Конира Андреас, Стив Андреас.
Измените своё мышление – и
воспользуйтесь результатами.
Новейшие субмодальные
вмешательства НЛП
С редакционным содействием Майкла
Эрика Беннета и Донны Уилсон
Оглавление
TOC \h \z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 6;3"
Предисловие.
PAGEREF _Toc20320837 \h 3
Выражения Признательности.
PAGEREF _Toc20320838 \h 4
Введение.
PAGEREF _Toc20320839 \h 4
Временные линии.
PAGEREF _Toc20320840 \h 6
Выявление (демонстрация).
PAGEREF _Toc20320841 \h 7
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320842 \h 7
Краткое изложение упражнения.
PAGEREF _Toc20320843 \h 9
Обсуждение: сортировка по
местоположению и отношение к глазным сигналам доступа.
PAGEREF _Toc20320844 \h 9
Временная ориентация.
PAGEREF _Toc20320845 \h 10
Полезные временные линии.
PAGEREF _Toc20320846 \h 11
Протяженность временной линии.
PAGEREF _Toc20320847 \h 11
Различия между прошлым и будущим.
PAGEREF _Toc20320848 \h 12
Аналоговый континуум против дискретных
категорий.
PAGEREF _Toc20320849 \h 13
Изменение временных линий.
PAGEREF _Toc20320850 \h 13
Добавление будущего.
PAGEREF _Toc20320851 \h 14
Создание временной линии.
PAGEREF _Toc20320852 \h 16
Сортировка по признаку «приятный —
неприятный опыт».
PAGEREF _Toc20320853 \h 16
Другие примеры временных линий.
PAGEREF _Toc20320854 \h 19
Когда использовать регулирование
временной линии.
PAGEREF _Toc20320855 \h 21
Использование времени.
PAGEREF _Toc20320856 \h 21
Причинно-следственные отношения.
PAGEREF _Toc20320857 \h 24
Пресуппозиции времени.
PAGEREF _Toc20320858 \h 25
Побуждающее будущее.
PAGEREF _Toc20320859 \h 27
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320860 \h 27
Ограничения реальности.
PAGEREF _Toc20320861 \h 27
Техника взмаха.
PAGEREF _Toc20320862 \h 29
Выбор ключевого стимула.
PAGEREF _Toc20320863 \h 29
Желаемый Я-образ.
PAGEREF _Toc20320864 \h 30
Соединение двух образов.
PAGEREF _Toc20320865 \h 33
Модельные взмахи.
PAGEREF _Toc20320866 \h 36
План модельного взмаха.
PAGEREF _Toc20320867 \h 37
Кинестетический взмах.
PAGEREF _Toc20320868 \h 38
Межсистемный взмах.
PAGEREF _Toc20320869 \h 38
Примеры.
PAGEREF _Toc20320870 \h 39
Сдвиг важности критериев.
PAGEREF _Toc20320871 \h 41
Выявление иерархии критериев.
PAGEREF _Toc20320872 \h 42
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320873 \h 45
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320874 \h 47
Выбор критерия, который стоит
изменить.
PAGEREF _Toc20320875 \h 48
Демонстрация сдвига критерия.
PAGEREF _Toc20320876 \h 50
Упражнение на сдвиг критерия.
PAGEREF _Toc20320877 \h 54
Тестирование.
PAGEREF _Toc20320878 \h 55
Общий план упражнения.
PAGEREF _Toc20320879 \h 55
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320880 \h 55
Позитивные versus негативные критерии.
PAGEREF _Toc20320881 \h 57
Устранение навязчивостей.
PAGEREF _Toc20320882 \h 58
Демонстрация: выявление субмодальных
магнитов.
PAGEREF _Toc20320883 \h 58
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320884 \h 59
План упражнения.
PAGEREF _Toc20320885 \h 60
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320886 \h 60
Навязчивости.
PAGEREF _Toc20320887 \h 62
Демонстрация: устранение навязчивости.
