ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕГО РЕСУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ»
Специфика современной коммуникации в информационной сфере
Новые информационные
технологии стремительно развиваются, охватывая все большие круги
российского и мирового социума и насчитывая к настоящему моменту
миллионы пользователей, мотивация которых к их использованию весьма
неоднородна. Так, телекоммуникационные технологии нашли одно из
своих применений в объединении людей, ускорении коммуникации и
расширении ее границ, обмена опытом, мнениями, знаниями. Безусловно,
компьютерные сети не всегда были глобальными, изначально они
представляли локальные сетевые структуры, объединяющие людей,
(лично) заинтересованных в общении друг с другом.
Каждое новое сетевое
сообщество, появляющееся в компьютерных сетях, выступает не только в
качестве обобщенного пользователя уже наработанных форм социального
взаимодействия через эти сети, но и как потенциальный создатель
новых форм: любая новая идея о возможностях использования сети для
коммуникации и обмена отрабатывалась вначале на местном, локальном
уровне, чтобы затем быть воспринятой более широкими кругами. Но,
распространившись достаточно широко, эта идея в случае каждого
конкретного сообщества принимала свое индивидуальное воплощение в
зависимости от специфики и потребностей этого сообщества.
В данной работе
предпринимается попытка функционального анализа первого этапа
зарождения нового сетевого виртуального сообщества вокруг сайта
«Дистанционное психологическое образование»
(http://psy.don.sitek.net). Микроанализ зарождающегося сообщества на
самом первом этапе позволит спланировать его развитие, сделать
сообщество социально эффективным, т.е. способным принести пользу
каждому из его потенциальных участников.
Не исключено, что в
виртуальном сообществе вокруг данного сайта смогут реализоваться
новые формы социального взаимодействия, главная цель которого –
оптимизация процесса обучения на психологическом факультете,
преподавания психологии, взаимной интеллектуальной поддержки членов
профессионального сообщества. Новое сообщество может не только
способствовать развитию информационно-коммуникационных сетей,
приумножив число членов информационного общества, но и внести свой
вклад в укрепление профессионального психологического сообщества.
Одной из самых важных мировых тенденций двух последних
десятилетий считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации.
К настоящему моменту Интернет из специализированных систем научного
сообщества перешел в более пргматически совершенную систему,
трансформировавшую принятую модель социального общения. Слияние
компьютерных и коммуникационных технологий разрушило стоимостные,
временные и дистанционные связи и возвестило о начале эры глобальных
информационных сетей. Интернет – самая динамично развивающаяся
система в области коммуникации: в середине 1998 года пользователями
Интернета стали более 143 миллионов человек, а к настоящему моменту
это число составило более 700 миллионов.
Актуальность развития дистанционного образования в современном
обществе
В настоящее время
возрастание интереса к высшему образованию, с одной стороны,
развитие компьютерных коммуникаций и электронных форм представления
содержания, с другой, привело к выделению дистанционной формы
образования в относительно независимую систему. Под дистанционной
формой образования понимается такая форма, при которой образование
происходит путем самостоятельного освоения обучающимися учебного
материала с использованием в учебном процессе возможностей
компьютерной техники, в том числе, интернет-технологий.
Специфика дистанционного формы в общей системе профессионального
образования
Дистанционное образование –
комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям
населения в стране и за рубежом с помощью специализированной
информационной образовательной среды, базирующейся на средствах
обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение,
радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-образовательная
среда дистанционного образования представляет собой
системно-организованную совокупность средств передачи данных,
информационных ресурсов, протоколов взаимодействия,
аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,
ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей
пользователей. Дистанционное образование является одной из форм
непрерывного образования, которое призвано реализовать права
человека на образование и получение информации. Оно сочетает
элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на
основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.
Принципиально
процесс дистанционного обучения выглядит следующим образом: через
систему компьютерных сетей обучающийся получает учебный материал,
рассчитанный на самостоятельное освоение. В основе материала лежат
учебные задания, которые для своего выполнения требуют усвоения
теории. Учащийся, выполнив задание, высылает ответ преподавателю,
получает новый материал и так далее. Интенсивность общения учащегося
с преподавателем при использовании сетевых возможностей значительно
превышает традиционную, повышается индивидуализация учебного
процесса, а в подаче учебного материала могут использоваться все
возможности компьютерных технологий.
