Василевская В.Я.
Катакомбы XX века
Воспоминания
Фонд имени Александра Меня
Москва
2001
Составители: Наталия Григоренко,
Павел Мень
Редакционная коллегия: Роза Адамянц, Ольга Ерохина, Павел Мень,
Тамара Мень, Ольга Неве
Корректор: Наталия Вторушина
ISBN 5-89831-007-X
ББК 86
В 19
(C) Фонд имени Александра Меня,
текст, 2001
(C) А.М.Юликов, художественное оформление, 2001
319 с. ил.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Прот.Александр
Мень. Предисловие
ЧАСТЬ
I
Отец Серафим
Ante lucem
Надо вооружиться крестом
Белые хризантемы
Благодать Духа Святого
Держитесь за ризу Христову
Поезжайте в Саров!
В разоренном Сарове
Дальше труднее будет
Война
Последние дни и кончина
ЧАСТЬ
II
Отец Петр Шипков
Приложения
Василевская В.Я. О детстве и юности
Детство
Как мы учились
Виктор Германович
Десять песен
Мень Е.С. Мой путь
Корнеева В.А. Воспоминания о храме свв. бесср. мчч. Кира и Иоанна
на Солянке
Тепнина М.В. Из воспоминаний – интервью
Трапани Н.В. Воспоминания об отце Петре Шипкове
Монахиня Досифея (Вержбловская) О матушке Марии
Желнавакова М.С. Из писем
Прот. Александр Мень. Из письма к Е.Н.
Обвинительное заключение
ПРЕДИСЛОВИЕ
«КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ»... Упоминание
о ней нередко встречается на страницах, посвященных новейшей истории
русского Православия. Но чаще всего эти упоминания не выходят за
пределы двух-трех слов или догадок. И не удивительно: ведь не
собраны полностью документы и свидетельства даже о тех явлениях и
событиях в жизни Церкви этого периода, которые происходили у всех на
виду. Тем более трудно собрать данные о том, что по самому своему
названию говорит о существовании «подполья».
Некоторые вообще отрицают
реальность «Катакомбной церкви», другие распространяют о ней
сведения крайне недостоверные. Существовала ли она в
действительности и если да, то что из себя представляла? Для того
чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хотя бы бегло коснуться
истории церковных разделений, возникших в период между двумя
мировыми войнами.
С XVII века, эпохи
старообрядческого раскола, Церковь в России едва ли переживала столь
бурную, исполненную драматическими событиями пору, как в первую
половину нашего столетия. Уже дореволюционные годы ХХ века были
неспокойными, и в это время наметились попытки освободить Церковь от
опеки государства. Хотя немалая часть духовенства и мирян свыклась с
существующим (синодальным) положением вещей, все чаще и настойчивей
раздавались голоса, призывающие к возрождению и обновлению церковной
жизни. Многие священники, отчаявшись дождаться перемен, приходили к
самым радикальным взглядам и выступали почти как «левые»*.
----------------------------------------------
* В Думе некоторые священники даже голосовали с социал-демократами.
Обращение к Православию видных
представителей интеллигенции (С. Булгаков, Н. Бердяев, П.
Флоренский, С. Франк, В. Эрн, В. Свенцицкий и многие другие)
способствовало оживлению дискуссий вокруг наболевших вопросов, в
частности, связанных с пересмотром отношения Церкви к государству и
общественной жизни.
Всероссийский Собор, который должен
был стать голосом Церкви и определить ее дальнейшие пути, не смог
собраться до революции из-за противодействия властей. Поэтому он
открылся лишь в 1917 году, после крушения монархии, когда страна уже
вошла в полосу войн и революций. Решения Собора не были претворены в
жизнь. Наступала новая эпоха русской истории.
Октябрьские события сразу же
поставили Церковь в конфликтное отношение с новой властью. Это
проистекало из двух причин. С одной стороны, значительная часть
церковного руководства, еще слишком связанная с прежним строем, не
была готова к подобным переменам. С другой стороны, правительство
открыто объявляло о своей цели: полностью искоренить «религиозные
предрассудки». В первый же год революции был создан проект закрытия
всех храмов и запрещения таинства Евхаристии. И хотя этот план не
был приведен в исполнение, натиск, обрушившийся на Церковь,
превзошел по своей силе всё, что знала история от времен римских
императоров и французской революции. Избранный на Соборе патриарх
Тихон, мужественно выступавший в защиту Церкви, был в 1922 году
арестован, а вскоре после этого возник так называемый
«обновленческий раскол». Его инициаторы, обещая верующим провести
долгожданные церковные реформы, стремились главным образом поставить
Церковь в такое отношение к государству, которое приближалось бы к
дореволюционному.*
----------------------------------------------
* История обновленчества освещена в работе А. Краснова-Левитина и В.