PAGEREF _Toc20320888 \h 62
Проверка.
PAGEREF _Toc20320889 \h 66
План упражнения.
PAGEREF _Toc20320890 \h 66
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320891 \h 66
Темп.
PAGEREF _Toc20320892 \h 67
Сильные эмоциональные реакции.
PAGEREF _Toc20320893 \h 67
Неприятные реакции.
PAGEREF _Toc20320894 \h 68
Экология.
PAGEREF _Toc20320895 \h 68
Генерализация.
PAGEREF _Toc20320896 \h 69
Слуховые или кинестетические магниты.
PAGEREF _Toc20320897 \h 70
Вне сознания.
PAGEREF _Toc20320898 \h 71
Полярности.
PAGEREF _Toc20320899 \h 71
Придание чему-либо важности.
PAGEREF _Toc20320900 \h 72
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320901 \h 72
Техника порога «Последняя соломинка».
PAGEREF _Toc20320902 \h 74
Демонстрация выявления пересечения
порога.
PAGEREF _Toc20320903 \h 74
Упражнение.
PAGEREF _Toc20320904 \h 78
Резюме упражнения.
PAGEREF _Toc20320905 \h 79
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320906 \h 79
Отношение к временным линиям и
ассоциации/диссоциации.
PAGEREF _Toc20320907 \h 80
Экология: построение альтернативы.
PAGEREF _Toc20320908 \h 81
Накапливание в будущее.
PAGEREF _Toc20320909 \h 81
Определение дискретного результата.
PAGEREF _Toc20320910 \h 82
«Бессознательное» использование
техники порога.
PAGEREF _Toc20320911 \h 82
Мотивация.
PAGEREF _Toc20320912 \h 83
Внутренняя/внешняя референция.
PAGEREF _Toc20320913 \h 84
Групповое упражнение.
PAGEREF _Toc20320914 \h 84
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320915 \h 84
Характеристики внешней референции.
PAGEREF _Toc20320916 \h 86
Внедрение внешней референции.
PAGEREF _Toc20320917 \h 86
Когда и что делать.
PAGEREF _Toc20320918 \h 87
Создание внутренней референции.
PAGEREF _Toc20320919 \h 87
Как стать «неустрашимым» перед
авторитарными фигурами.
PAGEREF _Toc20320920 \h 88
Люди, реагирующие на других.
PAGEREF _Toc20320921 \h 88
Обратная связь.
PAGEREF _Toc20320922 \h 89
Стратегия реагирования на критику.
PAGEREF _Toc20320923 \h 92
Пример.
PAGEREF _Toc20320924 \h 92
Последующее интервью.
PAGEREF _Toc20320925 \h 96
Обзор стратегии.
PAGEREF _Toc20320926 \h 97
Вмонтирование.
PAGEREF _Toc20320927 \h 99
Резюме.
PAGEREF _Toc20320928 \h 99
Проверка.
PAGEREF _Toc20320929 \h 99
Обсуждение.
PAGEREF _Toc20320930 \h 100
Доступ к кинестетическим состояниям.
PAGEREF _Toc20320931 \h 101
Демонстрация извлечения данных.
PAGEREF _Toc20320932 \h 102
1. Кинестетическая последовательность.
PAGEREF _Toc20320933 \h 102
2. Другие субмодальные сдвиги.
PAGEREF _Toc20320934 \h 103
Демонстрация перестраивания .
PAGEREF _Toc20320935 \h 104
3. Регулирование субмодальностей.
PAGEREF _Toc20320936 \h 104
Регулирование последовательности.
PAGEREF _Toc20320937 \h 105
Сжатие последовательности.
PAGEREF _Toc20320938 \h 105
План: получение доступа к
кинестетическим состояниям.
PAGEREF _Toc20320939 \h 106
Мозг — детектор совпадений.
PAGEREF _Toc20320940 \h 106
Наркотики и якоря.
