и в воздухе, но оно не воздух и не какой-либо из составляющих его химических элементов. Животные и растения вдыхают его из воздуха, и если бы его в воздухе не было, то они умерли бы, хотя были бы пере­полнены воздухом. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, однако оно не есть кислород. Еврейские авторы книги Бытия знают разни­цу между атмосферическим воздухом и таинственным и могущественным на­чалом, разлитым в нем. Они говорят о "neshemet ruach chayim", что в переводе означает - "дыхание духа жизни". По-еврейски "neshemet" зна­чит обыкновенное дыхание атмосферическим воздухом, "chayim" означает "жизнь" или "жизни" и слово "ruach" означает "дух жизни". По мнению оккультистов это выражение указывает на то же начало, которое ими ра­зумеется под словом "прана".

Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни рас­тительной, но прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны.

Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный праной, и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. В на­иболее свободном своем состоянии прана находится в атмосферном воздухе и, если он свеж, то он обильно насыщен праной, которую мы извлекаем из воздуха легче, чем из другого какого-либо источника. При обыкновенном дыхании мы вбираем в себя нормальное количество праны, но при дыхании глубоком, как учат дышать йоги - мы можем усваивать из воздуха гораздо большие запасы праны, которые скапливаются в центрах нервных и мозго­вых на случай потребности. Мы можем накапливать в себе прану, как ак­кумуляторы вбирают в себя электричество. Многие из способностей, кото­рыми располагают продвинувшися в своем развитии оккультисты, стали для них возможны, главным образом, благодаря знанию ими этого факта и ра­зумному употреблению накопленной энергии. Йоги знают, что при извест­ных приёмах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собрать ее, сколько им её потребуется. При этом не только укрепляется тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопле­ния праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя её, как жизненную силу и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье. То, что называется "магнетиз­мом", дается именно такой способностью магнетизеров, хотя многие из них не знают действительного источника своей силы.

Западные ученые неясно сознавали присутствие в воздухе этой великой силы, но так как она не оставляет никакого следа в их аппаратах хими­ческого исследования, то они по большей части с пренебрежением отнес­лись к этой "выдумке" Востока. Так как они не могут определить сущно­сти этой силы, то стремятся ее отрицать. Однако они все-таки признают, что в некоторых местностях воздух обладает большим количеством "че­го-то" оживляющего и больные люди направляются докторами именно в эти места в поисках за утраченным здоровьем.

Кислород усваивается из воздуха кровью и обращается на удовлетворе­ние потребностей организма системою кровообращения. Прана же извлека­ется из воздуха нервной системой и употребляется ею для своей работы. И, как насыщенная кислородом кровь проводится системой кровообращения по всему телу, строя его и возрождая, так и прана проходить по всем частям нервной системы, наполняя её новой жизненностью и силой.

Если мы назовем праною действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы образуем себе более ясное представление о той важ­ной роли, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кисло­род крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана нашей нервной системой расходуется на наши мысли, желания, и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоян­ное возобновление её запасов. Каждая мысль, каждое действие, каждое усилие воли, каждое движение мускулов употребляет на себя известное количество того, что мы называем нервной силой и что в действительнос­ти есть одна из форм праны. Чтобы двинуть мускул, мозг посылает воле­вой ток по нервной системе, мускул сжимается и вот часть праны израс­ходована. Если вы вспомните, что наибольшая часть праны, получаемой человеком, им усваивается из вдыхаемого воздуха, вам станет вполне яс­ной вся важность для вас правильного дыхания.

Прана - это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.

Пранаяма, это - контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет власти и мо­гущества.

Глава V

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ ЙОГОВ

Было указано, что западная наука относительно дыхания ограничивается изучением его роли в процессе поглощения кислорода кровью и дальнейше­го воздействия кислорода на организм через посредство системы кровооб­ращения, между тем как учение йогов говорит ещё и о поглощении праны и её распространении в организме по сети нервной системы. Прежде чем пе­рейти к дальнейшему, необходимо дать общее описание нервной системы.