Шарова «Очерки по истории русской церковной смуты». Авторы
показывают, как реформизм обновленцев с самого начала прикрывал
прислужничество и доносительство. [Крутицкое подворье, М., 1996]
На обновленческом «соборе» был
принят ряд довольно неудачных и несвоевременных новшеств, но главной
его целью являлось провозглашение своей политической платформы. В
документах «собора» капитализм был объявлен смертным грехом, а
революция — осуществлением евангельских заветов.
При поддержке и содействии гражданских органов самочинное Высшее
церковное управление (ВЦУ) захватило большинство храмов как в
крупных городах, так и в провинции. Тем не менее, общенародного
признания «живоцерковники» не получили. После освобождения патриарха
Тихона, совершившегося под давлением мировой общественности, вновь
сплотились те церковные силы, которые остались верными своему
первоиерарху. Это внесло смятение в ряды обновленцев. К тому же их
движение стало раздираться борьбой группировок. Отношение многих
верующих к «красной церкви» с каждым днем становилось все более
настороженным и даже враждебным.
Патриарх Тихон после выхода на
свободу стремился к заключению мира с государством, но без таких
компромиссов, которые могли бы подорвать церковную жизнь. Его смерть
(1925) пробудила у властей надежду, что такой компромисс будет
наконец достигнут. Однако назначенные патриархом преемники твердо
продолжали его линию. В результате первосвятительная кафедра
оставалась вакантной долгие годы.
В конце 20-х годов на Западе развернулась широкая кампания по защите
христианства в России, которая получила название «духовного
крестового похода». Он явился ответом на массовые репрессии, во
время которых пострадало большинство епископов, огромное число
священников и активных мирян «тихоновского» направления. Закрывались
храмы и монастыри, еще раньше были ликвидированы духовные школы;
тюрьмы и лагеря и отдаленные места ссылок наполнились многими
тысячами исповедников веры: духовенством, монахами, мирянами —
мужчинами и женщинами. Официально преследования маскировались
(правда, не особенно тщательно) под «борьбу с контрреволюцией».
В это время митрополит Сергий
(Страгородский), исполнявший обязанности патриаршего
местоблюстителя, выступил с декларацией и интервью, в которых из
тактических соображений отрицал наличие религиозных гонений в
России.*
----------------------------------------------
* Первоначальный текст заявления митрополита Сергия был составлен в
гораздо более сдержанных тонах, но его принудили изменить его.
Опубликование этих документов относится к 1927 году, когда
патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский)/1/
находился в ссылке.
Стремясь добиться «легализации»
Церкви в рамках советского строя, он пошел на ряд уступок,
позволявших осуществлять контроль над жизнью Церкви. Эти уступки
встретили отрицательную реакцию со стороны многих его собратьев и
мирян. По признанию советских историков, митрополит Сергий пытался
«перехватить инициативу» у обновленцев, сделав патриаршую Церковь
вполне лояльной.*
----------------------------------------------
* См. Шишкин А. А. Сущность и происхождение обновленческого раскола
в Русской православной церкви. Казань, 1970
Противники этой тенденции
митрополита утверждали, что вся его деятельность бесполезна хотя бы
потому, что власти не изменили своего принципиального отношения к
вере и отнюдь не собираются мириться с существованием Церкви; самое
большее, на что они (и то временно) могут согласиться, — это
создание послушной марионеточной иерархии, которая возглавляла бы
массы верующих до тех пор, пока полностью не будет искоренено
влияние религии в стране. На это сторонники «сергианской линии»
возражали, что в настоящих сложных условиях путь компромисса —
единственно возможный. Эта точка зрения отстаивается и поныне
руководством Московского патриархата.
Сейчас еще не пришло время для
объективной исторической оценки дела митрополита Сергия, ставшего в
1943 году патриархом. Однако следует признать, что ему и его
преемникам удалось взять верх над обновленчеством, а также добиться
элементарной стабилизации внешнего положения Церкви.
Огромную роль в перемене положения Церкви сыграла Вторая мировая
война, во время которой патриархия (как, впрочем, и обновленцы)
заняла патриотическую позицию. Сталин оценил роль Церкви в
укреплении народного духа и пошел ей навстречу. Из двух течений он
предпочел «сергиевское» как более традиционное, встречающее больше
сочувствия верующих и более соответствующее его великодержавным
вкусам. Он ликвидировал обновленчество и разрешил в 1945 году
созвать Собор для избрания патриарха. С его согласия были открыты
тысячи храмов и восстановлены духовные школы. У многих верующих
тогда пробудились надежды, что время притеснения позади. Дальнейшие
события, однако, показали, что малые уступки со стороны государства
следовали за большими со стороны иерархии, а иногда церковные
уступки вообще оказывались безрезультатными. Это стало особенно ясно
в «хрущевский» период, когда, несмотря на известные послабления в
общественной жизни, Церковь подверглась новому давлению (опять
началось массовое закрытие храмов и духовных школ, усилилась
антирелигиозная пропаганда).
Но вернемся к 20-м годам. Ряд
представителей епископата и духовенства, не согласившись с политикой
митрополита Сергия, отошли от него. Ссылаясь на разрешение, данное
еще патриархом Тихоном, в случае нужды образовать временные
автокефалии* епископов, многие из них образовали независимые группы
(главным образом в Москве и Ленинграде). С точки зрения властей они
представляли опасную церковную оппозицию. Большинство непокорных
иерархов было арестовано, но продолжало руководить своим
духовенством и пасомыми из ссылок и лагерей. Оставшиеся же на
свободе перешли на нелегальное положение и совершали богослужения в
частных домах, тайно. Так возникло явление, получившее впоследствии
название «Катакомбной церкви».**
----------------------------------------------
* Т.е. самовозглавление, независимость
** Современные течения, называющие себя «Катакомбной церковью», не
имеют ничего общего с описываемым явлением. (прим. ред.)
В московской области к ней
принадлежали архимандрит Серафим (Батюков), о. Петр Шипков/2/,
бывший в прошлом секретарем патриарха Тихона, иеромонах Иеракс
(Бочаров)/3/, священники Владимир Богданов,
Владимир Криволуцкий/4/, Константин
Всехсвятский, Алексей Габрияник/5/, Дмитрий
Крючков/6/ и др. Большинство из них
архиереем своим считало епископа Афанасия (Сахарова)/7/.
К 1945 году «Катакомбная церковь» фактически прекратила свое
существование. С одной стороны, почти все ее духовенство было
разыскано и арестовано, а с другой — после Собора и избрания
патриарха Алексия еп. Афанасий разослал верующим письмо, в котором
признавал законность нового первоиерарха и призывал к воссоединению
с патриаршей Церковью. По малодостоверным слухам, в глухой провинции
все еще остаются отдельные лица и даже группы, отказывающиеся иметь
общение с патриархией, но если это так, то влияние их ничтожно.
----------------------------------------------
Епископ Афанасий (Сахаров)
Начало 20-х гг.
Представители «Катакомбной церкви»
ставили своей целью сохранить в чистоте дух Православия, пронося его
через годы церковной борьбы, распрей, лавирования и компромиссов.
Среди них были выдающиеся служители Христовы, оказавшие огромное
влияние на людей, искавших подлинно церковной жизни. К сожалению, о
них сохранилось мало воспоминаний, документов и свидетельств.
Исключение составляет епископ Афанасий, материалы и биография
которого частично собраны и опубликованы. Ниже мы приводим
воспоминания о некоторых священниках этого направления, среди
которых одно из первых мест занимает архимандрит Серафим (бывший
духовник еп. Афанасия).
----------------------------------------------
Сергей Михайлович Батюков до
рукоположения
О. Серафим (в миру Сергей
Михайлович Батюков*) родился в 1880 году в Москве. С ранних лет он
почувствовал призвание к церковному служению, однако сан принял в
зрелые годы. Получив техническое образование, Сергей Михайлович
работал на одном из столичных предприятий. В то же время он стал
посещать Оптину пустынь, слушал лекции в Московской духовной
академии, изучал богословие и святоотеческую литературу. Это был
человек разносторонне одаренный, с широкими интересами, всецело
преданный Церкви.
