Анвар Бакиров.
Это важно знать, или Ключевые
пункты навыка.
Оглавление TOC \h \z \t "Заголовок
3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3"
Начало начал.
PAGEREF _Toc68356437 \h 1
Шаги к цели.
PAGEREF _Toc68356438 \h 4
Ура или увы?.
PAGEREF _Toc68356439 \h 6
Успех!
PAGEREF _Toc68356440 \h 8
Т.О.Т.Е.
PAGEREF _Toc68356441 \h 10
Сбылось наконец-то! Обладатель
бесценного дара согласился на интервью и готов рассказать, КАК ОН
ЭТО ДЕЛАЕТ!!! Честно. Без утайки. За Вами — вопросы, потому что...
Потому что
талантливые люди могут ЧАСАМИ вываливать на Вас груды информации, ни
разу не упомянув некоторых ключевых моментов, без которых вся эта
груда — хлам. Именно поэтому, чтобы добиться необходимой ясности,
нам придется периодически вмешиваться, спрашивая то, что нам
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно.
А интересно то,
что поможет нам перенять этот навык — сделать то же самое и получить
такой же результат. А навык этот может быть любым. И
коммуникативным: уладить недоразумения, познакомиться с интересным
человеком, привлечь и удержать внимание публики, отдать распоряжение
подчиненному, продать товар... И индивидуальным: рациональное
питание, управление эмоциями, красивая жестикуляция, жонглирование,
грамотное письмо... И еще каким-нибудь...
Главное, что нам
нравится то, что делает этот человек, и мы хотели бы уметь делать то
же и так же. По крайней мере — похоже. Потому что это позволит нам
увеличить свои возможности и подняться на новую высоту, встроив в
себя новый твердый навык. А для этого нужно знать, о чем спрашивать.
К делу!
Если Вы хотели
начать сразу с того, как он это ДЕЛАЕТ, то Вы слегка поторопились:
сначала хотелось бы узнать, как он это НАЧИНАЕТ. Это логично, ведь
любое дело имеет свою прелюдию, без которой вообще ничего бы не
было. И именно его предварительные мыслительные (и не только) игры
нас сейчас интересуют.
Например, нам
будет легче воспринять его опыт, если мы узнаем, что его
мотивирует на начало решительных действий? Вопрос мотивации —
всегда ключевой. И Ваш способ разжигать в себе желание часто диктует
характер последующих действий.
Как признался
один профессионал (точнее, БОЛЬШОЙ любитель) скоростного
соблазнения: "Я вижу женщину и представляю, как ей хорошо, когда
она кончает... И эта мысль меня сподвигает на знакомство. Я люблю
доставлять удовольствие женщине, а не себе.... Это очень редкое
качество..." Чувствуете, НАСКОЛЬКО это большая разница по
сравнению со стилем мышления неудачников, тоскливо рассуждающих о
последствиях отказа?
Обратите
внимание, что движет человеком: стремление избежать
неприятностей или страстное желание достигнуть
соблазнительной цели. Это может оказаться ключевым различием!
Спрашивая о
мотивации, мы проливаем свет на ценности обладателя столь
необходимого нам дара, узнаем, ради чего он это делает. Ведь
то, что нам дорого и важно, придает смысл всем нашим делам,
окрашивая их в тот или иной цвет. Это те тонкости, которые так
тяжело "снять", заставляя человека детально описывать все свои
действия.
Отдельно стоит
уточнить, как он понимает, что пора начинать? Какие внешние и
внутренние обстоятельства становятся стимулом-сигналом к запуску
всего процесса? Как человек вообще ВСПОМИНАЕТ о том, что нужно
что-то делать?
Например, для
большинства самых ярких и успешных на личном фронте женщин процесс
"охоты на мужчин" начинается в тот момент, когда они... просыпаются!
(Это если вечер предыдущего дня не брать). Проснулась — душ,
укладка, одевание (долгий выбор наряда), макияж, маникюр... Завтрак
— между делом: это не главное. И не так важно: планируется всего
лишь поход в булочную за углом или же светский вечер — она ДОЛЖНА
БЫТЬ В ФОРМЕ. Почему? Напоминаю: "охота на мужчин" начинается —
продолжается! — в тот момент, когда женщине приходит в голову мысль,
о том, что ей МОЖЕТ встретиться хоть один потенциальный воздыхатель.
То есть в любой
момент.
А вот девушки,
которые не хотят столь плотного внимания со стороны мужской половины
человечества (или просто не умеют его завоевать), начинают
"охотиться", когда их собственное внимание (а также — мечты и
чаяния) уже крепко (хоть и мимоходом) захвачено случайным
"сердцеедом". Когда они решают вступить в игру, это уже игра на
чужом поле и на чужих условиях. Выиграть здесь — труднее. Ведь
СВОЕВРЕМЕННОЕ начало — залог успеха.
Поэтому в
некоторых навыках очень важно уметь "держать ухо востро" и быть
всегда наготове. В частности, это определяется тем, как мы управляем
своим обыденным вниманием: на что мы обращаем внимание в первую
очередь, на что — во вторую. Поэтому распределение внимания,
направления взглядов и все в том же духе — это то, что может нас
заинтересовать. Замечание "охотника": "Я вообще, заходя
куда-либо, быстро сканирую пространство, выделяю "первоочередные
задачи стрельбы", а остальных просто не замечаю..." — хорошая
привычка для тех, кто готов проявить инициативу или же первым
откликнуться на неосознанный призыв.
Кстати, когда
человек рассказывает о том, что его сподвигает на начало решительных
действий, иногда полезно обратить внимание на то, от кого исходит
инициатива — является он инициатором событий или он только
реагирует на изменившиеся обстоятельства. Откуда приходит решение
действовать: изнутри или от авторитетного окружения. Согласитесь,
это интересно поисследовать, чтобы глубже проникнуть в самую суть
таланта нашей модели (так в НЛП иногда называют носителя
моделируемого навыка).
