Александр
Гиршон ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ
стихии |
земля |
воздух |
вода |
огонь |
телесные ключи доступа |
тело как
таковое, вес |
дыхание |
течение
крови, потоки ощущений |
внутренние
ритмы, пульсации |
качества |
камни,
почва, песок, трава, деревья, животные, насекомые и т.д. |
дыхание,
ветер, вихрь, облака, птицы, бабочки и т.д. |
ручей,
река, море, подземные воды, дождь, глубины океана, рыбы |
огонек,
свеча, костер, пожар, солнце, угли, вулкан |
кластеры образов |
всеприятие, всепоглощение, бесконечное многообразие,
равенство, поддержка, опора, мягкость и незыблемость,
надежность |
легкость,
всеприятие как пропускание сквозь, прозрачность,
проникновенность, забвение |
текучесть,
отдавание как растворение, гибкость, неуничтожимость,
чувственность |
изменчивость и постоянство, отдавание как одержимость,
страсть, ненасытность, энергия |
музыка,
исп. автором |
Santiprem "Music for lovers" |
Kate st.John & R.Eno "The familiar" |
Anugama "Environment 2" |
S.
Fitzgerald "Thunderdrums" |
Современные
исследования сознания, а в особенности глубинных уровней сознания,
принесли немало открытой в область практическом психологии,
психотерапии и практики личностного развития. Строго говоря, это не
столько новое, сколько хорошо переосмысленное старое. Это
переосмысление касается и языка, на котором обсуждается опыт и
модели, и контекста применения психотехник и методологии работы с
клиентами и группами. Стоит отметить, по крайней мере, две
теоретических модели - кластерную теорию М.Щербакова и
эволюционно-ориентированною модель С.Всехсвятского, внутри когорых
определяется слой универсальных модальностей и слой архетипических
качеств, являющиеся предметом настоящей статьи.
Внутри новой,
холистической парадигмы обретение целостности означает также
"собирание", воссоединение не только личной истории, но и эволюции,
эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История
человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор
взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее
известных и продуктивных метафор являегся система четырех стихий.
Наверное, модель четырех стихий является одной из первых "точек
равновесия" между двумя противоположными тенденциями развития
сознания - тенденцией к фрагментации н тенденцией к интеграции.
Внутри этой модели восприятия мир уже "обретает лик", точнее 4 лица,
не являясь более недифференцированным "нечто", единым,
всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем, мир остается "живым"
и одухотворенным, сохраняется нуминозное присутствие Духа в
многообразных проявлениях жизни.
Подобное
мировосприятие характерно для ранних мифологических систем и только
в последние десятилетия западная наука сошла с позиций
интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего
развития, западный человек признался в своей "зачарованности" и
тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных
психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма,
магии и мифопоэтического видения мира. Как н в любом течении здесь
присутствуют свои "зерна и плевела". Работа с глубинными уровнями
психики требует удивительного баланса между точностью и
экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования
ц связи с "энергетической заряженностью" этих уровней. Эти уровни
играют роль фундамента, "краеугольных камней" психики, что, с одной
стороны, выражается в эффективности этой работы, а, с другой
стороны, говорит о последствиях ошибок.
Существует достаточно
большое количество систем, использующих метафору четырех стихий.
Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему
"духовного очищения" Леонарда Орра. Но пока еще нет достаточного
осмысления и методических разработок, касающихся этого слоя
сознания, внутри психологии и психотерапии.
Предлагаемая техника
работы со стихиями решена в жанре "динамической визуализации" или
"визуализации в движении". Трехлетний опыт применения подобных
психотехник (в основном, шаманских) показал их доступность,
эффективность и особую яркость внутуенних процессов, особенно при
сочетании с осознанным связным дыханием.
Динамические
визуализации соединяют достоинсгва направленных визуализаций и
двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание
обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности
воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне
закрепления также работают два вида памяти - визуальная н моторная.
Холистический подход
требует холистических, целостных, технологий, охватывающих различные
уровни человеческого существования.
"ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ"
- это пять процессов, каждый из которых состоит из
последовательности четырех техник (пятый процесс проходит по особой
схеме, оговариваемой отдельно). Каждый из 4 процессов посвящается
одной из стихий и является "путешествием" в мир этой стихии; пятый
процесс - интегрирующий - собственно "Танец Четырех Стихий" в их
единстве и взаимопереходе. Последовательность техник внутри четырех
первых процессов: Телесный ключ доступа - Образное пространство
- Проживание качеств - Получение дара и имени
Процесс начинается с
принятия удобного положения. Участники закрывают глаза и берут
связное дыхание. Предлагается сосредоточится на одном из
телесных ключей доступа (1)- телесном качестве,
символически репрезентирующем одну из стихий.
Для стихии земли таким
ключом доступа является ощущение всего тела, тела как такового с его
весом, плотностью, формой. Для стихии воздуха ключ доступа -
дыхание, поток воздуха, проходящий сквозь тело. Для стихии воды -
гечение крови и других жидкостей внугри тела (чувствуемых или
представляемых), а также текучесть тонких ощущений тела. Для стихни
огня ключом доступа являются внутренние ритмы - ритм сердца,
пульсация крови. Каждый нэ этих ключей доступа становится
одновременно отправной точкой и гидом в этих внутренних
путешествиях.
