ОНЛАЙН ВИДЕО КАНАЛ С АСТРАЛЬНЫМ ПАЛОМНИКОМ
 
Задать вопрос можно в мини-чате, а так же в аське и скайпе
Есть вопрос? - найди ответ!  Посмотрите видео-FAQ - там более 700 ответов. ПЕРЕЙТИ
Ответы на вопросы в видео ежедневно c 18.00 (кроме Пт, Сб, Вс)
Посмотреть архив онлайн конференций 
 
  регистрация не обязательна, приглашайте друзей - люблю интересные вопросы
(плеер и звук можно выключить на экране трансляции, если они мешают)

 

 

       

 

Я доступен по любым средствам связи , включая видео
 
аська - 612194455
скайп - juragrek
mail - juragrek@narod.ru
Мобильные телефоны
+79022434302 (Смартс)
+79644902433 (Билайн)
(МТС)
+79158475148
+79806853504
+79106912606
+79106918997

 

 

 

Яндекс.Метрика Скачать книгу о памяти
МЕНЮ  САЙТА

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

ВХОД

В ПОРТАЛ

 

Библиотека 12000 книг

Аномальное   

Здоровье

Рейки  

Астрал  

Йога

Религия  

Астрология

Магия

Русь  

Аюрведа  

Масоны

Секс

Бизнес 

НЛП

Сознание

Боевое  

Он и она

Таро  

Вегетарианство  

Ошо

Успех

Восток  

Парапсихология

Философия

Гипноз  

Психология  

Эзотерика  

ДЭИР

Развитие

900 рецептов бизнеса

 

 

Видеоматериалы автора сайта

Практика астрального выхода. Вводная лекция

Боги, эгрегоры и жизнь после

 жизни. Фрагменты видеокурса

О страхах и опасениях, связанных с выходом в астрал
 

Видеокурс астральной практики. Практический пошаговый курс обучения

 

Интервью Астрального паломника
 

Запись телепередачи. Будущее. Перемещение во времени

Призраки в Иваново. Телепередача

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги

Музыка

онлайн- видео

Партнерская программа

Фильмы

Программы

Ресурсы сайта

Контактные данные

 

 

 

 

о памяти

скачать    22.zip

 

 

 

Выдержки из произведения.

В полном объеме вы можете скачать текст в архиве ZIP по ссылке расположенной выше

   

Коллоквиум по психологии памяти.

1999 г. 3 курс в. о.

Преподаватель - Романов

 

Тема №4. Основные факты и закономерности психологии памяти.

1.   Образы памяти и их исследование.

Вудвортс “Экспериментальная психология” стр. 396-401

Многие индивиды обладают способностью создавать зрительные образы, слуховые образы, образы в обонянии, осязании и других ощущениях. Образ памяти является типической, очень живой и наглядной репродукцией чувственного опыта. Жизнеспособность репрезентаций, которая составляет особое свойство образа, необязательно предполагает словесную мысль и идеи. Существование больших индивидуальных различий в образах впервые было отмечено Фехнером (1860) и позже Гальтоном (1880). Фехнер просил своих испытуемых вызвать образ определенного предмета и обнаружил, что в то время как некоторые сообщали об успехе, другие были способны в лучшем случае получить минутное мелькание, после чего образ заменялся голой мыслью о предмете. Гальтон употребил известный вопросник “стол завтрака”. Он на основании ответов распределил своих испытуемых в порядке их способности к созданию образов и был, таким образом, в состоянии определить местонахождение средней или медианы. Вслед за Гальтоном другие исследователи нашли у одних индивидов яркие зрительные образы, у других- яркие слуховые или моторные образы; таким образом выросла теория типов образов. Моторный тип (Стрикер 1880, 1882): некоторые испытуемые не способны представить слова с открытым ртом, и эта неспособность указывает на то, что их слова- образы моторны. Индивид со слуховыми образами может отлично представить слово пузырь и т.д. при любом положении рта; его слова образы явственно слуховые. Индивиды других типов встречаются вероятно реже. Кроме чистых типов, найдены и смешанные. Беттс (1909) расширил вопросник Гальтона так, что бы получить образы каждой модальности. Испытуемый градуировал каждый образ по шкале в 7 ступеней- “от совершенно ясно” до “отсутствия образа”. Опыт предъявления этого вопросника группам студентов показывает, что они стремятся сначала градуировать свои образы очень высоко, но после этого, как они знакомятся с различием между образом и идеей, многие из них пытаются снизить ступени. Вначале они отождествляют ясную память о каком-либо факте с яркостью его образа, но после обсуждения проблемы они начинают усматривать различия.

