|
скачать
Если
в «Обитаемом острове» А. и Б. Стругацких «прогрессорство» еще окружено
романтически-авантюрным ореолом: случайно оказавшийся на чужой планете
Максим Каммерер начинает войну с тоталитарным режимом, отчуждающим и
преследующим людей с повышенной чувствительностью, каковыми, как
правило, оказываются интеллигенты, то в написанной через десять лет
повести «Жук в муравейнике» ситуация изменилась с точностью до наоборот!
Максим,
уже на Земле, работает в КОМКОНе-2, могущественной организации, чьи
функции можно определить как интерцивилизационную контрразведку.
Контраст в этой повести возникает между идеальными очертаниями
коммунистического будущего, построенного на уважении к правам
человеческой личности, свободе самовыражения и дискуссии, контактах с
другими цивилизациями, полным отсутствием ксенофобии и т. п. — и
тайными методами КОМКОНа, весьма напоминающими современное Стругацким
КГБ (отмечено Л. Геллером); методами, настолько засекреченными, что
даже высокопоставленный идеалист Каммерер не имеет о них понятия.
Стругацкие
словно предлагают взглянуть на ситуацию «прогрессорства» с
противоположной стороны — со стороны «прогрессируемой» цивилизации.
Этот взгляд выявляет взаимное подобие обеих сторон конфликта: и
Странники, и КОМКОH, руководствуясь некими высшими целями неясными в
случае со Странниками, охраной собственной цивилизации от диверсантов в
случае Сикорски), полностью пренебрегают человеческой личностью, Львом
Абалкиным, лишая его знания о собственной судьбе, превращая его в
игрушку могущественных сил, доводя в конечном счете до отчаяния и
гибели. В понимании неизбежно антигуманного характера любой
сверхорганизации, даже самой высокоразвитой, «Жук в муравейнике»
перекликается прежде всего с повестью «За миллиард лет до конца света».
До
чего, все-таки, трусливый народ — человечество. Как оно(мы) боится(мся)
всего, чего не может понять. Вот перед нами — люди, обыкновенные
биологические человеки, только
Что их отличает от нас? Маленькое тавро на локте, больше ничего? А
однако, надо перестраховаться. Надо помнить о судьбе Надежды. Надо
убедить себя, что это и не люди вовсе, а андроиды, старательно
изображающие людей. Что в них заложена программа, ни много ни мало —
уничтожить Землю. Почему уничтожить Землю? Потому что это худшее, что
могут придумать инопланетяне, а мы должны предполагать худшее.
Несчастный,
гонимый, как в «Бегущем по лезвию», Лев Абалкин должен вызвать
сочувствие, а не вызывает. Уж не знаю, что у него там с генами, но с
психикой явные нелады с детства. Не имел друзей, тиранил любимую
девушку, всех подряд обвинял в сломанной жизни. Злой КОМКОН затравил
беднягу? Как бы не так! Посмотрите на Корнея Яшмаа. Ему труднее должно
быть, жить с таким знанием, а он живет и процветает. Да, думаю, и
остальные из тринадцати, кто дожил до таких годов, живут себе спокойно
и неприятностей близким не доставляют. Абалкин хорошо оттеняет Максима:
на фоне неврастеника спокойный и рассудительный главный герой вызывает
б0льшую симпатию. Искренне жаль, что так невнятно
обрывается линия воспоминаний. Очень хотелось узнать, к каким же
выводам пришли хваленые эксперты во главе с Вандерхузе, и как Абалкин с
Щекном спасли свои шкуры из плена. Вообще, слишком много
недосказанностей, неожиданно быстрый финал и не доведенные до конца
намеки на сюжетные линии вредят повести. Блестящая детективная интрига,
отличный Максим в роли детектива, отличная фабула, пандорианские главы
— вообще шедевр. Тема голованов интригует, тема странников интригует
вдвойне. Казалось, еще пару глав подождать — и все станет ясно. А тут —
резкая точка. И все великие загадки остаются глубокомысленной пустотой,
ружья висят и не стреляют.
Очень
неуютная вещь. Настолько неуютная, что ставить заслуженный ею высший
балл поначалу просто не хочется. В чьей то шкуре ты хочешь войти в этот
мир? В шкуре Абалкина — «зверя около двери»? Но когда в тебя стреляют, и ты умираешь, то это очень, очень больно.
