Крысько Владимир Гаврилович.
Секреты психологической войны
(цели, задачи, методы, формы, опыт).
Оглавление TOC \h \z \t "Заголовок
3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3"
Несколько слов об авторе.
PAGEREF _Toc55411404 \h 3
Предисловие.
PAGEREF _Toc55411405 \h 3
Часть первая. Общая характеристика
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411406 \h 4
Глава 1. Сущность психологической
войны.
PAGEREF _Toc55411407 \h 4
1. Понятие психологической войны.
PAGEREF _Toc55411408 \h 4
2. Виды воздействия в психологической
войне.
PAGEREF _Toc55411409 \h 6
3. Закономерности психологического
воздействия.
PAGEREF _Toc55411410 \h 13
4. Содержание психологического
воздействия в военных целях.
PAGEREF _Toc55411411 \h 18
5. Предпосылки повышения эффективности
психологического воздействия.
PAGEREF _Toc55411412 \h 21
Глава 2. Цели и задачи психологической
войны.
PAGEREF _Toc55411413 \h 26
1. Цели и задачи психологической войны
в мирное время.
PAGEREF _Toc55411414 \h 27
2. Цели и задачи психологической войны
в военное время.
PAGEREF _Toc55411415 \h 28
3. Цели и задачи психологической войны
в послевоенный период.
PAGEREF _Toc55411416 \h 29
4. Цели и задачи психологического
воздействия на гражданское население.
PAGEREF _Toc55411417 \h 29
5. Цели и задачи психологического
воздействия на военнослужащих противника.
PAGEREF _Toc55411418 \h 30
Глава 3. Содержание психологических
операций.
PAGEREF _Toc55411419 \h 30
1. Своеобразие психологических
операций в угрожающий период.
PAGEREF _Toc55411420 \h 31
2. Специфика психологических операций
в ходе боевых действий.
PAGEREF _Toc55411421 \h 37
Глава 4. Органы и технические средства
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411422 \h 54
1. Аппарат психологической войны.
PAGEREF _Toc55411423 \h 54
2. Технические средства
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411424 \h 59
Часть вторая. Технологии
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411425 \h 67
Глава 5. Изучение особенностей
объектов психологической войны.
PAGEREF _Toc55411426 \h 68
1. Учет основных характеристик
объектов психологической войны.
PAGEREF _Toc55411427 \h 68
2. Методика изучения объектов
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411428 \h 76
Глава 6. Специфика форм
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411429 \h 80
1. Своеобразие устного вещания.
PAGEREF _Toc55411430 \h 81
2. Психологическое воздействие
печатными и изобразительными средствами.
PAGEREF _Toc55411431 \h 85
3. Особенности психологического
воздействия посредством радио и телевидения.
PAGEREF _Toc55411432 \h 97
Глава 7. Методы воздействия в практике
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411433 \h 102
1. Специфика применения убеждения.
PAGEREF _Toc55411434 \h 102
2. Своеобразие использования внушения
в практике психологической войны.
PAGEREF _Toc55411435 \h 112
Глава 8. Особые способы и приемы
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411436 \h 127
1. Дезинформирование (обман).
PAGEREF _Toc55411437 \h 127
2. Манипулирование.
PAGEREF _Toc55411438 \h 132
3. Распространение слухов и мифов.
PAGEREF _Toc55411439 \h 134
Часть третья. Перипетии
психологической войны.
PAGEREF _Toc55411440 \h 138
Глава 9. Психологическая война в
начале XX века.
PAGEREF _Toc55411441 \h 138
Первая мировая война.
PAGEREF _Toc55411442 \h 138
Гражданская война и иностранная
интервенция в России.
PAGEREF _Toc55411443 \h 141
Глава 10. Психологические операции в
годы Второй мировой войны.
PAGEREF _Toc55411444 \h 144
Фашистская Германия.
PAGEREF _Toc55411445 \h 144
Великобритания и США.
PAGEREF _Toc55411446 \h 152
Советский Союз.
PAGEREF _Toc55411447 \h 154
Глава 11. Психологические операции на
Дальнем Востоке.
PAGEREF _Toc55411448 \h 156
Война в Корее.
