|
скачать
В
один прекрасный вечер молодой программист Александр Привалов,
возвращаясь из отпуска, прямо посреди дремучего леса встретил двух
приятных молодых людей. И подпав под их обаяние, поступил на работу в
один загадочный и престижный НИИ, где не терпят лодырей и бездельников,
где правит энтузиазм и оптимизм, а сказка становится былью.
Повесть
братьев Стругацких по праву считается одной из вершин их творчества.
Прошедшая испытание временем, наполненная юмором и добротой, история
будней сказочного НИИ не оставит равнодушными никого из читателей.
Атмосфера
книги постоянно меняется: от околосказочных фокусов в первой части — к
сатире на лжеученых, тунеядцев и потребителей во второй — и к чуть ли
не детективной истории с ошеломляющей разгадкой — в третьей. Но
неизменным остается дух того времени, отголоски которого еще можно было
ощутить в 80-е, но теперь уже и представить трудно. Будни советского
НИИ, вместо забот о карьере и размышлений о выплате кредита за машину —
радость чистой науки. Лаборатории и библиотеки принадлежали этим людям,
они стремились туда даже на выходных; на заводе можно было заказать
необходимое оборудование, для экспериментов выделялись полигоны, и не
без некоторой бумажной возни, но можно было работать без перерыва,
только чтобы оказаться первым, кто решит проблему, над которой бьются
сотни ученых во всем мире, испытать восторг открытия или радость
творца! Вот чего у нас, наверное, уже никогда не будет.
Сейчас
человек может заниматься наукой и планировать покупку недвижимости в
других странах, тогда же можно было лишь надеяться, что, обзаведясь
семьей, переедешь из общежития в квартиру; вместо патентов выдавались
авторские свидетельства, поездка за границу была явлением
исключительным, и только по служебной необходимости — а люди умели
довольствоваться малым и быть счастливыми. Что-то в этом есть от того
образа ученых Средних веков, который складывается по книгам и фильмам —
почти никаких бытовых благ, постоянная опасность «шага влево — шага
вправо», но зато ощущение той искры Познания, которая является
отражением непостижимой воли Создателя.
При чтении
меня охватывает ностальгия по тем временам, хотя в 60-е мне и не
удалось пожить, а только застать последние дни советской эпохи. И все
же... Иногда в поликлинике вижу сделанный вручную плакат о гигиене
полости рта с улыбающимися зубами — и вспоминается стенгазета «За
передовую магию». И вообще многие образы из книги так прижились в душе,
что, например, при упоминании Тунгусского метеорита приходит в голову
контрамоция, а уж Саваоф Баалович Один выскакивает в голове в связи с
любым из трех имен. Персонажи хороши как на подбор
— от кота Василия до Янусов; сатира глубока и остроумна (дубли, не
терпящие своих фотографий с печатями в документах — момент весьма
многозначительный); приспособление сказочных героев и явлений к нуждам
науки, а также использование в личных целях (неразменный пятак, с
помощью которого можно накопить на «Жигули») всегда неожиданно, но
логично. Чудная книга.
Может, и не стоит упоминать,
но все же жаль, что в фильме «по мотивам» все так опошлили.
Скатерть-самобранка говорит тоном стервозной официантки, магические
способности применяются в основном для того, чтобы крутить романчики,
постоянные песни и пляски ассоциируются с новогодними представлениями
для детишек... Понравилась и запомнилась даже не песня про трех белых
коней, а «В жару и стужу жгучую». Может быть, кто-нибудь сделает фильм
получше, хотя и не обязательно — все описанное в книге представляется
очень ярко.
У меня принято так...
Когда
на душе тошно и надо, что-нибудь прочесть, чтобы не впасть в чёрную
меланхолию взгляд мой, почему-то всегда падает на
«Понедельник...».После взгляда к томику сами собой тянутся руки,
открывается книга и сказка начинается...
После
первого прочтения (корявое слово «прочтения» — скорее после первого
свидания) влюбился с «первого взгляда» и бесповоротно на всю
жизнь.Книга-то , вроде, детская и выучил её уже почти
наизусть -а, всё равно, тянет в старый русский городок Соловец и в
находящийся там Научно-Исследовательский Институт Чародейства и
Волшебства.Тянет в эту неповторимую атмосферу
сказки+науки+оптимизма+молодости+много ещё чего.В чём обаяние этой
книги? — А кто его знает.Главное, что оно есть.Написанная в период
«оттепели» повесть сумела передать тогдашнюю веру в силу науки,
тогдашний энтузиазм, тогдашнюю веру в то, что человеку всё по плечу.
Хочется
побыть там вживую,познакомиться с молодыми учёными, живущими своей
работой, не знающими, что такое «хобби», так как для них работа
интереснее всего на свете.Да хочется просто, чтобы и в реальном мире
жили похожие на них люди.
Вполне можно назвать
повествование «магическим реализмом» — настолько достоверно всё
описано.В детстве, зная, что «такого не может быть» — на полном серьёзе
думал, что «не может быть, чтобы не было».Такой вот наив подкреплённый
мастерством АБС. Нельзя, так же, пройти мимо
блестящего юмора, и притом сколько бы раз читано ни было — смеёшься так
же искренне, как и впервые.И стиль, язык повести НЕ оставляет желать
лучшего — никаких изысков — всё просто — и в то же время гениально.Хотя
книга и рассчитана на определённый возраст (см. подзаголовок) — её
обаяние покоряет всех — «от мала — до велика».Такой сплав атмосферы,
сюжета, стиля делает «Понедельник...» уникальным явлением не только в
фантастике но (не побоюсь высоких слов) и вообще в литературе.
Сейчас
перечитал, то что изобразил и подумал : ну неужели идеальная книга?Что
ни одного изъяна нет, что ли? Прикинул и нашёл только один — быстро
кончается. С полной ответственностью рекомендую всем, и даже назначаю в качестве душевного стимулятора и антидепрессанта.
Трудно,очень
трудно,написать объективный отзыв на любое произведение Стругацких, а
тем более на такую многогранную вещь,как «Понедельник начинается в
субботу»... Чтобы прочувствовать весь
смысл,подтекст и прочие нюансы повести,думаю,нужно быть человеком
одного поколения с авторами, или по крайней мере сесть в машину
времени,как была у Саши Привалова),и под одобрительный гул научных
сотрудников отправиться в эпоху застоя или перестройки.
Ведь
«Понедельник..» это очень остроумная сатира, шарж на обычное
среднестатистическое, преимущественно научное учреждение советского
образца. Ни в коем случае не хочу сказать, что эта повесть для одного
поколения, вовсе нет.Очень любопытно было следить за перипетиями и
интригами в НИИЧАВО. А сколько колоритных персоонажей! Даже
второстепенных и толком не появляющихся на страницах-один Хома Брут
чего стоит! Просто личностное восприятие этого
произведения у читателей более старшего поколения будет несоизмеримо
ярче, чем у тех,кто вырос в постсоветскую эпоху.
Тем
не менее,читая некоторые критические статьи тех лет в конце 3-го
т.собрания сочинений АБС,я был несколько удивлен...Довольно часто
многие советские рецензенты критикуют Стругацких за «псевдонаучность»,
«Стругацкие занимаются преобразованием научной фантастики в
антинаучную» и т.д.Думаю,большинство тех критиков несколько неадекватно
воспринимали «Понедельник.." Увидев «детскую сказочку» о
приключениях советского человека в выдуманном мирке, многие недооценили
остроумную, сатирическую,но в то же время добрую и человечную
зарисовку,карикатуру на «научно исследовательское учреждение советского
образца» Да и не обязательно на научно-исследовательское ,в
конце-концов...на коллектив в большей степени..какие то идеи,даже
большинство из них, можно с уверенностью проецировать и на наше
время,безусловно.Но ,хоть и немного, теряется актуальность нескольких
моментов в повести. Посмею даже сказать,что правды и релистичности здесь гораздо больше.нежели выдумки и сказки.
«А как же Щука?»
«А кот?»
«А...
Но это уже совсем другая история(с)
К
этому отзыву я подходил медленно, смакуя каждое слово, которое уже
ложится из под пальцев. Эта книжка... эта
сказка... Начну с того, что я ее впервые получил в виде 1/3
— в сборнике Фантастика за 6... какой-то год, была напечатана
только«Суета вокруг дивана». Мне было тогда 8 или 9
лет. Я лежал или сидел или находился в каком-то
немыслимом положении, положив книгу на пол, свисая головой ноги при
этом задирал по стене ввысь... и вот в таком изогнутом
состоянии читал. Слова втекали и
ложились... образуя какие-то очень вкусные образы: очкарика
Привалова (сам я тогда очков не носил) — который был загадочным
программистом. (слово неизвестное и вкусное). И
горбоносый Роман с чудной фамилией Ойра-Ойра... (откуда они такую
выудили?) И кот... чудо-чудное, сказочник-склерозник... А уж от Наины
Киевны я был в неописуемом восторге. Живая баба-яга!
Неразменный пятак! Сержант Ковалев! А телефонный разговор,
котоым Сашу выманили из комнаты, чтоб стащить диван? «Сходи в засольный
цех..." И вереница гостей: от мохноухого летуна (я так потом
и не понял, кто ж это был, кто потом описывается?) до Кристобаля Хунты
и Жиана Жиакомо... «Эх, батенька, что ему стоит просочиться
в канализацию на десяток лье?»... да. Слезы от смеха, и смех до
слез... и вдруг все. «Я поднял голову
и увидел..." ЧТО? Что он увидел?!!!
Это
я узнал спустя 2 года. Встретившись с одноклассником Федей,
я рассказал ему о чудесной сказке без конца... и каково ж было мое
изумление, когда он дал мне книгу с растрепанным Сашей Приваловым на
диване, с чудесными иллюстрациями (кажется, Ротова) - я эту
книгу ел, глотал, снова ел... я ее читал и так и
сяк... Грешен... каюсь. Хотел зачитать. Я ее
отдавал спустя 2 года, как героиня Вупи Голдберг в фильме «Привидение»
отдавала монашкам чек на 4 млн долларов. Это был отрыв куска
сердца. Но не отдавать нельзя... Тем более, что
Федя, который, не так ценил эту книгу как я,
все-таки подарил мне ее... не
фактически. Фигурально. Хотя бы так. Я завидую
всем, кто ее еще не читал... белой завистью. Дорого бы дал,
чтобы вновь открыть для себя НИИЧАВО с его научными магистрами. И еще
дороже б дал, чтоб никогда не являлася на телеэкран убогая
телеверсия-халтура под названием «Чародеи». К.Бромбергу (режиссеру)
хочется сказать — не умеешь, не берись!
|
|