Нервная система человека состоит из двух отдельных больших систем - системы спинно-головного мозга и симпатической системы. Систему спин­но-головного мозга составляют те части нашей нервной системы, которые входят в головной и спинной мозг с ответвлениями, идущими от них. Эта система заведует такими проявлениями животной жизни организма, как его желания, ощущения, и т. п. Симпатическая же система охватывает собою сеть нервов, расположенную, главными образом, в грудной, брюшной и та­зовой полости, и подчиняет себе внутренние органы тела. Она управляет вневолевыми процессами, как рост тела, питание, кровообращение и пр.

Спинно-головная система действует при всех ощущениях зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и т. д. Она приводит органы в движение, она работает, когда человек думает, когда работает его сознание. Она слу­жит орудием высшему "Я" человека для его общения с миром внешним. Эта система может быть сравнена с телефонной системой, причем мозг предс­тавляет собою центральную станцию, а спинной мозг и идущие от него от­ветвления нервов - проволоки проводов.

Головной мозг представляет собою большую массу нервной ткани и сос­тоит из трех частей: большой мозг, наполняющий собою лобовую, темен­ную, среднюю и заднюю часть черепа, мозжечок или "малый мозг", распо­ложенный в нижней и задней части черепа и продолговатый мозг (Medulla oblongata), который представляет собою утолщенное начало спинного моз­га и лежит впереди "малого мозга".

Большой мозг есть орган той части нашего интеллекта, которая прояв­ляет себя в умственной деятельности.

Малый мозг управляет движениями и волевой деятельностью. Продолго­ватый мозг есть верхний утолщенный конец спинного мозга, и от него и от главного мозга расходится сеть нервов, проходящих в разные части головы, а также в органы специального назначения и затем к некоторым органам, лежащим в грудной и брюшной полостях, а также к органам дыха­тельным.

Спинной мозг наполняет собой канал, проходящий внутри спинного хребта. Он представляет собою длинную массу нервной ткани, от которой у каждого позвонка отделяются нервы, связывающие его со всеми частями тела. Спинной мозг есть как бы главный телефонный кабель, а нервные ответвления - это отдельные проволоки, соединенные с ним.

Симпатическая система состоит из двойной цепи ганглий по сторонам спинного хребта и рассеянных ганглий в голове, затылке, груди и брюш­ной полости. Ганглия - масса нервной ткали, состоящая из клеток. Эти ганглии соединены между собою нервными нитями.

Нервы движения и ощущения соединяют их также со спинно-головной мозговой системой. От этих ганглий отделяются бесчисленные нервные во­локонца, расходящиеся по всему телу. В разных местах нервы эти перек­рещиваются, образуя так называемые "plexus" - сплетения. Симпатическая система заведует бессознательными процессами, как кровообращение, ды­хание и пищеварение.

Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредством нер­вов, в западной науке имеет название "нервной силы", йоги же видят в ней проявление праны. По характеру своему и быстроте действия она по­хожа на электричество. Без этой "нервной силы" сердце не может биться, кровь не может циркулировать, легкие - дышать, органы вообще - дейс­твовать, и весь механизм тела останавливается без неё. Более того - даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны кровью станет каждо­му ясна и "наука о дыхании" получить значение гораздо большее, чем придают ей западные ученые.