Вариант
предыдущего вопроса — начальные (необходимые) условия, при которых
имеет смысл применять наш навык. И (что важно!) условия, при которых
"лучше и не пытаться". Вопрос об обстоятельствах:
где, когда, с кем, при каких условиях
он (не) будет это делать?
Например, уже
знакомый нам "дон-жуан" на подобный вопрос ответил:
"Под настроение. Если его нет, то надо
поднапрячься его себе создать, хотя бы на 5 минут знакомства...
Потом спасибо себе скажешь..."
Настроение — это
вообще довольно интересная штука. Так, очень многие разумные люди не
рекомендуют пить (спиртное) с горя, есть (сладкое) при обиде и
жалости к себе, ложиться спать при злости. Известный эзотерик
Лазарев просит не читать его книги в неуравновешенном душевном
состоянии. Знаменитый своей оздоровительной системой Норбеков,
требует создавать специальный настрой (радость, удовольствие,
любовь, экстаз...) перед выполнением простейших гимнастических
упражнений. И все это имеет свои основания!
Любая разумная
девушка выключает все свое очарование и становится "серой мышкой",
когда идет по опасной темной улице без провожатых. И не только
потому, что в темноте все равно не оценят, но и из банальных
соображений безопасности.
Каждый навык
имеет свою сферу применения. Как говорится, "грязь — это нужное
вещество в неправильном месте". Но это — НУЖНОЕ вещество. Как часто
ВОВРЕМЯ сказанное слово, УМЕСТНОЕ действие давало мгновенный выигрыш
в ситуации! Как важно во многих ситуациях выявить КЛЮЧЕВУЮ фигуру,
обратиться к правильному человеку. И при устройстве на новую работу,
и при деловых переговорах... Я уж не говорю о выборе спутника жизни!
Спрашивая модель
об условиях применения его навыка, обращайте внимание на критерии,
которыми он пользуется в определении благоприятного и
неблагоприятного контекста. Какими он пользуется признаками, какие
выдвигает требования? Все это — крайне важно!
Кроме всего
прочего, этим мы выясним еще и пределы применимости модели
(моделируемого навыка). Кстати, не исключено, что выяснится, что
данный навык нам не подходит, и нужно искать другого носителя дара.
Скажем, мы хотели научиться метко стрелять на бегу, а наша модель
оказалась снайпером, которому нужно десять минут уравновешивать
дыхание и замедлять пульс перед выстрелом. Значит — не судьба.
Впрочем... Если время есть, можно все же смоделировать и этот навык:
вдруг окажется, что сам носитель модели и не подозревал раньше о
скрытом потенциале своей стратегии!?
Последний (хотя,
возможно, его стоило бы поставить первым) вопрос — вопрос цели:
как (какую) он ставит перед собой цель? Мы уже знаем, что его
сподвигло на необходимость (возможность) что-то делать. Мы знаем,
ради чего он готов прилагать свои усилия. Мы выяснили, все
необходимые условия и критерии. Остается только поставить цель и
начать действовать.
Если мы хотим
взяться за дело с нужного конца, то спрашивая о цели, мы будем
обращать внимание на степень конкретности постановки цели, ее
размеры, подконтрольность: наличие или отсутствие в
формулировке других людей и прочих случайных обстоятельств. Может
оказаться интересным наличие или отсутствие письменной формулировки,
постановка в известность других людей...
Все это не
обязательно спрашивать в лоб, но обязательно нужно ЗАМЕТИТЬ, если
человек об этом говорит. Нам не нужно навязывать модели свои
представления о том, как должно быть "правильно". По крайней мере,
если мы планируем УЧИТЬСЯ у человека, а не учить его. Зато если
модель сама выкладывает свои секреты — грех не полакомиться!
Отдельный вопрос
— форма постановки цели: процесс или результат. Одно
дело, если мне хочется пожонглировать, совсем другое, когда я
планирую пробросить шарики не меньше пятисот раз. Более важный
контекст — ценностные цели вроде здоровья, счастья, самореализации.
Это не то, чего можно достигнуть и "поставить на полку" — это то,
что мы имеем в процессе грамотно организованной, сбалансированной
жизни.
Или о степени
ясности — конкретности, детальности, точности — цели: иногда мы
знаем, чего мы планируем получить, иногда — результат узнается "по
факту". Поэтому где-то люди ставят себе конкретные рабочие цели
(хочу доказать теорему Лагранжа), где-то — исследовательские задачи
(поискать закономерности в поведении насекомых).
В формулировке
цели содержится море информации! Согласитесь, это довольно разные
установки: "Хочу познакомиться и завести роман с Костиком из 9Б" и
"Хочу стать очаровательной леди". Цель часто диктует средства, и в
одном случае, возможно, придется собирать досье на данного
конкретного Костика, в другом — сыпать комплиментами и
благосклонными взглядами направо и налево.
В случае
рационального питания кто-то ставит себе целью определенный вес,
кто-то талию определенного размера, кто-то — уровень бодрости и
энергичности.
Здесь, кстати,
поднимается довольно интересный вопрос:
что является СОЗНАТЕЛЬНОЙ и основной
целью, а что — приятными эффектами?
Очень интересна
ситуация с уличными знакомствами. Что Вы обычно делаете: общаетесь,
чтобы познакомиться, или знакомитесь, чтобы пообщаться? Что является
"проходным" элементом, а что — основным? Заметьте, если человек
пытается общаться, чтобы в результате общения познакомиться, общение
получится — натянутым. А вот если Вам интересно пообщаться с
интересным человеком и поэтому Вы — знакомитесь, то сам факт
знакомства проскользнет практически незамеченным — Вы УЖЕ внутри
живого потока общения.
