ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Буду признателен, если поделитесь информацией в социальных сетях

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 
скачать бесплатно книгу е. филатова. искусство понимать себя и окружающих.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ САЙТА
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

Код доступа 2461537

Е. Филатова. Искусство понимать себя и окружающих.

скачать

 

Выдержки из произведения

Екатерина Сергеевна Филатова.

Искусство понимать себя и окружающих.

Оглавление TOC \h \z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3"

Предисловие. PAGEREF _Toc66461990 \h 2

Часть I. Соционическая типология. PAGEREF _Toc66461991 \h 5

Глава 1. Истоки соционики: типология К. Г. Юнга. PAGEREF _Toc66461992 \h 5

Глава 2. Ведущий блок психотипа. PAGEREF _Toc66461993 \h 12

Глава 3. Установка сознания ведущего блока. PAGEREF _Toc66461994 \h 15

Глава 4. Модель Юнга (модель «Ю»). PAGEREF _Toc66461995 \h 16

Глава 5. Рациональность — иррациональность. PAGEREF _Toc66461996 \h 18

Глава 6. Давайте попробуем... PAGEREF _Toc66461997 \h 20

Глава 7. Модель Аушры Аугустинавичюте (модель «А»). PAGEREF _Toc66461998 \h 23

Глава 8. Усиление функций. Соционические подтипы. PAGEREF _Toc66461999 \h 24

Часть II. Описание соционических типов. PAGEREF _Toc66462000 \h 25

Глава 1. Практики (логические сенсорики и сенсорные логики). PAGEREF _Toc66462001 \h 26

1. Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). PAGEREF _Toc66462002 \h 26

2. Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). PAGEREF _Toc66462003 \h 32

3. Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). PAGEREF _Toc66462004 \h 37

4. Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). PAGEREF _Toc66462005 \h 42

Сравнительный анализ психотипов «Практики». PAGEREF _Toc66462006 \h 50

Глава 2. Исследователи (логические интуиты и интуитивные логики). PAGEREF _Toc66462007 \h 52

1. Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). PAGEREF _Toc66462008 \h 52

2. Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). PAGEREF _Toc66462009 \h 57

3. Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). PAGEREF _Toc66462010 \h 65

4. Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). PAGEREF _Toc66462011 \h 72

Сравнительный анализ представителей группы «Исследователи». PAGEREF _Toc66462012 \h 78

Глава 3. Социалы (этические сенсорики и сенсорные этики). PAGEREF _Toc66462013 \h 80

1. Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). PAGEREF _Toc66462014 \h 80

2. Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). PAGEREF _Toc66462015 \h 86

3. Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). PAGEREF _Toc66462016 \h 92

4. Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). PAGEREF _Toc66462017 \h 98

Сравнительный анализ группы «Социалы». PAGEREF _Toc66462018 \h 104

Глава 4. Гуманитарии (этические интуиты и интуитивные этики). PAGEREF _Toc66462019 \h 106

1. Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). PAGEREF _Toc66462020 \h 106

2. Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). PAGEREF _Toc66462021 \h 113

3. Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). PAGEREF _Toc66462022 \h 118

4. Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). PAGEREF _Toc66462023 \h 124

Сравнительный анализ представителей группы «Гуманитарии». PAGEREF _Toc66462024 \h 131

Часть III. Интертипные отношения. PAGEREF _Toc66462025 \h 134

Глава 1. Дуальные отношения. PAGEREF _Toc66462026 \h 135

Глава 2. Полудуальные отношения. PAGEREF _Toc66462027 \h 138

Глава 3. Миражные отношения. PAGEREF _Toc66462028 \h 140

Глава 4. Отношения полной противоположности. PAGEREF _Toc66462029 \h 142

Глава 5. Зеркальные отношения. PAGEREF _Toc66462030 \h 144

Глава 6. Отношения конфликта. PAGEREF _Toc66462031 \h 146

Глава 7, 8. Отношения ревизии. PAGEREF _Toc66462032 \h 149

Глава 9. Отношения тождества. PAGEREF _Toc66462033 \h 154

Глава 10. Родственные отношения. PAGEREF _Toc66462034 \h 156

Глава 11. Отношения суперэго. PAGEREF _Toc66462035 \h 159

Глава 12. Деловые отношения. PAGEREF _Toc66462036 \h 162

Глава 13. Отношения активации. PAGEREF _Toc66462037 \h 164

Глава 14. Отношения квазитождества. PAGEREF _Toc66462038 \h 166

Глава 15, 16. Отношения социального заказа. PAGEREF _Toc66462039 \h 169

Глава 17. Выводы. PAGEREF _Toc66462040 \h 171

Часть IV. Последняя, итоговая.... PAGEREF _Toc66462041 \h 175

Глава 1. Знаки соционических функций. PAGEREF _Toc66462042 \h 175

Глава 2. Типы, интертипные отношения и подтипность. PAGEREF _Toc66462043 \h 178

Глава 3. Давайте поразмышляем.... PAGEREF _Toc66462044 \h 183

Приложения. PAGEREF _Toc66462045 \h 185

Приложение 1. Итоговая характеристика психотипов. PAGEREF _Toc66462046 \h 185

Логико-сенсорный экстраверт (ESTJ, Штирлиц, Администратор). PAGEREF _Toc66462047 \h 185

Сенсорно-логический интроверт (ISTP, Габен, Мастер). PAGEREF _Toc66462048 \h 186

Сенсорно-логический экстраверт (ESTP, Жуков, Организатор). PAGEREF _Toc66462049 \h 187

Логико-сенсорный интроверт (ISTJ, Максим, Систематик). PAGEREF _Toc66462050 \h 187

Логико-интуитивный экстраверт (ENTJ, Джек, Предприниматель). PAGEREF _Toc66462051 \h 188

Интуитивно-логический интроверт (INTP, Бальзак, Критик). PAGEREF _Toc66462052 \h 189

Интуитивно-логический экстраверт (ENTP, Дон Кихот, Искатель). PAGEREF _Toc66462053 \h 189

Логико-интуитивный интроверт (INTJ, Робеспьер, Аналитик). PAGEREF _Toc66462054 \h 190

Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Гюго, Энтузиаст). PAGEREF _Toc66462055 \h 191

Сенсорно-этический интроверт (ISFP, Дюма, Посредник). PAGEREF _Toc66462056 \h 191

Сенсорно-этический экстраверт (ESFP, Наполеон, Лидер). PAGEREF _Toc66462057 \h 192

Этико-сенсорный интроверт (ISFJ, Драйзер, Хранитель). PAGEREF _Toc66462058 \h 193

Этико-интуитивный экстраверт (ENFJ, Гамлет, Артист). PAGEREF _Toc66462059 \h 193

Интуитивно-этический интроверт (INFP, Есенин, Лирик). PAGEREF _Toc66462060 \h 194

Интуитивно-этический экстраверт (ENFP, Гексли, Инициатор). PAGEREF _Toc66462061 \h 195

Этико-интуитивный интроверт (INFJ, Достоевский, Гуманист). PAGEREF _Toc66462062 \h 195

Приложение 2. Тесты, определяющие типовые характеристики. PAGEREF _Toc66462063 \h 196

I. Цифровой тест (составлен В. Мегедь и А. Овчаровым). PAGEREF _Toc66462064 \h 196

II. Идентификатор подтипов (составлен В. Гуленко). PAGEREF _Toc66462065 \h 197

III. Опросник Д. Кейрси. PAGEREF _Toc66462066 \h 198

IV. Соционический тест. PAGEREF _Toc66462067 \h 203

Литература. PAGEREF _Toc66462068 \h 206

Предисловие.

