Ма
Лэй, Цун Ясянь
Единоборство саньшоу
Издательство
Академии общественной безопасности КНР
1988
ÓПеревод
на русский язык:
С.Л.Березнюк
Новосибирск, 2005-06 год
Предисловие
«Единоборство саньшоу» – это неологизм, более
привычными являются термины «поединки саньшоу» или «поединки на
помостах».
За последнее десятилетие произошёл резкий рост
популярности единоборства саньшоу, этот вид спорта стал популярен
как в нашей стране, так и за её пределами; немало профессионалов
использовали базу традиционного ушу для его дальнейшего
усовершенствования и развития, придавая ему нормативность и
научность. Широкие массы любителей, а в особенности молодёжи, со всё
большим энтузиазмом изучают единоборство саньшоу. Этот предмет уже
занял своё место в учебных планах спортивных учебных заведений.
Занятия таким единоборческим соревновательным видом
спорта как саньшоу оказывает огромное влияние на развитие ловкости,
силы, выносливости, техничности; при этом развиваются такие
качества, как точность и настойчивость, вырабатывается взаимное
уважение, взаимно совершенствуется техника. Поэтому выход в свет
книги «Единоборство саньшоу» поможет активизировать развитие этого
вида спорта.
Товарищ Ма Лэй родился в семье мастеров ушу, с
детства воспринял от отца истинную традицию стиля «шаолиньский кулак
богомола», и познал его глубины. С десяти лет он регулярно и
систематически тренировался в Любительской спортшколе района Дунчэн
города Пекина, познал достоинства разных стилей, развил себя и
внешне, и внутренне, впитал в тело методы действий мечом-дао,
копьём, мечом-цзянь, секирой-цзи. После поступления в
ВУЗ он усердно овладевал науками, учился хорошо, и завершил
факультет ушу Пекинского института физкультуры, получив степень
бакалавра по специальности «ушу». Таким образом, он стал
профессиональным работником сферы ушу, совместив в себе как знания
традиционного ушу, так и современные научные методики познания.
Во время учёбы в Институте товарищ Ма Лэй
неоднократно принимал участия в соревнованиях по саньшоу
всекитайского и регионального уровней, много раз был судьёй
Чемпионатов КНР по саньшоу; работая преподавателем Академии
общественной безопасности он также побуждал студентов к участию в
соревнованиях, и его ученики показывали неплохие результаты. Книга
товарища Ма Лэя «Единоборство саньшоу» имеет в качестве базы
соответствующий богатый практический опыт в преподавании техники и
тактики, сдобренный многолетней преподавательской практикой, потому
изложение материала строгое, язык ясный, этапы обучения изложены
правильно. Она является ценным вкладом в развитие саньшоу.
Желаю товарищу Ма Лэю и его соавтору Цун Ясяню
продолжения их работы и богатого урожая на полях ушу!
заместитель декана
факультета ушу
Пекинского института физкультуры,
преподаватель ушу
Чэн Чуаньжуй
декабрь 1987 года, Пекин
От
составителей
Единоборство саньшоу – важная составная часть
китайского ушу, а также ценное народное культурное наследие. Его
история длинна, распространённость широка, оно пользуется большой
популярностью среди широких масс любителей ушу. В последнее
десятилетие единоборство саньшоу распространялось особенно быстро,
был накоплен большой опыт в области техники и законов, преподавания
и тренировки, соревнований и правил, в результате чего уровень этого
вида спорта поднялся очень высоко.
Ради преемствования и развития этого вида спорта,
чтобы добавить единоборческой технике ушу реализма и совершенства,
ради повышения прикладного уровня навыков занимающихся ушу, чтобы
они могли правильно уяснить основные положения саньшоу и овладеть
ими, и посредством тренировок повысить уровень своей развитости, а
потом добавить практического опыта и посредством этого достичь
успехов в укреплении тела, единоборческих состязаниях и реальной
самозащите, мы обобщили и упорядочили многолетний опыт преподавания,
тренировки, соревновательной и научной работы и составили книгу
«Единоборство саньшоу».
Вся книга делится на четыре части и восемнадцать
глав. В книге помимо знакомства с основными положенями единоборства
саньшоу также содержится материал по методам действий кулаками,
ладонями, ногами, коленями, локтями, защите и защите с контратакой,
броскам и приёмам, связанным с захватами, а также тактике саньшоу,
вспомогательным методам тренировки и тем пунктам тренировки саньшоу,
на которые нужно непременно обращать внимание; при этом
разъясняются основные моменты движений, типичные ошибки и методы их
исправления.
Так как книга писалась быстро, трудно было избежать
неясных мест, и мы просим читателей не стесняться исправлять
ошибки. Напоследок, мы от всего сердца хотим поблагодарить товарища
Сунь Ши за прекрасную работу.
Составители
октябрь 1987 года
Часть 1
Общие
сведения о единоборстве саньшоу
Саньшоу – это рукопашный бой в ушу, то есть одна из
форм единоборческой схватки в китайском ушу. Используя в качестве
основных разделов техники удары руками, ногами, броски и приёмы
связанные с захватами два человека ведут противоборство, применяя в
соответствии с правилами атаки, защиты, наступления, отступления,
контратаки и контрконтратаки. У этого вида спорта очень силён боевой
характер, требования в нём высоки, его долговременная тренировка
позволяет помочь овладеть боевой техникой ушу, позволяет всесторонне
развить физические качества занимающегося, повысить уровень его
атакующих и защитных возможностей, воспитать храбрость, упорство,
ловкость мышления, повысить возможности по самозащите.
Глава 1
Краткие
сведения о саньшоу
Саньшоу
ещё называют саньда,
гошоу,
гочжао,
чайшоу,
цяншоу,
далэйтай.
В Японии есть «каратэ», в Таиланде – «муай тай», в Южной Корее –
«хапкидо» и «таеквондо», в других странах есть «кунфу» или
«любительский бокс»; но хотя названия и различны, однако внутреннее
содержание этих вещей сводится к базе из четырёх видов техники –
ударам руками, ударам ногами, броскам и приёмам, связанным с
захватами. Это всё есть представители единоборческих направлений,
различающиеся лишь особенностями методов, правил, техники и тактики.
Единоборство саньшоу – это осуществляемое в
определённой ситуации, в соответствии с определёнными правилами, в
определённое время на строго определённой площадке в определённом
защитном снаряжении сравнение техники и тактики двух людей, а также
их физических и умственных достоинств, в результате чего формируется
бой, осуществляется противоборство. Поэтому оно является
единоборческим видом спорта, занятия которым повышают уровень
развития физических и психических качеств, развивают боевые навыки,
умение использовать для победы над врагом необходимую технику.
У саньшоу долгая история и обширный базис. Оно
развивалось из противоборства человека с окружающим миром и методов
боя древних солдат. Ещё в первобытные временя людям для выживания
приходилось драться с дикими зверями. Суровые условия жизни
вынуждали людей непрерывно развивать тело и разум, в процессе
упорного труда рождались приёмы боя без оружия и с простейшими
видами оружия: удары кулаками, пинки ногами, увёртки, перепрыжки,
броски и опрокидывания. Так зарождались первые ростки ушу. Как
видим, саньшоу является составной частью ушу, оно зародилось в
повседневной деятельности и развивалось одновременно с ушу,
неразрывно с ним.
При династиях Шан и Чжоу в яростных войнах
происходило развитие техники боя. В «Ши цзин»
в разделе «Малые оды»
в «Краснобайстве» сказано: «Нет кулака, нет храбрости – в должностях
начинают путаться разряды». Видно, что в те времена необычайно
поощрялись «обладающие кулаками и храбростью». В «Ли цзи»
в «Ван постановил» говорится: «Все обладающие техникой и говорящие о
силе приглашаются с четырёх сторон, с помощью рук и ног установить
кто чего может».
Здесь также прославляются «обладающие кулаками и храбростью»,
демонстрируя, что в то время использовалась единоборческая форма
сравнения «обладающих техникой и говорящих о силе» для определения
победителей и побеждённых.
В периоды «Вёсен и Осеней» и Враждующих царств
техника атаки и защиты из ушу стала ещё больше цениться людьми.
Каждый год весной и осенью удальцы со всей Поднебесной собирались
вместе, чтобы померяться силами. Вот как это описано в «Гуань-цзы»
в главе «Семь правил»: «Весной и осенью борцовские испытания...
собираются со всей Поднебесной герои, есть со всей Поднебесной
удальцы». Во время борцовских испытаний «поднимаются – словно птицы
летают, двигаются – словно гром и молния, выброс – словно ветер и
дождь, спереди невозможно противостоять, сзади невозможно причинить
вред, выброс – попадание, не осмеливаются схватить». В «Сунь-цзы бин
фа»
указывается, что «схватка укрепляет воинское тело», то есть что
постоянные тренировки в рукопашном бое позволяют развить тело воина.
В периоды «Вёсен и Осеней» и Враждующих царств появляется тезис
«гражданское и военное идут разными путями», особо почитаются
«кулачные удальцы», «искусные в ударах», особенно быстро развиваются
«сянбо»
и «доу цзянь».
При династии Хань прикладное искусство атаки и защиты
ушу распространилось особенно широко, при этом появились такие его
разновидности, как цзюэди (борьба), шоубо (рукопашная
ударная схватка) и цзицзянь (фехтование на мечах). В «Хань
шу»
в разделе «Записки об изящном и культурном» среди тринадцати семей
искусных в военном деле очень многие – мастера рукопашного боя. Так,
в главе «Биографии Фу Чанчжэна и Гань Чэньдуаня» говорится: «Бянь
– это шоубо. Воины испытываются в шоубо, искусстве
жёсткого реального использования рук».
При династии Сун появились народные организации по
занятиям боевыми искусствами – «общества». В исторических документах
упоминаются «Общество лука и стрел», занимавшееся тренировкой
стрельбы из лука, «Общество геройских планов», занимавшееся
тренировкой применения копья и использования шеста, «Общество
цзюэди», где тренировали борьбу. Все эти «общества» оказали
значительное влияние на взаимообмен, преемствование и
распространение боевой техники ушу.
При династии Мин Ци Цзигуан
в своей книге «Цзисяо синьшу»
в разделе «Необходимое для победы согласно трактатам о кулачном
искусстве» рассказал о мастерах различных видов кулачного искусства:
«... ноги Ли Баньтяня из провинции Шаньдун, захваты князя орлиных
когтей, опрокидывания тысячеопрокидывающего Чжана, удары Чжан
Боцзина...» - то есть Ли Баньтянь искусен в ударах ногами, «князь
орлиных когтей» искусен в приёмах, связанных с захватами,
«тысячеопрокидывающий Чжан» искусен в опрокидываниях и бросках, Чжан
Боцзин искусен в коротких ударах.
В последние исторические периоды боевая техника ушу
развивалась очень быстро, широко распространялась и применялась в
народе и всех слоях общества. Поэтому единоборство саньшоу – это
драгоценное культурное наследие, постепенно сформировавшееся за
долгое время развития и борьбы китайского народа.
Глава 2
Особенности единоборства саньшоу и воздействие, которое производят
занятия
В единоборстве саньшоу имеются многообразные
различные приёмы боя, разные технические особенности и правила.
Здесь можно бить кулаками, пинать ногами, делать проски,
использовать воздействие на суставы против естественного сгиба.
Поэтому здесь параллельно применяются руки и ноги, движения сложные
и быстрые, технические методы разнообразные, тактика
многоизменчивая, велика практичность, высоки требования.
Долгие занятия саньшоу приводят к тому, что
увеличивается сила мышц и их эластичность, повышаются выносливость и
скорость реакции. При этом благодаря активной работе мышц
развиваются дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Тренирующийся
может овладеть искусством использования момента для атаки, повысить
точность ударов, у него развиваются умственные и психические
качества, укрепляется тело, улучшаются физические возможности.
Воздействие, оказываемое занятиями саньшоу, очень
широко, их пригодность велика. Для занятий саньшоу нет ограничений
по времени, месту, оборудованию, сезону, погоде, обстановке,
персоналу, и потому любой, независимо от телосложения, режима
работы, профессии, возраста, пола может найти для себя подходящий
способ тренировки. Ну а если ещё и ставить целью участие в
соревнованиях по саньшоу, то необходима долгосровременная программа
занятий, надо отобрать наиболее подходящие для себя, наиболее
эффективные, наиболее выражающие личные склонности движения,
посредством долгих тренировок наработать их, повысить уровень,
усилить, соединить с тактическими приёмами. Так происходит развитие
единоборства саньшоу, проявляются атакующе-защитные особенности
техники ушу. Потому нужно на основе интивидуальных практических
необходимостей проводить целенаправленный отбор, добавить
тренировку, овладение и отработку, сплавить воедино технику и
реальный бой, с энтузиазмом овладевать, непрерывно укреплять и
повышать технический уровень.
Глава 3
Краткое
знакомство с ныне действующими временными правилами всекитайских
соревнований по саньшоу
1.Весовые категории
48
кг, 52 кг, 56 кг, 60 кг, 65 кг, 70 кг, 75 кг, 81 кг, свыше 81 кг –
всего 9 категорий.
2.Защитное снаряжение
1.Тренировочная обувь, средства защиты груди, головы, перчатки,
средства защиты паха, средства защиты ног.
2.На
соревнованиях спортсмен может использовать средства защиты запястий,
локтей, коленей и голеностопов.
3.Регламент соревнований
Схватка проводится в три раунда, длительность раунда – две минуты,
перерыв между раундами – одна минута.
4.Оцениваемые зоны поражения
Голова, корпус, бёдра, голени.
5.Методы атаки
1.Для атаки можно использовать технику любых стилей
ушу, кроме движений, атакующих голову, локти, колени, и производящих
воздействие на суставы против естественного сгиба.
2.В голову разрешаются только удары руками.
6.Зоны, в которые запрещается атаковать
Категорически запрещаются атаки в затылок, горло,
пах, тычки пальцами в глаза.
7.Начисление очков.
(1)Начисление двух очков
1.Явное поражение двумя различными методами
разрешённых зон противника оценивается в два очка.
2.Бросок, приведший к вылету противника за пределы
площадки, оценивается в два очка.
3.Бросок, приведший к падению противника на площадку,
оценивается в два очка.
4.Атака, проведённая с земли, и приведшая к падению
противника, оценивается в два очка.
5.Удар ногой в зону выше поясницы противника
оценивается в два очка.
6.Атака не привела к падению противника – противник
получает два очка.
(2)Начисление одного очка
1.Однократное явное поражение атакой разрешённой зоны
противника оценивается в одно очко.
2.Поражение рукой головы противника оценивается в
одно очко.
3.Если примененённый метод привёл к тому, что
противник потерял равновесие и был вынужден воспользоваться
дополнительной опорой, присуждается одно очко.
4.Если оба противника одновременно применили
бросковую технику, упавшему последним присуждается одно очко.
5.В случае самостоятельного выхода за пределы
площадки или падения противник получает одно очко.
6.Если удалось теснением, ударом или толчком вынудить
противника покинуть пределы площадки, либо противник броском или
ударом был опрокинут за пределы площадки, а проводивший приём также
покинул пределы площадки но остался стоять – атаковавший получает
одно очко.
7.Если в ходе схватки оба противника избегают
активных действий, либо один из противников в течении 8 секунд
пассивно уклоняется от боя, то в первом случае рефери должен
приказать какому-либо из противников атаковать, во втором случае
рефери должен приказать атаковать тому противнику, который избегает
боя. Если в течении восьми секунд атаки по-прежнему не будет –
противник получает одно очко.
8.Если спортсмен применил падение на землю, но в
течении 3 секунд не произвёл атаки, то это считается пассивностью.
За каждые два проявления пассивности противник получает одно очко.
(3)Добавление очков
За каждое применение особой техники ушу, отлично
натренированной техники, эффектного атакующего или защитного
движения присуждается два очка.
8.Присуждение победы за явным преимуществом
1.В случае, если у противников явно наблюдается
большое различие в техническом уровне, рефери на ринге по
согласования с председателем судейской коллегии объявляет
победителем данной схватки спортсмена с лучшей техникой.
2.Если спортсмен в результате атаки в разрешённую
зону был сбит на землю, и оказался не в состоянии продолжать бой
спустя 10 секунд, либо не смог продолжить бой после 20-секундного
перерыва, то его противник объявляется победителем данной схватки.
3.Если спортсмен получил травму в результате
нарушения противником правил, и согласно вердикту врачей не может
продолжать бой, то по согласованию с председателем судейской
коллегии он объявляется победителем данной схватки.
9.Площадка
Соревнования проходят на мягкой площадке, покрытой
ковром или парусиной. Площадка имеет форму круга диаметром 9 метров,
в центре которого отмечен круг диаметром 20 см; граница отмечается
линией толщиной 5 см (границей площадки считается внешний край
линии). На 2 м кнаружи от граничной линии простирается зона
безопасности, в которой также раскладывается защитное покрытие.
10.Запреты и наказания
(1)Запреты
1.Запрещённые деяния:
(1)Требование остановки схватки, когда находишься в
невыгодном положении.
(2)Указания из-за пределов площадки.
(3)Неэтичные действия по отношению к судьям на
соревнованиях, неподчинение судьям.
(4)Громкие оскорбления противника во время
соревнований.
(5)Использование спортсменом возбуждающих препаратов
или иное жульничество.
2.Запрещённые действия:
(1)Подлая атака противника до команды рефери
«Начали!» или после команды «Стоп!».
(2)Атака запрещённых зон.
(3)Использование для атаки запрещённых методов.
(2)Наказания
1.За каждое запрещённое деяние в ходе соревнований
либо лёгкое запрещённое действие делается замечание, за каждое
серьёзное запрещённое дествие выносится предупреждение.
2.В схватке за каждое полученное замечание противник
получает одно очко, за каждое предупреждение – два очка. В случае
получение трёх предупреждений или шести замечаний спортсмен
дисквалифицируется, а его противник объявляется победителем.
3.Если спортсмен совершил серьёзное нарушение правил,
то он дисквалифицируется, а его противник объявляется победителем.
Часть 2
Базовая
тренировка
В базовую тренировку в саньшоу обычно входят базовые
наработки и базовые движения, а также комплекс из атакующе-защитных
движений, носящих ярко выраженный прикладной характер. В процессе
тренировки можно брать отдельные движения или связки движений
кулачного искусства, соединять с отработанными приёмами,
осуществлять индивидуальную тренировку или попеременную отработку
атакующих и защитных движений в паре, и за счёт этого нарабатывать
технику, повышать нагрузку, развивать атакующе-защитное мышление.
Широкие массы любителей саньшоу в течение долгое
времени тренировок активно искали наиболее эффективные тренировочные
методы, и постепенно сформировали базовые методы наработки и базовые
движения, эффективно и целостно развивающие от мелкого уровня до
глубокого. С ними и знакомит данная книга.
Глава 1
Базовые
наработки и базовые движения
В базовые наработки и базовые движения обычно
включают упражнения на развитие поясницы, ног, тренировку боевой
позиции и тренировку перемещений. Посредством тренировки базовых
наработок и базовых движений можно достичь всесторонней
натренировонности различных частей тела, относительно быстро
повысить специальную развитость спортсмена саньшоу, заложить хороший
фундамент для изучения прикладной боевой техники и повышения
технического уровня.
За счёт тренировки базовых наработок и базовых
движений можно повысить гибкость и подвижность суставов, улучшить
контроль над мышцами, повысить скоординированность всего тела, что
резко снижает опасность травматизма в ходе занятий.
1.Продавливания ног
Служат для растягивания мышц и связок бедра и
увеличения подвижности тазобедренного сустава.
1.Фронтальное продавливание ноги:
Встать лицом к перекладине или предмету нужной
высоты, стоя на одной ноге поднять другую ногу и положить пяткой на
перекладину, носок оттянуть на себя, обе руки положить на колено.
Выпрямить ноги, держать поясницу ровно, подтянуть бёдра, наклониться
вперёд, выполнять продавливания вперёд-вниз (рис.1(1)(2)).
Важные пункты:
(1)Продавливания вперёд-вниз выполняются прямым
корпусом.
(2)Амплитуда возрастает постепенно.
(3)Изо всех сил стараться коснуться лбом или носом
носка.
(4)Опорная нога выпрямлена в колене.
Легко совершаемые ошибки:
(1)Ноги не выпрямлены.
(2)Корпус не прям, бедро недостаточно подтянуто.
Методы исправления:
(1)Сосредоточиться на форме тела, особо обращая
внимание на подтянутость бёдер, с силой нажимать на колено.
(2)Вначале выполнять продавливания, используя низкую
опору, тянуться к ноге разноимённым плечом, грудью, обхватывать ногу
руками.
2.Боковое продавливание ноги:
Аналогично предыдущему, только носок опорной ноги
развёрнут наружу, корпус наклоняется к ноге боковой стороной,
одноимённая рука согнута в локте и подтянута к груди, другая рука
поднята вверх. Выпрямить ноги, распрямить поясницу, раскрыть бёдра.
Наклоняясь в сторону выполнять продавливания (рис.2(1)(2)).
|