PAGEREF _Toc20320941 \h 107
Мельчение.
PAGEREF _Toc20320942 \h 107
Возвращение обратно.
PAGEREF _Toc20320943 \h 108
Применения в медицине.
PAGEREF _Toc20320944 \h 108
Кинестетическое ведение.
PAGEREF _Toc20320945 \h 109
Индивидуальные различия.
PAGEREF _Toc20320946 \h 109
Использование наркотика для отдыха.
PAGEREF _Toc20320947 \h 110
Злоупотребление наркотиками.
PAGEREF _Toc20320948 \h 110
Другие кинестетические состояния.
PAGEREF _Toc20320949 \h 110
Кинестетическая волна.
PAGEREF _Toc20320950 \h 111
Другие субмодальные вмешательства.
PAGEREF _Toc20320951 \h 111
Перенесение характеристик.
PAGEREF _Toc20320952 \h 111
Буквальный рефрейминг.
PAGEREF _Toc20320953 \h 112
Покатиться со смеху.
PAGEREF _Toc20320954 \h 112
Техника шоколада Годива.
PAGEREF _Toc20320955 \h 113
План.
PAGEREF _Toc20320956 \h 113
Разрушение.
PAGEREF _Toc20320957 \h 114
Отделение себя от контекста.
PAGEREF _Toc20320958 \h 115
Отделение внутреннего состояния от
внешнего поведения.
PAGEREF _Toc20320959 \h 115
Отделение внутреннего состояния от
внутренних расчетов (мышления).
PAGEREF _Toc20320960 \h 115
Моделирование выдающегося мастерства.
PAGEREF _Toc20320961 \h 116
Библиография.
PAGEREF _Toc20320962 \h 117
Стив и Коннира
Андреас пришли на свой первый семинар по НЛП под моим руководством
осенью 1977 года, почти 10 лет назад. С тех пор они неизменно
проявляют упорство, беря и многократно — вплоть до достижения их
досконального понимания — используя техники, которым я учу. Глава 3
о технике взмаха демонстрирует, как они могут взять конкретный прием
и тщательно исследовать его, чтобы определить основные элементы,
делающие его эффективным, и пути его приспособления к необычным или
трудным случаям.
Большинство моих
учеников рассказывают мне о своих успехах в применении техник,
которым я учу. Коннира и Стив, напротив, рассказывают мне о своих
неудачах, потому что неудачи им гораздо интереснее. Успехи скучны,
поскольку они только подтверждают то, что вы уже знаете. Провалы
гораздо интереснее, потому что они указывают, где вы можете
научиться чему-то новому. Завороженность Конниры и Стива
разнообразием субъективного опыта и закономерностями, лежащими в
основе этого разнообразия, проявляется в качестве тренингов НЛП,
которые они проводят в течение последних восьми лет. Их преподавание
широко известно благодаря своей цельности, экологичности и вниманию
к деталям, что тоже четко отражено в этой книге.
Большинство
обучающихся НЛП удовлетворяются, овладевая уже разработанными
техниками. Одно из величайших моих удовольствий — это добиться того,
чтобы кто-то научился не только конкретным преподаваемым мною
приёмам, но порождающим их способам восприятия, отношениям и
мыслительным процессам. Стив и Коннира — одни из немногих перешедших
к использованию моделирующих техник НЛП для разработки новых
полезных приемов, что также очевидно из этой книги. Глава 8,
«Стратегия реагирования на критику», демонстрирует их способность
смоделировать важный навык — открытость для обратной связи — и
очистить его вплоть до ясного и элегантного синтаксиса.
Эта книга
является блестящим продолжением моей книги «Используйте свой мозг
для изменения», которую Андреасы создали из звукозаписей моих
семинаров, и мне приятно рекомендовать её любому желающему
продолжить исследование способов изменять ваше мышление.
