Екатерина Храмченко
ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ1
НЕМНОГО ИСТОРИИ
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Как уже говорилось, любовные
переживания и связанное с ними поведение обладают половой
спецификой, причем направление различий далеко не
всегдаТбответствует традиционным представлениям о психологических
особенностях мужчин и женщин. Так, вопреки сложившимся стереотипам,
мужчины в целом характеризуются большим уровнем романтизма, чем
женщины, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют
романтические представления о любви [51]. «Желание влюбиться» для
мужчин — более сильное основание для начала взаимоотно- шений, чем
для женщин [31]. У женщин любовь проходит быстрее, чем у мужчин, они
чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают [43]. В
то же время в период установившихся отношений женщины склонны к
большему самораскрытию по поводу своих чувств (которые, кстати,
носят более соответствующий романтическому канону характер,
чем у мужчин) и склонны выше оценивать своего партнера, чем он
оценивает их [25]. Отношения любви, судя по результатам
использования шкал любви и симпатии, для женщин более специфичны,
чем для мужчин, — корреляции между оценками любви и симпатии у них
значимо ниже [44]. Эти различия являются результатом большой половой
специфики развития близких отношений в онтогенезе. Дружба девочек,
например, характеризуется большей интимностью и изобретательностью,
чем дружба мальчиков, общение в парах девочек носит иной характер,
чем в парах мальчиков, и т.п. [5; 47].
Мужчина и женщина... А не содержится
ли уже в самой теме ложный вывод? Наверное, следует предположить,
что трудности в отношениях между мужчиной и женщиной обусловлены, в
сущности, половыми различиями. Но это не так. Отношения между
мужчиной и женщиной (между мужчинами и женщинами) — это прежде всего
отношения между людьми. Все, что есть хорошего в отношениях между
одним человеческим существом и другим, следует считать хорошим и в
отношениях между мужчиной и женщиной, и все, что плохо в отношениях
между людьми, является также плохим в отношениях между мужчиной и
женщиной.
' Окончание. Начало см. : Прикладная
психология и психоанализ. — 2001. — №3.
Главные недостатки в отношениях между
мужчинами и женщинами большей частью обусловлены не мужскими или
женскими чертами характера, а отношениями между людьми [19].
Дадим определение отношениям между
мужчинами и женщинами как отношениям,между победившей и побежденной
группами. По данному вопросу (кто является сильнейшим полом в
настоящей современной культуре) было много дискуссий, и не без
оснований. Однако проблема не решена, даже если говорят, что женщины
Америки добились эмансипации и имеют поэтому одинаковый статус с
мужчинами. Тысячелетняя борьба в отношениях между мужчинами и
женщинами еще более ощущается в нашей современной культуре.
Существует несколько убедительных
доказательств того, что патриархальное общество, как оно было
представлено в Китае и Индии, в Европе и Америке на протяжении
прошедших пяти-шести тысячелетий, не является единственной формой, в
которой оба пола организовывали свою совместную жизнь. Многое
свидетельствует о том, что если не везде, то во многих местах
патриархальные общества, в которых власть принадлежала мужчинам,
уступали место матриархальным. Это выражалось в том, что женщины и
матери были опорой семьи и общества. Женщина занимала господствующее
положение в общественной и семейной жизни. Еще сегодня в различных
конфессиях заметны следы ее господства. Следы старой организации
находят также в документе, который нам хорошо знаком, — в Ветхом
Завете.
Если попытаться прочесть историю Адама
и Евы с некоторой объективностью, то отметим, что именно за грех
Евы мужчина должен господствовать над женщиной, и она принимает это
господство как наказание. Оно направлено не только против Евы, но и
косвенно против Адама, ведь властвовать над другими не намного
легче, чем попадать в зависимость.
Если господство мужчин над женщиной
объявляется новым принципом, то, вероятно, было время, когда это не
имело места. Есть документы, которые это подтверждают. Если
сравнить вавилонскую историю о сотворении мира с библейской
историей, то можно обнаружить, что в первой, которая по времени
предшествует библейской, ситуация представлена совершенно иначе. В
центре вавилонской истории мы не находим мужского бога, а встречаем
Tiamat — женское божество. Ее сыновья
пытаются выступать против нее и наконец побеждают, в результате чего
устанавливают господство мужских божеств во главе с великим
вавилонским богом Мардуком.