Следующий шаг -
виэуализация образного пространства (2)
одной из стихий н проживание его в движении и танце, отождествление
с различными элементами этих стихий в танце.
Например, "Начните
это путешествие в многообразный мир стихии земли. Земля, почва под
ногами, какой разной она может быть... Неподвижный камень и сыпучим
песок, плодородные почвы и могучие горы. Мир Земли... Почувствуйте
себя разными проявлениями земли. Земля постоянно рождает новые и
новые формы. Из земли растет трава. Цветы н травы, кусты и деревья -
все растет из земли. Почувствуйте жизнь этих проявлений земли,
протанцуйте их танец всем тел ом, всем своим существом. Земля дает
жизнь всему живому. Все, что растет и движется, является частью
стихии земли. Жуки и гусеницы, муравьи и змеи, ящерицы...
Бесконечные проявления земли... Почувствуйте их, проживите их танец,
дайте им свое чело! Все животные - это воплощения земли. У каждого
свой танец, свои движения. Проживите их. эти разные танцы. Побудьте
разными животными: оленем и черепахой, волком и буйволом, обезьяной
н медведем ... многими, многими животными... На земле всем есть
место, есть место для всех танцев. Земля рождает н питает все формы.
Танцуйте танцы Земли!"
Визуализации остальных
стихий строятся подобным образом (см. Таблицу). Уровень детализации
визуализаций зависит от образовательных, национальных и др.
особенностей группы и стиля ведущего. Важно, чтобы образное
пространство было достаточно "широким'', и тем самым позволило
включиться в процесс всем участникам. Уже внутри первой стадии
закладывается переход к следующей - переход к архетипическим
качествам стихии.
Архетипическне
качества в равной степени представлены в мире природы, мире социума
и мире личности. Это те "подводные течения", что позволяют
воспринимать мир единым, живым и одухотворенным. Участникам
предлагается прожить эти качества в танце (3), как
качества движения, полностью прочувствовать их через танец. Важно
предложить достаточно большой и неоднозначный (амбивалентный) набор
качеств.
Следующий шаг в этом
путешествии - поиск дара, дара этой стихии. Участникам предлагается
почувствовать "зов" стихии и найти этот дар, выраженный образом или
качеством. После получения дара участникам предлагается найти,
почувствовать и принять имя, которое дает им эта стихия.
Получение даров и имен (4) от различных сил достаточно
распространено в магических и духовных традициях. Это ритуал,
закрепляющий связь человека с конкретной силой (стихией) и
утверждающий изменение этих отношений.
Можно, при большом
количестве участников ограничится только поисками дара, но наличие
двух, пересекающихся, но неконгруэнтных процессов, по моему опыту,
позволяет приблизится к более адекватному, голографичному восприятию
стихии. Одновременное принятие дара и имени кажется не-логичным, но
именно за пределы логики и нужно выйти для подлинного приближения к
глубинным слоям сознания.
Процесс заканчивается
ритуальным называнием даров и имен в круге. Например, "Мой дар земли
- Надежность, мое имя земли - цветок"; или "Мой дар воды -
текучесть, мое имя воды - Анабис".
В этом ритуале
называния даров и имен очень часто видно, что люди действительно
прикасаются к каким-то глубоким слоям психики: особые "другие"
голоса, особая атмосфера глубины и сосредоточенности, каждое
произнесенное слово значимо и неожиданно. Эти процессы проходят при
минимальной освещенности, с закрытыми глазами или в повязках, под
музыку, соответствующую характеру стихии
(см. Таблицу).
Важен постепенный и мягкий выход из процесса. 5-10 минут проведенных
в молчании, наедине с самим собой. Самоотчет лучше проводить в
письменной форме.
Последний, завершающий
процесс - повторение и объединение всех качеств всех четырех стихий,
проход на более глубокий уровень - в точку, откуда рождаются все
стихии. В этом процессе ключами доступа "дары" и "имена", полученные
в предыдущих танцах, а также зоны пространства кинесферы. На уровне
визуализации образы - это краткое "вспоминанне" (recollection)
предыдущих путешествий и протанцовывание их и образов перехода между
стихиями. Например, воздух/вода - дождь, земля/вода - туман, пар,
земля/огонь - вулкан. В тексте визуализации важно сделать акцент на
взаимопроникновении, взаимоперетекании всех стихий.
Завершение опыта -
собирание опыта и качеств в тело, в различные зоны пространства тела
и нахождение точки обьединения всех стихии. Если пользоваться
традиционной картографией, то эона Земли находится внизу (ноги, таз,
живог, зона воздуха - вверху (голова, руки), вода и огонь -
соответственно левая и правая половины тела. Точка их соединения -
область солнечного сплетения.
Завершающий танец
рождается из импульсов, идущих из этой точки. По контексту - это
танец Воли, рождающей мир, мир стихий, Мнр но всех его многообразных
проявлениях.
"Танец Четырех Стихий"
дает непосредственный опыт целостною восприятия н проживания (в
танце) реальности. Диагностика, визуализация, игра в шаманское
путешествие и ритуал - это технологическое разнообразие отражает
многообразие мира четырех стихий. |