Все это
позволяет выделить дистанционную форму в отдельную систему
образования, отличную от классического варианта заочной формы
обучения. Сформулируем отличительные особенности дистанционного
обучения:
·
в дистанционной форме
образования организуется интенсивный диалог между студентом и
преподавателем;
·
учебный материал для
дистанционной формы образования позволяет усилить деятельностную
основу образования;
·
на основе адекватного
учебного материала осуществляется эффективное управление учебным
процессом, которое становится возможным благодаря современным
средствам коммуникаций;
·
при использовании
дистанционной формы образования усиливается индивидуальный учебный
компонент по сравнению с традиционным фронтальным обучением.
Дистанционная форма – это форма личностно ориентированного
образования;
·
в дистанционной форме
образования легко организуется совместная студенческая работа:
конференции, семинары и обсуждения, вплоть до разработки студентами
совместных проектов;
·
в этой форме сводятся
к минимуму переезды, уменьшаются затраты сил, средств и времени;
·
дистанционная форма
предоставляет возможность любому человеку обучаться в любом
образовательном учреждении у любого преподавателя вне зависимости от
места его жительства и места расположения образовательного
учреждения.
Антропоцентричность дистанционного образования
Вышеперечисленные свойства способствуют наиболее полному удовлетворению
образовательных потребностей пользователей, а также дают
дистанционному образованию ряд преимуществ по сравнению с
классическим образованием:
1)
гибкость (по времени,
месту, темпу и объему обучения),
2)
возможность
использования индивидуальных учебных планов,
3)
доступность учебной
информации, оперативность ее обновления,
4)
экономичность (за счет
сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические
средства),
5)
использование новейших
технологий,
6)
социальное равноправие
обучающихся (независимо от места проживания и состояния здоровья),
7)
экспорт и импорт
информационно-обучающих ресурсов всего мира,
8)
отсутствие проблем с
тиражируемостью материалов, удобство их пересылки,
9)
обеспечение
самоконтроля обучаемых.
Таким образом,
возможность интенсивного общения между обучающимся и преподавателем,
усиление деятельностной основы процесса обучения, индивидуализация
учебного материала и темпов обучения выводят эту форму в настоящее
время на качественно новый уровень в системе образования в целом,
что определяет актуальность и перспективность системных исследований
и практических разработок, ведущихся в данной предметной области, и,
в частности, настоящей работы в рамках проекта «Дистанционное
психологическое образование».
Формально-структурные характеристики проекта
Авторы и
разработчики проекта: Институт психологии РАН, государственное
конструкторское бюро аппаратно-программных систем «Связь»,
информационный ресурс «Интерактивные словари и справочная служба
русского языка» (http://www.slovari.ru) и Лаборатория социальной
психологии Ивановского государственного университета. Целевая
аудитория проекта: студенты Ивановского государственного
университета, обучающиеся по специальности «Психология».
Цель проекта:
оптимизация учебного процесса с помощью сетевого ресурса,
подразумевающая повышение качества обучения за счет ускорения
доступа к четко структурированной профессионально-значимой
информации предметно-ориентированного и иного характера на фоне
создания условий для оптимального ее восприятия и адекватного
понимания в условиях сетевого общения. Проект не предусматривает
переадресацию конкретных учебных заданий сотрудникам проекта с целью
элиминирования фактора самостоятельности студента при их выполнении.
Источник учебного материала – профессионально-значимые
сетевые ресурсы, печатные издания, учебные планы по соответствующим
специальностям и рабочие программы изучаемых дисциплин.
Временные рамки функционирования проекта:
с октября 2002 г. по настоящее время; статистика обращений ведется с
момента запуска проекта, основной поток запросов зарегистрирован в
период с декабря 2002 г. по февраль 2003 г., что совпадает со
временем проведения зимней экзаменационной сессии. До запуска сайта
в эксплуатацию была проведена значительная работа по изучению
востребованности ресурса подобного рода (сентябрь-октябрь 2002 г.).