Превосходство женщин в матриархальном
обществе явно выражалось в одном: они могли производить на свет
детей, чего не могли мужчины. Попытка мужчин свергнуть женщин
связана с их претензиями на то, чтобы получить возможность создавать
и разрушать вещи, — не таким естественным способом, как это делали
женщины, а посредством слова и духа.
Библейский миф о сотворении мира
начинается там, где заканчивается вавилонская история. Бог
сотворяет мир своим словом, чтобы убедительно подчеркнуть
превосходство патриархального над матриархальным, и библейская
история сообщает нам о происхождении Евы из ребра мужчины, а не
мужчины от женщины.
Мужчинам удалось на протяжении веков
или даже тысячелетий распространить мнение, что они наиболее
сильный и выносливый пол.
Сегодня в идеологиях многих
сторонников феминизма, прогресса, либерализма и других групп,
которые выступают за равноправие всех людей вообще и обоих полов в
частности, встречается мнение, что не существует различий или что
они несущественны. Они утверждают, что если и существовали когда-то
какие-либо различия, то они сводятся к различиям в культуре и
воспитании, но нет существенных различий между полами, которые не
являются следствием факторов окружающей среды или факторов
воспитания.
Такая популярная у сторонников
равноправия мужчин и женщин точка зрения уязвима во многих
отношениях.
В действительности предполагаемое
равенство и требования полярны по своей сути: несмотря на все
различия, ни один человек не должен использовать другого в качестве
средства достижения своей цели, ибо каждый человек как
представитель своего рода и своей нации должен иметь свободу для
развития своей индивидуальности. Равноправие предполагает не
отрицание различий^ а возможность для ихболее полной реализации.
Если мы понимаем под равенством
отсутствие различий между людьми, то мы способствуем тенденциям,
которые приводят к «автоматизации» индивидуума и утрате того, что
является самым ценным компонентом человеческого существования,
расцвета и развития особенностей каждого человека — его
индивидуальности.
Ложное предположение о том, что
равенство тождественно идентичности, является одной из причин
специфического явления в нашей культуре — уменьшения, стирания
различий между полами.
Единственное решение проблемы следует
искать в том, чтобы понять функции определенных различий в
отношениях между полами. О положительном и отрицательном полюсах
электрической сети нельзя сказать, что один из полюсов менее ценный,
чем другой. Более того, можно утверждать, что напряжение между ними
создается посредством их различий, и эти различия являются основой
плодотворной динамики.
В этом же смысле оба пола и то, что
они символизируют — мужской и женский принципы в мире, во Вселенной
и в каждом из нас, являются двумя полюсами, которые должны сохранить
свои различия, свою противоположность, чтобы создать плодотворную
динамику, производительную силу, которая соответствует этой
полярности [19].
В своей работе Э.Фромм утверждает, что
тот, кто ожидал четкого определения различий между мужчиной и
женщиной, может быть разочаро-
ван. Мы просто не можем что-либо знать
о них. Если оба пола на протяжении тысячелетий вели борьбу друг с
другом, если у них возникали предрассудки в отношении друг друга,
характерные для борьбы такого рода, то как же сегодня мы можем
установить, в чем заключаются истинные различия?
И лишь тогда, когда мы не будем думать
о различиях, когда забудем традиционное клише, мы сможем развить то
чувство равенства, в котором каждый партнер — самоцель.
Хотелось бы особо выделить одно
различие, касающееся степени успеха в отношениях между мужчиной и
женщиной, имеющее определенное значение, которое мы должны учитывать
и в нашей культуре. По мнению Фромма, женщины более, чем мужчины,
способны быть нежными.
Понятие «нежность» многогранно. Это и
любовь, и уважение, и понимание. Нежность— это что-то отличающееся
от сексуальности, голода и жажды. С точки зрения психологии, такие
чувства, как сексуальность, голод и жажда, характеризуются
самоуправляемой динамикой; их интенсивность возрастает до тех пор,
пока не достигает кульминационного момента удовлетворения желаний,
которые после этого исчезают на некоторое время.
