|
скачать
Крылатая
фраза Станислава Лема `Среди звезд нас ждет Неизвестное` нашла
художественное воплощение в самых значительных романах писателя 1960
годов, где представлены различные варианты контакта с иными, абсолютно
непохожими на земную, космическими цивилизациями. Лем сумел зримо
представить необычные образцы внеземной разумной жизни в `Эдеме` — это
жертвы неудачной попытки биологической реконструкции.
Станислав
Лем. Он был исполином жанра, законодателем мод, созидателем основ,
мировой знаменитостью в фантастике. Л. всегда напоминал мне Ботвинника.
Они оба были технократами и верили в машины, никогда не забывая
первичность человеческого духа; то качество, что утеряно сейчас в
машинный век, позволяло этим выдающимся людям создавать гармоничные
изящные творения, работая с поистине математической точностью и мощью;
один играл, другой писал.
И всё это начиналось с Э. Э., по сути, был первым по-настоящему зрелым романом Л. Это расцвет выдающегося фантаста.
Технократическим
языком написан Э. Взыскательный молодой читатель усмехнётся, читая про
звёздные атласы, межзвёздные ракеты, рычаги и гидравлику. Роман написан
в середине 50-х годов ХХ века. Однако уберите технологический антураж,
и вы увидите, что под машинной оболочкой, при создании которой Л
предвосхитил многие современные технологии и которая вовсе не является
такой уж устаревшей (так, именно Л в «Непобедимом», другом своём
великом романе, нарисовал великую концепцию «машинной эволюции»),
скрывается живое тело гуманистических и социальных идей. И тем не менее
язык очень лёгкий — гениальный парадокс — технократ написал роман,
который даже в эпоху победившего «light-a» выглядит жизненнее и проще
читается, чем большинство головотяпских творений писателей, чей
словарный запас не превышает пары — другой популярных оборотов.
Прибавьте к этому блестящее авторское словотворчество и вы получите
10-балльный слог. Отдельно — глубокое уважение переводчику Дм.
Брускину, прекрасно адаптировавшему роман для русскоязычного читателя
Мир
Э. глубоко чужд человеческому и вместе с тем удивительно реален,
естественен, с любовью высечен автором в бумажных листах. Познание
вместо экшена- не модно, но чертовски приятно. А если странные
технические подробности иногда утомляют, то на горизонте всплывают
могучие пейзажи, созданные Л. Такой мир мог бы нарисовать Макото
Синкай, прилетевший вместе с героями романа на Эдем. Мир — 10 баллов.
Роман
начинён смыслом, как пирожок — черникой. Каждый может увидеть в книге
своё. Тут и торжество первопроходца, открывающего неизведанное, не
останавливающегося ни перед каким препятствиями, пир человеческого
духа. Тут и настоящая социальная драма, антиутопия, умело скрытая в
фантастическом романе, ничуть не уступающая по проработанности и
содержанию каноническим «451 по фаренгейту» Бредбери или «1984»
Оруэлла. Я недаром привёл именно эти книги. Э, как и они, по сути
рассказывает об информационном обществе, так до конца и не
осознавшем, что, победив тирании и диктатуры, о чём прямо сказано в
книге, оно попало в самую страшную ловушку - диктатуры
информации. Поэтому Э — это социальная фантастика. И, конечно же, это
боевик. Даже на Западе, где сложилась крупнейшая школа боевой
фантастики, мало кто мог потягаться с Л. в данном жанре. И пусть сам
Л., видимо, не уважал, ФБ, он, как истинный мастер, несколькими
штрихами показывал всему миру, как в самом серьёзном и сложном
произведении можно поместить несколько сумасшедших напряжённых и
динамичных сцен, абсолютно не формируя за их счёт сюжет. Позже этот
приём достигнет своего апогея в лучшем ФБ всех времён — «Непобедимом».
Содержание — 10 баллов.
Отдельно стоит сказать о
персонажах. Минимализм Л даёт блестящий результат. Безымянные
космонавты, данные которым имена навсегда заменили их специальности,
живы и естественны в наших глазах. Шесть человек равно и отчётливо
выписаны в романе на 250 станиц. Вдумайтесь в это: 6 Личностей — в
законченном фантастическом романе. Персонажи — 10 баллов.
Э.
серьёзный роман. Впрочем, несколько забавных высказываний, там и сям
разбросанным Л., стоят нескольких книг других писателей, тщащихся
насмешить читателя целыми циклами. А вершин своего сатирического дара Л
достигает в других произведениях, как цикл о Тихом или «Кибериада».
Итог
— один из самых выдающихся романов мировой фантастики. Незаслуженно
оставшийся в тени других вещей автора, Э стоит того, чтобы потратить на
него ровно столько времени, сколько нужно вам для его прочтения. Эта
книга, как и описанная в ней планета, попадается на дороге случайно, но
неизменно запоминается навсегда.
«Какая чистая, — сказал Координатор. — Но... знаешь... По теории вероятности следует, что бывают ещё прекраснее.»
|
|