Роль и место проекта в учебном процессе:
рекомендуется преподавателями факультета в качестве дополнительного
источника информации по дисциплинам учебного плана и графику
учебного процесса, а также как интерактивное средство получения
студентом оперативной информации консультативного характера при
затруднениях в выполнении учебных заданий; данное пространство
виртуальной коммуникации обеспечивает студентам возможность
профессионально-ориентированного общения, в том числе, неформального
характера; проект не предполагается в качестве полноценной замены
реальному общению преподаватель–студент.
Структурные характеристики проекта
«Дистанционное психологическое образование».
Стартовый экран содержит
следующие основные разделы:
1.
Заголовочный комплекс
с изображением греческой буквы «Ψ», названием ресурса «Дистанционное
психологическое образование», гиперссылок, реализованных в виде
стандартных пиктограмм и ведущих а) на главную страницу и б) к
отправке электронного сообщения на почтовый адрес разработчиков
сайта.
2.
Горизонтально
расположенная линейка основных разделов сайта: О нас, Дисциплины,
Документация, Форум, Горячая линия, Поиск по сайту, Карта сайта,
Помощь, Полезные ссылки.
Иллюстрация 1. Стартовый экран (главная
страница) ресурса
«Дистанционное психологическое
образование»
Данные разделы повторяются
на каждой странице ресурса, реализуя таким образом принцип единства
дизайнерского решения и обеспечивая легкость доступа пользователя к
искомому разделу. Тот же принцип единообразия наблюдается и в
дальнейшей навигации по сайту: левая часть экрана структурно
представляет содержание текущего раздела; правая – отображает окно
опроса (обратная связь), личную статистику пользователя и новости
сайта; центр экрана отдан содержательному наполнению текущего
раздела.
Опишем последовательно
основные содержательные разделы ресурса, следуя Карте сайта, чтобы
максимально адекватно отразить концепцию авторов: именно в этом
разделе пользователь получает общее представление о данном
информационно-обучающем ресурсе.
Раздел «О нас» в соответствующих подразделах представляет пользователю
проект в целом, его цели, задачи, текущие и перспективные
направления работы, дает информацию об авторах, разработчиках и
сотрудниках проекта. Отдельный подраздел посвящен условиям
использвания ресурса – правам и обязанностям сторон. Введению
последнего раздела мы придаем особую значимость, поскольку считаем,
что знание пользователем своих прав и обязанностей при использовании
ресурсов подобного рода является необходимым условием формирования
информационно-грамотного специалиста, который с самого начала своей
профессиональной деятельности должен выработать привычку нести
ответственность за свои действия и, соответственно, действовать
строго в правовом поле.
Следующий подраздел Карты сайта – «Дисциплины»
имеет дальнейшее структурирование, облегчающее пользователю
зрительное восприятие более дробных единиц раздела. Так, подраздел
«Общепрофессиональные дисциплины» содержит в алфавитном порядке
заголовки второго уровня с гиперссылками на изучаемые дисциплины.
Следующий подраздел посвящен «Гуманитарным и социально-экономическим
дисциплинам. Последний подраздел содержит «Общие математические и
естественно-научные дисциплины».
Материал раздела
«Дисциплины» в каждом своем дальнейшем подразделении структурирован
единообразно по следующим категориям: Автор, Тема, Тип/вид; они же
являются критериями поиска по разделу, возможность такой навигации
реализована создателями сайта в полном объеме – результатом поиска
являются полнотекстовые документы. В каждом разделе представлен
перечень тем, по которым есть источники в библиотеке сайта. Выбирая
тему, пользователь открывает тематическую страницу, где размещен
каталог источников с выходными данными: автор, название, тип, вид.
Тип источника – это характеристика формы источника: библиотека
(книга), реферат, лекция и т.д.; вид источника – это характеристика
содержания источника: научная, популярная. Возможна сортировка
источников по принципам: автор (источники будут расположены в
алфавитном порядке по фамилиям авторов); название (источники будут
расположены в алфавитном порядке по названию); тип (источники будут
расположены в следующем порядке: библиотека (книги), лекции,
рефераты и т.д.); вид (источники будут расположены в следующем
порядке: научные, а затем популярные). Выбрав конкретный источник,
можно ознакомиться с его содержанием; приводятся примеры поиска
необходимого источника.
Раздел «Документация» содержит реализованные подобным же образом структурные
единицы.
Рубрика «Форум» начинается с этимологии слова «Форум», что призвано отразить
основную функцию данного раздела: он предназначен для введения
дискуссий на определенные темы и обмена новостями, что позволяет
разнообразить формы общения с однокурсниками и преподавателями. У
форума есть свой стиль и правила участия в дискуссии, с ними
рекомендуется ознакомиться перед началом работы. Здесь присутствует
совет избегать сообщений «ни о чем» или не по теме. Для эффективной
работы в Форуме предлагаются услуги службы консультаций и службы
поддержки.
Раздел «Горячая линия» предназначен для ответов на вопросы по психологии,
предоставляемых сотрудниками сайта «Дистанционное психологическое
образование». Посетителю-новичку рекомендуется ознакомиться с
правилами работы данной Службы, которые приводятся здесь же и
представляют собой алгоритм взаимодействия пользователя и
сотрудников. Рекомендации выдержаны в духе педагогики
сотрудничества, отличаются доброжелательностью тона и содержат
неоднократные приглашения к совместной работе, уважению прав других
пользователей, они прививают основы информационной грамотности,
корпоративной культуры и навыков работы в команде. Такой эксплицитно
выраженный обучающий характер обсуждаемых Правил проявляется и в
рекомендациях по формулированию вопроса: «Задавайте ваш вопрос
корректно: точно определите тематику вопроса, а затем четко, ясно и,
по возможности, кратко его сформулируйте; если у вас материал, по
которому вы хотите получить комментарии специалиста, – приводите
его». Предотвращение возможных проблем также реализовано в
корректных формулировках, имеющих позитивный настрой, побуждающих
пользователей к творческой активности и выражающих уверенность в их
интеллектуальной состоятельности: «Мы не ставим перед собой задачу
освободить студентов от необходимости учиться самим, поэтому просим
не переадресовывать нам ваши учебные задания. Все это вы можете
узнать и сделать сами». Для разрешения подобных ситуаций следует
серия отсылок к другим ресурсам данного сайта и Интернета в целом.
Рубрика «Поиск по сайту» содержит правила формирования поисковых запросов и
основные принципы работы поисковой системы с
html-документами,
здесь же приводится сама форма запроса, ее описание, примеры
заполнения и перспективы развития поисковой системы с
предупреждением о возможных изменениях синтаксиса поисковых
запросов.
Раздел «Помощь»
структурирован следующим образом: Новости, О нас, Карта сайта,
Поиск по сайту, Документы, Дисциплины, Форум, Горячая линия,
Полезные ссылки, Практическое руководство по работе в сети Интернет
и содержит справочные материалы по использованию ресурсов сайта –
информацию описательного характера с конкретными примерами. Здесь же
расположен подраздел «Опрос» с пояснением значения термина и
специфики его использования в социально-психологических
исследованиях; присутствует информация о характере опросов,
проводимых на сайте.
Специфическая единица общей
иерархии сайта – раздел «Полезные ссылки» – по определению
отсылает пользователя к источникам требуемой информации, находящейся
за пределами данного сайта и имеет следующую рубрикацию: Научные
учреждения; Образовательные учреждения; Психологические и
околопсихологические издания; Тесты; Психологические консультации;
Словари, справочники; Форумы и конференции по психологии; Биографии
психологов в Интернете.
Далее следуют рубрики
«Архив новостей», «Личная статистика пользователя»,
«Дополнительные услуги» и «Варианты доступа к сайту»,
содержащие информацию, характер которой понятен из названий
разделов.
Такова общая структура сайта
«Дистанционное психологическое образование», разработка и поддержка
которого послужили эмпирическим материалом проведенного
исследования.
Методологическая основа исследования
С феноменом коммуникации
через компьютерные сети ученые связывают множество надежд и
опасений, в развитии и глобализации информационно-коммуникационных
сетей они видят предпосылки к изменению всего облика нашего мира.
Мануэль Кастельс в числе первых предпринял попытку анализа и
обобщения существующего многообразия новых фактов, характеризующих
развитие цивилизации в последнее время, и в его работах можно в
наиболее широком контексте увидеть, какое место занимают
информационно-коммуникационные технологии в сегодняшнем мире.
М.
Кастельс рассматривает формирующуюся сегодня в глобальном масштабе
социальную |