Ричард Бэндлер
Этой книги, и
большой части нашей работы в последнее время, не существовало бы без
творческого гения Ричарда Бэндлера. Мы благодарны ему за то, что он
постоянно снабжает нас новыми методами, которые можно использовать
для улучшения человеческой жизни, и подвергает нас танталовым мукам
демонстраций, намеков и загадочных описаний. Многие из
представленных здесь техник были разработаны Ричардом: «взрыв
компульсии», техника порога «последняя капля», техника взмаха,
техника шоколада «Годива» и использование сдвигов глагольных времен.
Другие
представленные здесь субмодальные техники мы разработали, используя
субмодальные принципы, которым научились от Ричарда. Мы были так
восхищены силой того, чему он нас научил, что начали спрашивать
себя: «К чему ещё мы можем применить это?» Мы начали исследовать,
как люди организуют и репрезентируют
события в контексте временных линий, изменения критериев,
внутренней/внешней ориентации, и создали стратегию реагирования на
критику.
Хотя технике
доступа к кинестетическим состояниям мы научились от Ричарда
Бэндлера, первым её разработал Эд Риз. Мы добавили к этой технике
шаги реорганизации.
Мы хотели бы
также выразить благодарность многим участникам семинаров и клиентам,
помогавшим нам в течение последних трех лет исследования этих
техник. Они делали интересные наблюдения, ставили трудные вопросы,
находили уникальные пути выполнения наших инструкций и снабжали нас
восхитительными примерами неслыханного разнообразия способов
организации субъективного опыта.
Наконец, мы рады
выразить благодарность за существенную редакционную помощь Майклу
Эрику Беннету и Донне Уилсон, которые подготовили предварительные
варианты большинства глав из стенограмм наших семинаров и
внимательно проверили окончательную рукопись. Их работа дала нам
возможность сделать этот материал доступным в книжной форме гораздо
быстрее, чем мы смогли бы, трудясь в одиночку.
Наша любимая
история о надлежащей пользе слов восходит к эпизоду, происшедшему с
нами на вечеринке в Калифорнии в середине 70-х годов. Мы пошли туда
со своим другом по имени Майк, который явился на вечеринку весьма
голодным. На столе в столовой стояла большая тарелка с шоколадными
пирожными, коими он многократно угощался. После того как он съел
около девяти штук, хозяин объявил, что это были пирожные с
марихуаной, и что одной штуки хватило бы для хорошего вечера. Через
некоторое время Майк был под весьма приличным кайфом, в особенности,
после того как провел некоторое время в горячем бассейне. Надевая
одежду после выхода из горячего бассейна, мы услышали, как Майк
говорит медленно и громко: «Теперь я надеваю свой левый носок...
Теперь я надеваю свой левый ботинок...» Стив рассмеялся и сказал:
«Майк, нам не нужен отчет о твоих действиях». Майк медленно ответил:
«Я знаю, что вам не нужен. Мне
нужен!»
Надлежащая
функция слов в нашей жизни — помогать нам следить за переживаниями,
наклеивая на них ярлыки и деля их на категории. Тогда мы можем
использовать эти ярлыки в качестве картотеки, чтобы «вызывать»
переживания определенного рода, когда нам это полезно. Слова в меню
вызывают в памяти переживания вкуса и консистенции описываемой пищи,
чтобы помочь нам принять решение о том, какие блюда выбрать. Слова —
не пища; они только указывают на пищу. Это кажется простым и
очевидным фактом (немногие пробуют есть меню); тем не менее, мир
полон людей, которые могут очень долго говорить
об опыте, никогда не имев его в большом количестве.
Есть два
способа, какими слова в этой книге могут быть вам полезны. Один —
если их результатом является доступ к уже испытанным вами
переживаниям и демонстрация новых и полезных комбинаций,
последовательностей и способов применения вами этих переживаний.
