Рис. 1
Я.Л. Обухов
г. Москва
Диагностика внутрисемейных
отношений
при помощи проективной методики symbol 147 \f "Times New Roman"
\s 16три дереваsymbol
148 \f "Times New Roman" \s 16
Среди многочисленных проективных
тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных
отношений, хорошо зарекомендовала себя методика “три дерева”. В
рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом
R.J. Corboz
[8; 9; 10]. Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн [16, с. 48]
разработала тест “три дерева” в контексте
Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние
годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России
методики “три дерева” в диагностической и психокоррекционной
работе с детьми и подростками [5].
Важно, что в тесте “три дерева”
изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами
семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где
ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с
каким-то животным. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить
ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе
бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами
семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти “цензуру”,
препятствующую проникновению бессознательного материала в
сознание. По наблюдениям Э. Клессманн, при непосредственной
просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или
дерева дети часто “приукрашивают” выбираемый образ из-за
определенной “лояльности”. Иногда они даже блокируют появление
соответствующей ассоциации [11].
Почему в методике предлагается
нарисовать именно три дерева?
R.J. Corboz
пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из
практического опыта. Для праздника День матери дети должны были
нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева,
которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями. Тем
самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных
взаимоотношений. Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно
выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат,
сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например,
сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно
расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих “членов
семьи”, а других вытеснил.
Рис. 2
Конфликт в отношении с родителями
или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не
доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его (рис.
3).
Рис. 3
Встречаются случаи, когда ребенок
вопреки инструкции рисует только два дерева, что говорит о
нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом,
или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.
Например, 8-летний А., с которым проводилась диагностическая и
психокоррекционная работа в связи с отказом работать в школе
из-за насмешек одноклассников, хорошо понял инструкцию теста
“три дерева”, однако нарисовал только два дерева (рис. 4).
Из анамнеза известно, что ребенок живет вдвоем с матерью. Отец
ушел из семьи через неделю после родов. С полутора до трех лет
ребенок воспитывался у бабушки в деревне. Мать работает маляром,
забирает в обеденный перерыв ребенка из школы и опять до вечера
уходит на работу. Все это время ребенок находится дома один,
смотрит телевизор, рисует. Общий депрессивный фон настроения и
подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные
тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании
психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует
очень медленно. На рисунке “замороженность” символизирует снег
под деревьями. Отсутствие опыта нормальной триангуляции
“ребенок-мать-отец” проявляется в том, что А. вместо трех
нарисовал только два дерева, так как в семье для него привычны
только отношения в диаде “ребенок-мать”. Большие деревья ребенок
сравнил с собой и с ...двоюродным братом (!), которого он видел
только один раз в жизни на проводах в армию в другом городе. То,
что второе дерево ребенок сравнил не с мамой, а со взрослым
мужчиной, двоюродным братом, свидетельствует, как сильно ему
недостает общение с отцом, и как важен для него сейчас мужской
объект для идентификации.
Два маленьких деревца внизу справа
- это два его школьных товарища. Общее количество деревьев на
рисунке получается четыре. Это число стабильности,
неподвижности, в нем нет динамики. Особое значение числу symbol
147 \f "Times New Roman" \s 11четыреsymbol 148 \f "Times New
Roman" \s 11 придавал К.Г. Юнг, считавший его главной
символической основой целостности мира и человека. Однако в
отличие от динамической целостности, символизируемой числом
symbol 147 \f "Times New Roman" \s 11триsymbol 148 \f "Times New
Roman" \s 11 и троичной структурой, для числа symbol 147 \f
"Times New Roman" \s 11четыреsymbol 148 \f "Times New Roman" \s
11 с его кватеральной структурой характерна статическая
целостность. symbol 147 \f "Times New Roman" \s 11Четыреsymbol
148 \f "Times New Roman" \s 11 образует идеально устойчивую
структуру, что отразилось в мифах о сотворении мира и ориентации
в нем (четыре стороны света, четыре времени года, четыре
первоэлемента: symbol 147 \f "Times New Roman" \s 11огонь - вода
- земля - воздухsymbol 148 \f "Times New Roman" \s 11 и т. д.).
[5,
с. 85]
Рис. 4
symbol
171 \f "Wingdings" \s 11symbol 171 \f "Wingdings" \s 11symbol
171 \f "Wingdings" \s 11
Инструкция по проведению теста
“три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе
ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут,
сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая
квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог
просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата
А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”.
Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может
побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог
хвалит ребенка и его рисунок. Эмпатическая поддержка - один из
важнейших принципов Кататимно-имагинативной психотерапии [2; 5].
Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название
цветным карандашом, который больше всего подходит данному
дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного
цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета
надписи.
Известно, что цвет отражает
различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же
цвет может одновременно вызывать сразу множество различных,
часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется
одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и
формирующихся при жизни. При этом на образование символа может
оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного
развития, особенностей протекания беременности у матери, родов,
развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к
горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до
актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Обухов Яков Леонидович - психолог, доцент
Института Кататимно-имагинативной психотерапии
(Германия), председатель Московского научного общества
психосоматической психотерапии и глубинной психологи.
|