ВЕДИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИРОДЫ ВРЕМЕНИ.
Что такое время ? Этот вопрос во все эпохи ставил в тупик философов.
Если попытаться кратко ответить на этот вопрос, то можно сказать: "
Время -- это то, что изменяет все вещи ", или, если хотите, можете
принять точку зрения Альберта Эйнштейна, который говорил: " Время --
это то, что показывают часы ". Но, может быть, вы считаете, что этот
вопрос сам по себе -- пустая трата времени ?
В " Бхагавад-гите " Верховная Личность Бога Господь Кришна даёт
ответ на этот вопрос. Он говорит: " Я -- время, великий разрушитель
мира". В соответствии в Гитой и другой Ведической литературой, время
является непостижимой энергией Всевышнего Господа, посредством этой
энергии Он полностью уничтожает всё существующее. Мы измеряем время в
соответствии с движением физических объектов. Время обращения Земли
вокруг Солнца мы называем годом. Время обращения Луны вокруг Земли мы
называем месяцем, а время обращения Земли вокруг своей оси мы называем
сутками.
Для того, чтобы разделить сутки на часы, минуты и секунды, мы
изучаем движение других физических объектов. Песок, вода, маятник,
кристаллы кварца, атомы цезия -- вот некоторые из тех вещей, которые
человек использует для того, чтобы определить продолжительность
отрезков времени. Проводя многократные наблюдения за колебанием и
вращением этих предметов и сопоставляя их с движением величайших
планет, мы можем разделить наши сутки.
Любой предмет или механизм является своего рода часами, поскольку
всё физическое связано со временем. Даже биение наших сердец и
старение наших тел может служить мерой бегущих мгновений. Санскритское
слово КАЛА-ЧАКРА означает контролирование временем циклического
движение проявленного мира. КАЛА -- это имя Верховной Божественной
личности в Его образе времени, а ЧАКРА означает колесо. Каждый
физический предмет , от атомарной частицы до целой Вселенной имеет
своё определённое колесо времени, которому оно вынуждено следовать.
Поэтому КАЛА-ЧАКРА указывает не только на движение объектов, но также
на длительность их существования и на их жизненные возможности. Земля,
Солнце и Луна, звёзды и другие планеты исчезают с ходом времени, и
длительности их существования являются КАЛА-ЧАКРАМИ.
Однако, несмотря на все наши анализы и измерения, время не
становится более постижимым и попрежнему мриводит нас в недоумение. В
основе наших наблюдений за движением и изменением ! ! великого
множества "часов" -- искусственных и природных, мы начинаем понимать,
что вокруг нас нет времени как такового, но есть воздействие времени
на все эти объекты. И то, что мы измеряем, это тоже не время, а
длительность этих воздействий по отношению к другим. Время само по
себе неизмеримо, так как не имеет ни начала ни конца. Оно находится
над всеми этими взаимодействиями, применяя свои различные чакры,
придавая физическому миру форму в соответствии с волей Господа.
Несмотря на то, что мы не можем наблюдать, время непосредственно,
мы можем узнать о нём многое с помощью Ведической литературы, наблюдая
его воздействие. Я уже упоминал о всеобщем эффекте времени --
разрушении. Кришна говорит, что Он в Своём качестве времени является
величайшим разрушителем мира. Но также, как мы можем узнать из
ведических писаний и из своего собственного опыта, время приносит не
только разрушение, но также творение и поддержание.
Внутри каждой кала-чакры есть точка творения поддержания и
разрушения. Каждая вещь имеет данный ей перечень творения, поддержания
и разрушения под влиянием времени. Вселенная, в соответствии со
Шримад-Бхагаватам, сотворена в определённое время, поддерживается в
течение периода, эквивалентного трёхсот десяти триллионам солнечных
лет, и затем разрушается. После разрушения она воссоздаётся снова и
начинается новый цикл. Таким образом, несмотря на то, что основной
эффект времени -- это разрушение, физический мир проходит через
повторяющиеся рождение и уничтожение.
Внутри циклов творения и уничтожения время имеет много проявлений.
Время приносит рождение, смерть, старость, и болезни -- четыре вида
материальных страданий, упоминаемых в " Бхагавад-гите ". Оно приносит
страдания, происходящие от природных факторов, таких как ураганы,
торнадо, засухи, а также страдания, причиняемые другими существами,
настроенными агрессивно по отношению к нам.
Поэтому мы знаем, что время всегда и везде является "
приспособлением " для страданий. Оно окружает нас, заключая в свою !
тюрьму и постепенно уничтожает всё, что мы имеем. Радость, которую мы
испытываем, несомненно приходит к концу и будет смешана со страданием.
Это подобно удовольствию от еды мороженного, смешанного с песком:
преобладающим эффектом будет страдание.
Всевышний Господь в своей форме времени, однако, не является
непосредственно ответственным за наши страдания, не более чем
правительство ответственно за страдания заключённых в государственных
тюрьмах. Для того, чтобы лишить преступников возможности создавать
беспокойства в обществе, правительство изолирует их. Однако, оно
создаёт не только тюрьмы, но и парки, школы, автострады. Жители
государства сами решают, будут ли они наслаждаться свободой, оставаясь
законопослушными гражданами, или страдать как заключённые в тюрьме.
Подобно этому, те души, которые завидуют Кришне и хотят занять его
место, низвергаются в физический мир, где они заключаются в тюрьму
временных тел и подвергаются страданиям в за свою греховную
деятельность. В Ведической литературе несущая несчастья разрушительная
природа времени представлена богиней Кали. Верховный Господь
конролирует Капли, которая налагает различные виды наказаний на
заключённых в этой Вселенной.
Кали -- это тюремщица. Именно она, а не Сам бог, должна наказывать
заключённых в соответствии с их определённой преступной деятельностью.
Кали персонифицирует опустошение. В период творения, поддержания и
разрушения она управляет многочисленными несчастьями материальной
жизни. Проявления времени, как мы можем видеть и испытывать их, всё
это Кали.
Но даже Кали не следует обвинять в наших страданиях. Она является
чистой преданной Верховной Личности Бога, Кришны и её неблагодарная
обязанность в том, чтобы напоминать мятежным душам о тщетности
стараний наслаждаться жизнью без Него. Каждый из нас -- вечная
фрагментарная частица Кришны и наша вечная функция в том, чтобы
служить Ему. Вне служения и общения с Кришной мы увядаем и опадаем как
листва, отделённая от дерева. Поэтому в " Бхагавад-гите " Господь
Кришна, исключительно для нашего благополучия, просит нас предаться
Ему. Кали или материальная природа пытаеться убедить нас, что
пренебрежение его просьбой противоречит нашим объективным интересам.
В " Бхагавад-гите " Кришна объясняет, что вне повторяющихся творений
и уничтожений этой Вселенной существует трансцендентный мир, который
вечен и неразрушим. Он также провозглашает, что те которые предаются
Ему, могут с лёгкостью войти в туда.
Непостижимая энергия Кришны также существует в духовном мире, но
Кали, опустошительный образ времени, отсутствует там. Трансцендентная
жизнь поэтому не омрачается чередующимися творением, поддержанием и
разрушением. Вместо этого время только поддерживает, и поэтому
обитатели трансцендентного мира свободны в вечном служении Верховной
Личности Бога Кришне, без каких-либо препятствий. Таким образом, в то
время как Кали приносит Смерть, рождение и другие страдания,
трансцендентный образ времени даёт Кришне и Его преданным бесконечное,
постоянно увеличивающееся духовное счастье. Это Духовное счастье
существует даже в этом временном мире для каждого, кто принимает
преданное служение Кришне.
Каждый человек кому-то служит. Это могут быть родственники, друзья,
начальство, нация и так далее. Но все результаты такого служения
временны и иллюзорны. Родители рано или поздно умирают, дети
подрастают и уходят из дома, да и сами мы не вечны. Истинное, вечное,
духовное счастье можно обрести только служа тому, кто им обладает,
Кришне -- источнику всего, Верховной Абсолютной Личности Бога.
Итак, что же такое время ? Время -- это машина или для страданий или
для бесконечного счастья. Нам самим выбирать. В обоих случаях время
всегда остаётся источником надоумений, являясь непостижимой энергией
Всевышнего Господа. Но лучше приходить в замешательство от
неограниченной способности времени приносить духовное наслаждение, чем
от его разрушительной силы.
|