PAGEREF _Toc55411449 \h 156
Война во Вьетнаме.
PAGEREF _Toc55411450 \h 158
Глава 12. Психологические операции в
вооруженных конфликтах на Американском континенте.
PAGEREF _Toc55411451 \h 161
Война за Фолклендские острова.
PAGEREF _Toc55411452 \h 161
Вторжение на Гренаду.
PAGEREF _Toc55411453 \h 162
Операция в Панаме.
PAGEREF _Toc55411454 \h 165
Операция на Гаити.
PAGEREF _Toc55411455 \h 166
Глава 13. Психологические операции на
Ближнем и Среднем Востоке.
PAGEREF _Toc55411456 \h 168
Война в Афганистане.
PAGEREF _Toc55411457 \h 168
Вторжение в Ливан.
PAGEREF _Toc55411458 \h 170
Война в Персидском заливе.
PAGEREF _Toc55411459 \h 173
Война в Чечне.
PAGEREF _Toc55411460 \h 179
Литература.
PAGEREF _Toc55411461 \h 181
Минск, 1999
* * *
...непосильные
расходы на советский "ответ" СОИ, огромная безвозвратная помощь
"дружественным режимам" и напрасная трата гигантских сумм в
Афганистане (более 70 миллиардов долларов за 10 лет войны), в
сочетании со специально организованным снижением мировых цен на
нефть и газ — главный источник доходов СССР — привели к
экономическому краху великого государства, которым был когда-то
Советский Союз. Так что результаты манипулирования сознанием могут
быть самыми ошеломляющими!
* * *
Психологическая
война — это специально организованное и профессионально
осуществляемое воздействие на сознание, чувства и волю противника
для достижения политических целей. В течение всего XX века масштабы
и значение психологической войны непрерывно возрастали. К настоящему
времени она превратилась в одно из наиболее эффективных средств
борьбы между государствами, а также между партиями,
религиозно-этническими и финансово-экономическими группировками
внутри стран.
Автор
предлагаемого пособия, крупный специалист в области психологической
войны, впервые в открытой печати на русском языке описывает ее
задачи, формы, средства, методы, практический опыт.
Данное пособие
принесет пользу военным психологам, журналистам, политическим и
общественным деятелям, партийным функционерам, работникам аппарата
государственного управления.
КРЫСЬКО
Владимир Гаврилович
- доктор психологических наук, профессор, полковник запаса, в
настоящее время профессор кафедры связей с общественностью
Государственного университета управления.
Родился в 1949
году, закончил факультет спецпропаганды Военного института
иностранных языков в 1972 году, Ляонинский университет (г. Шэнъян,
Китай) в 1988 г.
В 1977 г.
защитил кандидатскую диссертацию по теме
"Национально-психологические особенности личного состава армии
Китая", в 1989 г. - докторскую диссертацию по теме "Влияние
национально-психологических особенностей на боевую деятельность
личного состава армий империалистических государств".
Некоторые
научные труды: (монографии,
учебники, учебно-методические пособия):
-
Этнопсихология и межнациональные
отноения. - М.. 2002.
-
Социальная психология: учебник для
вузов. - М., 2002.
-
Социальная психология:
словарь-справочник. - Москва-Минск, 2001.
-
Социальная психология в схемах и
комментариях. - М., 2001.
-
Секреты психологической войны
(цели, задачи, методы, формы, опыт). - Минск, 1999.- 47,04 п.л.
-
Этнопсихологический словарь. - М.,
1999.
-
Введение в этнопсихологию.- М.,
1996.
-
Этнопсихологические особенности
предпринимательской деятельности.- М., 1993.
-
Психологические портреты
зарубежных партнеров по общению.- Минск, 1992.
-
Морально-психологическая
подготовка личного состава империалистических армий. - М., 1990.
-
Влияние
национально-психологических особенностей на боевую деятельность
личного состава армий
-
империалистических государств.-
М., 1987.
-
Национально-психологические
особенности личного состава "сил самообороны" Японии.- М., 1986.
-
Социально-политическая и
психологическая характеристика населения Китая.- М., 1983.
-
Национально-психологические
особенности китайских военнослужащих.- М., 1977.