Нежность же относится к другому типу
желаний и порывов. Нежность не существует сама по себе, у нее нет
цели, нет и кульминационных моментов и мгновенного конца. Она
находит свое удовлетворение в самом действии, в радости быть
преисполненным любви, ласковым и нежным, серьезно воспринимать
другого человека, уважать его и делать счастливым. У нее нет иной
цели, кроме как радоваться теплому, нежному чувству счастья и
заботы о другом человеке.
Поэтому мы боимся нежности. Люди
(особенно это касается мужчин) чувствуют себя неловко, если им часто
приходится проявлять нежность. И кроме того, именно попытка
отрицания различий между полами мешает показать мужчин и женщин по
возможности равноправными, мешает женщинам проявлять свою нежность,
которая им органично присуща и является чисто женским качеством,
В результате мужчинам не хватает
нежности, и у них, как бы для ее компенсации, возникает устойчивое
желание быть постоянным объектом восхищения, чтобы утвердить чувство
собственного достоинства. Таким образом, они пребывают в состоянии
постоянной зависимости и страха. Женщины, со своей стороны,
разочарованы, так как они не могут выполнить отведенную им роль в
полной мере.
СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БРАК.
СЕКСУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ
Ни у кого не вызывает сомнения, что
сексуальные отношения играют немаловажную роль в нашей жизни.
З.Фрейд — бесспорный классик психологии — показал важность
сексуальных влечений для человека, их естественность и
закономерность. Однако существует спор: сексуальные отношения
возникают из любви (Э.Фромм) или наоборот (З.Фрейд)? Оптимальным
разрешением будет, скорее всего, «золотая середина».
В интимных отношениях любовь была и
навсегда останется ключом к личному счастью. Многие люди не
достигают его, потому что, по справедливому выражению Э.Фромма,
любовь — это искусство, которое надо постигнуть и которым надо
овладеть, как и всякой важной деятельностью. Эротическая любовь —
лишь один из видов любви. Эротическая любовь включает сексуальные
чувства, которые не сводятся к чисто физиологическому влечению, а
выступают сложным психическим образованием целостной личности. Так,
сексуальное поведение подростка и юноши зависит не только от
глубины и силы его чувств, но и от умения управлять ими. На
сексуальное поведение влияет и уровень мышления, помогающего трезво
оценивать свои чувства и верно направить их. Но мышление может и
увести в сторону от верного решения. Так, некоторые подростки
становятся на позиции аскетизма, подчеркнуто враждебного и
презрительного отношения ко всякой чувственности. Они стремятся не
понять и контролировать собственную формирующуюся сексуальность, а
полностью подавить ее. На проявление сексуальных влечений влияют и
другие психические процессы, их индивидуальные особенности.
Например, уровень развития эстетического воспитания определяет идеал
красоты, а тем самым и выбор объекта эротических влечений. Развитое
воображение также играет существенную роль. Знаменитый Казанова
писал, что развитый человек с фантазией в эротическом отношении
сильнее физически крепкого простолюдина [13].
Господствующие в нашем обществе
эротические воззрения, наши общественные отношения порождают
неискренность в сфере половых отношений, вынужденное воздержание,
телесные заболевания, другие недуги и способствуют их развитию.
Половой акт как таковой не является ни
нравственным, ни безнравственным. Порожденный сильным природным
влечением, он становится таким или другим только под воздействием
мышления и сопутствующих развитию человека обстоятельств. Значение
сексуальности не исчерпывается, конечно же, ее важнейшей ролью —
продолжением рода. Напротив, половая жизнь, соответствующая
сущности человека и его потребностям, является предпосылкой
внутренней и внешней жизненной гармонии. Эта половая жизнь
предполагает существование второй воли, действующей в том же
направлении, что и воля данного человека, то есть существование
личности, завоевываемой силой влечения. В этом случае любовная жизнь
раскрывает всю полноту новых возможностей жизни и переживания,
открывает пути к углублению и облагораживанию познания человека и
взгляда на собственную жизнь. Это единственный путь к полному
творческому формированию человеческого бытия и существа в
результате материнства и отцовства.