Йоги идут далее западной науки, особенно относительно одной части нервной системы. Мы разумеем то, что западная наука называет "солнеч­ным сплетением" - "plexus solaris", и что она считает просто скоплени­ем переплетающихся нервов симпатической системы с её ганглиями, - та­ких скоплений, узлов, несколько в разных частях тела. Йоги же думают, что это "солнечное сплетение" в действительности есть важнейшая часть нервной системы, и что оно есть вид мозга и играет одну из важнейших ролей в человеческом организме. Впрочем, западная наука, кажется по­немногу начинает признавать особенное значение этого "солнечного спле­тения" - по крайней мере некоторые новейшие авторы называют его уже - "брюшным мозгом". Солнечное сплетение находится вблизи желудка, как раз под ложечкой против внутренней стороны спинного хребта. Оно состо­ит из белой и серой мозговой массы, как и другие виды человеческого мозга. Оно управляет главнейшими внутренними органами человека и игра­ет гораздо более важную роль, чем о том обыкновенно думают. Здесь мы не будем входить в дальнейшие подробности учения йогов о солнечном сплетении, скажем только, что по их убеждению оно есть складочный ма­газин праны. Известно, что сильным ударом под ложечку можно прямо убить человека, и кулачные бойцы знают всю чувствительность этой об­ласти, удар в которую лишает человека надолго сил.

Имя "солнечного сплетения" дало этому нервному узлу очень удачно, ибо он посылает лучи силы и энергии во все части тела; даже и головной мозг зависит от него, как от складочного места праны в организме. Рано или поздно и западная наука признает действительную роль солнечного сплетения и отведет ему гораздо более важное место, чем то, которое теперь уделяется ему в сочинениях её ученых. Первый шаг к управлению по своей воле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэтому естественнее всего начитать с себя, говорят йо­ги. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма праны, чем да­же жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психичес­кая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к "Я", чем телес­ные силы, то йоги учат начинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности. Для этого они дают следующий метод.

Согласно учениям йогов, существуют два тока праны (называемые Пин­гала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обоим сторонам того канала или трубы в спинномозговой колонне, который индусы называют Су­шумна и который представляет собой центр всего существенного в спинном мозгу. В нижнем конце Сушумны находится треугольник тонкого вещества, называемый индусами "внутренность лотоса Кундалини", и содержащий в себе как бы конденсированный запас скрытой силы, называемой Кундалини. Относительно Кундалини утверждают, что это необыкновенно могуществен­ная оккультная сила, которая, если ее разбудить и заставить подняться по Сушумне, даст удивительные результаты психического характера и отк­роет много сфер психической деятельности, которые даже не снились обыкновенному человеку. А если Кундалини достигнет мозга, то освобо­дить душу от оков материй и сделает йога сверхчеловеком.

Пингала - это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сушумны; Ида - это ток, идущий с левой стороны. Вдоль Сушумны расположено несколько "лотосов" или центров психической деятельности. Первый из них, находя­щийся внизу, называется Муладхара и последний, главный лотос, лежащий в головном мозгу называется Сахасрара или тысячелепестковый лотос моз­га. Сушумна, со своими аккумуляторами скрытой силы, рассматривается как чрезвычайно сильная батарея психической энергии, которую можно привести в действие и регулировать при помощи известных приемов дыха­ния, которым учат йоги, особенно при помощи ритмического дыхания, ко­торое, как утверждают, пробуждает скрытые силы Кундалини. А пробужден­ная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к дейс­твию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются "пранаяма", - четвертая степень пути достижения Патанджали.

Первая цель при упражнениях Пранаямы - это пробуждение ритмических вибраций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыхания возникают вибрации, пробуждающие силу Кундалини, при помощи которой производятся сверхнормальные психические феномены. Вто­рая цель - это сосредоточение праны или нервной силы, контроль над её расходованием и управление ею. Прана наполняет собой весь организм, сохраняясь, как в аккумуляторах, в различных ганглиях или нервных сплетениях, особенно в большом "солнечном" сплетении.

Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изу­чать практически "сидение йогов", т. е. позу, которую принимают и со­храняют йоги во время своих упражнений. Это - сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении.

Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в те­чение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выды­хание.

Следующий шаг - это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нис­ходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы раз­будить "спящий", нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через "лотос" и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пинга­ла. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распростра­ненный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы зак­рывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживает­ся на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю.

Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкно­венных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йо­гом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Че­рез раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к головному мозгу си­ла Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким обра­зом "двигание" или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх - таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно открывается весь. Сила Кундалини, восходя вверх, пробуж­дает к деятельности несколько лотосов, лежащих вдоль спинного хребта и соединенных с Сушумной. Нижний из этих лотосов, расположенный в осно­вании спинномозговой колонны, называется Муладхара, следующий называ­ется Свадхистхана; за ним лежит Анахата; дальше Вишуддха; потом Аджна и последний, лежащий уже в головном мозгу, называется Сахасрара или "тысячелепестный лотос". В нижнем, т. е. в Муладхаре заключена сила Кундалини, а деятельность верхнего состоит в том, чтобы распределять в мозгу поступающую в него силу Кундалини и создавать таким образом воз­можность того, что является нам в виде сверхнормальных психических и ментальных феноменов.

Глава VII

ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ

Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы нау­читься дышать носом и победить обычную привычку - дышать ртом.

Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности - каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.

Конечно, не должно было бы быть и надобности объяснять читателю, что нормальный способ дышать - через нос, но невежество цивилизованно­го человечества по отношению к некоторым простым вещам прямо порази­тельно. Мы постоянно встречаем людей, которые на прогулках дышат через рот и своим детям позволяют следовать той же ужасной и вредной манере дыхания.

Многие из болезней, которым подвержен цивилизованный человек, при­чиняются ему именно этой общей привычкой дышать через рот. Дети, кото­рым позволяют дышать так, вырастают слабыми и маложизненными, как буд­то надорванными и в своей мужественности, и в своей женственности, и подверженными хроническим заболеваниям. Матери диких племен поступают не так, очевидно движимые прозрением. Они словно инстинктом сознают, что ноздри представляют собою настоящие каналы для проведения воздуха в легкие, и они приучают своих детей закрывать рот и дышать через нос. Они приподнимают им голову вперед во время сна, что невольно заставля­ет сжимать губы и дышать через ноздри. Если бы матери цивилизованных народов поступали так же, они принесли бы большое благо своему народу.

Много заразных болезней распространяется этой злополучной привычкой дышать ртом, и немало случаев простуды и катаральных заболеваний долж­но приписать всё той же причине. Многие из тех, кто, подчиняясь оче­видности, днем дышать через нос, ночью дышат через рот и подвергаются заболеваниям от этого.

Тщательно сделанные исследования показали, что те из солдат и мат­росов, которые спят с открытым ртом, более подвержены заразным заболе­ваниям, чем дышащие через ноздри. В одном случае на военном корабле среди матросов и солдат появилась эпидемия оспы и от неё умерли лишь те заболевшие, которые дышали через рот, из дышавших же через нос не умерло ни одного человека.

Орган дыхания имеет свой предохранительный аппарат-фильтр и пыле­поглотитель - в ноздрях носа. Если дыхание делается через рот, то на пути между губами и легкими нет ничего, что процеживало бы воздух и очищало бы его от пыли и прочих посторонних примесей. От рта до легких путь совершенно открыть, и с этой стороны дыхательный аппарат наш не защищен ничем. Кроме того, такое неправильное дыхание ведет к тому, что воздух поступает в легкие совсем несогретым, что очень вредно. Воспаление легких часто имеет причиной вдыхание холодного воздуха че­рез открытый рот. Человек, спящий ночью с открытым ртом, всегда просы­пается с чувством сухости во рту и гортани. Это пренебрежение к прямо­му требованию природы наказывается болезнями.

Вспомните с одной стороны - что рот не даёт никакой охраны органу дыхания, и пыль, заразные начала и холодный воздух свободою входят в легкие этой дверью. С другой стороны, носовая полость и её проходы са­ми по себе уже свидетельствуют о большой заботе, которую природа при­ложила именно в этом отношении. Ноздри представляют собою два узких извилистых канала, с щетинистыми волосками, служащие как бы фильтром или ситом для пропускаемого воздуха - примеси останавливаемые этим фильтром при вдыхании выталкиваются наружу обратно при выдыхании. И не только этому важному назначению служат ноздри, но также и согреванию холодного воздуха прежде, чем он попадает в легкие. Длинные и узкие проходы носовой полости выложены теплой слизистой оболочкой и согрева­ют проходящий воздух настолько, что он уже не может повредить нежным тканям гортани или легких.

