ГРОБЫ НА КОЛЕСИКАХ
Зелот
Ни для кого не секрет, что степеней в масонстве существует
великое множество. На настоящий момент в мире успешно
функционируют не менее двух-трех десятков различных уставов и
отдельных орденов и обществ, в то или иной мере практикующихся
регулярными Вольными Каменщиками, в то время как нерегулярные –
в отсутствие необходимости следовать фиксированному списку
достаточно жестких принципов (ландмарок) – практикуют их еще
больше. Всего в современном мире насчитывается около тысячи
разнообразных масонских степеней и орденов (около половины – в
основном, в США). За всю мировую историю создано их было, и
написано было ритуалов, не менее пяти-шести тысяч, если верить
таким видным собирателям антикварных степеней, как А. Уэйт и Р.
Макой.
Естественно, появление дополнительных степеней явилось
результатом, с одной стороны, неудовлетворенности еще самых
первых спекулятивных каменщиков кажущейся незавершенностью
мистического гештальта масонского посвящения, а с другой стороны
– неудержимого желания человека создать иерархическую систему
неравенства повсеместно, даже в среде Братского равноправия.
Спекулятивные каменщики еще в английские ложи
XVIII
века привнесли элемент родного для себя дворянского
сюзеренитета, которые формально существуют и по сей день, к
счастью, претворившись в уже совершенно декоративные формы.
Невозможно и бессмысленно пытаться установить какую-либо единую
и сквозную иерархию в масонских дополнительных степенях, которые
многие по инерции еще именуют «высшими», хотя само данное
словоупотребление в последние полвека свелось исключительно к
сфере антимасонской пропаганды. Именно в антимасонской среде
сложилось неестественно преувеличенное «почтение» к Шотландскому
уставу и мнение о вседовлеющей высшей власти пресловутых
«тридцать третьих» над мировым масонством. Напротив, в масонском
мире Шотландский устав занимает достойное, уважаемое, но никак
не высшее место в структуре степеней для каждой отдельно взятой
страны.
Для лучшего понимания структуры дополнительных степеней
представляется возможным рассмотреть их здесь в отдельности и –
более или менее – в системе взаимных связей, каковые
устанавливаются индивидуально фактически для каждой страны.
Например, в Англии и Шотландии дополнительные степени существуют
совершенно автономно, объединяясь лишь отчасти и лишь
территориально – под крышей
Mark Master Mason Hall.
В США большинство из них сведено в так называемый Американский
устав, который отчасти схож с Йоркским уставом, являясь его
упрощенным и локализованным вариантом. На европейском континенте
существуют различные системы административного подчинения,
испытавшие влияние как первой, так и второй моделей. В России на
настоящий момент существует только Шотландский устав и
определенное количество разрозненных посвященных степени
Царственного Свода, чья активность в создании в России капитула
данной степени не только к настоящему времени не привела к
каким-либо ощутимым результатам, но и значительно усложнила не
только внутреннюю масонскую политику в нашей стране, но и
создала определенные трения на международной масонской арене,
поэтому говорить о развитии дополнительных степеней в России
пока, по меньшей мере, рано. Остается надеяться на изменение
положения вещей в будущем.
В противовес широко распространенному мнению, наиболее
популярными в масонском мире, помимо степеней символической ложи
(«голубые» или «иоанновские» степени – Ученик, Подмастерье,
Мастер), являются степени Сотоварища Царственного Свода (Companion
of the Royal Arch) и Мастера Метки
(Mark Master Mason),
причем, с последней неразрывно связана также побочная степень
Морехода Царственного Ковчега (Royal
Ark Mariner).
В начале нашего обзора необходимо четко пояснить, что никакие из
дополнительных степеней не могут ни по каким законам вручаться
Вольным Каменщикам, не прошедшим законное посвящение в степени
символической ложи первых трех степеней. Эти ложи управляются
Великой Ложей, каждый каменщик обязан состоять действительным
членом какой-либо символической ложи, аккуратно платить ей
взносы, посещать ее собрания и подчиняться распоряжениям ее
руководства и руководства Великой Ложей его страны. Кроме этого,
он имеет право подавать прошения о приеме в столько
дополнительных степеней, сколько пожелает и посчитает возможным
активно посещать и поддерживать материально. Однако это лишь
налагает на него дополнительные обязательства, не освобождая ни
от одной обязанности в отношении своей символической ложи. Между
административными структурами масонства существуют договоры, в
силу которых исключение из символической ложи автоматически
влечет за собой исключение из всех остальных организаций.
Необходимым требованием для вступления в большинство организаций
дополнительных степеней является посвящение кандидата в Мастера
символической ложи, часто он также должен «дорасти» до
Досточтимого Мастера (руководителя) ложи и отбыть год в этой
должности. В некоторые степени принимают только по приглашению
их руководства. В некоторые дополнительные степени можно
вступить только через другие дополнительные степени. Система
развивалось на протяжении многих лет во многих странах, и в
настоящее время достаточно сложна.
Итак, самой популярной в современном масонском мире является
степень Святого Царственного Свода, о которой не так давно
говорилось в отдельной статье в настоящем издании. В нее
допускаются Мастера символической ложи со стажем не менее
полугода/года. Они получают наставление в легенде Второго Храма,
платоновой и отчасти каббалистической мудрости. Практикуется
практически во всех странах масонского мира. Облачение исполнено
в цветах храмовой завесы (пурпурный, голубой, темно-синий, с
золотом на белом фоне). Капитул управляется тремя Принципалами
вместо одного Мастера и двух помощников-Стражей, как в «голубых»
степенях. Сотоварищи Царственного Свода имеют возможность
последовательного посвящения (согласно отдельным ритуалам) в
звания Третьего, Второго и Первого Принципалов. Таким образом,
фактически степеней в данном ордене четыре.
Отдельной (в большинстве стран) или предшествующей степени
Царственного свода (в США) является степень Мастера Метки. Это
одна из древнейших степеней всего масонского ордена. В то время
как по основным английским документам, степень Царственного
Свода до сих пор является «завершением, венцом и продолжением»
третьей степени символической ложи, степень Метки выполняла ту
же функцию в отношении степени Подмастерья, второго градуса
символической ложи. Недавний демарш, совершенный группой
английских каменщиков, сформировавших некую «Регулярную Великую
Ложу Англии» в противовес древнейшей Объединенной Великой Ложе
Англии, в значительной степени сводился к тому, что они
насильственно и в обход преамбулы к Конституции Андерсона ввели
степень Метки как этап, который следует проходить после второго
градуса перед третьим. Во всех остальных юрисдикциях степень
Метки авторитетна, широко распространена, популярна, но
практикуется в качестве отдельного ордена.
Ритуал степени Метки подкрепляет версию о ее древнейшем
происхождении, потому что носит совершенно оперативный,
каменщический и достаточно приземленный характер, свободный от
позднейших мистико-инициатических наслоений «лож джентльменов» и
сконцентрированный вокруг собственно процесса строительства
Храма Царя Соломона и идеи Замкового Камня, соделавшегося главою
угла. Для всех очевидны как оперативные, так и христианские его
корни, откуда и делается вывод о древнем происхождении в
парадигме раннего протестантского церковно-часовенного цехового
братства, какаовым масонство было в старом Лондоне.
Основной идеей ритуала Метки является отстаивание истины даже
вопреки кажущемуся здравым смыслу, нерушимая вера в
справедливость и ее победу, пусть и спустя сколь угодно
продолжительное время, отвага и братская взаимопомощь.
Облачение голубое, отличающееся от облачения символических лож
исключительно тонкой малиновой каймой. Административное
управление осознанно идентичное управлению символической ложи,
за исключением трех дополнительных офицерских званий.
Основная цель посвящения – дать кандидату возможность
ознакомиться с истоками масонского оперативного мастерства и
изначальными, достаточно простыми и достаточно поэтому
первичными нравственными устоями.
Непосредственно в рамках Великой Ложи Мастеров Метки (в Англии)
или параллельно с ней (в других странах) действует крайне
интересное и поучительное Древнее и Достопочтенное Общество
Мореходов Царственного Ковчега. Важно отметить, что первичная
масонская легенда основания, т.е. легенда, объясняющая
происхождение общества и неизменно существующая во всех
человеческих объединениях, если верить древнейшим из известных
масонских конституций и хартий, связывала Братство отнюдь не с
Храмом Царя Соломона, а с Ноевым Ковчегом и его строителями. Это
если не вспоминать про «Питера Говера из кентского Гроттона»,
основоположника масонства по другой версии. Мало кто из
грубоватых мастеровых поверил бы, если б его стали убеждать, что
Питер Говер не носил штанов и кожаного фартука, а наоборот, был
ученым в тунике и жил на острове Кротон, а не в кентской
деревушке.
Как бы то ни было, в настоящее время степень Морехода
Царственного Ковчега практикуется во многих странах, в
значительной мере является милым архаическим наследием
оперативных времен, повествует в своих легендах и посвятительных
ритуалах о строительстве Ковчега и его прибытии к горе Арарат,
управляется Мастером, носящим звание Капитана Ноя и двоими его
«сыновьями»-помощниками, Симом и Иафетом, наставляет своих
посвященных в уповании на Бога и трудолюбии, особое внимание
уделяет поиску данных о заболевших братьях и оказании им помощи,
пользуется в обиходе военно-морской терминологией, как бы это ни
смотрелось в сочетании с «библейским» стилем речи, и имеет
схожие с Мастерами Метки регалии, отличающиеся лишь
дополнительной оранжевой полосой и полукруглым клапаном запона.
Однако для современного исследователя в данной степени есть
также и нечто неизмеримо важное. Присяга в ней приносится не на
Библии. Библия, согласно всем законам и регламентам Ордена,
обязательно присутствует в раскрытом виде на видном месте в зале
собраний. Однако эпоха Ноя относится к периоду ДО Откровения
Закона людям. И библейская легенда недвусмысленно гласит, что по
прибытии на склоны Арарата Ной возвел алтарь и впервые принес
жертву Богу Живому, результатом чего стал Первый завет и в небе
явилась радуга. Радуга является одним из символов степени
Морехода. И присяга в ней приносится на кубическом камне,
воплощающем возведенный Ноем первый жертвенник. В этом для нас –
свидетельство истинной древности степени и ее
первично-экуменического характера. Действительно, в данном
случае, возвращение к истокам в их масонском понимании неизменно
приводит к концепции Единого Бога Живого и общей пред Ним
ответственности при полном горизонтальном равенстве людского
рода.
ГРОБЫ НА КОЛЕСИКАХ – 2
Зелот
Значительно облегчает понимание истории побочных степеней
погружение в их историю с точки зрения самого названия.
Первичное масонство, как известно, состояло всего из одной
степени – Участника Ремесла (англ.
Fellow of the Craft).
Должность Мастера ложи была выборной и не подразумевала особого
посвящения. Присутствовавшие на собраниях ученики ремесленников
(Apprentices)
членами Цеха, собственно, не являлись, голосовать не могли,
говорить не имели права, денег с них не брали, и вообще статус
их, говоря современным языком, приравнивался к наблюдательному.
С развитием спекулятивного масонства и появлением должностей
Стражей как помощников Мастера, с усилением роли Секретаря,
усложнением ритуала и возникновением потребности в
Обрядоначальнике постепенно произошло и выделение из масонской
среды касты «более равных, чем прочие» братьев, которые вскоре и
сформировали степень Мастера, тем самым совершив фактически
революцию, превратив чисто ремесленный цех в посвятительную
организацию, каковой масонство является в настоящее время.
Здесь не время и не место рассуждать о данном вопросе, поэтому
нам надлежит сконцентрироваться на организационных последствиях
этого ключевого для Братства изменения.
С появлением степени Мастера остальные члены Братства сохранили
титул
Fellowcraft,
который стал трактоваться как «Подмастерье», Ученики же остались
кем были. Определенные рудименты былой сословной организации до
сих пор остаются в ритуальных приветствиях братьев-посетителей
из других лож: «Мастер, Стражи, братья и участники досточтимого
сообщества, откуда я следую, шлют вам привет и желают всех благ»
(Master,
Wardens,
Brothers and Fellows of
the Worshipful company I come from greet you anon,
and wish you well.).
Тем не менее, на этом гордыня людская и не думала отпускать
наших предшественников, что привело в конечном счете в
организационном смысле – к обособлению лож Джентльменов и их
выделению в спекулятивных Орден из оперативного Братства, а в
посвятительном смысле – к образованию новых степеней, которые
«надстраивались» над степенью Мастера. Первой из них по времени
образования определенно являлась степень Царственного свода,
которой ранее была посвящена особая статья. Затем образовалась
степень Мастера Метки, о которой также говорилось ранее.
Но апогея образование новых степеней достигло с распространением
масонства из Англии по континентальной Европе в 1740-е годы,
когда было введено в обиход и широко применялось понятие
«побочных степеней» (side
degrees). Толковать это понятие
следует буквально. По окончании собрания обычной трехстепенной
символической ложи кто-либо из братьев отводил своего собрата в
сторону, в угол, в коридор, и там один на один без какого-либо
особого ритуала сообщал ему новые «тайны и таинства» (знаки,
пожатия, пароли, шаги, стуки) и новое звание. Функция таких
степеней была до прозрачности трогательна и проста: «я знаю то,
чего не знаешь ты». И более ничего. Таких фиктичвных степеней
образовалось несколько сотен, и лишь значительно позднее
произошло их разделение на так и оставшиеся пустыми (и посему
все же вскоре отмершие по естественным причинам) и на
оформившиеся в полноценные степени, с особыми легендами и
соответствующими ритуалами.
Говоря о легендах масонского Ордена, необходимо определиться с
истинной логической последовательностью степеней, в последние
полвека активно изучающейся масонскими учеными. Действительно,
если выстроить известные «прижившиеся» масонские степени
согласно ключевой легенде основания – повествованию о
строительстве Храма Царя Соломона, то получится следующая
картина:
- строительство в процессе (Мастер Метки),
- строительство прервано, Мастер убит, Слово утрачено (3-я
символическая степень),
- убийцы Мастера найдены и наказаны, Мастер погребен (степени
Избранников, например, в ДПШУ),
- титр «прошло 100 лет», народ Израиля возвращается из
Вавилонского пленения и возводит Второй Храм, вновь обретая
Утраченное Слово (степень Царственного Свода).
Весь промежуточный период выпадает из масонского контекста,
оставляя невосполнимую лакуну. Действительно, масонство первых
трех степеней самодостаточно. В его современной ритуальной и
легендарной практике содержится все необходимое для достижения
высшего посвятительного предела. Его легенда Утраченного Слова в
версии третьей степени также самодостаточна и не нуждается в
«хеппи эндах». Однако в контексте признания каноническими
степеней Метки и Царственного Свода необходимо признать, что,
сказав «А», нужно к нему прибавлять и «Б». То есть соглашаясь с
возможностью ритуальной практики в этих двух степенях, также
явно необходимо «следовать далее», а в нашем случае – «следовать
назад».
В этом неоценима заслуга Ордена Царственных и Избранных Мастеров
– масонства Крипты. Данный Орден, как практически все масонские
уставы и группы степеней, сформировался на основании изначально
разрозненных побочных степеней, в разное время практиковавшихся
в различных ложах различной степени регулярности, как под
юрисдикцией Великой Ложи Древних (Атолла), так и – несмотря на
отдельные высказывания таких видных авторитетов, как Маккой и
Уэйт, - в рамках Первой Великой Ложи (Новых).
Масонство Крипты включает в себя следующие степени:
- Царственный (Rolyal)
Мастер,
- Избранный (Select)
Мастер,
- Бывший (Past)
Мастер,
- Превосходный (Most
Excellent) Мастер,
- Превосходнейший (Super-Excellent)
Мастер.
В Великобритании Совет Царственных и Избранных Мастеров является
независимым послушанием, куда принимают Мастеров 3-й степени
символчиеской ложи. Требование годичного исполнения обязанностей
Досточтимого Мастера ложи было снято в 1980-е годы. В США
некоторые степени данного устава входят (под тем же названием,
что в Великобритании) в Американский Йоркский устав. Не все
степени этого устава взаимно признаны тремя мировыми центрами
масонства Крипты – Англией, Шотландией и США. В Англии
«прохождение» (pass)
Мастера отдельной степенью не считается, поэтому английским
каменщикам в Шотландских капитулах Крипты приходится проходить
особый ритуал для присоединения к собранию Бывших Мастеров и
т.д.