----------------------------------------------
* Впоследствии фамилию о. Серафима произносили как Битюгов и
Битюков, чему он не противился из соображений конспирации.
Подобно двум другим выдающимся
деятелям русской Церкви, о. Сергию Булгакову и архиепископу Луке
Войно-Ясенецкому, он был рукоположен в самое тяжелое для Церкви
время, в 1919 году, и несколько месяцев служил в храме Воскресения в
Сокольниках вместе с о. Иоанном Кедровым — строителем храма и
основателем «сокольнической» общины.
Перед тем о. Сергию предложили
настоятельство в церкви Вознесения у консерватории. Но он, пожалев
молодого священника о. Дмитрия Делекторского, который должен был
ехать в село на верную гибель, уступил ему место*.
----------------------------------------------
* О. Дмитрий Делекторский служил в храме Вознесения до самого его
закрытия. Оттуда он перешел в церковь Рождества Иоанна Предтечи (на
Пресне), где и служил до самой смерти (1970). Будучи уже глубоким
старцем, о. Дмитрий с благодарностью вспоминал о. Сергия (Серафима),
ибо был уверен, что в селе, куда его назначили, он был бы арестован
или убит. [В храме на Пресне по благословению схиигуменьи Марии в
50-е годы прислуживал Александр Мень. — прим. ред.]
В 1920 году о. Сергий был вызван
Патриархом Тихоном и назначен в церковь свв. бессребреников и
мучеников Кира и Иоанна на Солянке. В 1922 году он принял монашество
с именем Серафим, а в конце 1926 года был возведен в сан
архимандрита. По слухам, его готовили к архиерейскому служению.
Вскоре о. Серафим был арестован по обвинению в укрытии церковных
ценностей. То было время, когда множество духовных лиц и мирян
пострадало, защищая свои святыни. Но впоследствии дело против о.
Серафима было прекращено, так как выяснилось, что ценности увезли
сербы (их подворье находилось в церкви свв. бесср. мчч. Кира и
Иоанна).
----------------------------------------------
Храм свв. бесср. Кира и
Иоанна (без часовни) 1881 год
Декларация митрополита Сергия
вызвала у архимандрита отрицательную реакцию. В июле 1928 года он
удалился из храма и перешел на нелегальное положение. По этому пути
пошел и другой священник «солянской» церкви иеромонах Иеракс (в миру
Иван Матвеевич Бочаров), который служил там с 1929 по 1932 год. С
этого времени все духовные лица, отказавшиеся принять линию
митрополита Сергия, были арестованы (если не успели скрыться), а
храмы их были закрыты.
О. Серафим только чудом избежал
ареста. Некоторое время он тайно жил в разных местах и в конце
концов поселился в Сергиевом Посаде (переименованном в Загорск) у
двух сестер, монахинь из Дивеева.*
----------------------------------------------
* Дивеево — женский монастырь близ Саровской пустыни, предмет особых
забот преп. Серафима Саровского.
Там, в маленькой комнате, перед
иконой Иверской Божией Матери, был поставлен алтарь и служилась
литургия. Здесь бывали и совершали богослужение многие духовные
лица. В перерывах между арестами бывал и еп. Афанасий, в юрисдикции
которого находился о. Серафим. Сюда, в неприметный дом на окраине
города, стекались отовсюду многочисленные духовные дети архимандрита
за советом и утешением. Приходится лишь удивляться, как этот
церковный очаг сохранялся столь долго (до 1943 г.) в обстановке
доносов и непрерывных арестов.
В своей пастырской деятельности о.
Серафим, как и отцы Мечевы/8/,
руководствовался советами оптинского старца Нектария/9/,
который в то время уже уехал из разоренной пустыни. Кроме того, его
наставником был старец Зосима (в схиме Захария), приехавший в Москву
из закрытой Троице-Сергиевской Лавры.
О. Серафим был подлинным
продолжателем традиций старчества. Его подход к людям был всегда
глубоко индивидуальным. С каждым человеком он беседовал отдельно, и
его советы относились только к данному человеку (он нередко даже
запрещал передавать их другим). Главное свое призвание он видел в
том, чтобы быть пастырем, кормчим душ и «оберегать чистоту
Православия».
Среди единомышленников о. Серафима
выдающейся фигурой был уже упоминавшийся о. Петр Шипков (1881—1959).
Он был рукоположен в 1921 году и примерно в то же время, что и о.