Ни одно животное, кроме человека, не спит с открытым ртом и не ды­шит через рот, и только человек, и притом человек цивилизованный, со­вершенно извращает в этом прямые указания природы, ибо дикари почти всегда дышать правильно. Возможно, что эта противоестественная привыч­ка приобретена цивилизованным миром вследствие ненормального образа жизни, расслабляющей роскоши и чрезмерной теплоты в домах.

Очистительный и фильтрующий аппарат носовой полости делает воздух достаточно чистым для таких деликатных по строению органов, как легкие и гортань. Примеси и пыль, захватываемая ситом волосков и слизистой оболочкой, выносятся назад при выдыхании или, если они накапливаются слишком быстро, или же попадают в области неподлежащие, природа чиха­нием выбрасывает их вон.

Воздух, прошедший в легкие сквозь ноздри, отличается от наружного воздуха, так же, как фильтрованная вода от воды цистерны. Сложный очистительный аппарат носовой полости, задерживающий в себе все посто­ронние примеси из вдыхаемого воздуха, так же необходим для легких, как для желудка необходима помощь рта, чтобы предохранить его от вишневых косточек, рыбьих костей и тому подобных добавлений к пище. Дышать ртом, по крайней мере, так же противоестественно, как принимать пищу носом.

Вредным последствием дыхания через рот является и то, что вследст­вие сравнительной бездеятельности носовая полость теряет свою особую чувствительность, не освобождается с достаточной энергией от оседающих на ней частиц, и получает наклонность к местным заболеваниям. Как по­кинутая дорога скоро забрасывается мусором и зарастает сорной травой, так и носовая область, оставшаяся без своего нормального употребления, наполняется болезнетворными отбросами и остатками.

Для тех, кто обычно дышит через нос, бывает очень неприятно, когда нос вдруг закладывает, и они принуждены дышать через рот. Чтобы помочь им держаться всегда правильного способа дыхания, может быть будет по­лезно прибавить здесь два слова о легком и верном способе всегда иметь носовую полость в должной чистоте и порядке.

Обычный для этого на Востоке прием - втянуть через нос немного во­ды, пропустить ее через носовые каналы в горло и затем выплюнуть через рот. Индусские йоги погружают лицо в чашку с водою и особым приемом сосания носом втягивают некоторое её количество, но этот способ требу­ет продолжительной практики, и первый действителен не менее, но легче для исполнения.

Другой хороший прием заключается в том, чтобы, открыв для проветри­вания комнаты окна, закрыть одну ноздрю пальцем и втягивать воздух че­рез другую ноздрю.  Затем сделать то же, закрыв вторую ноздрю и открыв первую. Повторить это несколько раз, переменяя ноздри последовательно. Этот способ прекрасно очищает носовую полость.

В случае катара полезно ввести в носовые проходы немного вазелина или какого-нибудь камфарного препарата. Втягивают также в нос экстрак­та лицины понемногу, и это приносить заметное облегчение. При неболь­шой заботе и внимании совсем нетрудно поддерживать носовую полость в должной чистоте и порядке.

Мы отдали столь значительное место этому предмету - дыханию через нос - не только вследствие большой его важности для здоровья вообще, но и потому, что дыхание через нос представляет собою подготовительную стадию для специальных упражнений в дыхании, даваемых нами в этой кни­ге, а также и потому, что дыхание через нос составляет и основной принцип "науки дыхания" йогов.

Мы настаиваем перед читателем на особенной важности для него усво­ить себе этот способ дыхания и советуем - не пренебрегать этой подроб­ностью будто бы второстепенного значения.