Другой — создание новых переживаний путем предложения вам конкретных
указаний, которыми вы можете воспользоваться, чтобы больше узнать о
том, как работает ваше мышление. Подобно дорожной карте, эти
указания будут полезны только в том случае, если вы потратите время,
чтобы действительно последовать им, и воспользуетесь своими
чувствами, чтобы воспринять реальную местность, к которой они вас
ведут.
Чтобы облегчить
вам изучение этих техник, мы представили их настолько определенно и
систематично, насколько смогли. Мы представили их чрезвычайно
подробно и предупредили вас обо всех ошибках, допущенных при их
выполнении нами и другими людьми, чтобы затруднить вам неправильное
их использование. Потратив время на тщательное изучение этих
методов, вы можете стать гибче и артистичнее в их применении с
клиентами, будучи уверенными, что ваше поведение останется
систематическим и эффективным.
Многие люди
обвиняют НЛП в технологичности, подразумевая, что оно холодно и
бесчувственно. Однако те же самые люди рады использовать технологию
центрального отопления для обогрева своих домов вместо дымного огня,
использовавшегося их предками. Они также используют антибиотики и
иммунизацию, чтобы сохранить здоровье своих детей, не думая о
невероятно сложной технологии, стоящей за этим.
Месяцы тёплых
эмоций не помогут неграмотно пишущему ребенку и не освободят его от
связанных с этим насмешек, переживаний неудач и самообвинений; час
или два технологии НЛП могут научить его писать правильно и снабдить
его ощущением достижения и самоценности. Вся эмпатия в мире не
поможет фобику; полчаса технологии НЛП могут избавить его от жизни
вперемешку со страхом. Если вы будете держать руку умирающего друга,
это может облегчить его конец; правильная медицинская технология
может спасти ему жизнь.
Разумеется, любая
технология может быть использована неверно, если предъявлять её в
холодной бесчувственной манере. Мы слышали медсестер, чьи «манеры у
постели» явно усвоены с магнитофонных записей Лукреции Борджиа, и
терапевтов, говорящих в тональности Адольфа Гитлера. Эта книга
технологичнее большинства других, поскольку мы знаем, что детальная
технология приносит результаты, и что «самая холодная» технология
может быть преподнесена с человечностью и уважением.
Многое из
материала этой книги мы узнали непосредственно от Ричарда Бэндлера
на маленьком семинаре в начале 1984 года. На том семинаре он научил
нас ряду конкретных техник, большинство из которых включено в эту
книгу. Но что более важно, он продемонстрировал орудия ремесла: как
использовать тонкие различения, конкретные вопросы и процедуры для
дальнейших исследований и открытий. Ещё Ричард часто демонстрировал
без объяснений, давал загадочные описания происходящего или ронял
намеки, доставлявшие нам танталовы муки. Хотя это часто
фрустрировало нас, это также и разжигало наше любопытство, и
побуждало нас продолжать исследования. С тех пор мы используем
инструменты, которым он обучил нас, чтобы исследовать некоторые из
тех мучительных намёков, и разрабатывать конкретные техники
достаточно детально, для того, чтобы другим людям было легче
обучиться им.
В течение теперь
уже более чем трех лет мы преподаем этот материал на наших Тренингах
Развитого Уровня по Субмодальностям. Большая часть этой книги
скомпонована из стенограмм, «выжатых» из многих различных тренингов.
Эти фрагменты сплетены и представлены, как если бы они происходили в
одном тренинге, как для того, чтобы облегчить вам чтение, так и для
сохранения разговорного стиля и формы живого обучения. Другие части
мы написали без обращения к пленкам или стенограммам. Большей частью
мы не уточняем, кто из нас говорит; после месяцев совместного
редактирования мы часто сами этого не знаем, да и всё равно это
неважно.
Во многих смыслах
эта книга является продолжением книги Ричарда Бэндлера «Используйте
свой мозг для изменения», которую мы скомпоновали два года назад.
Когда мы писали эту книгу, мы предполагали, что читатели уже прочтут
«Используйте свой мозг», и будут располагать базовым пониманием
основных субмодальных паттернов. Если у вас нет этой базы, мы
настоятельно рекомендуем вам приобрести её, прежде чем читать эту
книгу, чтобы получить максимальную пользу от описанных в ней техник.
Мы также
настоятельно рекомендуем вам читать главы этой книги по порядку.
Последовательность, или синтаксис, опыта является главным
организующим принципом в НЛП, и последовательность глав этой книги
была тщательно продумана. Многие из последующих глав предполагают,
что вы уже прочли и поняли предыдущие. Если вы прочтете одну из
последних глав без базы, обеспеченной начальными главами и книгой
«Используйте свой мозг», вам будет труднее понять материал глубоко и
полностью.
Есть старая шутка
о том, что человеческий мозг есть «единственный самоподдерживающийся
и универсальный компьютер, который может быть создан
неквалифицированным трудом». Однако, это также и компьютер без
руководства по эксплуатации. Разработанные НЛП техники есть в
сущности человеческие «программы» — способы организовать ваш опыт, —
которым можно научиться; это культурно-социальный ресурс, как и все
другие продукты человеческого творчества и изобретательности.
Материал, который мы здесь представляем, исследует умственную
организацию, которая делает нас тем, чем мы являемся, и
предоставляет инструменты, которые вы можете использовать, чтобы
быстро изменить свои способы реагирования. Эта книга присоединяется
к более чем 30 книгам по НЛП, изданным с тех пор, как первая из них
была опубликована Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером в 1975 году.
И это только начало.
Стив Андреас, Коннира Андреас
Сентябрь 1987
Большинству из
нас встречались люди, о которых мы думали: «О, она живёт в прошлом»,
или: «Он думает только о будущем! Он никогда не потратит времени на
то, чтобы остановиться и вдохнуть аромат цветов», или: «Она живёт
только сегодняшним днем. У неё отсутствует понимание того, куда она
движется». Эти качества определяются способами, какими люди
внутренне репрезентируют время. Способы, которыми люди представляют
время — прошлое, настоящее и будущее — обеспечивают основу их
способностей и ограничений. Поэтому некоторые проблемы невозможно
разрешить, если вы не измените способ, каким человек репрезентирует
время.
Некоторые люди
говорят: «Оставить прошлое позади» — и это буквально то, что они
делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более
видеть его — оно ушло. Другие говорят о туманном будущем, и будущее
на их временной линии действительно туманное. Есть даже люди вообще
без будущего.
Время является
наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте, каково
было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и
причинности, не было бы способа узнать, что делать для
удовлетворения потребностей и когда это делать. За
редкими исключениями у каждого из нас есть
какой-то способ сортировки опыта по
критерию времени.
Мы обнаружили в
своих исследованиях множество интересных вариантов того, как люди
представляют время. Преподав материал о временных линиях многим
разным группам, мы всё ещё получаем удовольствие, играя с этим
материалом — и думаем, что вы тоже его получите.
Линда, можно нам
выявить вашу шкалу времени? (О'кей.) Сначала подумайте о
каком-нибудь простом действии — вроде чистки зубов, езды на работу,
мытья посуды или умывания, — которое вы совершали в прошлом,
совершаете теперь, и будете совершать в будущем.
Линда: Я возьму
чистку зубов.
Хорошо. Мы хотели
бы, чтобы вы подумали о моменте, когда вы чистили зубы много времени
тому назад — может быть, пять лет назад.
Линда: Я не могу
вспомнить какой-либо конкретный момент.
Ну и ладно. Вы
знаете, что чистили зубы пять лет назад, верно? Так что вы можете
просто притвориться, что вспоминаете, как делали это пять лет назад.
Линда: О'кей.
Теперь я хочу,
чтобы вы подумали о том, как вы чистили зубы неделю назад...