Половые отношения двух людей
предполагают, что происходит взаимное приспособление сексуальных
ритмов, что партнеры шаг за шагом
точно изучают редко осознанные, но
всегда готовые проявиться особые половые потребности друг друга,
потому что только так можно надолго обеспечить соответствующие
удовлетворение и порядок в сексуальной сфере. Сексуальные отношения
между мужчинами и женщинами отличаются своей продолжительностью.
Одно из преимуществ длительных
сексуальных отношений, приносящих удовлетворение, заключается в
том, что они делают излишним вечные поиски подходящего партнера,
освобождая тем самым людей для социальных достижений.
Способность к поддержанию длительных
сексуальных отношений предполагает следующие предпосылки: наличие
полной оргастической потенции сексуальных партнеров, то есть
отсутствие нарушений связи между нежной и чувственной
сексуальностью; преодоление кровосмесительной привязанности и
детской боязни сексуальности; отсутствие вытеснения каких бы то ни
было несублимированных сексуальных побуждений, будь то
гомосексуальные или негенитальные стремления; абсолютно
положительное отношение к сексуальности и жизнерадостности;
преодоление основных элементов морализма; способность к отношениям
с партнером, основывающимся на духовном товариществе [11].
Однако у длительных сексуальных
отношений, как и у любых других отношений, накапливается немалый
потенциал конфликта. Основная трудность любых длительных отношений
заключается в конфликте между притуплением (временным или
окончательным) чувственного желания, с одной стороны, и растущей со
временем нежной привязанности к партнеру — с другой.
Бесчисленны примеры того, что
верность, к которой побуждает совесть, со временем вредит
сексуальным отношениям. Этому противостоит множество примеров, ясно
свидетельствующих, что случайная связь с другим партнером идет
только на пользу сексуальным отношениям, которые как раз были готовы
оформиться в брачные.
При длительных отношениях, в которых
отсутствует экономическая связь, имеются две возможности развития
ситуации:
♦ отношения с третьим лицом были
кратковременными, а это доказывает, что они не могут конкурировать
с длительными отношениями, что лишь укрепляет последние;
♦ отношения с другими партнерами
могут стать более интенсивными, чем имеющиеся, которые в этом случае
прекращаются.
Женщине нелегко дается расторжение
длительных сексуальных отношений, даже если она экономически
независима. В этом случае так называемое общественное мнение
чувствует себя призванным вмешаться в любое частное дело. Правда,
сегодня оно уже закрывает глаза на внебрачную связь женщины, но
легко приходит в ярость и клеймит как проститутку любую женщину,
которая позволит себе вступить в связь с несколькими мужчинами.
Сексуальная мораль, пропитанная
собственническим интересом, превратила в нечто естественное такую
ситуацию, в которой мужчина «обладает» женщиной, женщина, напротив,
«отдается» мужчине.
Внебрачное целомудрие женщины и ее
верность в браке нельзя сохранить в долгосрочной перспективе без
вытеснения сексуального начала из характера женщины, причем
вытеснение это должно быть значительно. Ближайшие последствия этого
— требование целомудрия, предъявляемое к девушке. Данное требование
лишает юношу предмета любви. Антиподом моногамного брака становится
нарушение супружеской верности, столь же старое, как и сам брак,
девичье целомудрие дополняется существованием проституток,
противоречащим целомудрию.
Так как чувственная сексуальность вне
брака попадает в сферу товара, то жертвой этого оказываются нежные
отношения с партнером, что наиболее отчетливо проявляется в
проституции. Длительное отсутствие нежности в половых отношениях
снижает чувственное переживание, а с ним и сексуальное
удовлетворение.
Г-жа Лебедева, читавшая в Москве курс
лекций для зарубежных врачей, приводила интересные статистические
данные о длительности половых отношений. Контролировались лишь
люди, состоявшие в зарегистрированном браке, который практически
почти тождествен длительным сексуальным отношениям: 19% всех
зарегистрированных связей продолжались менее года, 37% — от 3 до 4
лет, 26% — от 4 до 9 лет, 12% — от 10 до 19 лет и 6% — более 19 лет.