Глава VII

ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ДЫХАНИЯ

Рассмотрение вопроса о дыхании мы начнем с ознакомления с механическим устройством нашего дыхательного аппарата. Механика дыхания заключает­ся: 1) в эластических движениях легких и 2) в движениях боков и низа грудной клетки, в которой легкие находятся. Грудная клетка это та часть туловища человека, которая находится между шеей и брюшной по­лостью, и которая в большей части занята легкими и сердцем. Она огра­ничивается спинным хребтом, ребрами, грудной костью и снизу диафраг­мой. Ее можно сравнить с коническим, со всех сторон закрытым, ящиком, которого конический конец направлен кверху, задняя сторона образуется спинным хребтом, передняя - грудной костью и бока - ребрами.

Ребер всего - двадцать четыре, по двенадцати с каждой стороны. Они идут от спинного хребта, и семь верхних пар соединяются впереди с грудной костью, пять же нижних называются "ложными ребрами", и из них только две верхних пары соединены с грудной костью хрящами, а три ниж­них хрящей не имеют, и концы их свободны.

Ребра приводятся в движение рядом поверхностных мускулов, называе­мых межреберными мускулами.

При дыхании мускулы растягивают легкие, так что в них образуется пустота, в которую по известному закону физики и устремляется воздух. В этом процессе дыхания все зависит от так называемых "дыхательных мускулов". Без их помощи легкие не могут двигаться и изучение способов пользоваться и управлять этими мускулами составляет науку о дыхании. Успешное управление этими мускулами состоит в умении расширить легкие насколько возможно больше, чтобы захватить в грудь наибольшее коли­чество животворного воздуха.

Йоги различают четыре главных способа дыхания:

1) Верхнее дыхание.

2) Среднее дыхание.

3) Нижнее дыхание.

4) Полное дыхание йогов.

Мы дадим общий очерк первых трех способов и подробно остановимся на четвертом, на котором главным образом и, основана, наука йогов о дыха­нии.

1. Верхнее дыхание

Этот способ дыхания известен на Западе под названием "ключичного дыха­ния". Дыхание этого рода, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи, в то же время сжимая кишечник и надавливая им на диафрагму, которая в ответ тоже напрягается, вспучиваясь.

При этом используется только верхняя часть легких, которая притом же по величине есть и наименьшая, и, следовательно, при этом в легкие входить лишь наименьшая часть воздуха, чем могла бы. Вдобавок и диаф­рагма, двигаясь вверх, не имеет много места в этом направлении. Анато­мическое изучение грудной полости убедит каждого, что при этом способе получается при наибольшем усилии наименьший полезный результат.

Верхнее дыхание, очевидно, наихудшее дыхание. Оно расточает энергию и бедно результатами. Именно этот способ дыхания всего более распрост­ранен на Западе.  Так, обыкновенно, дышат женщины и даже певцы, пропо­ведники, адвокаты и др., которые, казалось бы, должны были лучше знать дело.

Много болезней голосовых и дыхательных органов происходит непосред­ственно от этого варварского способа дыхания и от того напряжения, ко­торому он подвергает органы столь деликатные по своему строению. Хрип­лый неприятный голос - частый результат его. Многие, дышащие именно этим способом, обязаны этим дурной привычке дышать открытым ртом.

Если читатель сомневается в правильности сказанного, ему нетрудно проверить это собственным опытом - пусть он, выдохнув из груди весь воздух, станет прямо, опустив руки спокойно по сторонам, и затем вздохнет, приподнимая плечи и ключицы. Он убедится, что количество вдохнутого воздуха будет гораздо меньше нормального. Затем пусть он сделает вздох полной грудью, опустив плечи и ключицы, и он получит на­глядный урок, который он, конечно, запомнит лучше, чем всякие слова, сказанные или напечатанные.