Серафим, ушел в «катакомбы». О. Петр работал бухгалтером в Загорске
и совершал богослужения в частных домах. Он был человек неиссякаемой
жизнерадостности и какого-то необыкновенного духовного света. Годы
тяжких испытаний (он пробыл в узах в общей сложности около 30 лет)
не наложили на него печати горечи и ожесточения. Ему суждено было
надолго пережить о. Серафима, умершего в 1942 году, и после ссылки
окончить свои дни настоятелем собора в г. Боровске.
Иером. Иеракс жил под Москвой в
Болшеве, у одной из своих духовных дочерей/10/.
Хозяйка дома вынуждена была скрывать от родных, что у них на чердаке
находится церковь и живет священник. О. Иеракс был арестован в этом
доме в 1943 году. Впоследствии его, как и о. Петра, реабилитировали
и освободили. Но здоровье его было настолько подорвано лагерем и
ссылкой, что он уже не смог служить. Умер о. Иеракс во Владимире,
будучи пенсионером патриархии.
Несмотря на то, что приводимые ниже
воспоминания не предназначались к публикации и носят интимно-личный
характер, они сохраняют значение исторического документа и духовного
свидетельства. Благодаря тому, что образы «катакомбных» священников
даны в них через призму внутренней биографии автора, мы видим в них
старческое руководство в его конкретности и глубине. Записки
показывают, с каким пристальным вниманием следили о. Серафим и о.
Петр за малейшими движениями руководимой ими души, как они входили
во все ее изгибы, страдали с ней, болели за нее, помогали советом и
молитвой. Мы узнаем их отношение к самым различным обстоятельствам и
жизненным проблемам, и это, пожалуй, лучше всякой хроники даст новым
поколениям представление о духе «Катакомбной церкви» и ее пастырях.
* *
*
Автор записок — Вера Яковлевна
Василевская, научный сотрудник, специалист по педагогике и детской
дефектологии. Окончила философский факультет Московского
университета и Институт иностранных языков. Ей принадлежит ряд
работ, часть которых опубликована. Главная из них — «Понимание
учебного материала учащимися вспомогательной школы», изд. АН РСФСР,
М., 1960. Ей же принадлежат переводы книг: Э. Хейссерман
«Потенциальные возможности психического развития нормального и
ненормального ребенка», Наука, М., 1964; К. Де Грюнвальд «Когда
Россия имела своих святых» (не опубликовано); Франциск Сальский
«Введение в благочестивую жизнь», Жизнь с Богом, Брюссель, 1967.
Записки ее были начаты около 20 лет назад и окончены в 1959 году.
Протоиерей Александр Мень*
----------------------------------------------
* Предисловие написано в середине 70-х годов.
В.Я. Василевская (1902—1975), кандидат педагогических наук, работала
в Институте дефектологии; кроме упомянутых, ей принадлежат работа
«Н.И. Пирогов и вопросы жизни» (Сборник «Психиатрия и актуальные
проблемы духовной жизни», СФ МВПХШ, М,. 1997), рукописи:
«Эмоциональная жизнь маленького ребенка», «Что такое Литургия?».
Перевод книги Франциска Сальского
«Введение в благочестивую жизнь» опубликован в России — Stella
Aeterna, М., 1999, без указания переводчика.
В сокращенном варианте «Воспоминания» были опубликованы в сборнике
«И было утро», ВИТА-ЦЕНТР, М., 1992 (прим. ред.)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Священномученик Петр, митрополит
Крутицкий (Полянский, 1862—1937), канонизирован в 1997 г.
2 Шипков Петр Алексеевич (1881—1959), был секретарем у патриарха
Тихона, иерей с 1921 г. в московской Никитской церкви. Арестовывался
в 1925, 1928 гг., в 1928-30 на Соловках, в 1930—1934 г.г. — в
Туруханском крае, с 1934 г. ушел «в катакомбы», жил в Загорске,
работал бухгалтером. Арестован в 1943 г., в 1943—1950(?) был в
Сиблаге, с 1950(53) на вольном поселении, в конце жизни —
протоиерей, настоятель собора в Боровске.
3 Отец Иеракс (Бочаров Иван Матвеевич, 1880—1959), иеромонах.