Эти цифры доказывают, что для создания
сексуальной основы отношений между мужчиной и женщиной
четырехлетний срок является в среднем крайним пределом.
Длительные сексуальные отношения,
обоснованные биологическими и сексуально-психологическими причинами,
становятся браком. По мнению психиатра (в отличие от мнения
юриста), брак наличиствует в том случае, если двое людей
противоположного пола любят друг друга, заботятся друг о друге,
живут вместе и расширяют свое сообщество, превращая его в семью в
результате рождения детей.
Супруги не имеют права, состоя в
браке, вступать в половые связи с другими людьми. Верно, что эти
требования необходимы для сохранения длительного брака. Но это те же
требования, которые подрывают брак, обрекают его на гибель уже в
момент заключения.
Требование пожизненного сексуального
сообщества с самого начала скрывает в себе бунт против принуждения,
который, будучи осознанным или неосознанным, оказывается тем более
ожесточенным, чем более живы и активны половые потребности. Женщина
оставалась до свадьбы целомудренной, она неопытна в сексуальном
отношении и, чтобы быть в состоянии сохранить верность, должна
вытеснять свои сексуальные потребности. Наступает момент, когда
женщина находится как бы под воздействием анестезии, она остается
холодной, не может ни возбудить мужчину, ни
удовлетворить его, коль скоро миновала
новизна переживания. И интерес здорового мужчины снижается уже очень
скоро. Мужчина начинает искать других женщин, которые могут дать
ему больше, — так и появляется первая трещина в отношениях.
В соответствии с господствующими
моральными нормами мужчина также не должен осмеливаться на слишком
большие «прыжки в сторону». Он тоже должен, особенно если женился,
вытеснять значительную часть своих сексуальных интересов. Хотя это и
хорошо с точки зрения прочности брака, но плохо, если говорить о
качестве сексуальных отношений, так как следствием вытеснения
является нарушение потенции или нанесение ей травматического ущерба.
В обоих случаях брак подрывается
действием одного и того же мотива, который должен был бы
обеспечивать его прочность, а именно воспитанием для супружеской
жизни, отрицающим сексуальность.
Браки могли бы складываться хорошо по
крайней мере на протяжении некоторого времени при наличии
сексуального совпадения и удовлетворения.
Таким образом, способом лечения
несчастного брака является, вопреки утверждениям защитников брачных
уз и буржуазному закону, супружеская неверность.
Грубер пишет, что чем более
целомудренными вступают люди в брак, тем более они верны друг другу
в браке. Эта верность обязана своей прочностью засыханию
сексуальности в результате добрачного воздержания. Даже сторонник
сексуальной реформы констатирует, например, что большая часть браков
находится в жалком состоянии из-за неполноты сексуального
удовлетворения — мужчины неумелы, женщины холодны.
Конечный результат, которым
определяется характер полового воспитания современного общества,
известен — это целомудрие девушки и принудительная верность
женщины. Самая верная, самая лучшая супруга — это женщина,
непритязательная в половом отношении, не особенно самостоятельная,
отрицающая сексуальность или только терпящая контакты, окрашенные
эротикой. Это половое воспитание вполне последовательно, если
рассматривать его с точки зрения пожизненного моногамного брака, а
требование эротизации противоречит идеологии брака. Оно формировало
бы положительное отношение к сексуальности, делало бы женщину более
самостоятельной, то есть было бы в принципе враждебно браку.
Это верно понял базельский профессор
Хеберлин, заявивший в книге «О браке», что хотя подлинным мотивом
брака является половая любовь, без которой «брак в полном смысле
слова невозможен, она, с другой стороны, создает в браке опасный и
непредсказуемый элемент, и как раз ее присутствие и превращает
брачное сообщество на длительную перспективу в весьма
проблематичное дело». Он приходит к выводу: «Брак как жизненное
сообщество следует осуществлять вопреки связанной с ним любви».