(О'кей). Подумайте о том, как вы чистите зубы сейчас... подумайте о
том, как вы будете чистить зубы неделю спустя... и подумайте о том,
как вы будете делать это пять лет спустя. Мы хотели бы, чтобы у вас
появилось ощущение, что вы представляете все эти эпизоды
одновременно, так чтобы вы смогли начать замечать, какие существуют
различия в способе, каким вы видите одно и то же событие... Что
позволяет вам знать, что одно — в прошлом, а другое — в будущем...
Какие различия в субмодальностях позволяют вам знать, что одно
произошло много времени назад, а другое — только неделю назад?
Линда: Это легко.
Пять лет назад я жила в другом доме, и я вижу себя в этом доме. Вот
как я знаю, что это было давно.
Это типичный
ответ. Люди склонны сначала замечать содержательные различия; но это
не то, чего мы хотим. Нам нужны процессные
различия, закодированные в субмодальностях. Линда, какие ещё
различия вы замечаете между давним и недавним прошлым? Если вам
нужно, можете даже вообразить, что пять лет назад жили в том же
доме, так чтобы вы смогли заметить только субмодальные отличия. Даже
если бы вы действительно жили в том
же доме, вы, вероятно, смогли бы определить разницу между «пять лет
назад» и «вчера».
Линда: не думаю,
что смогла бы. Мне кажется, что пять лет назад (показывает примерно
на два фута влево от себя) — это точно то же самое, что и неделя
назад (показывает влево рядом с собой).
Те из вас, кто
наблюдал за жестами Линды, знают один способ, каким она сортирует
время. Она указала в разные точки.
Линда: А, да!
Вроде бы я действительно вижу их в разных местах.
Отлично. Теперь
заметьте, как вы видите неделю спустя, и пять лет спустя.
Линда: Они тоже в
разных местах. Они уходят вправо от меня. Это интересно. Неделя
спустя дальше от меня, чем неделя назад. А через пять лет — вообще
очень далеко.
Прекрасно. Вот
такого рода вещи мы хотим, чтобы вы заметили. Проверьте, есть ли ещё
какие-либо различия. Отличаются ли ваши представления будущего от
представлений прошлого ещё каким-либо образом?
Линда (делает
паузу для проверки): Будущее выглядит менее детальным.
Это типичный
способ представления будущего — менее определенным, чем прошлое.
Теперь проверьте картину пяти лет назад и сравните её с неделей
назад. Отличается ли она чем-либо ещё, кроме местоположения?
Проверьте размер, яркость, и тому подобное.
Линда: Вроде бы
картина пяти лет назад немного меньше. Я раньше этого не заметила...
Мое будущее тоже такое. Пять лет спустя меньше, чем неделя спустя.
Я думаю, этой
демонстрации достаточно, чтобы дать вам представление о том, что мы
хотим, чтобы вы сделали. Хотя вы будете делать это в группах по три
человека, это — такое упражнение, в котором вы все можете
отправиться внутрь себя прямо сейчас... в то время как я даю вам
инструкцию... и начать определять ваши собственные субмодальные коды
времени. Сначала подумайте о каком-либо простом повседневном
действии, которое вы многократно совершали в прошлом и, вероятно,
будете продолжать совершать в будущем. Выберите что-нибудь вроде
езды на работу, чистки зубов, мытья посуды или принятия душа.
Подумайте о том, как вы совершали это действие много времени назад,
а затем как совершали его в недавнем прошлом. Подумайте о том, как
совершаете его в настоящем. Потом представьте, как совершаете его в
ближайшем будущем, и, наконец, в отдаленном будущем.
Думая о совершении
одного и того же действия в каждый момент времени, сохраняйте
содержание неизменным, так чтобы единственным различием было то,
когда совершается это действие. Мы
хотим, чтобы вы обнаружили субмодальные отличия, относящиеся к тому,
как вы представляете время. Эти отличия станут для вас гораздо
очевиднее, когда вы одновременно
подумаете о том, как завтракаете в разные моменты времени. Когда вы
одновременно представляете себе
завтрак пять лет назад и пять лет
|