E-mail:
vgkrysko@rambler.ru
Психологическую войну люди ведут с давних пор, но никогда и нигде ее
не афишируют! Более того, документы о конкретных особенностях ее
проведения обычно хранят за семью печатями. Известно только, что
специалисты психологической войны аккумулировали в своей практике
все сколько-нибудь эффективные способы воздействия на человеческие
эмоции и сознание.
Сегодня ни одно
государство не в состоянии защитить себя, используя одни лишь
военно-технические средства. Обеспечение безопасности все больше и
больше становится комплексной задачей, включающей в себя военные,
политические, экономические, информационные и другие меры. Успешно
решать эту задачу удается благодаря оптимальному сочетанию всех форм
и способов противоборства, включая в их число и психологическую
войну.
Сущность войны
в обычном понимании данного термина всесторонне изучена. Особенности
же психологической войны правильно понимают только специалисты.
Между тем, одна из основных целей любой "обычной" войны как раз и
заключается в изменении психологии противника. Что значит "заставить
его сдаться на милость победителя", либо "принять предлагаемый план
урегулирования" какой-то проблемы? Это предполагает, помимо прочего,
сформировать у него убеждение в бессмысленности дальнейшего
сопротивления, лишить веры в свой успех, т.е. изменить психологию.
Так что же такое
психологическая война?
Информация к
размышлению. Знаменитое
изречение немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831) "Война
— это продолжение политики другими средствами" давно стало
общепризнанной истиной. "Суть политики — борьба за власть" — другая
аксиома, которая сегодня тоже не нуждается в подтверждении учеными.
Борьба за власть,
динамика отношений господства и подчинения безусловно относится к
сфере общественно-психологических явлений, поскольку всегда
сопровождается разнообразным психологическим воздействием людей друг
на друга.
В чем же различие
между обычной войной (в виде вооруженной борьбы) и войной
психологической?
Понятие
"психологическая война" имеет два основных значения.
В понимании
профессионалов (профессионализм в психологической войне предполагает
наличие специалистов, обладающих, во-первых, научными знаниями об ее
специфике; во-вторых, имеющих специальную подготовку, в том числе
практический опыт целенаправленного психологического воздействия на
людей) данное понятие
отражает содержание деятельности специальных органов одного
государства, оказывающих психологическое воздействие на гражданское
население и (или) на военнослужащих другого государства ради
достижения своих политических, а также чисто военных целей.
Официально
психологическая война против иностранных государств ведется только с
санкции президента, правительства или совета национальной
безопасности. Фактически же в странах со слабой исполнительной
властью и всеобщим пренебрежением к действующему законодательству
психологическая война осуществляется с помощью средств массовой
информации, контролируемых теми или иными политическими
группировками, либо финансово-промышленными группами (в том числе
транснациональными).
Весьма точно
сущность профессионально организованной психологической войны
выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля
Сунь Цзы (VI век до н.э.). Они сводятся к следующему:
1.
Разлагайте все хорошее, что
имеется в стране вашего противника.
2.
Вовлекайте видных деятелей
противника в преступные предприятия.
3.
Подрывайте престиж руководства
противника и выставляйте его в нужный момент на позор
общественности.
4.
Используйте в этих целях
сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми.
5.
Разжигайте ссоры и столкновения
среди граждан враждебной вам страны.
6.
Подстрекайте молодежь против
стариков.
7.
Мешайте всеми средствами работе
правительства.
8.
Препятствуйте всеми способами
нормальному снабжению вражеских войск и поддержанию в них порядка.
9.
Сковывайте волю воинов
противника песнями и музыкой.
10.
Делайте все возможное, чтобы
обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов.
11.
Посылайте женщин легкого
поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения.
12.
Будьте щедры на предложения и
подарки для покупки информации и сообщников. Вообще не экономьте ни
на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят прекрасные
результаты.
В обыденном
понимании термин
"психологическая война" обозначает стихийное, неквалифицированное
использование средств общения и механизмов
социально-психологического воздействия одними людьми против других
людей с целью подчинения их себе или создания благоприятных условий
для своего существования и деятельности.
