|
скачать
Всё начинается
6 января
1482
года, с «гуляний, объединяющих праздник Крещения Господня с древним
языческим праздником шутов». В этот день, по традиции, на Гревской
площади зажигали потешные огни, украшали деревья (своего рода прообраз
рождественской ёлки).
По приказу его высокопреосвященства кардинала Бурбонского Карла в
центральном зале Дворца правосудия («Большая зала») должны были
представить пьесу с участием персонажей из Библии, а также
древнеримских богов — мистерию. Пьеса была посвящена
планировавшемуся в то время бракосочетанию «сына льва Франции»,
наследника французского престола
дофина Карла и
Маргариты Австрийской. После мистерии должно было состояться избрание главного
комедианта Парижа — шутовского папы.
Кардинал и почетные фландрские гости опоздали на мистерию, так как
слишком долго слушали речи лектора университета. Над лекторами,
экономами и попечителями издевался ленивый школяр (студент) Жан Фролло,
младший брат одного из главных героев («А у нас в лавчонке всякой дряни
по 4 штуки: 4 праздника, 4 факультета, 4 лектора, 4 эконома, 4
попечителя и 4 библиотекаря!»). Автор мистерии, Пьер Гренгуар, обещал
договориться с кардиналом и представление началось в отсутствие Карла.
Когда Карл, послы Фландрии (в частности, Гильом Рим и Жак Копеноль)
явились, Пьер «в бессильной ярости сжал кулаки», ведь народу было уже
не до гениального творения поэта. Последняя надежда довести до конца
мистерию «рассеялась, как дым» когда народ с криками: «Эсмеральда на
площади!» выбежал из дворца.
Состоялось избрание шутовского папы — им стал горбатый звонарь собора Парижской Богоматери
Квазимодо.
Пьер в отчаянии бежал из дворца. Ему негде было скоротать ночь, ведь на
вырученные за мистерию деньги он рассчитывал расплатиться за жильё. Он
решил разделить с народом радость и отправился к огню на площади. Там
Пьер увидел танцующую девушку «такой красоты, что сам Бог предпочел бы
её Деве Марии». После танца Эсмеральда стала демонстрировать необычные
способности своей козочки Джалли (коза без ошибок отстукивала копытцем
день, месяц и час), за что Эсмеральду критиковал стоящий в толпе
священник Клод Фролло, наставник горбуна Квазимодо. Воры, нищие и
бродяги чествовали своего нового горбатого короля. Увидев это, Клод
сорвал с Квазимодо некоторую одежду, отобрал скипетр и увёл горбуна в
неизвестном направлении.
Когда цыганка собрала деньги за свой танец и отправилась домой, Пьер
последовал за ней, в надежде на то, что у неё, помимо прекрасной
внешности, доброе сердце, и она поможет ему с жильём. На глазах Пьера
цыганку похищают Квазимодо и ещё некто, чьё лицо было закрыто.
Похищение, однако, не удалось: Эсмеральду спас офицер Феб (будущий муж
белокурой красавицы Флёр-де-Лис). Эсмеральда влюбилась в него. Тем
временем Гренгуар попал в интересную историю. Следуя за девушкой, он
оказался в совершенно незнакомом ему районе Парижа —
Дворе чудес.
Это место было своего рода «резиденцией» парижской нищеты. Бродяги
обвинили Пьера в незаконном вторжении на их территорию и поставили
ультиматум — или становишься бродягой, или мы убьем тебя через
повешение. Поэт, конечно, выбрал первое, но всё не так просто. Чтобы
стать бродягой, нужно было пройти сложное испытание со стулом, карманом
и колокольчиками, которого Гренгуар пройти не смог. Его приговорили к
смерти. В последние минуты перед казнью нищие вспомнили, что по закону
Пьер должен сказать, нет ли женщины, которая выйдет за него замуж. Если
таковая найдётся — приговор отменяется. К всеобщему удивлению стать
женой поэта согласилась Эсмеральда. Он узнал её. Их «обвенчали» на 4
года. Гренгуар оказался натурой романтичной и рассчитывал на бурную
брачную ночь, но девушка не дала притронуться к себе и пальцем. Как
оказалось, Эсмеральда носила амулет, который должен был помочь ей найти
родителей, но было одно весомое «но» — талисман действует только до тех
пор, пока цыганка остается девственницей.
Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор
Парижа,
который в то время собирались снести либо модернизировать. Вслед за
выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение
за сохранение и реставрацию готических памятников
|
|