В тот год, когда я заканчивала школу, мне, как и многим моим одноклассникам, предстоял нелегкий выбор будущей профессии. Родители считали, что, как и они, я должна стать инженером; учительница музыки была уверена, что мне надо подавать документы в консерваторию, а учитель физики полагал, что самое подходящее для меня занятие — научная работа и рекомендовал поступать в университет. Мне же хотелось заниматься как физикой, так и музыкой, я мучительно переходила от одной возможности к другой, взвешивала все «за» и «против», поступила, наконец, на физический факультет университета и... через несколько лет поняла, что занимаюсь не своим делом.

Сейчас, десятилетия спустя, я могу лишь сожалеть о том, что в 50-е годы еще не было науки, носящей название «соционика», с которой я познакомилась весной 1989 года. Тогда в Новосибирский университет, где я преподавала физику, приехал зарубежный профессор-психолог. Был устроен семинар, на который я буквально напросилась, поскольку с детства испытывала большой интерес к психологическим проблемам. В конце семинара публика попросила профессора продемонстрировать сеанс психоанализа. На роль испытуемого он выбрал меня. Пришлось согласиться: надо же было «отработать» свое участие в семинаре, да и была надежда, что получу квалифицированные советы титулованного иностранца.

В течение часа я рассказывала о многочисленных своих проблемах, которые в основном касались общения с людьми. Профессор задавал мне вопросы о моем детстве, родителях, условиях жизни в семье. Далее следовали рекомендации по коррекции моего психического состояния, в которых, признаться, не было ничего такого, о чем бы я сама не знала. Я вежливо поблагодарила профессора, но в душе была глубоко разочарована тем, что даже зарубежная психология ничем реальным и конкретным, кроме общих разговоров, помочь не может.

Уже тогда я отчетливо понимала, что классический психоанализ, который основное внимание уделяет событиям, происходившим с человеком в детстве, вряд ли способен решить те многочисленные проблемы, с которыми каждый из нас вынужден жить, уже став взрослым. Всем известны примеры семей, где дети, воспитывающиеся в почти одинаковых условиях, порой вырастают настолько не похожими друг на друга, словно появились на свет от разных родителей.

По счастливой случайности на следующий день меня пригласили в клуб социоников. Об этих загадочных деятелях мне было сказано так: «Они как-то странно работают — по немногочисленным данным могут определить все особенности человека». Социониками оказались симпатичные молодые люди, не отягощенные никакими регалиями, даже не профессиональные психолога, а выпускники преимущественно технических вузов. В течение 10 минут они задали мне несколько вопросов, после чего сами объяснили те мои психологические проблемы, о которых я накануне поведала профессору.

На мой изумленный вопрос, откуда им это известно, объяснили, что все очень просто: мой тип — далее следовало непонятное тогда для меня название, — и ни военное детство, ни суровое воспитание в семье, ни более поздние неудачи и поражения никакого отношения к моим проблемам не имеют; сходные проблемы имеют все представители моего соционического психотипа.

Оказалось, что психотип — глубинная структура, которая и определяет основные особенности психики. Конечно, условия воспитания в семье, обучение в школе, работа, собственная семья накладывают здесь свой отпечаток. Но все эти социальные причины не могут изменить основу психики, так же, как худоба или полнота, стройность или сутулость, определяемые условиями жизни, не способны изменить костный скелет человека.

В отличие от анатомического строения, общего у всех нормальных людей, психическая «конструкция» человека имеет 16 основных вариантов, что и обусловливает кардинальные различия в психике людей разных типов. У человека, знающего свой психотип, никогда не возникнет вопроса, чем ему лучше заниматься — геологией или медициной, строить здания или учить детей, сидеть у микроскопа или играть на рояле, летать на самолетах или изучать галактики.

Итак, каждому человеку очень важно знать свои психологические особенности, найти свою «психологическую нишу», но этим далеко не исчерпываются возможности соционики.

Представьте себе, что Вы сели за руль машины и, не зная Правил дорожного движения, выехали на оживленную автостраду, на которой нет никаких указателей — ни светофоров, ни переходов, ни ограничителей скорости, ни обозначений поворотов... Если, к тому же, и другие водители не имеют понятий о правилах, то, конечно, авария неминуема, это понимает всякий. Когда же речь идет о человеческих отношениях, то мало кто задумывается над тем, что в этом тоже есть свои законы, и если не соблюдать их, то неизбежны психологические столкновения, аварии, катастрофы...

Соционика и есть та наука, где описаны законы, знание которых дает человеку надежный «путеводитель» в определении особенностей отношений людей разных психотипов. Та же самая наука позволяет понимать и особенности психики партнера и, таким образом, может помочь прогнозировать последствия контактов с разными людьми.

Создатель соционики — замечательный исследователь из Литвы, Аушра Аугустинавичюте. На основе типологии, предложенной великим швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом, она разработала простые схемы, которыми можно описать психику человека и отношения людей друг с другом. Ее начинание привлекло энтузиастов — людей разных профессий, которые также внесли свои вклад в создание этой увлекательной науки. Однако соционика не получила широкого распространения, главным образом из-за отсутствия доступной литературы, поскольку практически все соционические работы распространялись тогда в виде ксерокопий и ротапринтных изданий в малых тиражах. Недоверие к соционике в какой-то степени вызвано еще и тем, что ее достижения базируются не на строгом научном фундаменте, а скорее на интуитивных прозрениях ее создателей, в первую очередь Аушры Аугустинавичюте: многое здесь просто гениально угадано ею. Но даже в таком виде соционика стала приносить огромную практическую пользу тем, кто смог овладеть ее методом.

Осознав значение открытий соционики, я решила, использовав всю доступную для меня самиздатовскую литературу, подготовить курс практической соционики для студентов университета. У моих слушателей этот курс вызвал большой интерес, но возникла проблема с учебником. Пришлось написать методическое пособие, которое позднее переросло в книгу «Соционика для Вас», вобравшую в себя работы разных авторов, — в основном А. Аугустинавичюте и представителей Вильнюсской школы, а также работы киевлян — Виктора Гуленко с сотрудниками.

Те читатели, которые знакомы с этой книгой, вышедшей впервые в 1993 г. в издательстве «Сибирский хронограф», вероятно, поняли, что соционика находится в самом начале пути к тому, чтобы называться по праву наукой. Ей прежде всего необходим широкий экспериментальный материал: факты, факты и факты. Эта идея как раз и послужила основой для настоящей книги, построенной на многочисленных примерах при минимуме теоретических рассуждений.

Одной из самых острых проблем, соционики в настоящее время является отсутствие надежных методов определения психотипа. Здесь все зависит от компетентности того, кто проводит тестирование и, что греха таить, — часто от его добросовестности. Но дело не только в этом. Человек в течение многих лет нарабатывает в себе качества, которых ему Природа не отпустила полною мерой. И получается, что, отвечая на вопросы тестов, он не всегда способен отделить врожденные свойства своей натуры от приобретенных. Смысл же соционики в том и состоит, чтобы найти истинную, врожденную структуру психики конкретного человека, и чтобы, зная ее, он мог действовать согласно своей природе, а не вопреки ей, поскольку всякое «вопреки» требует гораздо больших затрат «энергии (в данном случае психической). Психотип приходится часто буквально угадывать, не очень доверяя тому, как индивид отвечает на вопросы тестов. Именно это обстоятельство в настоящее время затрудняет массовые соционические обследования и, соответственно, создание соционической статистики.

Имея в виду это обстоятельство, мне хотелось в этой книге как можно ближе подвести читателя к правильному определению психотипа как своего, так и партнера (семейного, интимного или делового), если такая проблема возникнет. В этом помогут рассказы тех, чей психотип, как мне кажется, определен достаточно надежно.

Кому же адресована книга? Буквально всем. Она может стать интересным семейным чтением, которое способно уладить многие проблемы близкого общения людей разных поколений, она может помочь и тем, кто профессионально занимается психологией, социологией и собственно соционикой, поскольку в книге собран большой фактический материал.

Эта книга станет и естественным дополнением к предыдущей («Соционика для Вас»): читатели, высказавшие сожаление по поводу малого количества примеров в первой моей книге, найдут их в настоящем издании. Особый акцент в настоящей работе поставлен на профессиональных возможностях представителей каждого психотипа. Несомненно, это будет полезным для старшеклассников, стоящих перед выбором дальнейшего жизненного пути.

Наконец, соционика является великолепным инструментом для создания эффективно работающих коллективов самой разной профессиональной направленности. Это позволяет надеяться, что книга поможет руководителям любого масштаба, предпринимателям, воспитателям... словом, всем, кто имеет дело с людьми.

Далее, я хочу выразить огромную признательность всем тем, благодаря кому я могла, будучи преподавателем физики в Новосибирском университете, заниматься психологией. В первую очередь это относится к Сергею Глебовичу Раутиану, заведующему кафедрой квантовой оптики, сотрудником которой я являлась. С самого начала моей «несоответствующей профилю кафедры» работы он не только не препятствовал этому, но и поддержал меня, считая, что гуманитарное образование молодого поколения в наши дни особенно необходимо.

Также я признательна всем моим слушателям, предоставившим рассказы о них самих и о хорошо знакомых им людях — в одиночку собрать такое количество фактов было бы невозможно. Портреты многих рассказчиков читатель может найти в альбоме «Соционика в портретах», представленном издательством «Сибирский хронограф» в 1996 году. Мне хочется поблагодарить киевлян — В. Гуленко, В. Мегедь и А. Овчарова за постоянную поддержку и возможность читать их новые работы еще до опубликования последних. Мне также было очень валено узнать мнение и услышать замечания относительно моей первой книги из уст А. Соколова и Г. Рейнина — санкт-петербургских ученых, которые мне помогли внести определенные коррективы в последующее издание: благодаря им мое понимание соционики стало заметно четче.

Очень признательна я Л. Штудену, с которым меня свела судьба в работе над первой книгой. Взяв на себя нелегкий труд приведения в порядок моей рукописи, он самым непосредственным образом помог мне разобраться в некоторых спорных вопросах, которыми так изобиловала соционическая литература, поддерживал меня, укрепляя уверенность в моих силах.

Е. С. Филатова

Санкт-Петербург, май 1996 г.

Часть I. Соционическая типология.

Глава 1. Истоки соционики: типология К. Г. Юнга.

Соционика базируется на типологии, разработанной младшим современником и учеником 3. Фрейда, великим швейцарским психоаналитиком Карлом Густавом Юнгом. Работая с пациентами, Юнг выделил и описал 8 типов личности. Далее он обнаружил, что каждый из этих типов имеет две различных ориентации — итого получилось 16 психологических типов.

Каковы же принципы этой типизации? Чтобы понять это, мы должны усвоить ряд определений — тот язык, которым в настоящее время пользуется соционика и истоки которого мы находим в книге Юнга «Психологические типы». Всего нам предстоит познакомиться с четырьмя альтернативными парами следующих понятий[1]:

экстраверсия — интроверсия;

мыслительность — эмоциональность;

сенсорность — интуитивность;

рациональность — иррациональность.

Опираясь на книгу Юнга, попытаемся определить психологические свойства каждой из этих пар. Но условимся с самого начала, что мы не будем здесь буквально следовать Юнгу в описании каждой пары признаков, а сформулируем эти понятия так, как они трактуются в настоящее время, что ни в коем случае не означает изменения смысла определений Юнга.

Экстраверсия и интроверсия

В книге «Психологические типы» Юнг пишет: «В моей практической врачебной работе... я уже давно заметил, что помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое различие, и прежде всего, два резко различных типа, названные мной типом интроверсии и типом экстраверсии.

Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего внутренней жизнью, его субъектом». Уже сами обозначения: «экстра» — направление вовне и «интро» направление внутрь, говорят о свойствах личности, с которыми нам предстоит познакомиться. Экстраверт — субъект, для которого основным фактором, определяющим его поведение, является то, что находится вне его. Его внимание, направление его мыслей определяются объектами, — тем, что он может воспринять из внешнего мира. Интроверт — субъект, для которого определяющим фактором является его собственная внутренняя жизнь, его представления об объекте, его мысли по поводу объекта, эмоции, которые в его сознании связаны с объектом.

Интроверт, следовательно, чаще всего идет на поводу своих внутренних установок, а экстраверт — на поводу внешних событий. Интроверт, приходя с работы домой, скорее всего, будет стремиться отдохнуть от слишком интенсивного общения, ему будут мешать громко включенный телевизор, постоянно звучащая музыка. Любую значимую информацию он должен сперва сопоставить со своими установками, — «пропустить» через сознание: отсюда понятно, что ему удобнее воспринимать ее дозировано, а не сплошным потоком. Получив порцию внешних впечатлений, он должен взять «тайм-аут», чтобы иметь время оценить ее, сформировать к ней отношение. Только после того, как он интегрирует ее в мир своих представлений, ассоциаций и чувств, он может быть открыт к принятию новой дозы информации, новых впечатлений.

Экстраверт, напротив, нуждается в притоке новой информации, он ей всегда открыт. Радио, телевизор, шумная компания — частые спутники его досуга, он постоянно, каждую минуту своего бодрствования «питается» новой информацией. Как правило, он чувствует себя свободным в выборе тех или иных внешних обстоятельств и, таким образом, может легко приспосабливать обстоятельства к себе. Интроверт же воспринимает ту или иную ситуацию как заданную, он не стремится сразу же изменить ее, но на первых порах старается приспособиться к ней.

Пример: девушка подходит к экскурсионному автобусу, готовому вот-вот отъехать. Все места уже заняты. Она все-таки рискует просить водителя взять ее и ее подругу. Водитель неумолим: «Стоять в автобусе нельзя! Мест нет, поедете в следующий раз». Девушка огорченно выходит из автобуса, и как раз в этот момент прибегает ее подруга, узнает, в чем дело, и мигом меняет ситуацию: «Ребята на заднем сиденье, вы же можете подвинуться, и с вами может сесть еще один человек, а Вы, — обращается она к молодой женщине с мальчиком, — может быть, возьмете ребенка на руки?» Все устраивается наилучшим образом, и через минуту обе подруги едут на экскурсию.

Читатель, вероятно, уже понял: первая подруга — интроверт, а вторая — экстраверт. Следует еще добавить, что не всегда оба типа поведения проявляются с такой наглядностью, потому что каждый человек в той или иной степени обладает свойствами того и другого и в каких-то ситуациях может раскрыться с неожиданной стороны... Но преобладающий тип поведения в обычных обстоятельствах будет один и тот же.

Именно благодаря тому, что экстраверт сам способен формировать ситуацию, чувствовать себя ее хозяином, — он первым вступает в контакт, легко знакомится с посторонними людьми, сам устанавливает отношения с ними. Интроверт же скорее склонен к ожиданию, когда партнер проявит инициативу в знакомстве с ним. Но это ни в коей мере не означает, что интроверт всегда скован и замкнут. Если отношения уже прояснились и установились, то в компании хорошо знакомых людей интроверт может вести себя вполне открыто, быть дружелюбным и общительным.

Может показаться, что экстраверт, нацеленный на все события, происходящие вне его, более объективен в их оценке, чем интроверт, постоянно стремящийся дать им свою интерпретацию и следовать ей. Это было бы так, если бы каждый человек был способен регистрировать все происходящее вокруг совершенно бесстрастно, как физический прибор, без приоритетов в выборе, но любой человек имеет ограничения в восприятии: физические, социальные, индивидуальные. Благодаря им он может выбрать ту или иную точку зрения. Неизбежно поэтому, что каждый ограничен в своих оценках. Кроме того, экстраверту бывает нелегко абстрагироваться от мелочей, постоянно отвлекающих его внимание, поскольку, по словам Юнга, он «производит накопление не переваренного эмпирического материала». Интроверт, напротив, контролирует выбор информации, воспринимаемой им, ему легче сосредоточиться на главном, выделяя его из всего многообразия воспринимаемых фактов.

Конечно, экстраверсию (или интроверсию) легче всего определить, когда имеешь дело с ярким ее проявлением. Вот два примера, в которых читатель сам без труда определит тип психики человека по признаку «вертности»:

Отправились мы с Р. как-то за продуктами. И вот на обратном пути, проходя мимо Торгового центра, видим продавца-таджика. Он торговал гранатами по /5 рублей за килограмм. Решили купить.

Это нужно было видеть! Р. принялась так лихо торговаться, что цена на глазах стала падать. Когда она, казалось, достигла уже нижней отметки, Р. предъявила свой главный козырь: сказала, что тоже приехала сюда из Таджикистана, после чего цена упала уже до 10 рублей! Когда таджик взвесил нам килограмм, Р. бойко хапнула еще две небольшие гранатины со словами: «Я еще тут возьму маленькую!», на что гость из солнечной республики мог лишь промолвить: «Такой дэвушка я никогда в жизни нэ видэл!»

— Мое видение мира — лишь то, что отражается в моей душе, в моем «Я», лишь то, чему я позволяю оставить след во мне. Во время знакомства с новыми людьми я веду себя скованно и молчаливо. Скорее всего, после первой встречи от меня остается впечатление мрачного человека, который как будто все время напряженно о чем-то думает... В большинстве случаев оно, конечно, так и есть. Но если уж судьба сводит меня с другим интровертом, тут приходится пускать в дело наработанные приемы. Я думаю: «Что же, мы так и будем стоять, как два деревянных истукана, не проронив ни слова? Нет, так нельзя», после чего я могу заговорить первым, называю себя и т. д. Интересно, что при этом я могу заметно покраснеть, чувствую усиленное сердцебиение... Разумеется, что замкнутость, мучительное ожидание на тему «А что скажет он?» сохраняется лишь при первых встречах. Но со своими друзьями и теми, кто, как я думаю, относится ко мне хорошо, я открыт, весел и счастлив, что они есть.

В сущности, вопрос об экстраверсии и интроверсии нельзя решить сугубо однозначно. Каждый человек обладает и теми, и другими свойствами. Вопрос в том, какое из них превалирует. Юнг пишет: «Внешние обстоятельства и внутренняя предрасположенность очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают, ставят препятствия другому. Отсюда, естественно, происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма».

Юнг также установил, что такая предрасположенность заметна уже в младенчестве и что при нормальных условиях она проявляется с возрастом все заметнее. Если же ребенку начать навязывать несвойственный ему механизм восприятия, насилуя его психику, он может заболеть. Обратите внимание, с этой точки зрения, на пример интроверсии, где рассказчик описывает ситуацию, когда ему приходится проявлять качества несвойственной ему экстравертированной установки: «Интересно, что я могу при этом заметно покраснеть, чувствую усиленное сердцебиение...» — все это говорит о том, что необходимость для интроверта проявить экстравертное поведение требует больших дополнительных затрат психической энергии.

Итак, первая типологическая дихотомия, с которой мы познакомились, — экстраверсия — интроверсия. Мы надеемся, что читатель уже сориентировался по тому описанию, которое дано выше, и соотнес себя (хотя бы приблизительно) с одним из полюсов этой дихотомии.

Психические функции Юнга

Если исследовать группы экстравертированных и интровертированных людей, то окажется, что внутри каждой из этих групп существуют большие различия, которые можно охарактеризовать двумя парами признаков. Юнг назвал их «психическими функциями». Работая с пациентами, он сначала выделил четыре основных функции: мыслительную, эмоциональную, сенсорную, интуитивную.

Согласно исследованиям Юнга, в психике любого человека одна из четырех функций безусловно преобладает. Именно это и является важнейшей характеристикой его психики. Соответственно, в дополнение к экстраверсии — интроверсии, Юнг выделяет типы: мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный.

Каковы, в самом общем виде, их свойства?

Мыслительный тип воплощает человек, для которого определяющим является объективный мир: мир иерархии и порядка, закономерных связей и четко выстроенных конструкций. Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, — но редко его интересует мир человеческих отношений. Его личностные контакты, как правило, весьма рациональны: возможность причинить своему партнеру боль или обиду он предпочитает игнорировать. В людях он ценит прежде всего деловые качества: надежность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам. Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Он не может себе позволить непродуманных действий или опрометчивых высказываний, и если они все-таки случаются — считает это самым тяжким грехом.

Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок. Если же ситуация оказывается неординарной — он испытывает замешательство.

Эмоциональный тип напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы. Такой человек, как правило, очень раним и остро реагирует на чужую грубость или несправедливость.

Эмоциональный тип легковнушаем: мнения окружающих могут быть для него вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах, — здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, об устройстве мироздания.

В проявлениях своих эмоций, напротив, он весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности — от бурных сцен до многозначительного молчания, способен манипулировать настроениями других людей. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...

Уже из этих описаний понятно, что мыслительная и эмоциональная способности человека связаны обратной зависимостью: сильно выраженный мыслительный тип, как правило, малоэмоционален, и наоборот — ярко выраженный представитель эмоционального типа лишь в слабой степени обладает свойствами мыслительного типа. Здесь мы, таким образом, получаем еще одну дихотомию. Это означает «либо—либо»: либо такой, либо иной. Практически не встречаются люди с одинаково выраженными свойствами как одного, так и другого типа.

Заканчивая описание этой дихотомии, мы вынуждены ввести для нее другие — соционические — термины. Юнговские термины здесь заменены следующим образом; вместо «мыслительный тип» — логик, вместо «эмоциональный тип» — этик. Мы не будем обсуждать целесообразность такой замены, а лишь констатируем, что эти термины прижились в соционике. Вторую дихотомию, таким образом, в дальнейшем мы будем везде обозначать, как логики—этики.

Обратимся теперь к следующей паре психотипов.

Ощущающий тип личности характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке, на улице, в одежде окружающих его людей. Кроме того, он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится. Такому человеку легко отвлечься от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благополучие. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к ним.

Интуитивный тип, в отличие от ощущающего, — интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, ощутить желание к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.

Понятно, что он не очень любит заниматься хозяйственной деятельностью, создавать вокруг себя комфорт и уют. Хотя нельзя сказать, что он безразличен ко всему этому, но подчас он может не замечать беспорядка, поскольку его мысли витают где-то в облаках и не сосредоточены, как у ощущающего типа, на конкретных предметах, непосредственно его окружающих.

Иногда интуицию понимают как умение хорошо прогнозировать события, однако это далеко не всегда так. Бывает, что ощущающий тип, особенно если при этом он еще и логик, гораздо лучше интуитивного может просчитать последствия тех или иных событий. Интуитивный тип синтезирует в своем сознании предчувствия и может сильно ошибаться в прогнозах, плохо ориентируясь в реальном положении вещей.

В соционике вместо юнговских понятий «ощущающий тип», «интуитивный тип» приняты обозначения: сенсорик, интуит. Здесь, так же, как в случае с парой логик — этик, мы легко можем заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье внимание целиком занято конкретными предметами окружающего реального мира, вряд ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного мира, — образ ему дороже реальности. Так что и здесь мы сталкиваемся с дихотомией: человек находится либо на одном, либо на другом типологическом полюсе — он либо сенсорик, либо интуит.

Если учесть, что каждый из названных психотипов может быть экстравертом или интровертом, то существенно важно знать: одинаково ли проявляют себя юнговские психические функции в этих двух вариантах? Оказывается, нет. Например, экстравертная и интровертная сенсорики проявляют себя настолько по-разному, что мы никак не можем их приравнять друг к другу. По существу, мы имеем дело не с четырьмя, а с восемью разными психическими функциями. Одна из этих восьми обязательно преобладает в психике человека. Юнг установил это в результате многолетней исследовательской практики. Именно преобладание одной из восьми психических функций определяет (по Юнгу) психологический тип. В результате мы получаем следующие восемь основных психотипов:

— мыслительный экстравертный,

— мыслительный интровертный,

— эмоциональный экстравертный,

— эмоциональный интровертный,

— сенсорный экстравертный,

— сенсорный интровертный,

— интуитивный экстравертный,

— интуитивный интровертный.

Соционическое описание юнговских функций

В соционике для восьми психических функций введены специальные обозначения.[2]

экстравертная логика

деловая логика

ЧЛ

интровертная логика

структурная логика

БЛ

экстравертная этика

этика эмоций

ЧЭ

интровертная этика

этика отношений

БЭ

экстравертная сенсорика

волевая сенсорика

ЧС

интровертная сенсорика

сенсорика ощущений

БС

экстравертная интуиция

интуиция возможностей

ЧИ

интровертная интуиция

интуиция времени

БИ

Вспомним, что для экстраверта главным и определяющим является то, что происходит вне его, в то время как для интроверта — его собственная внутренняя установка по поводу происходящего. С этих позиций подробнее опишем действия каждой из восьми психических функций.

Экстравертный логик

(ЧЛ — преобладающая психическая функция)

Логик экстравертного типа главное внимание уделяет материальным предметам окружающего мира. Его интересуют процессы производства, технологии, эффективность применения промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Он любит что-то мастерить своими руками, хорошо чувствует себя в мире материальных ценностей, понимает свое место в нем, организует его вокруг себя.

Ему бывает легко понять принцип устройства машины, создать компьютерную программу, установить четкий порядок действий в любой конкретной работе.

Интровертный логик

(БЛ — преобладающая психическая функция)

Сознание интровертного логика конструирует воображаемую реальность, которая, по его мнению, должна соответствовать неким принятым им критериям. Он погружен в исследование и совершенствование этой реальности: его интересуют вопросы мироздания, порядка, иерархий. Он ищет свое место в этой системе, стремится почувствовать себя необходимым в этой структуре.

Он склонен всю информацию классифицировать на бумаге, составлять графики, планы и схемы. Любит что-нибудь собирать, коллекционировать, заносить в каталог, расставлять по полкам...

Экстравертный этик

(ЧЭ — преобладающая психическая функция)

Это, как правило, человек открытых эмоций, которые он легко изливает на окружающих. Он также хорошо понимает чувства других и при необходимости может управлять этими чувствами (качества, свойственные, например, хорошему актеру).

Настроение экстравертного этика легко меняется на противоположное, при этом его поступки и стиль общения целиком зависят от настроения, под влиянием которого он в настоящий момент находится. Свои чувства он не считает нужным скрывать: свободное их выражение — естественный для него способ жизни.

Чувство долга, которого он вовсе не лишен, обязательно для него эмоционально окрашено; оно связано с сочувствием и сердечной привязанностью к конкретному человеку. И наоборот, ему трудно заставить себя что-нибудь сделать для человека, которого он не любит.

Интровертный этик

(БЭ — преобладающая психическая функция)

Поскольку интровертное сознание опирается на собственную установку, то здесь мы имеем дело с понятиями, относящимися к эмоциональной сфере, такими, как добро и зло, нравственность, справедливость, соблюдение традиций, совесть — словом, всем тем набором правил общения, которые выработало человечество на протяжении многовековой истории. Поэтому в сознании интровертного этика большое место занимают моральный долг и чувство ответственности. Хотя он — человек глубоких переживаний и сильных эмоций, но из-за интроверсии они таятся внутри. Поэтому представитель этого психотипа может выглядеть спокойным и даже бесстрастным, но это впечатление обманчиво. Он хорошо чувствует также и нюансы в настроении других людей, характер отношений между ними.

Экстравертный сенсорик

(ЧС — преобладающая психическая функция)

Его внимание постоянно обращено на все, что его окружает. Он во всем стремится «себя распространять», завоевывать все большие сферы: это может быть и физическое пространство, и авторитет, и слава, и власть над людьми. «Действие прежде всего!» — вот его девиз. Как правило, это человек решительный, напористый и энергичный, не уступающий другим завоеванных позиций.

Бурная физическая активность позволяет экстравертному сенсорику браться за множество дел, везде поспевать, во все вмешиваться... Такой человек — естественный лидер как у себя на производстве, так и в любой случайной компании.

Интровертный сенсорик

(БС — преобладающая психическая функция)

Для человека этого типа очень важным является внутреннее представление о гармонии и соразмерности в окружающем мире. Критерий этой гармонии — приятные ощущения, которые он испытывает и к которым постоянно стремится. И он умеет создать вокруг себя обстановку, отвечающую этой потребности: комфорт и уют — это именно то, на что он в первую очередь обращает внимание в бытовой ситуации.

Он также чутко воспринимает ощущения своего тела и малейшие неполадки в нем.

У интровертного сенсорика бывают стойкие вкусовые, тактильные пристрастия, — которых он придерживается всю жизнь. Именно он — тот человек, который умеет ценить «маленькие радости» повседневной жизни.

Экстравертный интуит

(ЧИ — преобладающая психическая функция)

Представитель этого психотипа всегда открыт всему новому, необычному и удивительному. Он отличается чрезвычайно творческим складом характера, легко может почувствовать или увидеть значимость того или иного явления, будь то человек или неодушевленный предмет. В его голове возникает множество самых разных идей, часто он — изобретатель, новатор, исследователь, путешественник, романтический авантюрист.

Интровертный интуит

(БИ — преобладающая психическая функция)

Главный фокус, на который направлено сознание интровертного интуита, — образ, созданный его собственным воображением. Все, что относится к реальному миру, — лишь повод, «строительный материал» для этого образа или отклик на него. Все остальное часто проскальзывает мимо сознания (отсюда — мнение об интровертных интуитах, как о чрезвычайно рассеянных людях). Созерцание собственной глубины — вот занятие, которому охотнее всего предается человек этого психотипа. Этим, однако, дело не ограничивается. Интровертный интуит улавливает не только воображаемое, но и реальное, но эта реальность — скорее метафизического, сверхчувственного свойства. Он может, например, обнаружить неожиданную прозорливость и предсказать результат какого-нибудь процесса, усмотрев его прямым образом. Неудивительно поэтому, что среди интровертных интуитов немало художественно одаренных людей (поэтов, живописцев, композиторов), а также замечательных религиозных деятелей (провидцев, пророков).

Самый же распространенный тип интровертного интуита — тип фантазера и мечтателя, склонного к некоторой идеализации действительности, не слишком хорошо к этой действительности приспособленного и не желающего с нею считаться (Ленский, Обломов, Манилов ...).

Как же конкретно мы могли бы представить себе поведение каждого из этих психотипов в реальной жизни? Вообразим себе такую ситуацию.

Туристическая группа — восемь человек — приблизилась к горной речке, неширокой, но довольно бурной, которую надо преодолеть. Весь вопрос — как. Если каждый из восьми представляет в своем лице один из охарактеризованных выше юнговских психотипов, то их поведение могло бы выглядеть приблизительно следующим образом:

один из них немедленно стал бы давать указание всем, кто и чем, по его мнению, должен заниматься, и это, скорее всего, был бы экстравертный сенсорик — ЧС;

самый предусмотрительный член группы, интровертный логик, предложил бы наиболее рациональный план переправы — БЛ;

экстравертный логик сразу же занялся бы реализацией этого плана — ЧЛ;

интровертный сенсорик воспользовался бы передышкой, чтобы удлинить слишком коротко затянутую лямку рюкзака, заодно сунуть за щеку шоколадку или сухарь — БС;

интровертный этик этот в полной готовности будет ждать указания, чтобы самым добросовестным образом его выполнить, а заодно помочь кому угодно и в чем угодно — БЭ;

экстравертный интуит будет предлагать самые экстравагантные варианты разрешения ситуации (впрочем, серьезные люди предпочтут пропустить его фантазии мимо ушей) — ЧИ;

экстравертный этик может повести себя самым разнообразным образом, например, ходить вдоль обрыва, глядя на бурные водовороты и восклицая что-нибудь вроде; «Ну, зверь речка! Вот это да!.» — ЧЭ;

а человеком, который, будучи безучастным к мирской суете, будет стоять «на берегу пустынных волн...», окажется, вне всякого сомнения, интровертный интуит — БИ.

Итак, мы описали 8 основных психических функций. В приведенной ниже таблице мы даем, вместе с соционическими обозначениями функций, их краткую характеристику:

 

 

Название

Действие функции

ЧЛ

Деловая логика

Деловая выгода, эффективность, целесообразность, технология

БЛ

Структурная логика

Умозрительная структура, система, научные теории

ЧЭ

Этика эмоций

Открытое эмоциональное воздействие, непосредственная эмоциональная реакция

БЭ

Этика отношений

Отношения между людьми, вопросы долга и морали, уважение к традициям и их соблюдение

ЧС

Волевая сенсорика

Позыв к активному действию, экспансия, владение пространством, напористость

БС

Сенсорика ощущений

Гармония пространственных форм, ощущение удобства, самочувствие

ЧИ

Интуиция возможностей

Способность оценить внутреннее содержание, потенциальные возможности данного объекта

БИ

Интуиция времени

Предчувствие, прогноз, способность улавливать динамику развития, поэтическая фантазия, мистическое чувство

 

Сформулировать основную программу, диктуемую каждой из восьми психических функций, — задача не простая. Дело в том, что конкретный вид этой программы будет неизбежно зависеть от личной истории каждого человека, то есть от условий его воспитания, уровня культуры, среды проживания и т. д. Поэтому каждая из сформулированных нами установок неизбежно носит весьма приблизительный, общий характер. Но она очерчивает общее направление, которое реализует сознание человека, принадлежащего к конкретному психотипу. В этом и состоит смысл программы.

Предлагаем читателю выбрать ту из них, которая ему кажется более всего подходящей для него лично. Если кто-то сделал это достаточно уверенно, то не исключено, что соответствующая функция является ведущей в психике этого человека.

ЧЛ — Реальность — прежде всего. Она состоит в том, что человеку для выживания необходимо качественно и эффективно трудиться, создавая материальные блага, и ценность любой идеи заключается в возможности ее практической реализации.

БЛ — Все в мире должно подчиняться определенному порядку и системе, как на работе, так и дома. Это — главный стержень жизни, от которого зависит все остальное: вынь его — и все рухнет. Необходимо понять эту систему, развить ее, усовершенствовать, найти в ней и свое место, и место другого объекта, как одушевленного, так и неодушевленного.

ЧЭ — Всеми поступками людей движут чувства, такие, как радость, гнев, ликование, обида и т. п. Именно ими определяется все, что делается людьми. Поэтому очень важно уметь управлять как своими чувствами, так и возбуждать их в других людях нужным образом.

БЭ — Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений. Главное — установить для себя их идеал, а также увидеть внутренним взором идеал личности, достойной поклонения и любви. И еще — нормы этики, морали и нравственности. Реальные отношения к людям должны быть согласованы с этими идеалами.

ЧС — Что бы ни говорили, но миром правит сила, и чтобы не быть задавленным другими, необходимо реализовать свои волевые качества. Полноценная жизнь есть активное действие, — «покой нам только снится»! Человек уверен, что любая сфера, где он реализует себя, требует его активного (часто — немедленного) вмешательства.

БС — Главное условие психического равновесия — это баланс, соразмерность, гармония во всем, что составляет окружение человека. Надо успеть получить как можно больше удовольствия, создавая эту гармонию повсеместно. Для нормальной жизни чрезвычайно важно хорошее физическое самочувствие, ощущение комфорта и уюта.

ЧИ — Самое интересное — узнать о новом замечательном событии, увидеть еще одну заманчивую возможность, познакомиться с интересной личностью, придумать небывалый проект. Мир полон загадок и тайн, которые очень хочется разгадать.

БИ — Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. Оно, это воображение, никогда не наскучит, ибо в нем так волшебно-легко появляются замечательные сюжеты, идеи, образы! С его помощью можно проникнуть и в глубину прошлого, и в туманные дали будущего, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику и тенденции основных событий, угадать конечный результат.

Глава 2. Ведущий блок психотипа.

Основные психические тенденции восьми приведенных выше психотипов описаны у К. Г. Юнга, но в человеческой психике, несомненно, так или иначе присутствуют все 8 функций. Одна из них, как постулирует Юнг, преобладает над всеми остальными. А что же другие функции? Какова их роль?

Вспомним, что при рассмотрении двух дихотомических пар логика — этика и сенсорика интуиция мы в каждой из этих пар нашли преобладание одной функции над другой.

А это означает, что сильных функций две: одна принадлежит одной дихотомической паре, а вторая — другой.

То есть психологический тип человека определяется не одной, а двумя сильными функциями, причем вторая, менее сильная, существует как бы в дополнение и для поддержки первой. Непременное условие — обе сильные функции должны быть разной «вертности» и принадлежать разным дихотомическим парам. Эта пара наиболее сильных функций в соционике носит название «ведущий блок».

Практически в упоминаемой книге Юнга этому предположению отводится не более страницы, оно брошено как бы вскользь и далее не развивается. Но из этого предположения неизбежно следует вывод: основных психотипов не 8, а 16 — по числу возможных сочетаний психических функций в ведущем блоке.

Именно этими психотипами и занимается соционика, исследуя их психические свойства и возможности их взаимодействия.

Еще несколько замечаний о свойствах ведущего блока.

Психические функции, в зависимости от их назначения у конкретного психотипа, распределены как бы по «каналам связи», и мы условно будем считать, что 1-й канал — это сфера действия самой сильной функции, а 2-й канал, соответственно, — сфера действия другой сильной функции. Следовательно, психические функции ведущего блока сосредоточены в 1-м и 2-м каналах.

Роль 1-го канала — программная, определяющая. Это та область, которая для индивида является главной, приоритетной, его непроизвольно влечет та сфера, которая заключена в области действия функции, занимающей 1-й канал. Часто она определяет и род его профессиональной деятельности, в ней он чувствует себя достаточно свободно и уверенно.

Свойства каждой из 8 психических функций, в случае их доминантности, мы уже определили выше. Эти же свойства, в основном, характеризуют личность. В частности, если функция 1-го канала экстравертна, то индивид проявляет качества экстраверта, и наоборот.

Что касается 2-го канала, то он выполняет другую задачу. Коротко ее можно сформулировать так: «Какой я должен избрать путь, чтобы осуществить программу 1-го канала?» Следовательно, 2-й канал — канал реализации, средство достижения программы самой сильной функции, расположенной в 1-м канале. Дело в том, что человек, при одной и той же главной установке сознания, может реализовать ее разными путями. Допустим, мы имеем дело с интровертным логиком, то есть БЛ — функция его 1-го канала. Но свои планы, свои схемы, свою стратегию он будет строить в зависимости от содержания своей второй сильной функции. Скажем, если это — волевая сенсорика, то целью человека может быть наведение порядка, установление власти, организация производства, создание иерархии и т. д. А если во 2-м канале окажется экстравертная интуиция? Тогда цель переместится из области предметной конкретики куда-нибудь в сферу философии, художественного творчества, психологических исследований и т. д. То есть основная программа — создание структуры — будет выполнена именно в сфере действия функции 2-го канала. Конечно, это не строго обязательно, жизнь заставляет человека принимать решения по самым различным поводам, но основная тенденция, конечно, все время будет сохраняться.

Прежде, чем обратиться непосредственно к характеристике психотипов, условимся об их названии. В соционической литературе здесь царит некоторая разноголосица. Мы должны условиться о том, какие названия для нас будут более предпочтительными и почему.

Названия психотипов в соционике сложились по нескольким основным вариантам. Первый — самый рациональный — обозначает обе функции ведущего блока и тем самым, вместе с названием, дает точную привязку к функциональной характеристике психотипа. Например, логико-сенсорный интроверт (см. предыдущий пример). Или: этико-интуитивный экстраверт. Что это означает? В первом случае это значит, что в ведущем блоке функция 1-го канала — интровертная (структурная) логика (БЛ), а функция 2-го канала — экстравертная (волевая) сенсорика (ЧС). Во втором случае, соответственно, — этика эмоций (ЧЭ) и интровертная интуиция (БИ).

Этот способ неудобен тем, что сами по себе названия, при всей их точности, довольно громоздки и лишены образной яркости. Тем не менее мы будем пользоваться ими при случае, через их аббревиатуру: ЛСЭ, ЭИЭ, ЛСИ и т.д.

Второй вариант названий (как и первый) был предложен создателем соционики Аушрой Аугустинавичюте. До сей поры он остается самым популярным, и объясняется это, вероятно, тем, что каждое название несет в себе соответствующий образ и легко запоминается. Это имена известных личностей — писателей, государственных деятелей, литературных героев, у которых были явно выраженные черты соответствующего психотипа: Дюма, Бальзак, Наполеон, Дон Кихот, Штирлиц... К сожалению, у этой системы названий, при всей ее образности, есть также свой существенный недостаток — привязка к конкретному образу, который влечет за собою ряд совершенно ненужных ассоциаций. К примеру, человек, узнав, что его психотип называется «Робеспьер» начинает, недоумевать: «Что же это означает? Неужели я могу быть таким же фанатичным и жестоким?» Или «Максим Горький», узнав о названии своего психотипа, вдруг приходит в негодование: «Что у меня может быть общего с писателем, который мне не нравится?» Приходится убеждать, что название психотипа не означает отождествления личности с тем или иным персонажем. Многие так и не могут примириться с этим: эмоциональный «след» имени слишком много значит для. них...

Третья система наименований психотипов, суть которой позаимствована у американских психологов, на первый взгляд кажется наиболее рациональной, хотя и она не свободна от недостатков. Согласно этой системе, обозначение каждого психотипа имеет в своей основе ключевое слово, определяющее одно из самых характерных для него качеств и, соответственно, — его социальную функцию. Эти названия чем-то напоминают дружеские прозвища, которые дают друг другу люди в свойских компаниях: «Лирик», «Гуманист», «Энтузиаст», «Инициатор» и т. д. Но и тут следует понимать, что, определяя психотип одним-единственным словом, мы не можем учесть даже главных его особенностей. Читателя не должно смущать, что название, к примеру, «Критик» как бы закрепляет за ним некоторое свойство, быть может, конкретно для него не характерное... Следует лишь помнить, что все вышеперечисленные названия психотипов весьма условны, — в конце концов, должны же мы как-то их называть!

В сводной таблице всех психотипов, а также в приложении в конце книги мы приводим все системы наименований, которые более или менее прижились в нашей литературе, однако, несмотря на критику, сами будем преимущественно пользоваться все же системой, предложенной Аушрой Аугустинавичюте, отдавая дань уважения создательнице соционики. Кроме того, система смысловых названий еще окончательно не установилась, и периодически появляются все новые и новые названия одних и тех же психотипов, предлагаемые разными авторами.

Нам осталось ввести еще четыре обозначения, на этот раз — групп психотипов.

Если две пары соционических функций — логика этика и сенсорика — интуиция — изобразим в виде осей координат, то четыре части плоскости, образованные этими осями, могут символизировать четыре основные группы психотипов:

 

 

Логика (ЧЛ, БЛ)

Этика (ЧЭ, БЭ)

Сенсорика (ЧС, БС)

I. Практики

(логика + сенсорика)

III. Социалы

(этика + сенсорика)

Интуиция (ЧИ, БИ)

II. Исследователи

(логика + интуиция)

IV. Гуманитарии

(этика + интуиция)

 

В области I оказались те, чьими самыми сильными функциями являются логика и сенсорика. Для всех людей этих психотипов характерны реализм, склонность к конкретизации и практицизм. Поэтому им дано условное название «Практики».

В области II собраны те, кто наряду с сильной логикой имеет хорошо развитую интуицию — качества, необходимые в любых исследованиях. Соответственно, группа этих психотипов получила название «Исследователи».

К области III принадлежат люди, с одной стороны, эмоциональные, для которых важен человеческий фактор, а с другой стороны — сенсорики-реалисты, способные достаточно успешно организовать комфортные условия и себе, и окружающим, позаботиться о них. Поэтому название этой группы — «Социалы».

И, наконец, последняя группа психотипов , имеющих в ведущем блоке этику и интуицию. Такие люди очень эмоциональны и склонны к фантазированию, больше всего тяготеют к гуманитарной деятельности. Название психотипов IV области — «Гуманитарии».

Вот как будут выглядеть сочетания наиболее сильных функций:

 

I. Практики

1. ЧЛ-БС, ЛСЭ, Штирлиц

2. БС-ЧЛ, СЛИ, Габен

3. ЧС-БЛ, СЛЭ, Жуков

4. БЛ-ЧС, ЛСИ, Максим

III. Социалы

1. ЧЭ-БС, ЭСЭ, Гюго

2. БС-ЧЭ, СЭИ, Дюма

3. ЧС-БЭ, СЭЭ, Наполеон

4. БЭ-ЧС, ЭСИ, Драйзер

II. Исследователи

1. ЧЛ-БИ, ЛИЭ, Джек

2. БИ-ЧЛ, ИЛИ, Бальзак

3. ЧИ-БЛ, ИЛЭ, Дон Кихот

4. БЛ-ЧИ, ЛИИ, Робеспьер

IV. Гуманитарии

1. ЧЭ-БИ, ЭИЭ, Гамлет

2. БИ-ЧЭ, ИЭИ, Есенин

3. ЧИ-БЭ, ИЭЭ, Гексли

4. БЭ-ЧИ, ЭИИ, Достоевский

 

Всего здесь 16 вариантов, что соответствует 16 различным психотипам.

Глава 3. Установка сознания ведущего блока.

Рассмотрим теперь совместное действие функций ведущего блока каждого из 16 психотипов с учетом специфических ролей 1-го и 2-го каналов. Напомним, что функция 1-го канала — программная, определяющая главное направление в восприятии мира; функция 2-го канала указывает на способ реализации программы 1-го канала.

Ниже приведены все 16 вариантов установок сознания ведущего блока. В каждом из этих вариантов указаны соответствующие функции ведущего блока, а также приведены названия психотипов.

1. ЧЛ-БС, Логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ, Штирлиц, Администратор).

Главное в жизни — это разумно направленный труд (ЧЛ — программная функция), и организовать его нужно так, чтобы работать было удобно, и получать за свой труд заслуженное вознаграждение (БС — реализация программы).

2. ЧЛ-БИ, Логико-интуитивный экстраверт (ЛИЭ, Джек (Джек Лондон), Предприниматель).

Главное, без чего немыслима жизнь человека, — это разумно направленный труд (ЧЛ — программная функция), и для получения хорошего результата следует действовать эффективно, с максимальной выгодой используя время (БИ — реализация программы).

3. БЛ-ЧС, Логико-сенсорный интроверт (ЛСИ, Максим (Максим Горький), Систематик).

Жизнь должна подчиняться определенной системе — как в материальном мире, так и в мире человеческих отношений (БЛ — программная функция). Если эта система нарушается — следует приложить волевые усилия для ее восстановления (ЧС -реализация программы).

4. БЛ-ЧИ, Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьер, Аналитик).

В основе всего происходящего лежат определенные закономерности, которые необходимо открыть (БЛ — программная функция), для этого следует как можно глубже вникнуть в суть явлений и процессов (ЧИ — реализация программы).

5. ЧЭ-БС, Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, Гюго, Энтузиаст).

Главное, что движет людьми во всех их поступках, — это эмоции. Самая большая ценность — положительные эмоции (ЧЭ — программная функция), и задача состоит в том, чтобы прибавить людям в этой жизни радости и удобств, избегая всего неприятного (БС — реализация программы).

6. ЧЭ-БИ, Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, Гамлет, Артист).

Жизнь наполнена смыслом, если в ней присутствует эмоциональный накал, драматизм переживаний (ЧЭ — программная функция), и надо угадать ту идею (БИ — реализация программы), которая захватит воображение людей и правильным образом сформирует их чувства.

7. БЭ-ЧС, Этико-сенсорный интроверт ЭСИ, Драйзер, Хранитель).

Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций (БЭ — программная функция), и следует прилагать волевые усилия для сохранения и поддержания этой системы ценностей (ЧС — реализация программы).

8. БЭ-ЧИ, Этико-интуитивный интроверт (ЭИИ, Достоевский, Гуманист).

Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций (БЭ — программная функция), поэтому необходимо заниматься нравственным усовершенствованием, воспитывать и развивать духовность, искать в человеке истинные ценности (ЧИ — реализация программы).

9. ЧС-БЛ, Сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ, Жуков, Организатор).

Миром правит сила (ЧС — программная функция), и задача состоит в том, чтобы правильно рассчитать баланс сил и организовать их действие в нужном направлении (БЛ — реализация программы), — только так можно победить.

10. ЧС-БЭ, Сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, Наполеон, Лидер).

Каждому свойственно стремление к расширению своего влияния, желание власти и славы (ЧС — программная функция), и для достижения этой цели необходимо научиться управлять людьми, манипулируя их слабостями (БЭ — реализация программы), чтобы никогда не оказаться побежденным.

11. БС-ЧЛ, Сенсорно-логический интроверт (СЛИ, Габен (Жан Габен — известный французский актер), Мастер).

Все в мире должно быть гармоничным, пропорциональным, сбалансированным (БС — программная функция), и самый верный путь к достижению этого делать эстетичную, качественную продукцию (ЧЛ — реализация программы).

12. БС-ЧЭ, Сенсорно-этический интроверт (СЭИ, Дюма (Александр Дюма-отец), Посредник).

Главное в жизни — это гармония, комфорт, возможность испытать удовольствие (БС — программная функция). Надо всем окружающим это показать и пригласить к совместному наслаждению, радоваться самому и приносить радость другим (ЧЭ — реализация программы).

13. ЧИ-БЛ, Интуитивно-логический экстраверт (ИЛЭ, Дон Кихот, Искатель).

Мир полон загадок, таящих в себе необычайные возможности (ЧИ — программная функция). Разгадке этих тайн и воплощению возможностей способно помочь создание принципиально новых логических концепций (БЛ — реализация программы).

14. ЧИ-БЭ, Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ, Гексли (Томас Гексли — английский ученый-биолог), Инициатор).

Самое интересное и за


 

[1] В соционике вместо термина «альтернатива» чаще используется термин «дихотомия».

[2] Ч — черная, экстравертная; Б — белая, интровертная.

 

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов
Каталог проверенных ресурсов! Каталог сайтов miramax.biz TOPCAT.RU Интернет-каталог