Психологическая
война в таком виде существует (применяется) столько времени, сколько
существует сам человек. Однако в далеком прошлом люди умели влиять
друг на друга только в процессе непосредственного общения, оказывая
воздействие на своих собеседников посредством слов, интонации,
жестов, мимики. Сегодня способы воздействия на человеческое сознание
стали намного более разнообразными, действенными и изощренными
благодаря накопленному за тысячелетия практическому опыту, а также
за счет создания специальных технологий общения, взаимодействия и
управления людьми.
Термин
"психологическая война" в его ненаучном (житейском, обыденном)
значении может характеризовать:
·
политическую
деятельность отдельных лиц, группировок, партий, движений;
·
избирательные кампании
кандидатов на различные выборные посты;
·
рекламную деятельность
коммерческих фирм;
·
борьбу соперничающих
индивидов (и малых групп) за лидерство в производственных, научных и
других коллективах;
·
политическое,
экономическое или культурное противостояние конфликтующих между
собой этносов;
·
переговорный процесс
между конкурирующими фирмами или организациями.
* * *
В настоящее время
во многих экономически развитых государствах происходит объединение
в одно целое сил и средств психологического воздействия,
предназначенных для достижения военных, идеологических и
политических целей. Этот процесс принимает различные формы, в
зависимости от исторических традиций, политических и экономических
условий в той или иной стране.
В одних странах
идут по пути создания подразделений психологической войны с кадровым
персоналом, который хорошо обучен, оснащен, готов к практическим
действиям в любом месте и в любое время. Эти части обычно входят в
состав вооруженных сил государства или его спецслужб.
При необходимости
они могут использоваться и в мирное время, в том числе против
собственных граждан. Такой подход получил распространение в США,
СССР, ФРГ, КНР и в некоторых других странах.
В других
государствах подразделения психологической войны сокращенного
состава (штат мирного времени) входят в гражданские структуры.
Когда нет войны,
на них возлагают выполнение обязательного объема пропагандистских и
идеологических задач по заказу правительства и в интересах
национальной безопасности. Подобного подхода придерживаются власти
Великобритании, Франции, Швеции, Швейцарии, некоторых других
государств.
Наконец, в ряде
стран как государственные органы пропаганды, так и коммерческие
средства массовой информации возглавляют кадровые специалисты
психологической войны. Они осуществляют постоянное
пропагандистско-информационное обеспечение политики руководства
своих стран. Подобная практика широко распространена в Южной Корее,
на Тайване, в Индонезии и на Филиппинах.
Итак,
психологическая война — это совокупность различных форм, методов и
средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом
направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений,
ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов
поведения), а также групповых норм, массовых настроений,
общественного сознания в целом.
Психологическое
воздействие может осуществляться различными методами.
Во-первых,
собственно психологическими средствами.
Например, в предвоенный период правительство любой страны через
средства массовой информации стремится сформировать у своего народа
(особенно среди военнослужащих) патриотические взгляды и убеждения,
обеспечить в массовом сознании приоритет целей государственной
политики. В то же время вероятный противник старается внедрить в
сознание населения и военнослужащих этого государства выгодные
только ему, противоположные по направленности идеи и настроения.
Например, разжигает националистические предрассудки, недовольство
политическими или экономическими мероприятиями правительства.
В результате в
сознании людей происходит борьба мотивов, что нередко ведет к
снижению уровня морально-психологического состояния населения и
личного состава вооруженных сил. Так поступали все мировые державы
накануне Первой и Второй мировых войн, в ходе различных вооруженных
конфликтов (в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке и других).
Во-вторых,
психологическое воздействие может осуществляться военными
средствами. Например,
Советский Союз размещал с целью психологического давления свои
войска и ракеты возле границы с Китаем, во Вьетнаме, на территории
Кубы. СССР и США неоднократно стремились достичь своих политических
целей с помощью демонстрации военной силы. Один из классических
примеров психологического воздействия посредством военного демарша —
отправка к берегам Гаити 20 боевых кораблей ВМФ США в 1994 г.