Приверженцы принудительной морали
уверены, что отмена морали приведет к тому, что звериные инстинкты
затопят все и вся и вызовут хаос. Очевидно, что утверждение об
общественном хаосе, играющее в политике столь большую роль,
представляет собой не что иное, как выражение страха перед
человеческими инстинктами.
Так необходима ли мораль? Да, в той же
мере, в какой инстинкты на деле угрожают совместной жизни членов
общества. Моральное регулирование естественных биологических
притязаний людей порождает в результате подавления,
неудовлетворения вторичные, судорожные, асоциальные влечения.
Таким образом, если мы будем обсуждать
вопрос о том, необходима ли мораль, следует ли ее ликвидировать или
поставить другую, а то и вообще заменить моральное регулирование
саморегулированием, то мы не продвинемся ни на шаг, не отличив
естественные биологические влечения от вторичных социальных
влечений, порожденных моралью.
До тех пор, пока изменение структуры
характера человека не удалось в такой мере, чтобы регулирование
потенциала его биологической энергии само собой исключало любую
тенденцию к асоциальным действиям, не удастся ликвидировать и
моральное регулирование.
Лет 15 или 25 назад для незамужней
девушки было позором не сохранить девственность. Сегодня же среди
девушек, принадлежащих ко всем кругам и слоям, начинает
формироваться взгляд (конечно, где-то он яснее, где-то в более
путаной форме), согласно которому позорно примерно в 18 — 22 года
еще оставаться девственницей.
Внебрачное половое сношение, которое
еще несколько лет назад считалось позором, а в соответствии с
законом даже «противоестественным развратом», стало чем-то само
собой разумеющимся и жизненно необходимым.
Брак является специфической составной
частью капиталистической экономической системы и поэтому
сохраняется, несмотря на все переживаемые им кризисы. Брак
устранится сам собой, погибнет от внутренней невозможности своего
существования в тот момент, когда иссякнет его материальная основа
[11].
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ
Интенсификация исследований
эмоциональных отношений сопровождается усилением внимания к
методическому обеспечению этой работы, прежде всего к методам
измерения величины аттракции в паре. Качественные различия
эмоциональных отношений на первом и последующих этапах их развития
привели к образованию двух, довольно слабо связанных между собой
направлений методических разработок, — первое ориентировано на
создание процедур регистрации аттракции между незнакомыми или
малознакомыми людьми, второе — между членами устойчивых пар.
Рассмотрим сначала методы измерения
аттракции, созданные в рамках первого направления. По характеру
регистрируемого ответа испытуемого
их можно подразделить на две группы —
вербальные и невербальные. К вербальным можно отнести как
классические методы (семантический дифференциал, шкалы социальной
дистанции, социометрия), так и ряд специально разработанных
методик. Ведущее положение среди вербальных индикаторов аттракции
занимает предложенный Д.Бирном показатель, основывающийся на его же
шкалах межличностной оценки. Испытуемый получает задание оценить
другого человека по шести критериям: интеллект, знакомство с
последними событиями, нравственное развитие, приспособленность к
жизни, чувство симпатии или антипатии, которое он вызывает у
респондента, желание или нежелание респондента сотрудничать с ним в
ходе эксперимента. Каждый критерий оценивается по 7-балльной шкале,
сумма оценок по двум последним характеристикам и дает индекс
аттракции. На первый взгляд, этот индикатор представляется
совершенно необоснованным, однако социальные исследования
продемонстрировали его соответствие многим психометрическим
критериям. Аттракция, измеренная с помощью шкал межличностной
оценки, высоко коррелирует с жизненными показателями, а также с
данными измерения по другим методикам. Серьезным недостатком этого
индикатора аттракции является его низкая устойчивость по отношению
к повторениям, и как следствие — невозможность использования его в
лонгитюдных исследованиях.
Индекс Д.Бирна — самый
распространенный (он используется более чем в половине всех работ
по аттракции), но не единственный способ измерения эмоциональных
отношений на первом этапе их развития. Среди других можно назвать и
достаточно сложные, такие как межличностные шкалы свиданий,
состоящие из 50 вопросов, и предельно простые, как использовавшаяся
Т.Нькжомом оценка по 100-балльной шкале того, насколько нравится
испытуемому данный человек.