Родился в Воронежской губернии, окончил духовное и музыкальное
училища, был регентом в Задонском монастыре в Воронеже. В 1917—1918
гг. (?) стал иноком Троице-Сергиевой Лавры, рукоположен во
иеромонаха. В 30-х годах служил в церкви свв. Кира и Иоанна.
Арестован 5-6.04.1932 г., выслан в Казахстан. Затем служил и жил
нелегально в Лосинке у духовной дочери Корнеевой В.А. (см.прим. 10).
Арестован 6 .11.1943 г. по делу «Антисоветского церковного подполья»
(еп. Афанасий Сахаров, прот. Петр Шипков, монахиня Ксения Гришанова
и др.), получил 5 лет ИТЛ (тюрьма на Лубянке, лагери под
Мариинском). В 50-х годах проживал в инвалидном доме в Мордовии, с
1957 г. — во Владимире, где и скончался.
4 Криволуцкий Владимир В. (1888—1956). В 1921—1922 гг. слушал курсы
Православной Народной Академии и прислуживал в церкви св. Кира и
Иоанна. В 1922 г. — диакон, в 1923 г. — иерей, в 1924—1930 г.г. —
и.о. настоятеля Знаменской церкви в Шереметьевском пер., был в
оппозиции к митр. Сергию. В 1930—1933 г.г. находился в ссылке на
Пинеге. В 1933—1946 гг. нелегально служил в Москве и Егорьевске.
Арестован в 1946 г. и приговорен к 10 годам ИТЛ. Освобожден в 1955
г. из-за болезни.
5 Габрияник Алексей Иванович (1895—1950), муж дочери профессора МДА
А.П. Голубцова Анны, в 1925 г. рукоположен во иереи патриархом
Тихоном, служил в селе, затем до 1928 г. — в г. Сергиевом Посаде
(Загорске); за отказ поминать гражданскую власть получил запрещение,
которое было вскоре снято, потом переведен в Москву и короткое время
служил в церкви свв. Кира и Иоанна; выслан на 3 года в Среднюю Азию;
после ссылки жил в Воронеже, в 1933 г. получил 3 года ИТЛ
(Темкинские лагеря). В 1935 г. освобожден. В 1942—1946 гг. по
благословению архим. Серафима (Батюкова) перешел на нелегальное
положение и служил по домам. В 1946 г. арестован (4 года провел во
Владимирской тюрьме), после окончания срока был этапирован на
поселение в Сибирь. Умер по дороге в тюрьме г. Кирова.
6 Крючков Дмитрий Иванович (1874—1952), священник, духовный сын
прот. Владимира Богданова. Служил в храме преп. Саввы Освященного в
Москве. После выхода июльской Декларации 1927 г. находился в
оппозиции к митр. Сергию (Страгородскому). В 1927 г. арестован, был
в заключении. 1928—1932 гг. служил в церкви свв. Кира и Иоанна. С
1946 г. в ссылке в районе г. Абакана Красноярского края.
7 Святитель Афанасий, епископ Ковровский (Сахаров, 1887—1962),
канонизирован в 2000 г.
8 Имеются в виду святой праведный прот. Алексей (1859—1923) и его
сын священномученик прот. Сергий Мечевы (1892—1941), канонизированы
2000 г.
9 Преподобный иеросхимонах Нектарий (Тихонов, 1853—1928), последний
оптинский старец, канонизирован в 2000 г.
10 Вера Алексеевна Корнеева (1906—1999) происходила из старинного
дворянского рода. Детство провела в имении Великого Князя
Константина Романова (К.Р), дяди царя, близко дружила с его младшей
дочерью, княжной Верой (они были ровесницами). После революции со
своей крестной-монахиней, приходившейся ей тетей, Натальей
Леонидовной Рагозиной (Н. Л. приняла постриг в 1919 г. от последнего
оптинского старца Нектария), укрывала священников, монахов и
монахинь из разогнанных монастырей. В ее доме в Лосинке в течение 8
лет нелегально жил иеромонах Иеракс (Бочаров). В комнате на чердаке,
где он скрывался, была устроена тайная церковь. В 1946 г. была
арестована, отбыла 5 лет ИТЛ и 3 года «вечной» ссылки в Казахстане;
была освобождена после смерти Сталина. В «Архипелаге ГУЛАГ» А.
Солженицын, лично знавший Веру Алексеевну, приводит ее свидетельства
о жизни в заключении.
Полностью опубликовано: ВРХД. 1984—III, № 142, с. 209. |