Подведем
предварительные итоги. Для выявления подготовительных шагов модели и
облегчения всей дальнейшей процедуры самообучения, мы спрашиваем у
человека:
·
Что его мотивирует?
(Обращаем внимание на стиль мотивации: избегание или приближение.
Выясняем ценности и поддерживающие убеждения. Внимательно слушаем, о
каких ментальных (внутренних мыслительных) действиях он
рассказывает: рисует ли он воображаемые картинки, говорит себе
что-нибудь, вспоминает ощущения...)
·
Как он понимает, что
пора что-то делать? (Сам
или кто-то (что-то) подталкивает. Чье это решение? Какие действия
можно отнести к подготовительным? Как он распределяет свое
внимание?)
·
При каких условиях он
будет, а при каких не будет применять свой навык?
(Нас интересуют критерии, признаки, требования. Подготовительные
действия, опять же. Пределы применимости модели).
·
Как и какую цель он
ставит перед собой?
(Конкретность, подконтрольность, размеры. Процесс или результат.
Явные и фоновые цели).
Не слабо? А ведь
мы РЕГУЛЯРНО проходим по всем этим подготовительным этапам
практически для каждой совершаемой нами операции. Слава богу, что
большинство этих ментальных процедур мы выполняем "на автопилоте" —
бессознательно.
Но это же и
оказывается традиционным препятствием при попытке передать
обучаемому свои навыки: пропускаются важные, но неосознаваемые шаги,
расставляются неверные акценты... Собственно, только ради создания
полного и достоверного описания моделируемого навыка и изобретены
эти четыре основных вопроса: к мотивации, к стимулу,
условиям и формулировке цели.
И это только
начало начал, потому что дальше мы будем моделировать шаги по
достижению цели.
Планирование,
простройка мотивации это, конечно, здорово! Но если мы останемся на
месте, так ни разу и не шагнув в сторону цели, то мы, мягко говоря,
не скоро получим желаемое. И если уж носитель исходной модели
считается нами успешным, то будьте уверены: ему есть что сказать по
поводу необходимых шагов.
Какие вопросы
задавать, чтобы выяснить ключевые элементы стратегии приближения к
цели? Их две группы:
·
Что Вы делаете для
достижения цели? На какие этапы можно разбить Ваши действия? Есть ли
ключевые шаги? В какой последовательности их делать? При каких
условиях можно переходить от шага к шагу?
·
Как Вы определяете, что
нужно делать? Что Вы делаете, если Ваши действия не дают желаемого
эффекта?
Например, при
составлении резюме нужно указать название вакансии, затем дать общую
информацию о себе (по желанию: Ф.И.О., возраст, район проживания,
семейное положение, обязательно: как с Вами связаться), после этого
напишите, где Вы получали образование (в обратном хронологическом
порядке, сначала место, затем дата), затем — опыт работы (в
хронологическом порядке, даты начала, окончания работы, должность,
организация), последними следуют дополнительная информация,
повышающая Вашу ценность как работника и ожидаемый уровень оплаты.
Все эти пункты желательно отделять друг от друга подзаголовками,
места учебы и работы нумеруются.
Составляя
описание модели для других, принято в явном виде прописывать
начальный уровень обучаемых. Скажем при описании последовательности
составления резюме, можно было бы в качестве отдельных шагов
прописать что-нибудь вроде: взять лист бумаги формата А4, шариковую
(можно гелевую) ручку синего или черного цвета... Или: включить
компьютер, загрузить Microsoft Word... Составляя описание, я
предположил, что все эти действия для Вас самоочевидны, благо, что
Вы в состоянии прочитать "сии вирши".
Также важно уметь
разумно выбрать степень детализации навыка. Можете поискать в сети
многочисленные инструкции по пользованию туалетной бумагой,
унитазом... Мы в свое время развлекались составлением пошагового
описания того, как красить губы, гладить рубашки, танцевать вальс...
Но обо всем этом
— понятности, доступности описания — стоит задумываться, только если
Вы составляете описание модели для других. А в моделировании "для
себя" — самообучении — главный критерий — ПРАКТИКА. Смог повторить —
не "парься" над детализацией. Собственно, вопросы задаются именно
тогда, когда не удалось повторить слету. По крайней мере — вопросы
первой группы.
Кстати, как Вы
думаете, что можно сделать, если Ваша модель понятия не имеет ни о
каких ключевых элементах, шагах и этапах? Что если для него есть
только ДЕЙСТВО, в котором он ну никак не может выделить действия?
Скажу честно: это вопрос творчества. Можно "нашинковать" по
собственному произволу (критерий "дробления" — дальше, в главе про
критерии) под девизом "Все равно потом сливать". Можно поискать
повторяющие действия — циклы, шаблоны — и
ориентироваться по ним.
Вот, например, в
жонглировании — процессе, который по определению непрерывен, — можно
выделить три ключевых действия. Первое — бросить мячик так, чтобы он
попал во вторую руку при минимальных усилиях. Второе — бросить
второй мячик, в тот момент, когда первый пролетает верхнюю точку
траектории. Третье — поймать мячик рукой, только что сделавшей
бросок. Все.
Впрочем, искать
повторяющиеся элементы и циклы в любом случае полезно, особенно если
учесть, что, отвечая на Ваши вопросы, практически любой человек
будет забывать шаги, путать последовательность или наоборот —
навязывать последовательность там, где ее может и не быть. И это
понятно: мы же "достаем" не всегда осознаваемые вещи. А часто и
просто — бессознательные. Поэтому — переспрашиваем, уточняем,
пробуем сами — работаем.
Отдельный интерес
представляют убеждения, высказываемые носителем модели — те,
что поддерживают его поведение и создают условия для процветания его
навыков. Если ценности человека — это то, ради чего он что-либо
делает, то убеждения — это то, ПОЧЕМУ он делает так, а не иначе.