В
шкуре Каммерера, который хочет, но не может его спасти? Так же, как
хочет, но не может его понять? Максим (Мак Сим) ведь тоже уже не вполне
сын своего времени, слишком много следов в его душе оставила планета
Саракш. Или в шкуре, не приведи господь, Сикорски, эдакого, на свою беду — разумного, лейкоцита «мира полудня».
А
так всех понимаешь и всем сочувствуешь. Только сделать ты тут ничего не
можешь, даже придумать «альтернативку». Нет её... Что было бы,
воссоединись Абалкин с «детонатором»? Конец всему? Конец детства и
начало взрослой жизни человечества? Или просто один странный человек,
который даже не рождён женщиной, смог бы понять сам себя? Мир полудня
(как и любое хорошо организованное человеческое общество такие
эксперименты на себе позволить не может. Общество защищает себя от
вмешательства извне, что бы оно не несло.
Книга
похожая на греческие трагедии своей обречённостью. Её герои просто не в
силах сойти с путей, предначертанных им. Кому легче от того, что пути
эти в руках не богов, что героев направляет то, насколько они чувствуют
или не чувствуют себя участниками человечества...
«Наверное, если собрать всех двуногих,
Получится что-то вечное и святое»
(с) Ю.Арабов (известен, в частности, как автор сценария к «Дням Затмения» Сокурова по мотивам «За миллиард лет до конца света»).
Это
одна из самых сильных книг, что я читала. По окончании меня просто
потрясывало, я засиделась на работе допозна, потому что не могла
оторваться от экрана.
Жуткая вещь, необычайно
красивая именно тем, что просто и по-человечески страшная. Пробирающая,
без всяких возвышенных фантазий, картинных ужасов и морей кетчупа.
Льва
Абалкина банально жалко — система сначала сломала человеку жизнь, а
потом уничтожила его. Зачем — так и непонятно. Можно было бы еще как-то
понять и оправдать это, если бы действительно была цель. Но в данном
случае именно непонятность и смутность угрозы делает причиненный вред
непомерно большим. Кто-то на фанатском форуме
написал, что вариант «Абалкин — диверсант странников» с точки зрения
идеи и сюжета гораздо интереснее вариант «Экселенц — старый дурак». Не
могу согласиться. Просто речь идет о слишком разных по уровню сюжетах.
Роман
неровный, да. Мне даже кажется, что у авторов получилось немного не то,
что они задумывали — ведь по тексту это очередные приключения, пусть и
драматические. А по идее, которая открывается за всей этой шелухой —
социальная драма. Классическая трагедия Ивана
Карамазова, ни больше ни меньше. Беда только, что бога в этом мире нет,
и вина за причиненное зло ложится непосредственно на людей. Злые
Стругацкие ставят проблемы, но никогда не дают ответов)) Грустно, на
самом деле, потому что у меня их тоже нет.
Жук
в Муравейнике пожалуй один из самых лучших детективов Братьев, а вернее
псевдодетективов: неопределённовсть не устранятется по мере приближения
к концу, а только нарастает. В книге очен яркие персонажи, прекрасный,
утопичный мир Земли, интересный, захватывающий сюжет. Книга сделана в
виде дневника Максима, со всеми атрибутами, кроме того в книге
присутствует анализ нескольких документов, из личного дела Льва
Абалкина, причём если взять «Волны гасят ветер», то там документы были
просто вплетены в сюжет вывод должен был делать читатель, здесь же
Максим Каммерер рассуждает и делает выводы из этих документов(их
немного, но на них изначально завязан сюжет, как впринципе и во многих
детективах), похожий приём был и в Обитаемом острове, когда Прокурор
делал выводы о самом Максиме В книге переплетены две как бы
маловзаимосвязанные сюжетные линии(Расследование Максима и «Голован в
космосе»), интересный, хотя и не новый приём придаёт книге большей
бодрости, и даёт понимание самой личности Льва Абалкина. Книга очень
философская, толкает на размышление о том кто есть человек, об
отношениями между мужчиной и женщиной, общении между людьми, и конечно
же проблему личной этики, гуманности. Книга читается легко, быстро,
увлекаетельно. Как и практически все книги Стругацких после прочтения
«просит» прочитать её ещё раз
После «Обитаемого острова» сразу захотелось продолжения. И вот на руках «Жук в муравейнике»
Что
мы имеем на старте? Всеми уже любимого Каммерера и Экселенца, новое
задание Максима аля «найти в стоге сена иголочку», полная неразбериха и
путаница. Что мы имеем в конце? Моя обескураженность и потрёпанность
шевелюры под возгласы: «Как же так получается?». Плохо ли это? Никак
нет, очень даже хорошо. Многие авторы тем и грешат, что разжёвывают всё
и вся, забывая накинуть пару дров в горячий костерок мысли. Многие, но
никак не братья Стругацкие. Здесь детективная ленточка тянется от одной
линии эстафеты к другой, где-то ускоряясь, где-то замедляясь, где-то
даются явные отсылки, где-то приходится покопаться и немножко подумать,
а где-то просто идёт обрыв, мол, думай читатель, твоя стезя. При этом
параллельность двух сюжетов расследования Максима и приключений
Абалкина никак не напрягает, лишь иногда уводит не в ту сторону, чтобы
читатель запутался и рискнул преположить, что надо уйти в другое
направление. Хорошая сюжетная идея, а уж про исполнение даже говорить
нечего — стиль братьев незабываем.
Немножко только
удручил Максим. Где же тот милый, улыбающий и оптимистичный юноша в
начале «Обитаемого острова» и герой-освободитель конца того
произведения? На их места пришёл Каммерер-прагматик, член КОМКОНА-2,
уставший от жизни такой и более уставший от заданий и всяческих легенд.
По ходу истории видно, как он скучает по прежним временам, но по
естественным причинам не может их вернуть обратно, как он хочет
вернуться — и изменить многое, лишь бы не случилось непоправимого. Он
несёт огромную тяжесть на плечах — печаль и вину. И ещё вопрос состоит
в том, сможет ли он избавиться от них. Кстати, а что же случилось с
Радой? В произведении об этом ни слова, ни полсловечка. Надеюсь в
последующей книге прояснить эту ситуацию.
В итоге
получился интересный и весьма отличающийся от динамичного «Обитаемого
острова» произведение. Не буду говорить, что он лучше или хуже — «Жук в
муравейнике» другой, и это просто стоит признать.
В
перую очередь хочеться сказать, что эта повесть о страхе. О страхе,
который заставляет нас с вами принимать самые жестокие решения, дабы
обезопасить себя от возможных последствий. Даже скорей не так. Эта
повесть о страхе, который поглащает нас полностью и без остатка, и
обирает у нас возможность иррационально мыслить и принимать логические
решения. А страх перед неизвестностью — это еще более страшное и
сильное оружие. Все мы боимся того, чего не знаем. Посколько не знаем
возможностей этой самой неизвестности. Но ведь это не значит, что
неизвестность тоже не боится. Не только муравьи боятся жука, но и
наоборот. Особенно, когда жук вырастает муравьем и понимает, что он им
не является. Его также, как и муравьев страшит неизвестность.
Максим очень хорошо показывает, где следует искать выход. Вот только другим не суждено его увидеть, ведь страх уже в них.
Человек,
чужой планете, чужой всем. А раз он чужой (но чужой ли он — может он их
потомок) — то он не имеет права выбора, ведь на кону судьба мира. Убить
сразу не позволяет мораль — так проведем эксперимент и посмотрим, что
будет. Но на всякий случай иди в прогрессоры и будь подальше от Земли.
В
определенный момент к герою приходит понимание: « Что-то не так!» — и
он пытается разобраться. Закручивается машина, которую никто не в силах
остановить. И все понимают допущена ошибка. Ошибка цена которой —
человеческая жизнь и , возможно, дальнейший прогресс Земли.
Это
книга трагедии личности Абалкина, который оказался один против всех, и
даже Щекн его бросил; трагедии Сикорски, которому пришлось сделать,
быть может, самый трудный в жизни выбор. Это книга страха — страха
человечества перед неизвестным и неведомым.
И наконец это просто образец отличной литературы, которая надолго оставит след в Вашей памяти.
|
|