«И вот начните, во-первых
— главу пред Триглавом
склоните!»
— так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда богов
восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший бог Рода
божьего
и Роду всему — вечно бьющий
родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не
истёк,
пока не отправились сами к
Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу — богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
«Ты, оживляющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вёл нас стезёю
правой
к битве и тризне великой!»
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно
живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави
и Яви!
Песни поём мы Ему,
ведь Свентовит — это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый
Свет.
Вы посмотрите — Явь
существует!
Нас Он от Нави уберегает —
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог — Землю нашу
носил,
звёзды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем
Свентовиту:
«Слава Богу нашему!»
Скорбите же сердцем нашим —
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
«Всё сотворённое
не может войти в
расторгнутый ум!»
Чувствуйте это, ибо лишь это
умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун —
— есть в то же время и
Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с
Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог
Свентовит.
За теми двумя — Велес, Хорс
и Стрибог.
Затем — Вышень, Леля,
Летеница.
II 11б
Затем Радогощ, Крышень и
Коляда,
за ними — Удрзец, Сивый Яр и
Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также
Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич,
Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и
Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и
Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и
Стеблич.
За ними суть —
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и
Цветич,
и Водич, и Звездич, и
Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич,
Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич — Родич,
и тут Семаргл-Огнебог —
он чистый и яростный, быстро
рождённый.
То суть — Триглавы всеобщие.
Сюда ты придёшь,
и тут же служитель ворота
откроет,
и пустит сюда —
в прекрасный сей Ирий.
Течёт Ра-река там,
та, что разделяет небесную
Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь
считает.
Он творит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли
ночи.
И дни отсекает,
поскольку он — явский,
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься Перун — бог
Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведёт по стезе.
Он же воинам — честь и суд,
праведен Он — златорун,
милосерд!
II 7е
Как умрёшь,
ко Сварожьим лугам отойдёшь,
и слово Перуницы там
обретёшь:
«То никто иной — русский
воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного
рода,
он пришёл сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, —
на твои луга,
о великий Сварог!»
И Сварог небесный промолвит:
«Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О, как будет им радостно,
весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут
возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты ещё не внимал,
ибо вои (вы?) Ясуни не
знали(?).
Вы же все не такие, как
греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в
жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в
страданиях,
ныне ж будут мирные дни».
Мы стояли на месте своём,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.
И вот Матерь Сва бьёт
крылами
по бокам своим с двух
сторон,
как в огне вся сияя светом.
И все перья Её — иные:
красные, синие, рыже-бурые,
жёлтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как
Солнце-царь,
и идёт Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой
красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Её,
возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это — наше счастье,
и мы должны
прилолжть все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьёт.
Идём мы под наши стяги,
и это — стяги ясуни!
Вот прилетела к нам птица, и
села на древо, и стала петь, и всякое перо её иное, и сияет
цветами разными. И стало в ночи, как днём, и поёт она песни о
битвах и междоусобицах.
Вспомним о том, как
сражались с врагами отцы наши, которые ныне с неба синего
смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а с
отцами нашими.
И мыслили мы о помощи
Перуновой, и увидели, как скачет по небу всадник на белом коне.
И поднимает Он меч до небес, и рассекает облака, и гром гремит,
и течёт вода живая на нас.
И мы пьём её, ибо всё то,
что от Сварога, — то к нам жизнью течёт.
И это мы будем пить, ибо это
— источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в
поля синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то
молоко по хлябям небесным, и звёздами засветилось над нами в
ночи.
И мы видим, как то молоко
сияет нам, и это путь правый, и по иному пути мы идти не должны.
И было так — потомок,
чувствуя славу свою, держал в сердце своём Русь, которая есть и
пребудет землей нашей. И мы её обороняли от врагов, и умирали за
неё, как день умирает без Солнца и как Солнце гаснет.
И тогда становилось темно, и
приходил вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес
шёл в Сварге по молоку небесному, и шёл в чертоги свои, и к заре
приводил нас до врат (Ирия).
И там мы ожидали, чтобы
начинать петь песни и славить Велеса от века до века, и храм
Его, который блестит огнями многими, и стояли мы (пред Богом),
как агнцы чистые.
Велес учил праотцов наших
землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и
ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.
Отцам нашим и матерям —
слава! Так как они учили нас чтить богов наших и водили за руку
стезёй правой. Так мы шли и не были нахлебниками, а были
русскими — славянами, которые богам славу поют и потому — суть
славяне.
9а 2. Легенда о происхождении древлян,
кривичей, полян, северян и русов.
В те времена был Богумир —
муж Славы, и имел он троих дочерей и двух сыновей. Они привели
скот в степи и там жили среди трав, как и во времена отцов. И
были они послушны богам, и имели разум, все схватывающий.
И там мать их, которую звали
Славуня, им приготавливала всё необходимое. И сказала она
Богумиру на седьмой день: «Мы должны выдать своих дочерей замуж,
чтобы увидеть внуков». Так сказала она, и запряг Богумир повозку
и поехал куда глаза глядят.
И доехал до дуба, стоящего в
поле, и остался ночевать у костра. И увидел он в вечерних
сумерках, что к нему подъезжают три мужа на конях. И сказали
они: — Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о
печали своей. А они ему ответили, что сами — в походе, дабы
найти себе жён. И вернулся Богумир в степи свои и привёл трёх
мужей дочерям. Отсюда начало трём родам.
И соединились они, и славны
были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь
Богумира имела имя — Древа, а другая — Скрева, а третья —
Полева.
Сыновья же Богумира имели
имена — Сева, и младший — Рус. От них идут северяне и русы. Три
же мужа были, все три — Утренник, Полуденник и Вечерник.
Создались роды те в
Семиречье, где мы обитали за морем в крае зелёном, когда были
скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германареха.
И в те времена была борьба
великая за берега моря Готского, и там праотцы наши возводили
курганы из белых камней, под коими погребли мы бояр и вождей
своих, павших в сече.
9б 3. А до этого были отцы
наши на берегах моря у Ра-реки.
Мы пришли из края зелёного к
Готскому морю, и тут растоптали готов, которые были
преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти земли и за
жизнь нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу.
А до этого были отцы наши на
берегах моря у Ра — реки (Волги). И с великими трудностями для
нас мы переправили своих людей и скот на сей берег, и пошли к
Дону, и там готов увидели на юге и Готское море.
И увидели мы против себя
вооруженных готов и так были принуждены биться за жизнь и
проживание своё, когда гунны шли по стопам отцов наших и,
нападая на них, людей били и забирали скот.
И так род славен ушел в
земли, где солнце спит в ночи, и где много травы и тучных лугов,
и где реки от рыб полны, и где никто не умирает. Готы же были
тогда в крае зелёном и немного опередили отцов наших, идущих от
Ра-реки.
Ра — река — великая, она
отделяет нас от иных людей и течёт в море Фасисте (Каспийское).
Тут муж рода Белояру перешёл на ту сторону Ра — реки и упредил
там синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на
острове своём поджидали гостей — купцов и обирали их.
И было это за полстолетия до
Алдореха. А ещё раньше, в древности, род Белояров был сильным.
И от гуннов торговцы
прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают серебро и
два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской, и так
пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра.
И кони у них бесчисленны, и
дважды берут они дань. Из-за того купцы, стекавшиеся к нам,
вернулись в Китай и не приходили уж никогда более.
3 22 4. Легенда о даровании
Квасуре и Богумиру сурицы.
Также расскажем о том, как
Квасура получил от богов тайну — как приготавливать сурину. И мы
должны на Радогоще около богов радоваться, и плясать, и венки
подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя.
Квасура был мужем сильным и
от богов вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему, повелела вылить
мёд в воду и осуривать его на солнце. И вот Солнце — Сурья
сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу.
И мы пьем её во славу божью.
И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма
выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру
(Благомиру), и тот получил поучение от Сварожича, как творить
квасуру, называемую сурыней.
И это (мы вспоминаем) на
нашем Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем
жатву и радуемся этому.
И если иной не удержит
своего естества в этот раз и скажет безумное — то это от
Чернобога. А другой получит радость — и это от Белобога. И так
мы должны искать друзей и врагов...
Куя мечи наши на силу
вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с
обеих сторон. И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли
ему славу. И были они, и она (сурья) была, когда боги рекли
хвалу...
И вот установили они роды
для себя, и потому боги — причина родов, и так стали иметь они
родные те роды. И так Сварог — Отец, а прочие — суть сыны Его.
И мы должны были покоряться
Ему, так же как покорялись Родителю, потому что Он — Отец нашего
рода. И этот род — воины от Кия до князей киевских.
5а 5. Видели Орея, по облакам ходящего.
Вот жертва наша — это мёд
Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце — Сурье оставленный на
три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это — есть и будет
нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы (давали).
Ибо мы происходим от
Даждьбога, и стали славны, славя богов наших, и никогда не
просили и не молили их о благе своём. И вот боги говорят нам:
«Ходите по Руси и никогда к врагам!»
Матерь Сва славу поёт нам,
чтобы мы воспевали походы на врагов, и мы верили ей, так как эта
слава (исходит) от птицы вышней, по небу России летящей от нас.
И вот князя нашего избрали,
чтобы он заботился о нас. Так как перейдёт враг за границу нашу,
если он её не будет оберегать, созывая рать. А какие мы сами —
то Сноп знает, так как мы молили, славу вознося, но никогда не
просили Его, и никогда не требовали с Него то, что необходимо
нам для жизни.
И вот смотрите на отца
нашего Орея, по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья
Перунова. И видел там Орей, как Перун ковал мечи на врагов.
И Он говорил ему во время
кованья: «Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте
их бояться, так как повергнут они очи долу, и (число) воинов у
них будет уменьшено до количества пальцев на руках, так как к
земле они согнутся, и станут зверями, как поросята измазанные
грязью, и смрад свой понесут по следам своим. И будут говорить о
них, что они — смрадные поросята и свиньи!»
Так говоря, Перунько ковал
мечи. И Орей об этом говорил, и то Орей поведал отцам нашим. И
такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков
назад. А ныне поверили, будто всё было не так.
3а 6. Воспоём славу Сурье!
Мы молили Велеса, Отца
нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла
над нами вращать вечные золотые колёса. Ибо она и есть наше
Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в
наших домах.
И сему богу Огнику Семарглу
говорим мы: «Покажись и восстань на небесах и свети аж до
мерцающего рассвета!» Мы называем его именем Огнебоже и идём
трудиться.
И так всякий день,
сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, идём в поля наши
трудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено
работать ради хлеба своего.
Даждьбоговы внуки — любимцы
божеские, и, божий плуг в деснице держа, воспеваем мы славу
Сурье, и думаем об этом до вечера. И пять раз в день прославляем
мы богов, и выпиваем сурицу в знак благости и общности с богами,
которые во Сварге также пьют за наше счастье.
Как воспоём славу Сурье, так
золотой конь Сурьи вскочит на небеса. А когда мы приходим домой,
потрудившись, там огонь зажигаем и идём ужинать.
Говорим, что есть любовь
божеская к нам, и затем мы отходим ко сну, ибо день прошёл и
настала тьма. Так отдавали мы десятую часть отцам нашим и сотую
— властям.
И так мы пребываем славными,
ибо славим богов наших, и молимся с телами, омытыми чистой
водой.
2 10 7. После Богумира
был Орей с сынами.
Богумиру же боги давали
земные блага, и их мы не имели. И было у нас по-иному. Старшего
в роде мы избирали в князья, который в старое время становился
нашим вождём, нанятым в тот раз всеми.
Те же князья были долгое
время, пока греки не пришли и не настал этому конец, и (ныне) мы
должны обеспечивать из (княжьего) рода потомков, чтобы они
правили нами.
А после Богумира был Орей с
сынами. А когда гунны затеяли великую войну за образование своей
великой земли, мы ушли оттуда на Русь. Ныне пришли иные времена,
и мы должны браться за гужи и тянуть вперёд.
И не будет о нас сказано,
что мы оставили наши земли и взяли иные, но скажут о нас, что мы
сильно бились за себя. Борусичи не оставили грекам земли свои и
бились за них.
В те времена Ра — река
(Волга) была границей с иными землями, и тогда возжаждали враги
наши идти на нас, и должны мы были бороться за внучат наших,
чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным.
Так же и мы должны были
делать. Чтобы не сжигать дубы и поля свои, а сеять на них и жать
жниву в полях, ибо имели мы степи травные и должны были водить
скот, оберегая его от врагов.
26 8. Орей приказал
сыновьям своим быть впереди родов.
И был в те времена осевший
огнищанин. И был он благ, и боги дали ему много овец и скота,
пасущегося в степях. И было (в степях) много травы, и боги
давали его скоту приплод и умножали его.
И вот предстал пред его
очами странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли в землю иную в
край чудесный — туда, где заходит Солнце, туда, где оно спит на
золотом одре.
И когда прискачет туда
всадник, он скажет Солнцу: «Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты
должно подняться в колесницу свою и взойти с Зарёй на Востоке».
И так сказав, скачет он в
иные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот всадник
говорит: «Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую
колесницу. И её ворожеи желают утаить».
И тут приближается всадник,
скачущий в иные края. И так Заря идёт, и несёт искры свои, и
одежды Даждьбоговы трясёт, и искры разлетаются до края
небесного. Так он сказал.
И тогда двое сыновей пошли
туда, куда заходит солнце, и видели они там много чудес и
злачные травы. И возвратились к отцу и сказали ему, как
прекрасен тот край.
И многие племена и роды
изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому
осевшему (огнищанину). И тут приказал отец Орей сыновьям своим —
быть впереди всех родов.
И не захотели они делиться
на этих и тех. И тогда князь единый повёл своих людей на полдень
— отец Орей повёл их в край морской. И была там сушь великая и
пустыня. И пошли они в горы, и там поселились на полвека, и
собрали большую конницу, прежде чем идти в края чужие.
И в тех краях воины встали
на их тропе, и они принудили их сражаться и были разбиты. И
тогда они пошли дальше, и увидели тёплые земли, и пренебрегли
ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли они дальше.
И так боги вели их как своих
людей. И добрались они до горы великой. И, повоевав там с
врагами, двинулись далее.
И с тех пор мы должны были
помнить об этом и тянулись за своими, и так же как отцы наши
очищались мольбой, омываясь, и, умываясь, мольбы творили о
чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для
нас Сварог, и Купалец указывал нам на это.
И мы не смели этим
пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде
живой. И шли мы трудиться, и всякий день мольбы творили, и сурью
пили, которую прежде брали.
И её пили пять раз в день и
хвалили богов наших радостно, потому что сурья — молоко наше и
пропитание наше, и корм, который идёт от коровы к нам, и тем мы
живём, и травы злачные варим в молоке, и принимаем каждый свою
часть.
И тогда приходили мы к синей
реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там
видели пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там
стада свои пасут, и снопы свивают, и жизнь имеют такую же как
наша, только нет там гуннов, ни эллинов, и княжит там Правь.
И Правь эта истинная, так
как Навь совлечена ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет
так во веки веков.
И это Заребог шёл в этот
край и говорил нашим пращурам, которые жили на этой земле и
страдали повсюду, где приходилось быть и где пережили много зла.
И здесь они не имеют зла,
они видят зелёные травы. И внимают шелестам на воле божьей, и
это счастье для тех людей. И так мы должны будем увидеть степи
райские в небе синем. И эта синь идёт от бога Сварога.
И Велес идёт там править
стадами, и ступает по золоту и живой воде, и никому там не надо
платить дань, и нет там рабов, и жертву приносят, которую
неверные не знают, — дают для моленья виноград, и мёд, и зерно.
И так провозглашали мы славу
богам, которые суть — отцы наши, а мы — сыны их. И будем
достойны их чистотой телес и душ наших, которые никогда не
умрут. И не умирают они в час смерти наших тел.
И падшему в поле Перуница
давала выпить воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на
белом коне. И там Перунько его встречал и вёл в благие свои
чертоги.
И там он будет пребывать в
это время, и достанет себе новое тело, и так станет жить,
радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до
века.
Когда Сурья сияет, мы поём
хвалу богам, а также огненному Перуну, которого называем
губителем — потятичем на врагов. И провозглашаем великую славу
отцам нашим и дедам, которые сейчас во Сварге.
Скажем так трижды и поведём
стада свои на разнотравье. А если надо вести скот в иные степи,
идём, другую хвалу богам вознося. Славу поём до полудня и
возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему
Сурью.
Пьем её до вечера, а
вечером, если костры сложены — зажигаем их, и славу вечернюю
поём Даждьбогу нашему, которого называем прадедом нашим, и идём
мыться, чтобы быть чистыми, и, совершив омовение, отойдём ко сну
— и так мы будем объяты великим ничто.
1а 9. Орей и Кисек.
Заселение Голуни. Борьба с язами.
Это беспокойная совесть наша
причиной тому, что мы своими словами обличаем деяния. И так
говорим во истину благое о роде нашем и не лжём! И ту истину
рассказываем о первом господине нашем — с него пошли князи
избираемые и сменяемые.
Киська же тот шёл, и вёл
родичей по степям со скотом своим на полдень, и туда, где солнце
сияет, прибыл.
И придя к нему, отец Орей
сказал: «Мы оба имели детей, и мужей и жен. А старшие имели
войны с врагами. И так решали, чтобы племена соединяли овец
своих и скот и становились племенем единым. И это боги
предлагают нам. Мы же видели доблесть их с тех пор и во веки
вечные».
А когда подсчитывать стали
(голоса), одни — рекли иначе. И тогда отец Орей отвёл стада свои
и людей от них. И увёл их далеко и там сказал: «Здесь мы
воздвигнем град. Отныне здесь Голунь будет, которая прежде была
голой степью и лесом».
И Киська ушёл прочь. И также
увёл людей своих в иные места, чтобы не смешались они с людьми
отца Орея.
И те предки наши, так
сотворив, на землях тех осели. И так Киська отошел со своими
людьми и создал землю иную.
И там поселились они, и
таким образом отделились и отмежевались, и решили быть чуждыми
один другому. Все они хлеб и соль имели и не перечили друг
другу.
И был Киська так славен, и
люди Орея славны, так как в ту пору слава текла к ним и поля
знали их мечи и стрелы.
1 16
И пришли язи в его край, и
начали забирать скотину. И тогда Кисек напал на них. Бился с
ними сначала день, потом второй, и люди его бились.
И грех пришёл в те места, и
многие ели останки, и людей убивали. И так сказал отец Орей:
«Грешим мы с родичами своими, и потому от мёртвых чёрно и
мертвечину едят, что мы сдерживаем себя». (?)
И стало мерзко на сердце
Ориевом, и возопил он родичам: «Поддержите Кисека и людей его!
Седлайте все коней!»
И тогда бросились все на
язов и бились с ними до тех пор, пока не разбили их. И тут
начали ведать истину, что мы имели силу лишь когда были вместе —
тогда никто не мог одолеть нас.
То же истинно, что нас не
одолели обоих, ибо мы — русские и себе славу получили от врагов,
проклинающих нас. Они же, видя житьё наше, искушались взять
братьев наших, и серебро с наших мечей, и гончарные горшки, из
которых их сыны ели бы.
Но житьё наше в степях до
конца нашего! Нам предрекали они иную жизнь, а сами — нужды в
Свете не имеют. И эти слова наши — суть истина, а их слова
ложны, ибо они ложь говорят и не внимают (истине).
7а
Кисек (обращался) к людям
своим перед нападением, и они возненавидели врагов, и пошли на
них, и победили. И это мы имели знак того могущества, которого
не могла дать Явь врагам.
Сами мы были слабыми — и так
получили большую силу, а враги не такую большую, ибо мы —
русские, а враги — нет. И там, где пролита кровь наша, — там и
земля наша. И это враги знают.
И так они стремятся
(захватить землю). Но их старания к смерти приведут, как это
было в старину во времена отцов наших.
Говорили мы эти слова
наизусть, и ни одно слово из тех слов не было утрачено. И
говорили мы братьям нашим, что сила божеская будет на вас, и вы
окончательно победите врагов ваших, которые хотят ваших земель.
И тогда они уста свои
наполнят, полакав жидкой грязи, и не будут браниться. Будьте
сынами своих богов, и сила их пребудет на вас до конца!
Не имели мы хлеба, чтобы
насытить наше чрево, ибо он сожжен огнём. И коровы наши
страдали, так же как и мы, пока быстро мы не охватили юг сталью
и не стали сильнее врагов наших.
4г 10. Кий, Пащек и Горовато отправляются в
земли, где течёт мёд и молоко.
И тот Орей старый отец
сказал: «Идёт из земли той, где наших братьев убивают. А то они
и старого отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и
скотину нашу крадут, и детей убивают».
Как только старый отец это
изрёк, мы ушли в иные земли, в которых течёт мёд и молоко. И эти
земли искали все три сына Орея. И были это — Кий, Пащек и
Горовато, от коих истекли три славных племени.
(...) сыновья были храбрыми,
водили дружины, садились на коней и ехали... И за ними шли
дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряжёнными в них
быками... овцы... дети, охраняемые старцами, а также больные
люди.
Так шли на юг к морю и
мечами разили врагов, шли до горы великой, до долины с травами,
где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать
Киев, ставший русским... вести... пренебрегли злом, и пошли
туда, куда Орей говорил... коровы есть... и кровь ваша просто...
Русичи, не слушайте врагов,
которые говорят недоброе... отец Орей, идём...
7а 11. Кий уселся в Киеве.
Так говорим мы, что имеем
прекрасный венец нашей веры и не должны мы принимать чужую. И
тут князь наш говорил, что мы должны идти к ясуни боярской,
чтобы мы предохранили её от вражеской победы.
Рано или поздно наступит
время последнего, и пусть мы будем иметь силу нашу во степи
Матери Солнца. Она стережёт (охраняет) нас и крылья распускает
во все стороны, а тела (наши) в середине, и голова ясуни на
плечах в венце славном, она не может её лишиться в сече.
Голова (Матери) Сва — ясунь,
и уберегали её до этого дня. И когда чехи (пошли) к закату
солнца с воинами своими и хорваты забрали своих воинов, тогда
некоторая часть чехов поселилась с русскими, а также их земля не
отделилась, и с ними образовалась Русколань.
Кий же уселся в Киеве. И мы
ему подчинились, а с ним Русь собралась воедино, а если будет с
нами иная сила (?), то не пойдём на неё, потому что она с Русью.
15б 12. Вначале были там, где заходит Солнце.
Отход к Днепру. Кий берёт Киев. Борьба с язами.
Вначале мы были там, где
заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до Непры — реки (к
Днепру), и взял там Кий укреплённый град, в котором пребывали
иные славянские роды.
И там мы поселились, огни
зажигая Дубу и Снопу, которые и есть Сварог — пращур наш. И в
тот раз напал на нас новый, который в этой сечи кровь пращуров
наших пил.
И рати свои устремил на них
Кий, увидя вражеских воинов. И воины Перуна бросились на них, и
тратили силу до тех пор, пока те не побежали, показывая свои
зады.
И вот племя язов напало на
нас, и сеча была великая, и похищено было всё до последнего. И
видя это, наши воины говорили: «Боги наши прогонят врагов наших,
ибо Вышень грядёт на смертных!»
И говорил он нам: «Дети,
огораживайте свои города от нападений, чтобы были они суровыми и
крепкими!
И это Сварог посылает меня к
вам... чтобы сила небесная была с вами... также говорил вам...
бережёт...»
2б 13. Орей шёл перед нами...
Кий умер, тридцать лет владев нами.
И вот отец Орей шёл перед
нами, а Кий вёл русов, и Щек вёл свои племена, а Хорев своих
хорват, и шли они из земель тех.
И так было внушено богами,
когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских
горах. И там были другие города, построенные иными, и нажили
иные соплеменники богатство великое.
И вот враги напали на нас, и
мы побежали к Киеву-граду и до Голуни, и там поселились, огни
свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам и
также себе.
И тут Кий умер, тридцать лет
владев нами. А после него был Лебедян, его же называли Славер, и
тот жил двадцать лет. Потом был Верен из Великограда — также
двадцать. Затем Сержень — десять.
С теми львами побеждали
витязи врагов, нёсшихся лихими тысячами — тьмами на сынов наших
и грядущих на нас и на вас. И тут готы пришли в степи, зло творя
нам.
И тогда доблесть получили
праотцы наши, борясь за жизнь. И стали славянами, ибо славили
богов. И так мы — от богов внуки Сварога нашего и Даждьбога.
И тогда мы терпели зло, а
прежде силу имели великую и защищались от нашествия готов —
врагов почти шесть лет.
И тут ильмеры нас
поддержали, и мы побили вражеских витязей. И так десять царей
взяли — тех, что были как волки, принявшие львиную храбрость.
Когда мы на них напали, те стали менять овец и овощи, и клялись
самим небом.
2а 14. Предрешено было в старые
времена, чтобы мы сплотились
Предрешено было в старые
времена, чтобы мы сплотились с иными и создали Русколань
великую. Рождена была Русколань наша близ Голуни, где стало у
нас триста городов и сёл — дубовых домов с очагами.
Там и Перун наш, и земля
наша. И вот птица Матерь Сва поёт о дне том. И мы со всеми ждали
время оное, когда завращаются Сварожьи колёса у нас.
Это время после (песни)?
Матери Сва наступит. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды:
«Хорошо обороняй землю нашу!»
Вендов, которые ушли на
запад Солнца, и там перед врагами землю пашут и шаткую веру
имеют, всегда побеждают из-за иной веры. Боровин же говорил, что
он силён, и люди его верят словам тем.
А иные глупцы изумлённые и
не верили в это до тех пор, пока не прозрели. Венды! Вернитесь
на земли наши в степи древние!
И поглядите на вспаханные
поля, которые были бедными до прихода нашего из Семиречья, пока
от врагов — дасу нами не были очищены.
И птица Сва говорит, когда
огонь и смерть несётся к нам, превращая Голунь в погорелище:
«Боги, поливайте и дождём дождите! Ибо та земля бедная, и
разорённая, и конями затоптанная, так как язи забирают сыновей
её, протекая на конях по земле».
Это боги посылают в степи
демонов — дасу, из-за того что мы пренебрегаем богами. И мы
должны были их слушаться не так, как во времена антов. Те анты
многих побеждали мечом, а ныне погребены и лежат в домах ваших,
которые чужды нам и которые строят по-иному.