Вообще в Шотландии придается гораздо большее, чем во всем
остальном мире, значение акту передачи власти в символической
ложе от одного Досточтимого Мастера другому после переизбрания.
Масонское посвящение считается там (и в США) не завершенным
вплоть до пребывания на посту Досточтимого Мастера ложи и
успешной передачи этого поста другому. Отсюда и символический
казус, состоящий в том, что в Шотландии и США Бывшие Мастера
символической ложи носят запон 6-го градуса Йоркского устава
(отдельной степени Бывшего Мастера), в то время как в Англии и
остальном мире запон Бывшего Мастера символической ложи просто
повторяет запон действующего Досточтимого Мастера с
определенными минимальными изменениями.
Итак, степени Крипты посвящены «восполнению» исторического
пропуска в истории Утраченного Слова.
В них повествуется о том, как священная реликвия с начертанием
Слова была создана Тремя Первыми Великими Мастерами и помещена в
тайную подземную палату под Святая Святых Храма, как она
хранилась и оберегалась там на протяжении истории Израиля, как
цари Израиля и Тира пережили утрату Великого Мастера Хирама и
как затем был разрушен Первый Храм и сокрыто от захватчиков
Слово.
Ритуалы посвящения в степени Крипты достаточно кратки и просты в
исполнении, однако наполнены глубочайшим эмоциональным
напряжением. Так, например, степень Царственного Мастера во
многом аналогична 6-му градусу Шотландского устава (степень
Ближнего Секретаря) и посвящена истории некоего каменщика,
случайно проникшего в тайную подземную палату и закономерно
сочтенного лазутчиком. Нравственный урок степени состоит в
смирении гнева и необходимости руководствоваться не
опрометчивостью, а справедливостью во всех своих поступках. В
степени Избранного Мастера новопосвященному открывается
внутренняя трагедия Ордена, кроющаяся за внешней трагедией
гибели «человека праведного» - Мастера Хирама. Отныне он
становится хранителем Слова и наследником духовной власти
погибшего Мастера.
Степени Превосходного и Превосходнейшего Мастера посвящены
разрушению Иерусалима полководцем вавилонским Навузарданом, и
офицеры ложи воплощают уже не царей-основателей, а храмовых
священников, из последних сил отстаивающих святыню от врага.
Степени Крипты демонстративно не предлагают последовательного
посвятительного цикла. Кандидата посвящают в первую степень
Царственного Мастера, после чего остальные степени присваиваются
ему вне какого-либо порядка, по мере возможности, чтобы у
новопосвященного не создавалось иллюзии принадлежности к некоему
особому уставу, ведущему якобы к какой-то «высшей» степени.
Степени Крипты промежуточны, дополнительны. Это устремление не
вверх, а вглубь и вширь, ко всестороннему постижению масонской
философии и легендарной истории. Однако без обладания знаниями
степеней Крипты Вольный Каменщик не может считаться полностью
прошедшим школу Древнего Мастерства, а посему не имеет
морального права переходить к изучению степеней «нового
масонства» - степеней рыцарства.
Каменщики Крипты носят особое облачение, отличающееся от
остальных треугольной формой запона. Основные цвета Крипты –
малиновый, оранжевый и голубой. Основной символ – мастерок в
треугольнике. Основная добродетель – святость долга. Основные
нравственные уроки – вера, твердость и нерушимая верность.
P.S.:
Почему «гробы на колесиках»? Потому что для работы
дополнительных степеней, численность членов в которых всегда в
силу естественных причин меньше, чем в «голубых» ложах,
используются, в основном, помещения обычных масонских храмов.
Или для них создается отдельный, но общий для всех, Храм.
Поэтому для облегчения переоборудования Храма при работе в
разных степенях с разным антуражем основные элементы декора
снабжаются ручками для переноски и колесиками. А по соседству
расположена гардеробная с соответствующими облачениями.