2. Среднее дыхание

Этот способ дыхания известен на Западе под названием реберного или междуреберного дыхания и хотя менее плох, чем верхнее дыхание, однако гораздо ниже по результатам полного дыхания йогов. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх, и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются, и грудь соответственно расширяется. Так как мы можем указать два способа лучших, то в ним мы непосредственно и перейдем.

3. Нижнее дыхание

Эта форма дыхания гораздо лучше обеих, описанных выше, и в последние годы некоторые западные авторы превознесли ее под именем "брюшного" дыхания", "глубокого дыхания", "диафрагмического дыхания" и пр. Для йогов же эта форма дыхания составляет лишь часть той системы, которая им известна уже многие столетия и называется ими "полным дыханием".

Что такое диафрагма? Диафрагма - это большой, плоский мускул, отде­ляющий грудную полость от брюшной. В состоянии покоя он образует как бы небо над брюшной полостью, имея выпуклость, обращенную к легким. По отношению же к легким диафрагма представляет собою как бы поднявшийся округлый холм. Когда диафрагма приходить в действие, вершина понижает­ся, и диафрагма давит на кишечник.

При нижнем дыхании легкие имеют более свободы действия и сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании. Но в итоге верхнее дыхание наполняет возду­хом только верхнюю часть легких, среднее - только среднюю и часть верхней, а нижнее - среднюю и нижнюю. Очевидно, что способ дыхания, который наполняет воздухом всё пространство легких, предпочтительнее каждого из этих трех, давая возможность легким усвоить из воздуха наи­большее количество праны. Таким наилучшим из всех является "полное ды­хание" йогов.

4. Полное дыхание йогов

"Полное дыхание" йогов соединяет в себе все хорошие стороны  верхнего,

среднего  и  нижнего дыхания,  не имея их недостатков.  Оно приводит в

движение весь дыхательный аппарат легких,  каждую их клеточку,  каждый

мускул  дыхательной  системы.  Максимум пользы получается при минимуме

затраченной энергии.  Грудная полость расширяется во всех направлениях

и  каждая часть её дыхательного механизма работает в полную меру своей

возможности.

Одна из важнейших особенностей этого метода дыхания та, что при нем все мускулы дыхательного аппарата находятся в действии, тогда как при других формах дыхания часть мускулов даже совершенно не двигается. При полном дыхании приводятся в движение мускулы, двигающие ребрами, при чем легкие расширяются.

Диафрагма при этом имеет полную свободу выполнить свое назначение и оказать действию легких наибольшую помощь. Нижние ребра оттягиваются диафрагмой вниз, тогда как другие мускулы удерживают их на месте, а междуреберные тянут вверх, вследствие чего средняя часть груди расши­ряется до максимума. Верхняя часть легких наполняется воздухом, тоже в полной мере, благодаря действию тех же междуреберных мускулов. Такое общее и одновременное действие всех мускулов верхней, средней и нижней части груди и диафрагмы дает наилучшие результаты. В следующей главе мы укажем практические приёмы и упражнения, посредством которых можно усвоить себе "полное дыхание" йогов.

Глава VIII

КАК УСВОИТЬ СЕБЕ ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ

Полное дыхание йогов есть основа всего учений йогов о дыхании, и вы должны вполне освоиться с ним и овладеть им в совершенстве, если хоти­те получить результаты и от других форм дыхания, описываемых в этой книге. Не должно удовлетворяться полуусвоением, нужно поработать серь­езно, пока это дыхание не станет вашим обычным дыханием. Это потребует труда, времени и терпения, но без этих трех вещей никогда ничего не достигалось. Перед вами не легкий путь в науку о дыхании, и вы должны быть готовы много потрудиться, если желаете иметь результаты. Резуль­таты, даваемые полной властью над дыханием, очень велики, и никто из достигших "полного дыхания" по своей воле не возвращается к старому способу; наоборот, все говорят, что их труды щедро вознаграждены. Итак, не ограничивайтесь беглым просмотром и поверхностной пробой не­которых из указанных здесь приемов дыхания, почему-либо особенно прив­лекших ваше внимание, но будьте настойчивы и результаты не замедлят появиться. Если же вы отнесетесь к делу небрежно, то только сделаете себе временное развлечение из дела.