Захватившая там
власть хунта генерала Седраса, испытывая, с одной стороны,
психологическое давление мировой общественности, обработанной США, а
с другой — ввиду прямой угрозы применения военной силы, была
вынуждена передать рычаги управления свергнутому ею президенту
Аристиду. Еще два примера — систематические бомбардировки авиацией
США объектов на территории Ирака и применение авиации НАТО против
Югославии. Здесь дело не ограничилось одной демонстрацией силы,
военная машина была пущена в ход.
В-третьих, для
психологического воздействия может использоваться система торговых и
финансовых санкций,
направленных на экономический подрыв потенциального противника. Так,
экономические санкции (в том числе и от имени ООН) против Ирака,
Югославии, Кубы, Ливии, Судана и ряда других стран влекут за собой
значительное снижение уровня жизни большинства населения,
многочисленные бытовые трудности, рост заболеваемости, недоедание и,
как следствие, массовое недовольство граждан существующим
положением.
В-четвертых,
психологическое воздействие может осуществляться чисто политическими
средствами. Например,
проведенный в Москве в январе 1999 года демонстративный марш членов
националистической организации А.
Баркашова
"Русское национальное единство" повлек за собой ожесточенную
полемику между представителями различных политических сил России и
усилил противостояние между ними.
По мнению
отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие
подразделяется на следующие виды:
1)
информационно-психологическое,
2)
психогенное,
3)
психоаналитическое,
4)
нейро-лингвистическое,
5)
психотронное,
6)
психотропное.
1.
Информационно-психологическое воздействие
(часто его называют информационно-пропагандистским, идеологическим)
— это воздействие словом, информацией.
Психологическое
воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование
определенных идеологических (социальных) идей, взглядов,
представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей
положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные
массовые реакции.
Так, листовка,
оказывая пропагандистское влияние (т.е. воздействуя на сознание),
может одновременно вызывать психологические переживания, например
чувство тоски по родине, по семье. В период Второй мировой войны
советские листовки со стихами Э. Вайнерта "Подумай о своем ребенке",
распространявшиеся среди немецких военнослужащих, оказывали на них
сильное эмоциональное воздействие.
Текст листовки,
распространявшейся советскими войсками в годы войны в Афганистане, —
еще один пример подобного воздействия, рассчитанного на массовый
отклик:
"Борцы
священной войны! Вам известно, что некоторые люди под лозунгом
священной войны защищают свои собственные интересы, толкая людей на
войну. Сами же находятся в роскошных дворцах Пешавара. Все мы знаем,
что у них накоплено состояние в Пакистане и в других странах. Такие
люди не дадут погаснуть огню войны ради защиты своих личных
интересов. Вам известно, что инженер Хекматияр и профессор Раббани и
другие, выдающие себя за поборников ислама, нарушают положения
Шариата и Корана. Они ведут разгульный образ жизни, а нас бросают в
жерло войны. Правда в том, что мир в Афганистане не в интересах этих
людей и примирение нужно не им, а моджахедам, которые гибнут в огне
войны, оставляя свои семьи без кормильцев.
Так подумайте
же, кто воюет и становится жертвой, а кто ведет разгульную жизнь и
пополняет свое состояние?"
2. Психогенное
воздействие является
следствием:
·
а) физического
воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается
нарушение нормальной нервно-психической деятельности.
Например, человек
получает травму головного мозга, в результате которой он теряет
возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо
он подвергается воздействию таких физических факторов (звука,
освещения, температуры и других), которые через определенные
физиологические реакции изменяют состояние его психики;
·
б) шокового воздействия
окружающих условий или каких-то событий (например, картин массовых
разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в
результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет
ориентацию в пространстве, испытывает аффект или депрессию, впадает
в панику, в ступор и т.д.
Чем менее
подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей
действительности, тем более резко выражены его психические травмы,
получившие название психогенных потерь. Поэтому в органах
психологической войны некоторых государств (например Израиля)
имеются специалисты, задачей которых является не только
деморализация населения и личного состава войск противника, но и
оказание реальной помощи своим военнослужащим для их восстановления
от психогенных потерь и быстрого ввода в строй.
Частным, но
весьма показательным случаем психогенного воздействия выступает
влияние цвета на психофизиологическое и эмоциональное состояние
человека.