Вторым способом измерения аттракции,
использующимся в основном в начальный период развития отношений,
является регистрация невербальных реакций испытуемого на другого
человека. В качестве индикаторов аттракции могут использоваться как
поведенческие — пространственная близость участников общения,
селективность при припоминании тех или иных связанных с объектом
событий, взаимное положение I тел,
направление взгляда, так и психофизиологические характеристики —
учащение пульса, КГР и т.д.
Использование невербальных индикаторов
имеет давнюю традицию. Еще в Древнем Китае продавцы, торгуясь о
цене, следили за зрачками покупателя — расширение зрачков
свидетельствовало, как считалось, о том, что товар нравится.
Невербальные индикаторы обладают большими преимуществами перед
вербальными. Они устойчивы к повторению, не зависят в большинстве
случаев от кооперативности субъекта, а иногда и от его воли, они,
по-видимому, более непосредственно связаны с самим феноменом
эмоциональных отношений, то есть имеют более высокую, чем
вербальные, конструктивную валидность. Так, по многочисленным дан-
ным, при исследовании эмоциональных
отношении зрительный контакт (величина, характеризующая
продолжительность взгляда в глаза друг другу) обладает большей
диагностической и предсказательной силой, чем любые другие
индикаторы. В то же время их применение сопряжено со значительными
трудностями: они не дают оснований делать выводы о позитивности или
негативности отношения к объекту, необходима специальная аппаратура
и т.д.
Вербальные и невербальные индикаторы,
хотя они и апеллируют к одной и той же реальности, не всегда
достаточно тесно связаны между собой — текущая валидность этих
методов невысока. Это, с одной стороны, диктует необходимость
создания новых, более надежных процедур, а с другой — способствует
тенденции использования в рамках одного исследования сразу
нескольких индикаторов, принадлежащих как к вербальной, так и к
невербальной группе.
При исследовании аттракции между
членами устойчивых пар часть психологов предпочитают обходиться
вообще без измерений, считая сам факт существования пары
доказательством наличия в ней достаточно интенсивных эмоциональных
отношений. Параметры устойчивых пар сравниваются в этом случае с
соответствующими характеристиками распадающихся или «фиктивных» (то
есть составленных чисто умозрительно из незнакомых людей), различия
же интерпретируются как корреляты аттракции. Такой подход, однако,
не всегда правомерен.
Измерение аттракции в устойчивых парах
требует решения ряда методологических вопросов, которые, строго
говоря, стоят и перед создателями вышеописанных процедур, но с
меньшей остротой. Это, во-первых, проблема соотношения
регистрируемых индикаторов и исследуемого феномена, во-вторых,
вопрос об одномерном или многомерном характере межличностной
аттракции.
В тех случаях, когда измерение
аттракции основывается не на наблюдении за действиями испытуемых, а
на их самоотчете, регистрируемые индикаторы располагаются на
континууме от обобщенной оценки отношений (например, любовь,
привязанность и т.д.) до максимально конкретных их характеристик
(например, использование уменьшительных имен и прозвищ). Вопросы,
близкие ко второму полюсу, с психологической точки зрения
предпочтительнее — они меньше зависят от фактора социальной
желательности, испытуемому легче отвечать на них и т.д. Но
исследователя интересует как раз обобщенная оценка. В большинстве
случаев она выводится из конкретных индикаторов на основе принятой
в исследовании концепции об их связи с искомой итоговой
характеристикой (например, использование уменьшительных имен и
прозвищ может трактоваться как признак близких отношений). Так
строятся и методики на собственно эмоциональные отношения и на
близкие им параметры, например удовлетворенность браком.
Таким образом построены и советские
методики. Так, шкалы любви и симпатии, разработанные Ю.Е.Алешиной на
основе аналогичных шкал
3.Рубина, состоят из 14 вопросов, 7 из
которых направлены на измерение любви (как феномена, включающего в
себя привязанность, заботу и интимность), а 7 — симпатии (в которую
в данном случае входят уважение, восхищение и восприятие объекта как
сходного с собой). Проведенная психометрическая проверка показала
достаточную надежность методики по различным критериям.
