|
скачать
Крейсер
«Непобедимый» совершает посадку на пустынную и ничем не примечательную
планету Регис III. Жизнь существует только в океане, по неизвестной
людям причине так и не выбравшись на сушу…
Целью
экспедиции является выяснение обстоятельств исчезновение звездолета год
назад на этой планете, который не вышел на связь несколько часов спустя
после посадки. Экспедиция обнаруживает, что на
планете существует особая жизнь, рожденная эволюцией инопланетных
машин, миллионы лет назад волей судьбы оказавшихся на этой планете.
До
сих пор не могу понять, как Лему удалось совершенно минималистскими
приемами создать такой шедевр. Если изложить краткое содержание романа
— ну, интересно, конечно, идея необычна, но вроде как ничего особенно
выдающегося. Вполне добротная НФ: полеты к другим планетам,
исследования, «научно-фантастический дектектив», где подозреваемым
является не человек, а некая научно-техническая загадка. А уж учитывая
год написания, должно было десятикратно устареть… Но ведь не
устаревает! а впечатления не ослабевают при очередном прочтении.
Секрет, как обычно и бывает — в идеальном сочетании ингредиентов.
1.
Действительно, отличная научная идея, и не одна. Во-первых, идея
эволюции автоматов, аналогичная эволюции живой материи. Побеждает не
лучшее конструкторское решение, оснащённое по последнему слову техники
и способное испарить своим энерговооружением небольшое море, а — по
Дарвину — наиболее приспособленное. Идея «разумного» роя
- распределённой сети «мушек» — только сейчас начала
обретать реальные черты (smart-dust). Также Лем показал преимущества,
которые дает миниатюризация (то, что сейчас называется
нанотехнологиями, а во времена написания романа еще не имело термина,
хотя, строго говоря, мушки все-таки еще далеко не «нано»).
2.
Сюжет. Лем блестяще справляется с подачей материала, постепенно
нагнетая саспенс в лучших традициях жанра ужасов, выдавая по крупицам
новые следы, ведущие к разгадке. Расследование оборачивается боевиком,
который затем плавно перетекает в захватывающее психологическое
противостояние человека и «неизведанного».
3. Стиль
изложения иногда настолько сух, что напоминает документальную хронику.
Тем правдоподобнее воспринимается мир Региса III с его уникальной
«некросферой»: возникает полный эффект присутствия, и тем контрастнее
кульминационные события во второй половине книги. Битва роботов легко
затмевает многие батальные сцены как в фантастической (+фэнтезийной),
так и в исторической прозе.
4. Психология
персонажей раскрывается поначалу довольно скупо, но здесь опять ожидает
резкий контраст — эпизод, в котором Хорпах подталкивает Рохана к
принятию решения, описан просто безупречно.
5.
Философская начинка. Лем не был бы собой, если бы не поразмышлял вместе
с главным героем над некоторыми «вечными» вопросами. «Не все и не везде
существует для нас»; куда бы мы не посмотрели, мы видим (как Рохан в
туче) только собственное отражение и не способны воспринять мир чужими
глазами. Сам Лем считал, что «Непобедимый» «чуть скромнее» «Соляриса», я же не могу сказать, какой из романов мне нравится больше.
Непобедимый. Роман страшный, трудный, впечатляющий, интересный.
Лем
рисует мрачные, монохромные картины, прекрасные особой темной красотой,
пугающе-притягивающей, на грани безумия. Я не так много читала
фантастики, но из всех знакомых авторов, только миры Лема вне
понимания. Многие авторы обращаются к темам взаимодействия человека и
иноплатентых созданий, но почти все эти создания, плоды человеческой
фантазии могут быть осознаны, поняты, ибо имеют образы
различной четкости и параметров. Лишь у Лема я увидела абсолютно иных
существ, находящихся в другой плоскости мироздания, которые не могут
быть поняты до конца никогда, даже если есть гипотезы и попытки
объяснить механизм их действия. Его инопланетяне вне действия разума
человека. И в непобедимом герои столкнулись с чем-то похожим и не могут
осознать, понять этих «созданий». Как не возможно понять
почему дует ветер, да механизм известен всем, а почему так, зачем и пр
— не ясно и воспринимается как данность. Есть и все.
Роман
держит в напряжении, этим он и труден. Пейзажи врезаются в память,
затягивают, завораживают. Читаешь и немного страшно, ибо создана такая
атмосфера, что ее не добиться тонной зомби, кровищи и спецэффектов.
Буквально пару моментов и все. Вот следы зубов на кусочке мыла…все, а
уже жутковато. Страшно ожидание, не возможность что-то изменить и
понять, чужеродность происходящего, судьба героев, их смерти, жизнь на
грани и потеря памяти — самого дорогого для человека. Полная
безысходность. Человек же пытается снова все
переделать по своей логике, борется с ветряными мельницами, как тот же
Дон Кихот. Не желают принять бессмысленость действия. Ибо по сути это
борьба с собственным страхом.
Самая
сильная, на мой взгляд, последняя глава. Читаешь с широко раскрытыми
глазами. Два мира, две параллели. Люди опять хотели все изменить, но не
пересекаются параллельные прямые, не надо их пытаться пересечь. Не все
что нам не ясно — плохо. ГГ понял это. Он не понял иной мир, но принял
его таким, каков он есть. И это важно.
Рекомендую к обязательному прочтению.
|
|