Вообще, наши возможности и наши ограничения во многом определяются
не какими-то объективными обстоятельствами — скорее, нашими
верованиями относительно них. Поэтому, КАК человек делает то или
иное действие, и будет ли он хотя бы пытаться хоть что-то делать,
определяется тем, в чем он глубоко убежден. А есть на то основания
или нет — уже не важно.
Вот пример
достаточно мощной поддержки со стороны своих убеждений и жизненных
установок: "Если на первой
же встрече ОНА не проявила положенного желания, то я редко даю
второй шанс встретиться... Уж очень время мне дорого, сам понимаешь
— их много, я — один".
Подумайте сами:
будет человек с ТАКИМИ установками хоть когда-то иметь проблемы из
области "просто друзья"? Станет ли он волноваться и мучительно
решать, обнимать женщину или нет? Целовать или еще рано? Свойственно
ли ему дрожать при мысли, что ему могут отказать?
Прикиньте:
насколько ему легче быть внимательным и галантным по отношению к
женщине по сравнению с теми, чье внимание сконцентрировано на
собственных страхах и ожиданиях? Может ли Вы себе представить, какая
волна уверенности, благодушия и теплого внимания к собеседнице
исходит от него?
И все это — из
его поддерживающих убеждений.
Другой пример:
выступление на публике. Когда я спросил Алексея Хитрова (ведущий
психологических тренингов из Ульяновска), какая разница между
работой с небольшой аудиторией и с массовой, он ответил:
"ЕДИНСТВЕННАЯ разница — приходится громче говорить". Вот и все. А
все эти рассуждения начинающих ораторов о повышенной ответственности
и многократно возросшей значимости... Не полезны.
В НЛП есть
достаточно большая коллекция поддерживающих убеждений, позволяющих
быть более эффективными и гармоничными. Это и различия — это
красота, позволяющее совсем иначе относиться ко всему новому,
непривычному и вообще не совпадающему с нашими ожиданиями. Это и
сопротивление — источник энергии, дающее достаточно оригинальный
и ресурсный взгляд на неожиданные препятствия. Это и... Да что там
говорить — моделируйте сами!
Вторая группа
вопросов особенно полезна при моделировании творческих навыков —
навыков работы в изменяющихся условиях или с неопределенным
результатом. Пример первого — конфликт (почитайте, кстати, описание
Алгоритма управляемого конфликта А.П. Егидеса) или любая
соревновательная игра вроде настольного тенниса. Второго —
литературное творчество. И там, и там человек часто и сам не
представляет, каким будет его следующий шаг. "Будет день — будет
пища".
Поэтому здесь
вопросы второго блока оказываются просто неоценимыми. Всплывают и
стратегии поиска ресурсов, и стратегии творчества, и стратегии
анализа и планирования, и стратегии памяти и обучения — все, что
угодно. И все это может оказаться крайне важным при снятии навыка.
Особое внимание
стоит уделить стилю мышления носителя модели. То ли он мыслит
от общего к частному, сначала выделяя главные блоки, а потом
все больше их уточняя. Например, в навыке деловых переговоров такие
люди сначала будут договариваться по принципиальным вопросам, решая
дело в целом, а потом — все больше конкретизировать детали и нюансы.
А вот
переговорщик, действующий от частного к общему, предпочтет
договориться по множеству мелких вопросов и только затем, получив
свою долю согласия и заработав кредит доверия, станет обсуждать
более значимые решения. Как видите, подобные стили мышления САМИ
диктуют последующие действия. И это очень удобно: стратегия
поведения складывается сама.
Несколько менее
предсказуема схема действия по аналогии: не всегда можно
предугадать, какая ассоциация у человека сработает в следующий раз.
"Мне показалось, что мелодия какая-то пресная, и я решил добавить
туда горчинки..." Гм... А между тем и в аналогиях есть свои шаблоны
— надо их только поискать. И что самое приятное: этот навык тоже
передается!
Как то мне
довелось встраивать человеку, пожелавшему научиться филигранно
жонглировать речевыми стратегиями эриксоновского гипноза (он их
знал) в обычной беседе, умение проводить аналогии между общением и
игрой в настольный теннис. В результате он смог пользоваться уже
наработанными тактикой и стратегией игры в новом для себя деле.
Лично я был впечатлен!
Продолжаем
мастер-класс по соблазнению: "Если видишь, что дела пошли не так
— продолжать в том же духе... Сразу всё испортишь! Либо сразу уходи,
либо... Есть ещё один шанс — сделать вид, что ты понял, что надоел,
и потерять интерес... Часто потеря интереса к НЕЙ пробуждает интерес
в НЕЙ самой". Да. Это один из вариантов достойной реакции на
локальную неудачу — сменить поведение. А как конкретно (и на что)
его менять — зависит от Вашей модели.
Словом, если Вы
твердо решили сделать себе приятно, овладев чьим-то даром, пробуйте,
применяйте снова и снова, познавайте все новые грани этого навыка,
вбирая в себя все самое лучшее, и тогда рожденная Вами модель
доставит Вам массу удовольствий.
Но это — в
будущем. А пока — моделируем критерии.
Шаг сделан —
факт. А как этот факт оценить? Приближает он наш триумф или
отдаляет? Помогает он нам или вредит? Радоваться нам или огорчаться?
Можно ли было выбрать лучшее действие или именно это — оптимальное?
Все определяется критериями, которыми мы пользуемся для
оценки своего поведения.
Критерии — это те
требования, которым должна удовлетворять наша работа. Именно они
определяют итоговые характеристики полученного результата.
Например, критериями качества для того же резюме будут: краткость и
четкость формулировок (отсутствие лишних слов), упоминание только
важной и выигрышной информации о себе, наличие необходимых пунктов.
В результате резюме — это максимально емкий деловой документ,
умещающийся на стандартном листке бумаги, достаточно полно
характеризующий работника с самых лучших сторон. Можете себе
представить, что станет с художественным произведением, если
применить к нему критерии резюме! Вы бы стали читать ТАКОЕ?
Как желаемый
результат диктует критерии, так и критерии формируют итоговый приз.
Значит — моделируя любой навык, нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО уточнить те
критерии, по которым наша модель оценивает сделанное. Вопрос: как
он понимает, что предпринимаемые им действия ведут его к цели?
Как он понимает, что "все идет хорошо"?
Все это крайне
важно, ведь даже если у него есть четкий план действий, в котором он
отмечает выполненные пункты, то для каждого пункта есть определенная
меточка — признак, что и этот этап можно считать пройденным. Что
он должен увидеть, услышать или почувствовать, чтобы понять, что шаг
был успешен? Какими критериями он пользуется на каждом
конкретном этапе?
Задумайтесь:
очень часто бывает так, что результат промежуточного этапа попросту
несравним с главной целью! Возьмем, например, приготовление пирога.
Неужели вид разбухающего дрожжевого теста хоть чем-то напоминает
грядущее лакомство?! Я уж не говорю о его вкусе, запахе и прочих
"ощущенческих" характеристиках! А между тем именно поднявшееся тесто
говорит хозяйке о том, что все идет по плану, и предвещает успех.
А что говорить о
некоторых этапах наведения красоты у милых дам: неужели спутанные
мокрые волосы дают хоть какое-то представление о том, какая будет
прическа? Правильно! Здесь критерий — чистота. А косметические
маски... Но и здесь — другой критерий. И все это — критерии УСПЕХА!
Не очевидные, но крайне важные.
Если человек
пребывал в унынии, то вызванная действиями психолога злость —
признак улучшения. Если автомобиль сдает назад перед крутым
подъемом, то скорее всего водитель ориентируется не на близость к
пункту назначения, а на длину разгонного пути перед препятствием.
Если в споре Вы принимаете точку зрения собеседника, то это еще не
означает Вашей капитуляции — вы просто создаете атмосферу согласия и
ищете опору для своих доводов в его системе ценностей. Критерии —
другие. И эти критерии нужно выяснить!
Помните, в главе
про шаги к цели мы задавались вопросом, как разделять действо на
шаги? Очень просто — по смене критерия. Другой критерий — другой
этап. В то же время, единый критерий создает единое действие.
Например, в жонглировании "дробящими" критериями будут: брошенный
шарик прилетел в другую руку, встречные шарики разлетелись по своим
траекториям без столкновения, рука свободна для приема следующего
шарика. А вот объединяющим критерием становится поддержание единого
ритма бросков. Таким образом, мы получаем четыре навыка, которые
можно тренировать по отдельности.
Таким образом,
полезно не только выделить последовательность ключевых этапов
достижения цели, но и те критерии, по которым человек определяет,
был ли пройденный этап успешным, а также — какое действие нужно
совершить теперь. Сами видите, разделение в моделировании выяснения
шагов к цели и критериев их оценки весьма условно: все происходит
практически одновременно.
Разумеется, на
любом из этапов моделирования навыка — выявляете Вы подготовительные
шаги, разбираетесь ли Вы в действиях модели или разговариваете о тех
или иных критериях — Вы должны "копать" до тех пор, пока не сможете
САМИ повторить ментальные или физические действия модели. Это — один
из основных критериев моделирования.
И если Вы выявили
тот или иной критерий, которым пользуется Ваш собеседник, полезно
убедиться, что Вы ОДИНАКОВО оцениваете одни и те же вещи по одному и
тому же критерию. Довольно часто приходится выяснять, что он
подразумевает под тем или иным критерием? На уровне "вижу,
слышу, чувствую".
Например, что
такое "сильный" рекламный слоган? Искусственная ритмизация, как в
стихах? Упоминание традиционных ценностных слов? Намек на
сексуальность? Наличие встроенных команд? Фоносемантическая оценка
программы "ВААЛ"? Обыгрывание пословиц и поговорок? Понятность на
уровне начальной школы? Надо выяснять...
Критерий,
повторюсь — ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ оценки. Впрочем, он действительно
достаточно часто совпадает с нашим любимым "вижу, слышу, чувствую".
Как, скажем,
определить, хорошо ты побрился или нет? По виду кожи, на
которой отсутствуют волоски? А может быть, это будут довольные или
не очень возгласы Вашей пассии? Хотя... Тут уже поздно
что-либо менять — нужен другой критерий. Может быть, это ощущение
гладкости кожи? Уже ближе, но надо уточнить: ощущение гладкости кожи
при поглаживании "против шерсти". Во! Это уже другое дело!!!
Какие есть
дополнительные классификации оценок? Бывают оценки свои,
внутренние, а бывают — чужие, внешние. Для кого-то крайне
важно соответствие своим собственным критериям качества, кому-то
более интересно мнение авторитетов. В данном конкретном деле, само
собой. Потому что в одних делах мы можем считаться преимущественно с
собой, в других — с реакцией окружающих.
Например, в
ситуациях, когда мы имеем цели, связанные с другими людьми,
наилучшей стратегией оценки оказывается именно ориентация на них.
Как говорит тот самый спец по женщинам: "Когда я вижу красивую
женщину — мне хочется ей доставить удовольствие, а вот какими
способами ЕЁ удовлетворить — ОНА тебе подскажет сама... Главное —
"проба грунта". Замыкать не на себе, а на "конечном пользователе".
Ага, типа "Клиент всегда прав!". Вот что значит, программистом
работать!
Еще можно
разделять критерии по ориентации во времени. Для некоторых
навыков имеет смысл ориентироваться на настоящий момент. В
других случаях лучше работает оценка прошедших или будущих
событий. Например, важный элемент стратегии рационального питания —
ориентация на ощущения ПОСЛЕ еды. Потом. В будущем. А вот,
определяя, стоит ли давать человеку в долг, мы можем
руководствоваться и прошлым опытом (отдавал ли он долги раньше), и
настоящим положением (какая сумма, состояние моих средств, наличие у
него источников доходов), и будущими ситуациями (смогу прожить, если
не вернет долг, смогу ли я рассчитывать на встречные услуги, когда
что-то понадобится уже мне). От ориентации критерия во времени будет
зависеть, дадим мы деньги или нет.
Впрочем, если Вы
заметили, здесь многое зависит от того, К ЧЕМУ мы применяем свои
критерии: к себе, к другому человеку, к отношениям...
Вообще, говоря о
критериях, мы говорим о привычках внимания — на что человек
обращает внимание, оценивая то или иное событие: на свои ощущения,
на людей вокруг, на прошлое (настоящее, будущее), на соответствие
тем или иным правилам, на достоинства (недостатки), на поиск
сходства или различий, образы, звуки или ощущения...
Классификаций можно вводить множество! Главное — суметь заметить
ключевые закономерности.
Подведем итоги по
критериям:
·
Критерии — это
требования к шагам. Они могут отличаться от требований к самой цели.
·
Новый шаг — новый набор
критериев.
·
Оценка шага по текущему
критерию определяет, каким будет следующий шаг.
·
Каждый критерий имеет
сенсорное подтверждение — это можно увидеть, услышать или
почувствовать.
·
Полезно разделять
ориентацию на внутренние (свои) критерии и на мнения (реакции)
других людей, ориентацию во времени, сходства / различия и прочие
интересные закономерности.
Да, мы все больше
и больше наращиваем свой арсенал, находя все новые привлекательные
лазейки для проникновения в сокровенные глубины человеческого
мастерства. С опытом, мы сможем по-настоящему наслаждаться, вбирая в
себя все новые и новые ростки гениальности, тем самым способствуя
рождению нового прекрасного мира! Мира, в котором хочется жить, ведь
это мир — радости!
Итак, мы уже
знаем три из четырех ключевых точек любого навыка: подготовительный
этап (стимулы, мотивация, начальные условия, формулировка цели),
шаги к цели (шаблоны, последовательности, стратегии) и критерии
оценки эффективности этих шагов. Носитель модели выдал почти все.
Осталось выяснить, как (при каких условиях) он останавливается?
Что является сигналом к завершению деятельности?
Чтобы стало
понятнее, о чем речь, приведу другую — более "народную" —
формулировку тех же вопросов — "Когда пить будем?" Достижение цели
означает: дорога окончена, все трудности позади, можно расслабиться
и отпраздновать. Или — ставить новый ориентир и устремиться уже к
нему. Но в любом случае: достижение цели — это повод порадоваться.
Это успех!
Почему важно
иметь критерии остановки (выхода из процесса)? Во-первых, каждая
взятая вершина — это радость, это то, что дает нам силы и энергию
жить. Каждая победа воздает нам сторицей те усилия, что были
затрачены на битву. Может быть, не сразу, но — обязательно!
Общеизвестно: "Раны победителей заживают быстрее!" Скажу больше:
только доведенное до конца дело возвращает все ресурсы, вложенные в
него — дает прибыль. И это — во-вторых. В третьих, не имеющие четких
критериев остановки, рискуют вкладываться в свою цель всю жизнь.
Причем — напомню — без шансов на возмещение ущерба.
Как Вам
понравятся люди, годами посещающие курсы английского языка, но так и
не решающиеся ни выехать за границу, ни как-нибудь заработать на
своих знаниях. Потому что — не уверены. Процесс не завершен. А
вложены и время, и деньги, и нервы... Забыли встроить критерии
выхода.
Впрочем, если
цель достаточно глобальна, чтобы поглотить в себе череду целей
помельче, то удовольствие можно получать — в процессе. И такие цели
оказываются — процессуальными. Пример тому — личностный рост. Он
ВСЕГДА характеризуется чередой побед. А еще есть: счастье, здоровье,
любовь — то, чем можно жить, от чего мы получаем удовольствие
ПОСТОЯННО, в процессе. Их нельзя завоевать — можно только
ПОДДЕРЖИВАТЬ.
Но даже с
процессуальными целями есть период ДОСТИЖЕНИЯ гармонии, когда мы
учимся быть счастливыми, восстанавливаем здоровье, находим и растим
в себе любовь, и этот период также будет иметь свои критерии
окончания. Соответственно, разбираясь с подобными процессами, мы
должны выяснить свои убедители. Чаще всего, подобными
убедителями оказываются интенсивность переживаний,
продолжительность по времени, количество успешных опытов,
слова значимых людей, периодичность подтверждений и
т.д. После того, как убедитель срабатывает, мы уже можем переходить
на менее энергоемкий процесс поддержания достигнутого уровня.
Причем, убедители
нужны не только для таких глобальных целей, но и просто для
процессуальных навыков типа жонглирования, танца, пения... Ведь ни
для кого не секрет, что у ЛЮБОГО жонглера иногда падают предметы, но
он не перестает от этого верить в свои силы. Танец может не
получиться, голос — сорваться... А убежденность — остается.
История знает
множество примеров, когда травмированные спортсмены ЗАНОВО
выстраивали себя и достигали новых вершин, когда обанкротившиеся
предприниматели "с нуля" восстанавливали миллионные состояния —
помогает однажды достигнутая убежденность. Просто — сработали
убедители, и человек ПОВЕРИЛ в себя.
Как можно
убедиться, что уже умеешь хорошо танцевать? Можно узнать об этом по
реакции людей — восхищенным возгласам (интенсивность), количеству
(достаточному для тебя) приглашений на танец, длительностью времени,
в течение которого люди не могут оторвать от тебя взгляда, или может
потребоваться, чтобы подобное повторялось, скажем, месяц. У каждого
свои убедители. Есть те, кого интересует свое собственное мнение
(вспоминаем о критериях), и тогда убедителями оказываются чисто
телесное наслаждение от танца или самолюбование через зеркала
(интенсивность), соответствие движений каким-либо канонам —
правильность, безошибочность (степень, количество раз, время
"безошибочности") и так далее. Важно то, чтобы рано или поздно твой
убедитель — сработал. И тогда — цель достигнута! Можно праздновать.
Какие еще
критерии остановки относятся к классическим? Главный (и самый
желательный) — достижение цели. Как говорят "технари",
актуальное состояние совпало с желаемым. Разумеется, с той или иной
степенью приближения. Какой — объект для выяснения у носителя
модели.
Традиционная
цитата: "Процесс соблазнения начинается с момента первого
контакта, заканчивается оргазмом (ЕЁ оргазмом!). Далее — на сколько
у тебя (меня) хватит сил". Для сопоставления, повторю
приведенную ранее цитату: "Я вижу женщину и представляю, как ей
хорошо, когда она кончает... И эта мысль меня сподвигает на
знакомство. Я люблю доставлять удовольствие женщине, а не себе....
Это очень редкое качество..." Как видите, критерии окончания
процесса по достижению цели совпали с изначальной мотивацией —
крайне эффективная стратегия!
Вообще, о
достижении цели можно судить по самым разным критериям-требованиям,
и от выбора этих критериев будет зависеть как качество достигнутого
результата, так и более отдаленные эффекты. Примеры? Пожалуйста!
Можно считать
трапезу законченной, когда опустела тарелка (стол, холодильник,
кошелек), а можно — при ощущении сытости. Легкой! Как выбор того или
иного критерия остановки скажется на размерах талии, думаю, Вы
догадываетесь.
Отдав
распоряжение можно считать свою миссию выполненной после формального
согласия подчиненного взяться за дело, а можно — по факту доклада о
проделанной работе. И если в первом случае распоряжение начальника
можно будет достаточно легко "спустить на тормозах", то во втором —
придется выполнять.
Можно ставить
себе критерием успешной продажи возможность "впарить побольше" —
разумные продавцы стараются вызвать у клиента желание придти еще раз
и привести к нему всех своих знакомых. Аналогия с соблазнением:
"Цель — пробудить у НЕЁ
желание к тебе, а не "поиметь её"!!! Инициатива должна плавно
перейти к ней".
Достаточно
типичен выход по времени — "Ваше время истекло!" Выучил, не
выучил — сессия. Тяни билет и отвечай. Многократно цитируемая
армейская постановка задачи: "Копать отсюда и до обеда".
Разновидность ограничения по времени — окончание с наступлением
некоторого события: тарелка опустела — вот и поели. Или —
"пока шеф не видит". В той же "копилочке" — исчерпание
ограниченного ресурса (там был ресурс — время) — оказывается
выход по усталости, из-за отсутствия необходимых средств и т.п.
Однако, если
"цель оправдывает средства", то вместе с возобновлением ресурсов мы
можем продолжить идти к намеченному результату. Соответственно,
зная, что ресурсы все равно ограничены, можно ставить себе
промежуточные цели, достижение которых принесет свою долю
удовлетворения. Причем, эти критерии также могут быть самыми
различными.
Например, когда я
пишу книгу, я ставлю себе на день двойной критерий: по логике текста
и по количеству печатных знаков. Когда написано не меньше 10 тысяч
печатных знаков текста (определяется в Word-е через меню
Статистика), я просто дописываю до конца главы и останавливаюсь.
Если же глава дописана, а нужного объема пока нет — начинаю
следующую. Что я с этого имею? Удовольствие от завершения каждого
логического кусочка текста + удовольствие от осознания, что я
движусь к завершению книги с достаточной скоростью. При этом, у меня
остается достаточно возможностей, чтобы отдохнуть от компьютера и
собраться с мыслями для следующего дня работы.
Последняя (из
классических) группа критериев остановки — отказ от цели.
Причин этому может быть несколько: это и смена цели на более
привлекательную, и удовлетворение первичного намерения (хотели пить
— решили добыть "Фанты"; пока собирались, напились воды из-под крана
— цель стала ненужной).
Самый "печальный"
вариант — убедились (по своим убедителям), что цель недостижима. И
это ЛУЧШЕ, чем тратить ресурсы на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО недостижимую цель.
Уточните у носителя модели, что он делает в случае, если
убеждается в недостижимости цели? Возможно, он как-то
настраивает себя ЗАРАНИЕ: "Приготовься к тому, что тебя сразу же
пошлют, но ты уйдешь с счастливой улыбкой на лице и это никак не
отразиться на твоём дальнейшем настроении и желании это сделать
снова и снова". Да, особенно часто подобное случается, если цель
связана с другими людьми: такова специфика.
Хотя... Даже если
результат ДОСТИГНУТ, то никто не мешает Вам поинтересоваться у
модели, что он делает ПОСЛЕ этого. Вполне может оказаться, что НА
САМОМ ДЕЛЕ точка выхода из процесса находится несколько дальше, чем
сам факт достижения цели.
Как учат
специалисты по PR-у: сделать доброе дело мало — нужно еще сделать
так, чтобы о сделанном тобой добром деле узнали люди. Что Вы скажете
о самом распрекрасном фильме, если он не только не вышел в прокат,
но даже и не рекламировался? Ничего. А как бы Вам понравилось, если
написав эту статью, я посчитал бы свою задачу выполненной и не стал
бы ее нигде публиковать? Вы бы об этом просто не узнали...
Стюардесса: "Наш самолет
набрал высоту 10000 метров над уровнем моря, температура за бортом
-54 градуса по Цельсию... На это наш экипаж прощается с Вами. Желаем
счастливого полета!"
Ключевой вопрос:
что делать дальше? Возможно, у Вас есть свои соображения на эту
тему, и они, как Вам кажется, весьма разумны — все равно спросите!
Иногда выясняются довольно интересные вещи...
Что обмен
телефонами с познакомившимся мужчиной (и даже назначение свидания)
вовсе не означают окончания "охоты" и выключения "рекламных огней",
сигнализирующих: "Открыта для контакта!!!" Познакомиться-то
познакомилась, но вдруг ТОТ САМЫЙ ненаглядный окажется в зоне
досягаемости уже через сто шагов от места предыдущего знакомства?!
Засеиваем постоянно: будут всходы — разберемся.
А это самое
"разберемся" означает, что кроме стратегии привлечения мужского
внимания, нужно снять еще и способы выхода из нежелательных
контактов — пути отступления. Потому что, когда контактов много, в
них приходится — разбираться. Отсекать лишние, в частности.
И вообще:
"Когда цель достигнута и "форт Нокс
пал" — осада снята... Здесь самое главное — вовремя смыться.
Проводить ее до того момента, когда уже не сможешь себя напрягать и
играть ту роль, которую должен... До того момента, пока не станешь
самим собой..."
Как видите, выход
из процесса достоин моделирования! Важно знать и критерии выхода (в
случае процессуальных навыков — убедители), и действия после него
(как при удаче, так и при неудаче), и то, как разбивать достижение
цели на этапы в условиях ограниченных ресурсов. Обо всем этом можно
спросить!
Пришло время
"раскрывать карты" и раскрыть "откуда растут ноги" у предложенной
схемы моделирования (которая, само собой, не единственная): из
весьма любимой НЛПерами модели Т.О.Т.Е. (произносится — "тоут"),
"любезно украденной" ими у кибернетиков. И поднятой после этого на
небывалую высоту, конечно же!
Точки модели
Т.О.Т.Е. называют кибернетическим минимумом — тем минимальным
объемом информации, необходимым для управления целенаправленными
динамическими процессами. Что это за точки? В оригинале:
Test — Operations — Test — Exit.
Тест — Операции —
Тест — Выход.
Все это нам уже
знакомо — надо только привыкнуть к новым словам.
Первый тест
— это информация о предстартовом состоянии, иногда его еще называют
триггером (запускающим элементом) процесса. В нем содержится
и мотивация, и стимулы, и условия, и — что главное — информация о
конечной цели процесса — желаемом результате.
Операции
— это те действия, которые предпринимаются ради достижения
определенной первым тестом цели. Здесь же — поддерживающие убеждения
и правила. Здесь же — стратегии выбора следующей операции на
основании результатов второго теста.
Второй тест
— это информация о текущем состоянии, на основании которой
производится оценка эффективности примененных операций. Она
производится по заложенным во второй тест критериям. Стандартный
критерий — сравнение значений первого и второго тестов: желаемого
результата и актуального состояния.
Выход
— это условия остановки (временной или полной) процесса достижения
цели (операций). Изначально заложенный в модели Т.О.Т.Е. принцип —
выход при совпадении значений первого и второго теста: "мы там, куда
стремились".
Вот так. Модель
Т.О.Т.Е. изначально задумывалась в качестве модели для управления
самонаводящимися ракетами, потом — попала в стандартные языки
программирования в качестве операторов циклов, где и используется до
сих пор.
А вот в
психологию она попала в шестидесятые годы двадцатого столетия
благодаря поведенческим психологам. Правда, истинную красоту
Т.О.Т.Е.-а психологи оценить не смогли, ведь основная ее сущность —
формочка для моделирования. Чем мы и занялись с преогромнейшим
удовольствием!
Ведь именно
благодаря знанию точек Т.О.Т.Е.-а мы можем с легкостью разложить по
полочкам всю информацию, предложенную нашей моделью, а также —
выявить и восстановить недостающие элементы. Те, что могут оказаться
наиболее значимыми.
Соберем в таблице
все значимые элементы моделирования по Т.О.Т.Е.-у:
Т.О.Т.Е. |
Вопросы |
Вспомогательные наблюдения |
Первый
тест |
Мотивация? |
Приближение или избегание?
Ценности?
Ментальные действия? |
Стимул? |
Инициатива?
Решение?
Распределение внимания? |
|
Критерии,
признаки, требования?
Подготовительные действия?
Пределы
применимости? |
Формулировка цели? |
Конкретность цели?
Подконтрольность?
Размеры?
Процесс
или результат?
Явные и
фоновые цели? |
Операции |
Действия
(включая ментальные)?
Стратегия? |
Шаблоны?
Циклы?
Поддерживающие убеждения?
Стиль
мышления: от общего к частного, от частного к общему, по
аналогии? |
Действия
при неуспехе? |
Поддерживающие убеждения? |
Второй
тест |
Критерии?
Сенсорная
очевидность критериев? |
Свои
критерии или авторитетное мнение?
Ориентация во времени: прошлое настоящее или будущее?
Сходства
или различия? |
Выход |
Условия
выхода? |
Убедители: интенсивность, количество, слова авторитетов,
промежуток времени, периодичность подтверждений?
Критерии
достижения цели? |
Действия
при отказе от цели? |
Критерии
недостижимости? |
Последействия? |
Убеждения?
Цели?
Мотивация: приближение или избегание? |
Надеюсь, эта
таблица и для Вас станет пропуском в мир успешных людей —
путеводителем по миру чудесных талантов и навыков. Ведь одно из
центральных убеждений, лежащих в основе НЛП, гласит: если хоть
один человек на свете способен на ЭТО, то ЭТОМУ можно научить
любого. А значит, нам доступен практически ЛЮБОЙ навык. |