Так,
экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного,
красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется
дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а
зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный
эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая —
успокаивающей.
Существуют
некоторые закономерности в предпочтении тех или иных цветов:
·
а)
Связанные с типом нервной системы человека. Так, людям со
слабой нервной системой чаще всего нравятся красный и желтый цвета,
лицам с крепкими нервами — зеленый и синий.
·
б) Связанные с
историческим прошлым того этноса, представителем которого он
является, и с его индивидуальным жизненным опытом.
Красный цвет, например, ассоциируется с видом крови или отблеском
пожара, поэтому вызывает беспокойство и тревогу, поднимает
активность.
Голубой цвет,
фигурирующий в наследственной памяти как цвет неба, вызывает
сентиментальное настроение. Черный цвет тождественен мраку и
вызывает печаль.
Белый цвет в
западной цивилизации принято связывать со светом и чистотой, он
вызывает приподнятое, торжественное настроение. Однако в японской,
китайской и некоторых других азиатских культурах он сочетается с
понятиями холода и пустоты, эквивалент которым — смерть. Отсюда
белый цвет погребальных саванов и траурной одежды японцев и
китайцев, траурной раскраски у примитивных народов.
Установлена
тесная взаимосвязь, существующая между цветом и звуком. Так,
цветами, соответствующими ровным интонациям человеческого голоса,
являются зеленый и фиолетовый. Они связываются с незначительной
экспрессией. Желтый, черный и красный цвета, напротив, несут в себе
весьма сильный эмоциональный заряд. Красный и желтый цвета
связываются с голосами дикторов, находящихся в состоянии
положительного настроя. Голоса людей, пребывающих в состоянии
депрессии, апатии и тревоги, устойчиво ассоциируются с серым, синим
и коричневым цветами.
Синий цвет в
наибольшей степени соответствует состоянию грусти, серый и
коричневый — страха и утомления. Таким образом, положительным
эмоциональным состояниям соответствует красно-желтый край спектра, а
отрицательным — сине-фиолетовый. Нормальной,
эмоционально-нейтральной экспрессии соответствует срединная —
зеленая часть спектра. Существенную роль играют также яркость и
насыщенность: с депрессивными, апатичными и тревожными голосами
устойчиво связываются более темные и менее насыщенные цвета.
Определенные
сочетания цветов оказывают вполне определенное эмоциональное
воздействие. Например, использование взаимодополняющих цветов
создает гармонию и доставляет максимум удовольствия. В свою очередь,
неправильная цветовая комбинация способствует возникновению
беспокойства и вызывает противоположные чувства. Кстати, принцип
воздействия цветовых пятен, встроенных в компьютерный вирус,
используется для разработки некоторых способов применения
психотронного оружия.
Главная цель
использования цвета в психологической войне — правильное оформление
информационно-пропагандистских материалов. Дополняя и эмоционально
обогащая гаммой цветов их содержание, удается провоцировать
определенные реакции объекта. При этом исходят из того, что:
·
правильно выбранная
цветовая гамма позволяет создать нужный эмоциональный фон,
благоприятствующий восприятию и усвоению текста;
·
цвета, неправильно
подобранные по отношению к содержанию, вызывают неудовольствие;
·
отрицательная реакция на
цветовую комбинацию может распространиться на содержание текста, что
снижает эффективность его психологического воздействия в целом.
Кроме того, надо
учитывать влияние цвета на читаемость надписей:
·
цветные надписи люди
замечают на 35% чаще, чем черно-белые;
·
хорошая видимость и
четкое восприятие обеспечиваются, если отображаются цвета: на желтом
— черный, на белом — синий, зеленый или черный, на красном — зеленый
и наоборот;
·
плохая видимость и
неадекватное восприятие имеют место, если отображаются цвета: на
белом — красный, оранжевый или желтый, на черном — оранжевый,
красный, зеленый и наоборот.
Таким образом,
использование правильно подобранной цветовой гаммы позволяет
создавать нужный эмоциональный фон, благоприятствующий восприятию и
усвоению текста. Неправильно подобранные по отношению к содержанию
цвета вызывают диссонанс эмоционального восприятия. В таких случаях
отрицательная реакция на цветовую комбинацию может распространиться
и на содержание текста, и на тех людей, которые его подготовили.