Объективная проверка образов основывалась на предположении, что зрительная работа требует зрительных образов, слуховая работа- слуховых образов. Критерием объективной проверки образов является субъективный отчет тренированного наблюдателя. Методы введенные Энджеллом (1910) и Фернальдом (1912): метод ассоциаций, анализ стиля автора, заучивание на основе зрения и слуха, метод отвлечения, орфография, квадрат букв , описание картины.

2.   Метод заучивания.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 246-247

Цель метода состоит в том, что бы добиться полного усвоения испытуемым материала. Который требуется заучить. Критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала, либо два безошибочных подряд воспроизведения. Иногда этот метод называют методом последовательных воспроизведений. Он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материала, чередующегося в период между двумя последовательными предъявлениями воспроизведением удержанных в памяти элементов. Можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала. Так же возможно построить кривую обучения: абсцисса- число проб, ордината-число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе. В области памяти этот метод является адекватным при исследовании различных мнемических процессов, охватывающих длительный         период времени и требующих строгих критериев научения. Как показал Джиллетт, этот метод ставит в более благоприятные условия субъектов, медленно обучающихся. А так же применение его в коллективных условиях при наличии группы испытуемых поднимает иногда трудноразрешимые практические проблемы.

3.   Метод антиципаций.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 248

Испытуемому один или несколько раз предъявляются элементы материала, сгруппированного в ряды а-b-c-d и т.д., после чего он должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. Экспериментатор может подсказывать и исправлять испытуемого. Процедура продолжается до первого правильного воспроизведения. В настоящее время используют вспомогательный прибор для более четкой экспозиции элементов (р-л: при появлении р испытуемый должен назвать л, предвосхищая ее появление). Результаты:

а) общее время заучивания

б) число проб, необходимых для достижения критерия усвоения

в)число ответов правильно антиципированных в каждой пробе

г)число ошибок в каждой пробе

4.   Метод парных ассоциаций.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 248-249

В соответствии с методикой разработанной Калкинсом, элементы материала располагаются попарно, как в словаре. При исследовании запоминания, первый элемент каждой пары играет роль стимула, второй-ответа. В инструкции испытуемым говориться, что они должны запомнить пары таким образом, что бы при предъявлении первого члена пары, они в ответ называли второй. В опыте предъявляется вначале одна или несколько пар, затем исследование памяти производится в описанном выше порядке. Этот метод можно совмещать с методом антиципаций Эббингауза. Результаты этого метода аналогичны результатам метода Эббингауза.

5.   Метод узнавания.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 249-250

Элементы располагаются в беспорядке, новые элементы смешиваются со старыми. Задача испытуемого состоит в узнавании тех элементов, которые требуется заучить при предъявлении всей совокупности элементов. Можно применить методику множественных выборов (делить материал испытания на 10 групп). Усложнить метод, увеличив степень сходства между старыми и новыми стимулами. При анализе результатов, следует учитывать, что испытуемый может случайно выбрать правильный стимул. (10н+10с=50% вероятность; 10с+30н=25%). Вероятность того, что правильный выбор случайный тем больше, чем больше число ошибочных идентификаций (т.е. когда новые стимулы расцениваются как относящиеся к заученному материалу).  В 1950 постам предложил формулу  Rc=D-M/n-1, где Rc- показатель окончательного узнавания, B- число правильных идентификаций, М-число ошибочных идентификаций, n-общее число предъявлений.

6.   Метод сбережения.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 251-252

Метод разработан в целях изучения динамики изменения памяти во времени, используется для определения феноменов переноса и интерференции задач. Если спустя определенное время после заучивания испытуемый оказывается не способным воспроизвести ни один из стимулов, которые он заучил, не правильно делать вывод о полном забывании, не применив метода повторного заучивания, дающего возможность выявить сбережение упражнения. Повторное заучивание должно удовлетворять 2 условиям: оно должно осуществляться методом первоначального заучивания; испытуемый должен достичь первоначального критерия усвоения. Различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании составляет величину абсолютного сбережения упражнения. Однако это АС не имеет значения, особенно если сравниваются несколько испытуемых, поэтому ввели относительное сбережение, которое рассчитывается по формуле Хилгарда (1934), позволяет получить все показатели в % от 1 до 100.

E=100(Ea-J)-(Er-J)\(Ea-J)=100(Ea-Er)\(Ea-J), где Ес - относительное сбережение, Еа - число проб при заучивании, Еr- число проб при повторном заучивании, J-число правильных проб, соответствующих критерию усвоения, установленному экспериментатором.

7.   Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 254-256

Число проб необходимых для достижения одного и того же критерия научения возрастает с увеличением сходства между элементами материала. (Гибсон- аналогичные слоги и бессмысленные изображения, Андервуд- прилагательные, слоги и т.д.)

Независимо от характера материала, если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются лучше, чем однородные.

Однако, если степень разнородности всех элементов ряда одинакова, то закономерность различий между двумя любыми элементами будет обеспечивать относительную однородность всего ряда: сохранение элемента такого ряда будет аналогично сохранению элемента, расположенного  среди однородных элементов. (эффект фон Ресторф)

8.   Влияние осмысленности материала на запоминание.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 256-258

Эббингауз считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты экспериментов по памяти, Поэтому он подобрал простые, одинаковые по трудности и квантифицируемые слоги, ответные реакции на которые хорошо выражены и так же могут быть измерены. Под степенью осмысленности или под “ассоциативной силой” бессмысленного вербального стимула подразумевают относительную частоту возникновения осмысленных ассоциаций при предъявлении этого стимула группе испытуемых. Как правило, хорошо осмысленный материал легче заучивается, чем слабо осмысленный. При одинаковом времени упражнения число запоминаемых стимулов тем больше, чем выше степень осмысленности этих стимулов. Для достижения одинакового критерия научения при заучивании бессмысленного материала  требуется более продолжительное упражнение, чем при заучивании осмысленного материала.

9.   Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 259-263

Когда речь идет о запоминании какого-либо материала или выработки навыка и когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, что предпочтительнее -  повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения или же распределить упражнения во времени?

Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация. (закон Йоста)

Влияние изменения периодов отдыха. Если систематически варьировать временные интервалы между упражнениями, оставляя неизменной длительность последних, то можно найти оптимальный интервал (величина его колеблется иногда в довольно широких пределах), для которого количество упражнений будет наименьшим.

Влияние изменений продолжительности упражнений. Наилучшее сохранение наблюдается при самых коротких периодах упражнения (по 2  повторения в день) и эффективность запоминания уменьшается, когда число предъявлений материала за определенный период работы увеличивается.

Выводы Йоста: когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом числе повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то тогда, наиболее экономичным окажется метод распределенного научения.

Гипотезы, объясняющие эффекты распределения упражнений:

-мысленный обзор задачи период отдыха-преимущества распределенного научения - не подтвердилась на животных. Гипотеза Мюллера -Пильцекера исходит из того, что обусловленные упражнением биофизиологические процессы продолжают сохраняться еще в течение некоторого времени после окончания заучивания; эта персеверация способствует консолидации мнемических следов при условии, если никакая другая деятельность не препятствует этому. Эта гипотеза не объясняет случаев равной эффективности заучивания двумя способами.

-гипотеза утомления предполагает, что распределенное научение является более быстрым, чем научение концентрированное, потому что интервалы отдыха позволяют устранить утомление, вызванное выполнением задания. Не объясняет, почему наблюдается улучшение исполнения при введении интервалов отдыха уже на первой стадии упражнения, когда о каком либо утомлении еще не может быть и речи.

-гипотеза дифференцированного забывания Мак-Геч предполагает, что при любом научении субъект ассоциирует с задачей не только правильные ответы, но и неправильные. Ситуация распределенного научения способствует забыванию неправильных ответов и этим объясняются преимущества распределенного упражнения перед концентрированным. Эта гипотеза согласуется со многими фактами установленными экспериментально.

10. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон).

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 263-265

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

1

2

 

 

6

 

31

 

 

 

и

 

7

14

28

 

60

 

120

 

 

 

и

 

 

и

н

т

е

р

в

а

л

 

е

 

и

н

т

е

р

в

а

л

 

 

е

 

 

в

р

е

м

е

н

и

 

 

 

 

в

р

е

м

е

н

и

 

 

 

 

 

 

д

н

и

 

 

 

 

 

 

 

 

д

н

и

 

 

 

 

 

 

1. Кривая сохранения Эббингауза                                   2. Кривая сохранения Пьерона   

методом сбережения при повторном                                   методо сбережения при пов-

заучивании   1885г.                                                                     торном заучивании  1913г.

 

11. Явление ретроактивной интерференции и его исследование.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 265-267

Ретроактивная интерференция- это ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием другого материала Б, осуществляющемся в период между заучиванием материала А и определением его сохранения (Мюллер, Пильцекер).Количественную оценку абсолютной ретроактивной интерференции получают, определяя разницу в результатах воспроизведения контрольной и экспериментальной групп, а оценку относительной ретроактивной интерференции определяют как отношение: Воспроизв. Контр. Гр.---Воспроизв. Эксперимент. Гр./ Воспр. Контр. Группы*100. Ретроактивная интерференция является результатом взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь должны быть изучены переменные, относящиеся к :а) сходству между двумя заданиями; б) соответствующей степени научения в) объему заучиваемого материала… Подход к исследованию этой проблемы заключается в изменении уровня активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания. В этом плане исследователи сравнивали изменение сохранения в двух противоположных ситуациях: в ситуации естественного сна и в ситуации бодрствования, заполненной выполнением повседневных житейских обязанностей. Результаты испытаний показали, что повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание: именно по причине отсутствия этой деятельности сон и способствует улучшению памяти.

12. Явление реминисценции. Феномен Бэлларда.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 267-269

В общем виде под реминисценцией понимают воспроизведение мнемических ответов, которые субъект не мог воспроизвести прежде, при условии, что с момента заучивания, испытуемый не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания. Явление реминисценции изучалась в рамках двух подходов: 1) количественного улучшения сохранения при последующих воспроизведения (феномен Бэлларда), 2) количественно улучшения сохранения в течение определенного времени при отсутствии в принципе любого припоминания воспроизводимого объекта (феномен Уорда-Ховленда). Эти два подхода предполагают, что реминисценция является синонимом “количественного улучшения памяти”.

Количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях наблюдали в начале века Гендерсон, Бине, Лобзин. Этот эффект привлек внимание Бэлларда, который, проведя соответствующие эксперименты пришел к выводу, что реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Др. Точка зрения Уильямса предполагает, что улучшение  долговременной памяти, полученное Бэллардом, в значительной мере вызывается повторением в уме материала в периоды между заучиванием и воспроизведением.

Но опыты Мак-Геча показали, что испытуемые, которые воздерживались от повторения, обнаружили практически туже реминисценцию, как и те, которые прибегали к повторению.

Наиболее удовлетворительной оказалась теория Брауна: отсутствие долговременного забывания есть результат аккумуляции припоминания, каждое из которых способствует консолидации воспроизведенных ответов, увеличивая тем самым вероятность их припоминания при последующем воспроизведении; этот процесс благоприятствует актуализации еще не воспроизведенных элементов данной задачи….

13. Общая характеристика систем памяти (СР, КП, ДП): функции, емкость,  процессы, форма хранения информации.

Клацки “Память человека” стр. 24-29

Существуют регистры для всех 5 чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Сенсорный регистр. служит для кратковременного удержания информации о стимуле в той индивидуальной, конкретной форме, в какой он был первоначально предъявлен; затем эта информация может быть преобразована в какую-то новую информацию, в которой будет передаваться дольше. Информация может быть удалена из сенсорного регистра вследствие поступления в него новой информации. За перенос информации на более глубокие уровне ответственны два важных регуляторных процесса: распознавание образов и внимание. Избирательность внимания заключается в том, что способность системы к переработке информации ограничена. Избирательность внимания позволяет нам настроится на нужную информацию, сосредоточится на ней и отбрасывать все остальное. Распознавание образов, т.е. сравнивание поступающих сенсорных данных с ранее приобретенными, которые хранятся в ДП, заключается в том, что бы превратить сырую информацию, относительно бесполезную для системы, во что-то осмысленное.

Кратковременная память КП или первичная, непосредственная или рабочая память. Ее изучали на буквах, словах и т.п. Вербально закодированный элемент в КП удерживается без повторения    менее 30 секунд, КП одновременно может удерживать 5-6 таких элементов. Повторение- феномен свойственный КП, переносит информацию в долговременную память. Особенность КП - образы слов удерживаются здесь в слуховой форме, а не в зрительной.

Долговременная память - сложная система хранения информации. Ее изучали на материале в форме различных списков или осмысленных лингвистических структур. Гипотезы в отношении ДП: в ДП информация сохраняется неопределенно долгое время; забывание обусловлено невозможностью извлечь нужную информацию - она есть, но мы не можем до нее добраться; информация может быть закодирована разными способами - в слуховой, зрительной или семантической форме. В ДП записано все, что нам известно об окружающем мире. Это огромное количество не только хранится в ДП, но и до каждого ее элемента можно  добраться и притом многими путями. Информация В ДП размещена таким образом, что извлечь ее легко. Извлечение - не какой-то случайный, ненаправленный процесс. ДП представляет собой высокоупорядоченную систему.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 226-228

“Непосредственный отпечаток” сенсорной информации- эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика, порядка 0.1-0.5с.

Кратковременная память. Удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Емкость этой памяти ограниченна. В КП путем повторения можно удерживать небольшое количество материала в течение неопределенно долгого времени.

Долговременная память. Все что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, очевидно, должно находится в системе ДП.

14. Характеристика иконической памяти. Эксперимент Сперлинга: методика частичного отчета с задержкой и без задержки, результаты и выводы.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 228-232\ Клацки

Модель памяти включает сенсорные регистры, в которых поступающая из вне информация может удерживаться в течение короткого времени в своей исходной форме, прежде чем она будет распознана и передана дальше. Предполагается, что подобный регистр. существует для каждого чувства. Джордж Сперлинг - эксперименты на непосредственное вспоминание. Испытуемым предъявляют на очень короткое время ряд букв, а затем просят вспомнить их. Полученные Сперлингом результаты с полной определенностью указывали на то, что эффективность воспроизведения зависит от числа предъявляемых букв.. То число элементов, при котором точность  выполнения задачи на непосредственное припоминание становится ниже 100% называют объемом памяти. ОП несколько варьирует в зависимости от характера материала, подлежащего запоминанию. Расположение предъявляемых букв не имеет значения. Результаты: испытуемые успешно воспроизводят короткие списки элементов, но с увеличением длины списка способность к припоминанию ухудшается. Метод, при котором испытуемому предъявляют таблицу букв, а затем просят припомнить их, называется методом полного отчета.

Метод частичного отчета состоит в том, что испытуемому на короткое время предъявляют набор букв, расположенных в три ряда. После окончания предъявления испытуемый слышит сигнал, указывающий на то, какой ряд букв следует воспроизвести. В ответ на высокий тон, нужно воспроизвести верхний ряд, в ответ на средний- средний, в ответ на низкий- нижний ряд. Предъявление букв - звук-воспроизведение- называю пробой. Эксперимент состоит из ряда таких проб. Главная особенность экспериментов с частичным отчетом состоит в том, что за предъявлением букв следует какой-либо сигнал, сообщающий испытуемому, какую часть всего набора букв следует вспомнить. Результаты: ответы испытуемых почти на 100% верны, независимо от того, какой ряд нужно было воспроизвести. Это значит, что в момент сигнала у испытуемого в памяти еще остается все 9 букв.

Результаты экспериментов Сперлинга показывают, что непосредственно после предъявления стимула память содержит гораздо больше материала, чем испытуемый может воспроизвести в полном отчете.

Модификация эксперимента с частичным отчетом: сигнал подается с задержкой различной длительности. По мере увеличения задержки испытуемые делали все больше и больше ошибок, а при задержке в 1с эффективность воспроизведения примерно соответствовала тому, что было бы при полном отчете. Т.е. составляла 5 букв. Полученные Сперлингом результаты говорят о существовании некоторой формы непосредственной зрительной памяти, следы в которой отличаются высокой точностью, но очень быстро угасают. Непосредственная память соответствует тому, что мы в своей модели называем сенсорным регистром. Роль этого регистра состоит в том, что он в течение короткого времени сохраняет зрительную информацию в ее первоначальной форме и это позволяет посылать в систему дальнейшую информацию о данном стимуле. Большое влияние на нее оказывают условия предъявления. Переменные влияющие на иконическую память: освещение, зрительная стимуляция, длительность предъявления.

Эксперимент: испытуемый должен воспроизвести “окруженную” букву. Со значительной задержкой, либо без всякой задержки, воспроизведение примерно одинаково в опытах с кружком и с полоской. Однако в случаях промежуточных между отсутствием задержки и длительной задержкой, эффективность воспроизведения в опытах с кружком была гораздо ниже, чем в опытах с полоской. Это явление называют  обратной маскировкой, поскольку кружок действует в обратном направлении во времени, маскируя или стирая букву, которая ему предшествовала. Полоска же, которая сильнее смещена относительно буквы, не вызывает стирания. Стирание выполняет важную функцию: оно не позволяет иконическим образам слишком долго сохраняться в сенсорном регистре.

15. Характеристика эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.

Клацки “Память человека” стр. 44-52

Поскольку   звуки имеют известную длительность, должно существовать какое-то место, где бы их компоненты могли бы удерживаться в течение какого-то времени. Таким местом служит сенсорный регистр. для слуха. Проводились опыты с полным и частичным отчетом. Морей и его сотрудники нашли, что при частичном отчете процент припоминания был выше, чем при полном, независимо от числа используемых каналов  (источников информации), чем в последующий период.

Дарвин и его коллеги давали испытуемым прослушивать списки, состоявшие из трех элементов (букв или цифр). Три таких списка предъявлялись одновременно по трем каналам. Испытуемый воспроизводил либо все элементы, которые смог запомнить (полный отчет), либо, подчиняясь зрительному сигналу, называл элементы, поступившие по одному определенному каналу (частичный отчет). Точность воспроизведения в варианте с частичным отчетом намного выше, чем при полном отчете, но при задержке сигнала до 4с, эффективность при частичном отчете снижалась. Это указывает на то, что в эхоической памяти информация сохраняется примерно в течение 2с.

В др. Экспериментах испытуемым предъявляли звуки, которые нельзя было идентифицировать без предъявляемого вслед за ними “ключа”. Постепенно увеличивая интервал между звуком и ключом и определяя максимальную задержку, при которой ключ все еще облегчает идентификацию звука, можно оценить длительность сохранения информации в эхоической памяти.

Когда испытуемый прислушивается к определенному слову на фоне заглушающего шума, который действует примерно так же, как  атмосферные помехи при приеме радиопередачи. Испытуемый не может сразу разобрать это слово из-за шума. Спустя некоторое время после предъявления слова испытуемому предлагают пробу с двухальтернативным вынужденным выбором. Проба состоит в зрительном предъявлении двух слов- того, которое он слышал и какого-нибудь другого- с просьбой указать какое из них он слышит вторично. Одно из этих слов выполняет роль ключа. Оценка длительности хранения информации в эхоической памяти варьирует от 1с до 15 мин. 15 минутная реакция объясняется частичной идентификацией. На сенсорном уровне следы звуков обычно сохраняются дольше, чем зрительные образы. При зрительном предъявлении списка слов получаются несколько иные результаты, чем при слуховом предъявлении. Различие касается концевого участка кривой. При слуховом предъявлении процент припоминания слов, стоящих в конце списка, выше, чем при зрительном, тогда как в начальном участке кривой такого различия нет. Иными словами, несколько последних элементов списка запоминаются лучше, чем когда испытуемый слышит их чем, когда он их видит. Это  есть эффект модальности. Влияние модальности на воспоминание объясняют различной длительностью сохранения следов в эхоической и иконической памяти. Если список был предъявлен в слуховой форме, то информацию о самых последних элементах списка можно извлечь из эхоической памяти. Слуховое предъявление обладает явным преимуществом. Такое объяснение эффектов модальности подкрепляется данными, полученными при разной скорости предъявления элементов (Murdock a. Walker, 1969): различия между воспроизведением после слухового и зрительного предъявления при больших скоростях выражены сильнее, чем при малых.

В эхоической памяти существует явление, подобное стиранию. Новые звуки могут в некоторой степени маскировать или уменьшать длительность сохранения звуков, предъявленных ранее (Massaro, 1972). Это явление называется интерференцией. Она уменьшает время сохранения следов, но не уничтожает и сразу. Один из способов, позволяющих продемонстрировать эхоическую интерференцию - это “эффект приставки”. Его объяснили тем, что добавление приставки мешает сохранению эхоических следов. При наличии приставки частота верного воспроизведения снижается до уровня, соответствующего вспоминанию при зрительном предъявлении ряда. В тех случаях, когда приставка отличается по звучанию от элементов списка, создаваемая ею интерференция выражена слабее. Канеман высказал предположение, что все эффекты приставок обусловлены процессами, следующими за сенсорной регистрацией, которые организуют зарегистрированные входные сигналы в группы. Канеман относит эффект слуховой приставки к явлениям, независимым от механизмов стирания информации в эхоической памяти.

При изучении памяти нередко бывает важно определить форму, в которой хранится информация, способ ее кодирования. Одно и тоже слово может содержаться в памяти в форме звука, в графической форме, в качестве метки или в виде сложного комплекса значений.

16. Характеристика кратковременной памяти. Эксперимент Петерсонов.

“Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.” Стр. 232-235

Кратковременная память. Удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Емкость этой памяти ограниченна. В КП путем повторения можно удерживать небольшое количество материала в течение неопределенно долгого времени.

В 1954г. Петерсоны провели простой эксперимент. Они просили испытуемых запомнить три буквы, а спустя 18с воспроизвести их. Оказалось, что испытуемые не могли запомнить эти три буквы. В промежутке между предъявлением трех букв и моментом, когда их нужно было воспроизвести, испытуемые должны были проделать некоторую умственную работу: они должны были в быстром темпе вести “обратны

 

Главная страница

Обучение

Видеоматериалы автора

Библиотека 12000 книг

Видеокурс. Выход в астрал

Статьи автора по астралу

Статьи по астралу

Практики

Аудиокниги Музыка онлайн- видео Партнерская программа
Фильмы Программы Ресурсы сайта Контактные данные

 

 

 

Этот день у Вас будет самым удачным!  

Добра, любви  и позитива Вам и Вашим близким!

 

Грек 

 

 

 

 

  Яндекс цитирования Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов SPLINEX: интернет-навигатор Referal.ru Rambex - рейтинг Интернет-каталог WWW.SABRINA.RU Рейтинг сайтов YandeG Каталог сайтов, категории сайтов, интернет рублики Каталог сайтов Всего.RU Faststart - рейтинг сайтов, каталог интернет ресурсов, счетчик посещаемости   Рейтинг@Mail.ru/ http://www.topmagia.ru/topo/ Гадания на Предсказание.Ru   Каталог ссылок, Top 100. Каталог ссылок, Top 100. TOP Webcat.info; хиты, среднее число хитов, рейтинг, ранг. ProtoPlex: программы, форум, рейтинг, рефераты, рассылки! Русский Топ
Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов KATIT.ru - мотоциклы, катера, скутеры Топ100 - Мистика и НЛО lineage2 Goon
каталог
Каталог сайтов