Считаем нужным прежде всего сказать, что полное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это есть прямое возвра­щение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизо­ванных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу жизни, ненормальной одежде и пр., теряет нормаль­ное дыхание. И мы спешим предупредить читателя, что полное дыхание вовсе не обозначает полного наполнения воздухом легких при каждом вды­хании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу полно­го дыхания, но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему легких. Однако несколько раз в день, в удоб­ное для того время, должно делать ряд глубоких полных вдыханий, чтобы поддерживать всю систему в должном порядке.

Следующее простое упражнение ясно покажет вам, что собственно есть дыхание.

1. - Станьте или сядьте прямо. Втягивая воздух через ноздри, делай­те медленное вдыхание, наполняя нижнюю часть легких, что достигается действием диафрагмы, которая, опускаясь, нажимает мягко на брюшную по­лость. Заставляя выдвинуться вперед переднюю станку живота, наполняйте воздухом среднюю часть легких, раздвигая нижние (ложные) ребра, груд­ную кость и весь грудной ящик. Затем наполните воздухом верхнюю часть легких, расширяя верх груди и раздвигая верхние шесть пар ребер. В заключение нужно втянуть внутрь нижнюю часть живота, что даст опору легким и позволит наполнить воздухом и самую верхнюю часть.

На первый взгляд вам покажется при чтении этого описания, что дыха­ние это состоит из трех раздельных движений. Это однако неверно. Вды­хание идет одним движением, которым поднимается в указанной последова­тельности вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних ребер и ключиц. Избегайте толчков в дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением, вы должны приучить себя делать полное вдыхание в течете двух секунд.

2. - Задержите дыхание на несколько секунд.

3. - Медленно выдыхайте, держа грудь по-прежнему широко расправлен­ной и отпуская понемногу живот по мере того, как воздух выходит из легких. Когда воздух выйдет из легких весь, отпустите напряжение груди и живота. Небольшая практика сделает для вас все это движение легким, и усвоенное однажды, далее оно сделается уже автоматическим.

Легко видеть, что при этом способе дыхания все части дыхательного аппарата приводятся в движение, и упражняются все части легких вплоть до самых отдаленных их клеток. Грудная клетка расширяется во всех нап­равлениях. Вы должны заметить при этом, что полное дыхание есть, дейс­твительно, соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания, следующих быстро одно за другим, так что образуется одно общее, целостное, пол­ное дыхание.

Вы убедитесь в этом, когда проделаете полное дыхание, став перед зеркалом и приложив руки к верху живота, чтобы чувствовать все движе­ния. При конце вдыхания следует слегка приподнимать плечи, чтобы, под­нимая при этом ключицу, дать воздуху пройти и в самую верхушку правого легкого, место особенно излюбленное туберкулезом.

Усвоить себе полное дыхание - это, быть может, дастся лишь не без некоторых усилий, но, раз приобретя его, вы уже наверно по собственно­му желанию не вернетесь к вашему нынешнему.

Глава IX

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ПОЛНОГО ДЫХАНИЯ

Сколько ни говорить о преимуществах полного дыхания перед другими фор­мами, это никогда не будет чересчур много. И читатель, внимательно прочитавший предыдущие страницы, не будет нуждаться в новых указаниях на эти преимущества.

Практика полного дыхания сделает всякого человека, как мужчину, так и женщину, совершенно свободным от опасности заболеть чахоткой или ка­ким-либо расстройством дыхательных органов, раз и навсегда избавить от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т. п. Чахотка обязана своим происхождением, главным образом, пониженной жизненности, которая в свою очередь зависит от недостаточного количества вдыхаемого воздуха. Понижение жизненности делает организм более доступным и открытым для проникновения в него болезнетворных зародышей. Неполное дыхание позво­ляет з

 

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов