Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Дешане Ж. М. Йога в десяти уроках |
Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве zip по указанной выше ссылке
Дешане Ж. М.
"Йога в десяти уроках"
ВВЕДЕНИЕ
Введение Христианская йога? Возможно ли создать систему йоги, которая по духу являлась бы христианской? Этот вопрос задается уже не первый год, и все пытавшиеся на него ответить проявляли при этом крайнюю осторожность. Вспомним суть их ответов. По мнению доктора Юнга» высказанному им в труде «Йога и Запад», европейцы устроены так, что «неизбежно» используют йогу наихудшим образом, какой только возможен Тем не менее, доктор Юнг признает, что некоторые виды йоги, некоторые формы занятий йогой Западу необходимы «Западной цивилизации,—• пишет он,— нужно прежде всего избавиться от ограниченности и невежества, для чего следует глубже постичь ту сторону натуры человека, которая является собственно человеческой. Этих знаний не приобретешь, по-обезьяньи копируя методы, принятые у других народов, поскольку они выработаны в совершенно иных психологических условиях. Западу придется создать свою собственную йогу, основанную нахристианеком мировоззрении, —и со временем он ее создаст».
Эти слова Юнга цитирует фр.
Регаме и добавляет:
«Элементарное знание йоги,
безусловно, является фактором, способствующим достижению физического и
психического равновесия. Но если вы хотите добиться большего, вам
необходим знающий гуру — христианский гуру (если таковой найдется),
мастер, способный указать ученику путь от йоговских методов
сосредоточения к молитве и благочестивым размышлениям пред лицом
Господа... Йога, вероятно, поможет нам обновить свои способы молитвы;
однако я думаю,— судя по собственному опыту,— что в первую очередь она
должна пройти «обращение», то есть забыть себя и открыться Богу живому;
ей нужно осознать свободу божественной воли, божественной личности, как
средоточия благодати; иными словами, ей следует отказаться от идеи, что
она является действенным методом единения с божеством. Если мы признаем,
если мы назовем йогу способом обращения к Богу, объединяющим тело и
душу, тогда я готов поверить в возможность существования даже не одной,
а множества христианских форм йоги». Я не читал Юнга, однако пришел к заключению, что истинная и цельная жизнь христианина начинается непременно с более глубокого понимания того, что имеется в человеке собственно человеческого. Непосредственным следствием этого должно стать большее уважение к человеческой натуре как продукту воли Божьей, а также стремление не нарушать единства, заложенного в человеке Богом. Мы представляем собой тело, душу (ум) и дух (сердце). Однако тело с его склонностями часто доминирует в нас, оставляя в тени остальные наши составные части. И наоборот, зачастую наши устремления сводятся к тому, чтобы жить исключительно на интеллектуальном плане. Обычно мы далеки от того, чтобы поставить силу тела и успехи ума на службу самой благородной части нашего существа — сердцу, или духу. Я сразу предположил, что йоговские упражнения (различные позы [асаны] и дыхательные упражнения [пранайяма]) и практика концентрации помогают человеку достичь внутри самого себя синтеза трех аспектов своей натуры; добиться единения с собой и быть самим собой пред лицом Господа, который создал человека и постоянно притягивает его к себе. Мне показалось, что занятия йогой порождают некоторую внутреннюю тишину, благоприятную для созерцания, приближения к Богу и контакта с различными его ипостасями. Все, что мне нужно было сделать, это поставить цель, привести ее в соответствие с христианским идеалом и выбрать из числа йоговских упражнений те, которые вернее приведут к цели
Это не заняло у меня много
времени. На помощь мне пришла своеобразная интуиция, и после многих
месяцев неизбежных первоначальных трудностей (у меня не было гуру!) я
смог оценить в целом полученный мною опыт, и мне осталось только
обобщить его. В 1955 году, по поручению парижского издательства Декле, я
написал книгу «Путь молчания»4 (впоследствии она была
переведена на многие языки5). Тем временем меня послали в
тропики. Желая ознакомить со своим методом африканцев — как черных, так
и белых — и получая многочисленные письменные просьбы дать более
подробное объяснение некоторых аспектов своего метода, слишком сжато
изложенного в «Христианской йоге», я подготовил полный заочный курс,
который лег в основу данной книги. В ней я вновь рассмотрел существо
доктрины, о которой шла речь в «Христианской йоге», и дал
усовершенствованное описание йоговских поз и дыхательных упражнений. Говоря по правде, сегодня я чувствую некоторое волнение, когда думаю о том, как благосклонно был принят мой скромный труд во многих уголках земли.6 Такой прием, мне думается, неоспоримо доказывает полезность христианской йоги, во всяком случае, той формы йоги, которая является христианской но духу. Надеюсь, что мой опыт будет интересен тем людям, которые, как н я, желают служить человечеству и оставаться верными посланию, исходящему от Бога живого и Сына Его, Иисуса! Жан-Мари Дешане, орден св. Бенедикта. Монастырь Святого Бенедикта, Кансениа (Катанга) Первоначальная версия носила многозначительное название: «Метод созерцания, основанный на йоге». Урок первый (Что такое хатха - йога?)
ТЕОРИЯ Этому искусству, этой системе, объединяющей физическую и психическую культуру, нелегко дать определение. Ее смысла и целей не разъяснить в нескольких словах. В преимуществах этой системы лучше всего убеждает практика ее постепенного освоения. Но даже на этой ранней стадии я предпочел бы дать вам некоторые представления о хатха-йоге (в дальнейшем я буду называть ее просто йогой), пусть неполное, но, по возможности, точное. Удобнее всего будет сравнить и сопоставить упражнения йоги с гимнастическими упражнениями и прочими физкультурными занятиями. Упражнения динамические — Упражнения статические Гимнастика развивает мускулатуру, заставляя ее работать. Мышцы подвергаются при этом последовательным растяжениям и сжатиям (число которых может быть очень большим), обычно в довольно высоком темпе. Для каждой мышцы существует одно или несколько упражнений. Пример: Ниже приведено одно из многих гимнастических упражнений (обыкновенно называемых отжиманием) для развития трицепсов (мышц руки), а также грудных и брюшных мышц. «Лечь, ладони положить на пол на уровне груди. Приподняться на руках, тело держать в вытянутом положении (отжимание). Затем согнуть руки и грудью коснуться земли (наклон). Обе части упражнения повторить в быстром темпе десять-пятнадцать (или более) раз. Распрямляя руки, вдыхайте, а сгибая — выдыхайте (или наоборот)». Еще один пример: Тренировка брюшных, а также спинных мускулов. «Встаньте прямо. Поднимите вытянутые руки над головой. Прогнитесь назад, насколько сможете. Согнитесь вперед и коснитесь руками пальцев ног. Снова выпрямитесь. Ритмично повторяйте упражнение, стараясь в конце коснуться обеими ладонями пола — хотя бы на мгновение». Это упражнение выглядит довольно грациозно. Когда его цель (коснуться земли, не сгибая колен) достигнута, важна только динамика. Внимание концентрируется на том, чтобы выполнить упражнение как можно лучше и быстрее, давая мышцам максимальную нагрузку. В йоге все совершенно иначе. В этом и следующих уроках я намерен описать два йоговских упражнения, до некоторой степени сопоставимых с вышеприведенными: в «Змее» имеется то же самое распрямление рук, а в «Глубоком поклоне» — то же самое сгибание туловища. Однако в обоих случаях упражнение выполняется только один или два раза — максимум три — и обязательно медленно — так медленно, как только возможно. Приняв позу, следует некоторое время в ней оставаться, и с каждым разом все дольше и дольше. В этом состоит первое отличие (или, вернее, ряд связанных между собой отличий) гимнастических упражнений от йоговских. Позвольте мне вкратце их перечислить: 1. В обычной физкультуре предполагается динамика. Упражнения йоги лишены динамики.
2.