Этим пользуются специалисты психологической войны, а также
непорядочные люди и продажные средства массовой информации.
3.
Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие
— это воздействие на подсознание человека терапевтическими
средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна.
Существуют также методы, исключающие сознательное сопротивление как
отдельного индивида, так и групп людей в бодрствующем состоянии.
Например, в СССР профессор И.В. Смирнов по заданию Министерства
обороны разработал технологию компьютерного психоанализа и
компьютерной психокоррекции, позволяющую:
·
осуществлять
математический и статистический анализ реакций организма на внешние
воздействия, возникающих при очень быстром визуальном просмотре или
звуковом прочтении различных "стимулов" — слов, образов, фраз;
·
абсолютно точно
определять наличие в подсознании человека конкретной информации и
измерять ее значимость для каждого человека, выявлять скрытую
мотивацию, истинные стремления и наклонности людей;
·
на основе выявленной и
проанализированной информации, получать полную картину
невротических, беспокоящих человека (или целые группы людей)
состояний психики;
·
при необходимости
проводить целенаправленную (по желанию — действующую немедленно,
либо с отсрочкой) коррекцию психических состояний, основным
действующим фактором которой выступают слова-команды,
картинки-образы и даже запахи-мотиваторы определенного поведения.
В частности, в
процессе звукового управления психикой людей и их поведением
словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на
любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или
телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум
прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажей фильма, и не
подозревает, что в них содержатся невоспринимаемые сознанием, но
всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его
впоследствии делать то, что предписано.
4.
Нейролингвистическое воздействие
(НЛП — нейролингвистическое программирование) — вид психологического
воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание
специальных лингвистических программ.
При этом основным
объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга
и возникающие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным
средством воздействия выступают специально подобранные вербальные
(словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение
содержания которых позволяет изменить в заданном направлении
убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного
индивида, так и целых групп людей). Субъектом нейролингвистического
воздействия выступает специалист (инструктор).
Инструктор
сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые
(конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого
и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния
(переживания, настроения, чувства). На следующем этапе он
посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность
их реального состояния (социально-экономического, культурного,
физического и как следствие — психологического) и вносит изменения в
сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные
ситуации и строить отношения с другими людьми.
Интересно то, что
после того, как под воздействием инструктора человек "понял", что
ему "требуется", он самостоятельно (но под влиянием заложенного в
его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о
своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях.
Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с
желаемым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему нужно
мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь
комфортности чувств и настроений.
Формула изменений
в психике объекта под влиянием инструктора схематично выглядит
следующим образом (см. схему).
Схема
1.
В ходе
нейролингвистического программирования обычно используют эффекты
"зеркального отображения", "синхронизации" и "психологической
сигнализации".
"Зеркальное
отображение" — это прямое, но крайне редко осмысливаемое
заимствование (копирование) поз, жестов, характерных движений,
интонаций, диалектических либо жаргонных особенностей речи,
усиливающее взаимосвязь и взаимовлияние людей друг на друга.
"Синхронизация" —
это взаимная подстройка телесных ритмов (включая ритм дыхания)
слушающим и говорящим субъектами. Так, известно, что люди во время
разговора как бы "подтанцовывают" своим телом в такт собственной
речи для придачи ей большей выразительности. При этом слушатель тоже
совершает микродвижения в такт ритму голоса собеседника, обеспечивая
тем самым невидимую, но подсознательно ощущаемую эмоциональную
взаимосвязь с ним. Синхрония максимальна, если общающиеся находятся
в состоянии согласия или диалога между собой. И она минимальна при
споре и конфликте между ними. Когда внимание рассеивается,
синхронизация тоже прерывается.
Человек, знающий
особенности подобной синхронии, может использовать их для
воздействия на других людей, тем самым обеспечивая свое преимущество
в процессе общения и оказывая нужное ему психологическое влияние.
"Психологическая
сигнализация" — это взаимосвязь, существующая между положением глаз
субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку
поступающей в его мозг информации. В частности, когда чел |