|
скачать
Солярис.
Планета где-то в далёком космосе, почти полностью покрытая океаном, на
которую не так уж давно начали посылать первые экспедиции. На небольшую
исследовательскую базу прибывает учёный-психолог Крис Кельвин и почти с
самого начала сталкивается с происходящими здесь странностями. Один из
сотрудников базы, доктор Гибарян, совсем недавно скончался, другой
заперся в лаборатории и не только отказывается выходить или впускать
кого-либо — даже просто поговорить его сложно заставить. Вскоре в
комнате Криса появляется «гость» — девушка, которую он любил десять лет
назад и которую по сути спровоцировал на самоубийство. Вероятно, у
других жителей базы тоже «живут» подобные «гости из прошлого». Возможно
ли разгадать, что же тут в действительности происходит?
В
1972 году Станислава Лема пригласили в Москву на премьеру экранизации
его собственного романа «Солярис». предпринятой советским
кинорежиссером Андреем Тарковским. Фильм писателю не понравился. По
окончании премьерного показа, он сказал, что не берется судить о его
качестве, так как эта картина поставлена совсем не по его произведению.
И это бесспорно так. Сюжет, герои, концепции для таких разных
художников, как Тарковский и Лем, представляли лишь наборы элементов
мозаики, из которых каждый сложил свою собственную картинку, в чем-то
даже противоречащую изображению его соседа по общему первоисточнику.
У
Тарковского, Крис Кельвин, подобно Раскольникову из романа Достоевского
мучаем раскаянием за причиненое им однажды зло. Для него, Хари — это
способ познания самого себя и собственных целей и мотивов, а Солярис
играет, скорее роль Справедливости, Провидения, Бога наконец....
Кельвин изначальный же — ученый, движимый холодной и расчетливой жаждой
познания, так знакомой не понаслышке и самому Лему. Сам образ Хари не
вгоняет его в состояние ступора; возникающие с ее появлением неприятные
воспоминания лишь мешают и отвлекают ученого от гораздо более весомых
занятий — исследования Соляриса. Иными словами — внешнее/ внутреннее,
фактически как инь/янь : по наименованию схожи, но по сути — совершенно
противоположны.
Как верно отметили предыдущие
ораторы, роман Лема рассказывает о Контакте. Да, действительно, чем
больше ученые пытаются узнать о Солярисе, тем больше Солярис обнажает
для них их собственный внутренний мир. Отсюда и пророческая фраза:
«Пожалуй, об Океане мы не узнаем ничего, но, может быть, о себе...”. Но
в то же время, сводить лемовскую концепцию только к невозможности
познать чужой разум и величии самопознания, было бы неправильно. В
конце концов, Разум Соляриса не просто чужероден человеку, но еще и
наделен, практически божественными возможностями. Он играет с людьми,
подобно Богу,но одновременно обладает Разумом младенца,
все его действия порывисты и сиюминутны... Не знаю,
задумывался ли об этом Лем изначально, когда составлял черновик романа,
но вылезающая на его последних страницах кельвиновская концепция
Ущербного Бога ( «благоразумно» вырезанная цензорами во всех советских
изданиях) является, по сути диспутом философа и фантаста с адептами
христианской концепции. Бог не познаваем, не по причине своего
совершенства, неведанного людям, а как раз из-за т.н. «ущербности»,
обладании определенными недостатками и слабостями, которые присущи и
человеку. Отчаянный же Бог, загнанный в угол, откуда нет выхода — и
есть человек. А по сему, контакт между ними невозможен не по причине их
чужеродности, а именно из-за этой несовершенности, порывистости и
утопичности построения идеальной модели. Бог не познаваем, именно
потому, что он слишком... человечен. А понять другого человека
оказывается гораздо сложнее, чем иной разум, к которому безуспешно
стремится Снаут. Надо ли, удивляться резкой реакции Лема, когда
Тарковский в экранизации превратил Океан в подобие сюжетообразующей «
Deus ex machine»?
На самом
деле, «Солярис» Лема - это одно из самых пессимистических
произведений в мировой литературе. Невозможность познать Бога, другого
человека, себя самого, приводит героев на край отчаяния, они
барахтаются внутри станции, словно мухи в паутине, тщетно пытаясь
ответить, хотя бы на один из этих заветных вопросов. Именно в этом
отчаянии, Тарковский и усмотрел отголоски того судорожного самокопания
героев, которое впоследствии и займет центральное место в его фильме. В
отличие от Лема, где попытки познать себя, были лишь вынужденным
средством, в попытках изучить Океан, герои Тарковского идут на это
осознанно, для них именно это и является основной целью, а Солярис —
лишь средством. Старый, как мир методологический спор: одна идея, две
ярчайшие творческие личности, две параллельные концепции, и каждая из
них права, по- своему.... Несмотря на эту различность, при очередном
перечитывании лемовского «Соляриса», у меня в ушах всегда непроизвольно
играет одна и та же музыка — прекрасно адаптированная
под современность композитором Эдуардом Артемьевым, органная
прелюдия Баха, которая удивительно точно подходит для всей
технологичности и космичности лемовских пейзажей, став их неотъемлемой
частью. А это лишь доказывает, что подразумевая разные подтексты, оба
творца думали на одном и том же языке...
P.S
Продолжая тему экранизаций «Соляриса»: если Ваш рассудок дорог Вам, ни
в коем случае, не знакомьтесь с американской интерпретацией 2003 года,
снятой Стивеном Содербергом....В лучших традициях голливудской
попкультуры , его создатели нашли собственное решение конфликта Океана
и земных ученых: если, чего-то не понимаешь, то лучше всего прицелиться
и хорошенько пальнуть... Впрочем, ничего другого от них и не ожидалось.
«Солярис»
— бесспорная вершина творчества Станислава Лема. Это одно из лучших
произведений в мировой фантастике, потрясающе совершенная книга.
Главное
в этом произведении — ощущение немыслимой, трагической тайны
Мироздания. Эта тайна встречает героя (и читателя) в начале, на
полузаброшенной космической станции, в зловещем запустении коридоров; и
не исчезает до неожиданной развязки. Чем больше мы узнаем о
происходящем на планете Солярис, тем меньше понимаем происходящее, тем
сильнее осознаем чуждость этого одинокого мира.
Тема
неудачного, или, лучше сказать, невозможного контакта очень характерна
для Лема. «Солярис» раскрывает эту тему наиболее четко. Даны два
противоположных разума: человеческий, который не мыслит себя вне
общества, который осознает себя в отношении к себе подобным, и разум
Океана — одинокий и единый. Человеческие категории — жизнь, смерть,
любовь — для Океана ничего не значат. Ему некого любить, ему не с кем
враждовать, он совершенно бессмертен. Его мысли — чудовищные
математические построения, непостижимо длинные логические цепочки.
Как
найти точки пересечения между двумя разумами? Океан делает шаг
навстречу, создавая двойников умерших близких. Что он хочет этим
сказать? Дать людям утешение в их потере, помочь? Но вместо столь
дорогих людей возвращаются лишь подобия, словно ожившие памятники,
персонификации воспоминаний. Счастлив ли главный герой? Нет, он в
ужасе. Ему не вернули погибшую любимую женщину, а подменили ее
бессмертным чудовищем, лишенным памяти. Вместо того, чтобы спасти
людей, Океан превратил их память в наркотик, вынудив их жить прошлым.
Океан
не понимает нашего языка. Ему непонятна наша прикладная наука, а в
своих абстракциях он зашел дальше пределов человеческой мысли. Люди не
знают его целей, пределов его могущества.
Каждый
пытается по-своему пережить происходящее. Кто-то хочет уничтожить
«двойников», кто-то пытается с ними сжиться. Крис Кельвин, главный
герой, пытается найти компромисс, воспользоваться предоставленным
шансом и вернуть прежнюю жизнь. Но это самообман — смерть необратима.
Проблема
контакта с инопланетным разумом — не единственная в проблематике
романа. Лем поднимает еще более общий вопрос — проблему общего языка,
понимания вообще. Ведь зачастую различный личный опыт — не меньшая
преграда, чем различные эволюционные пути. Может ли человек понять
человека? И если нет — какой смысл искать братьев по разуму в глубинах
космоса?
Есть мнение о том, что Океан тоже хочет
контакта, что он устал от своего одиночества. Но может ли существо,
никогда не знавшее никого, кроме себя, желать общения? С другой
стороны, ищет же человечество следы иного разума — как будто ему мало
внутренних противоречий. Но все же мы скорее готовы найти врага, чем
остаться одинокими во Вселенной.
Против величайшей
в мире неизбежности бессилен даже Океан. Время не пойдет вспять,
мертвым не стать живыми. Не это ли осознание смертности человека, как
частного примера конечности бытия столь ужаснуло Океан? Не явилось ли
появление двойников его попыткой поспорить с судьбой? Ведь и его жизнь
исчислена — пусть не годами, а миллиардами лет.
Океан — кто он? Гений или идиот? Разумное существо или органическая стихия? Бог или самоубийца?
«Если ты — одинок, то он — просто ОДИН…»
|
|