В одном случае: упражнения
повторяются быстро и с 3. В первом случае чередуются сокращения и растяжения. Во втором—медленное сокращение определенной группы мышц происходит один раз, а затем снова следует общее расслабление. 4. В первом случае напрягаются, главным образом, мышцы. Во втором — железы (в этом мы убедимся ниже). Другие, причем более важные, расхождения связаны с основным смыслом обеих систем. Об этом я поговорю позднее. Чем точнее вы станете следовать моим инструкциям, тем яснее выявятся эти различия. Но разрешите мне привлечь ваше внимание к двум из них. Гимнастика на публике — Гимнастика в уединении Обычная физическая культура пригодна для групповых занятий. Это зрелище, непременно включающее в себя соревновательный элемент. При коллективных занятиях успех заключается в том, чтобы превзойти других участников в числе повторов и в скорости движений. Когда физкультурник занимается в одиночку, он стремится выполнять каждое упражнение лучше, чем в предыдущий раз или предыдущий день, и так далее. Такие мысли не чужды, вероятно, и одинокому приверженцу йоги. Но он не придает им такого большого значения. В йоге самое важное поза. Те, кто изучает йогу, принимают нужные позиции не «прыжком», а плавно. Зрелищная сторона выполняемых упражнений их нимало не интересует. Они сосредоточивают внимание на работающих мускулах, а приняв позицию, прекращают усилия. Они расслабляются и остаются в расслабленном состоянии некоторое время. Изучающий йогу самостоятелен; ему нужно быть в одиночестве, чтобы ничем не отвлекаться; он должен быть занят только собой, чтобы достичь максимального мира и спокойствия. Разумеется, можно практиковаться и в небольшой группе, под руководством опытного инструктора. Но, как правило, лучше работать отдельно.7 Учащийся занимается упорней и достигает больших успехов. 7 Не вижу причин, почему бы не устраивать время от времени совместные занятия. Я представляю себе регулярные встречи пяти или шести адептов, живущих в одном городе или. одной общине. Более опытные возьмут на себя руководство и определят порядок поз в соответствии с заранее намеченным планом. Остальные будут выполнять те же упражнения, но совершенно свободно, сами по себе. Это может продлиться четверть часа, самое большее двадцать минут. В заключение последует «тихая медитация», продолжительностью не более десяти минут; .каждый адепт примет ту позу, которая ему лучше знакома («Лотос», «Совершенная поза» или се варианты). У совместных занятий имеются два преимущества: обновляется энтузиазм участников и вновь обретают цель занятий те, кто начал терять ее из виду. Разумеется, на долю руководителей занятий выпадает нелегкая задача — но какая благодарная! (См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел 1, стр. 142 и далее). Здоровье, сила и красота — Равновесие и самоконтроль Основное различие между физической культурой и йогой заключается в задачах, которые ставят перед собой две эти системы. Цель физкультурника — сделать свое тело сильным и здоровым, мускулистым, грудь — широкой, а руки — мощными. Йог достигает, в большей или меньшей степени, того же результата, однако цели у него иные. Он стремится к спокойствию, желает освободиться от усталости, а вернее — стать к ней невосприимчивым. Йог хочет притушить некоторые из своих наклонностей — гнев или нетерпение,— которые являются свидетельством телесного или психического нездоровья. Его цель — жить более полной жизнью и быть при этом ее хозяином. Он желает избежать гнета некоторых телесных потребностей, но не теряет связанных с ними преимуществ. Этот предмет мы вскоре рассмотрим подробнее. Цель йога, говоря короче,— усовершенствовать себя, избавить от стоящих на пути препятствий. Тело, вместо того чтобы — как часто бывает — причинять различные неприятности и препятствовать прогрессу, расцвету умственных и духовных сил, должно стать помощником. Вот и все, что я, на данной стадии своих рассуждений, собирался сказать об этих жизненно важных предметах. Если вы захотите задать мне вопрос: «Каким образом йоговские упражнения делают занимающегося спокойным, свободным, во всех отношениях развитым человеком?», я отвечу: «Подождите и увидите. Начинайте упражняться, и со временем, когда вы почувствуете, что система действует, я все это вам объясню. И не только это, а и многое другое!» Сейчас вы знаете уже достаточно, чтобы самостоятельно приступить к некоторым упражнениям и ежедневным процедурам.8
8 См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел I,
стр. 143. Как? Когда? Где? Лучше всего—на открытом воздухе. Выберите по-настоящему спокойное место—на берегу реки или в уголке вашего сдца. Если потребуется, выровняйте площадку, избавьтесь от камней, веток и всего прочего, что может поранить вас или причинить неудобство. Расстелите мат или коврик. Однако организовать занятия на открытом воздухе бывает нелегко, а иногда и невозможно. В таком случае вам придется отступить в спальню. Это должна быть тихая, хорошо проветренная комната. Поместите коврик в углу (и в дальнейшем места не меняйте) напротив окна.9 Запритесь. Важно, чтобы вам никто не мешал. Постель для упражнений не подходит — разве что очень жесткая. Наиболее подходящее время, без сомнения, утром, перед завтраком. Те, кто не готов к занятиям в это время суток, могут отложить упражнения до любой свободной минуты. Возможно, им будет удобнее всего заниматься перед сном, но только не сразу после ужина. Еще лучше, для тех, кто работает в конторе, упражняться после возвращения домой с работы, до еды.10 Снимите лишнюю одежду: достаточно купальника или трусов. Ничто не должно мешать движениям, давить на талию или живот. Выберите короткие трусы, которые держатся на бедрах. В первую очередь — научитьс
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Уважаемый посетитель! Если Вам понравился мой сайт -просьба- кликни по какой-нибудь рекламке
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |