|
скачать
Герой
романа «Generation «П» Вавилен Татарский полагает, что ему известна
настоящая цена рекламы — ведь он ее создает. Но ему и в страшном сне не
может привидеться истинная сила джинна, выпущенного им из бутылки...
Автор
устами героя: «В будущем ни одного произведения искусства не будет
создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным
содержанием которых будет скрытое воспевание “Кока-колы” и нападки на
“Пепси-колу” — или наоборот» (с.116).
Отрадно, что
Пелевин бросил идеализировать новых русских, мотивы романтизации
которых встречались в “плейбойевском” периоде творчества писателя.
Как
и было обещано в прессе, очередной роман Пелевина рассказывает о
шаманизме в рекламном бизнесе. У Ллойд Бигл-младшего есть замечательный
рассказ о рекламе — Музыкодел. Генри Каттнер в Уязвимом месте писал о
рекламном бизнесе на Венере, а Александр Тюрин в повести В мире
животного для оживляжа использовал массу юмористических рекламных
сценариев. Вот и Пелевин обратился к этой любопытной теме,
приковывающей внимание зрителей. Тема не новая, а интерес гарантирован,
причем вызван он не только именем Пелевина, но и той странной тягой
зрителей и читателей, которые испытывают прямо-таки мазохистское
влечение ко всему, что связано с насилием, и с рекламой, как одним из
проявлением массового изнасилования сознания. Рекламу никто не любит,
однако телепередача «Рек-тайм» на канале РТР одно время имела рейтинг
куда больше, чем всенародно любимый «Сам себе режиссер».
Поведав
многие тонкости агрессивного маркетинга и эшелонированного
позиционирования, Пелевин не останавливается на развенчании TV-рекламы,
а продолжает копать тему глубже: главный герой, специалист по рекламным
слоганам, сочинивший не один десяток успешных сценариев, терпит фиаско
при написании Русской идеи. Не помогает даже помощь духов из
потустороннего мира. Может, и нет никакой идеи-то? Так в процессе
поисков наш сценарист оказывается в самом центре TV-мира, и делает еще
одно открытие: уже и новостей никаких нет, да и политиков в реальности
не существует, а есть лишь набор мощных графических станций от Silicon
Graphics и штат высокооплачиваемых дизайнеров и актеров-двойников.
Вторая тема романа тоже обкатывалась, в том числе и в российской
фантастике. Достаточно вспомнить Поиск предназначения С.Витицкого,
Перемену мест Льва Гурского и некоторые рассказы Сергея Казменко. [Вот
что любопытно: почти все авторы, пишущие про двойников в политике,
скрываются под псевдонимами. Береженого Бог бережет?].
Другая
теория, спрятанная в тексте романа (смотри главу Homo Zapiens), имеет
больший привкус оригинальности. Речь идет о существовании
Экономического Моллюска, живущего на земном шаре в товарно-денежных
отношениях, в которых людям отводятся только лишь функции потребления и
исторжения денежных эквивалентов, а телевидение вкупе с остальными СМИ
является всего лишь нервной системой этого пожирающего монстра.
Рекомендую прочитать трактат о Homo Zapiens повнимательнее, ведь, по
правде говоря, всё остальное в романе является вторичным даже по
отношению к собственным ранним произведениям Пелевина, а Homo Zapiens —
это новый вариант Голема, описанного А.Лазарчуком и П.Леликом более
десяти лет назад. По сути дела, мало кто всерьез исследовал этот
шокирующий “кибернетический” феномен, и я очень рад, что Пелевин
попробовал на новом качественном витке, с присущим только ему
солипсистким циничным юморком, рассмотреть проблему ноосферы, смешивая
гигиенические прокладки, кризис семнадцатого августа девяносто восьмого
года и кондиционер в одном флаконе…
***** СЕРГЕЙ ПЕРЕСЛЕГИН:
Запад
и прежде всего Соединенные Штаты Америки нередко используют поверженных
противников для проведения масштабных социальных экспериментов
<…> На России 1993 года поставлен опыт для изучения отдаленных
последствий тотальной деидеологизации. Было доказано, что в этом случае
единственной общепризнанной социальной ценностью становятся деньги
ВИКТОР ПЕЛЕВИН:
Черная сумка, набитая пачками стодолларовых купюр, уже
стала
важнейшим культурным символом и центральным элементом большинства
фильмов и книг, а траектория ее движения сквозь жизнь — главным
сюжетообразующим мотивом
Много
мне довелось прочесть за жизнь, но ЭТА книга среди моих любимых
занимает почетное 3-ие место, после Чапаева и пустоты того же автора, и
бесподобного «Так говорил Заратустра» Ницше.....
Только
не смешите сравнением с «99 франков» Бегбедера, Пелевин настолько лучше
Бегбедера, насколько сам Бегбедер лучшее Минаева (ДухLess)
Чтоб
понять книгу надо знать хотя бы парочку обзорных курсов по философии,
например чтоб понять что такое «Кантовская сиська в себе», надо знать
кто такой этот Кант. Иначе одно из лучший произвидений (среди русской
прозы) покажется полным бредом.
Если в двух словах,
то книга о КОМЕРЦИАЛИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ, положа руку на сердце, многое я в
этой книге понял только спустя годы, скажем вставную главу Homo zapiens
: смешать теории развитии личности Фрейда (оральная
стадия, анальная стадия), Дзен буддизм, Постмодернизм Жана Бодрийяра (в
книге «Симулякры и симуляция» описывается разница между описанием
объекта, и описанием — описания, первый, второй , третий порядок
«симулякры», еще речь идет о телевидении которе подчиняет тебя себе, не
ты смотришь телевизор а он тебя...)
Хотя
смешивать столь разные веши это ведь и есть постмодернизм.... но все
равно смешитать их так как сделал это мастер слога Пелевин ,это
непобоюсь этого слова, гениально...
Вместе с тем
писать об этой гениальной книги бесполезно.. хотябы потому что как
пишет сам Пелевин — «Откровение любой глубины и ширины неизбежно
упрется в слова. А слова неизбежно упрутся в себя»
Такой вот парадокс, хотя «парадокс» тоже всеголишь слово..
Так что лучше мне вообще больше не раскрывать рта.
|
|