Разработанная аспиранткой кафедры
социальной психологии МГУ М.А.Абалакиной методика изучения
взаимоотношений в добрачной паре состоит из 28 вопросов и позволяет
измерять ориентацию партнеров на заключение брака, удовлетворенность
отношениями и «позитивность» отношений.
Естественно, далеко не всегда
необходимо измерять аттракцию по всем выделенным ее составляющим. В
зависимости от целей исследования набор измеряемых переменных может
меняться. По-видимому, в некоторых случаях, особенно в работах
прикладного характера, достаточно ограничиться регистрацией
аттракции лишь по двум-трем координатам. Этот вопрос должен
находиться в компетенции авторов конкретных работ [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последние десятилетия внимание
психологов привлекает феномен бескорыстной помощи, альтруистического
поведения [14]. Исследования убеждают, что оно является неотъемлемой
чертой зрелого, творческого, счастливого человека. Доброжелательные,
а вернее, добродетельные люди лучше понимают окружающих и больше им
нравятся. Альтруистическое поведение заразительно, и, что особенно
любопытно, вызвать его в другом человеке удается (хотя и не всегда)
единственным способом — собственными бескорыстными действиями.
Побеждают в этом случае оба партнера,
которые оказываются сильнее обид, амбиций, зависти или искушения
использовать другого человека как средство самоутверждения. Смысл их
отношений в том, чтобы, помогая друг другу, расти, проявляя
неизменную доброжелательность, вселять в ближнего спокойную
уверенность в своих силах. Желания партнеров становятся
противоположны типичным: большей доброты человек желает себе,
большей уверенности и спокойствия — другому. И как ни удивительно,
в людях действительно прибавляется и доброты, и спокойствия.
Любовь, начинающаяся с сексуального
влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает
прочной. Она недолговечна потому, что в ней нет настоящего высокого
чувства. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но
только при ее наличии. «Самозабвенное помешательство друг на друге
— .. .не доказательство силы... любви, а лишь свидетельство
безмерности предшествовавшего ей одиночества» [18]. Без любви
сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле
разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами
Э.Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью,
психологически разделяющей людей. Такой акт исключительно чувствен,
а настоя-
щая любовь сердечна и рассудочна; он
отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь
вечна.
На самом деле, любить нелегко. Иногда
удается очень легко влюбляться и быть любимым до тех пор, пока
другой человек, да и ты сам не наскучишь. Но любить и, так сказать,
«оставаться» (пребывать) в любви довольно трудно, хотя это и не
требует от нас ничего сверхъестественного, а в действительности
является самым главным человеческим качеством.
По мнению физика и философа,
Нобелевского лауреата Э.Шредин-гера, «мы находимся в начале
биологического перехода от эгоистической к альтруистической
ориентации» [48]. Хотелось бы, чтобы он не ошибся. А продолжение
этого перехода зависит от каждого из нас.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды.
Т. 2. — М., 1980.
2. Бодалев А.А. Восприятие и
понимание человека человеком. — М.,1982.
3. Бодалев АЛ. Об изучении общения /
Психология общения: Обзорная информация. Вып. 3. — М., 1978.
4. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных
отношений. — М., 1987.
5. Кон И.С. Дружба. — М., 1980.
6. Кон И.С. Психология половых
различий // Вопросы психологии. — 1987.
7. КроникА., Кроник Е. В главных
ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. — М.,
Мысль, 1989.
8. Лазурский А.Ф. Классификация
личностей. — Пб., 1922.
9. Мясищев В.Н. Основные проблемы и
современное состояние психологии отношений человека /
Психологическая наука в СССР. Т. 2. — М., 1960.
10. Немое PC.
Психология. В 3 кн. Кн. 1. — М: Владос, 1999.
11. Райх В. Сексуальная революция. —
СПб.-М.: Университетская книга, 1997.
12. Роджерс К. К науке о личности
/История зарубежной психологии (30 — 60-е гг. XX
в.). Тексты. — М., 1986.
13. Степанов В.Г. Психология трудных
школьников: Учебное пособие. — М.: Academia,
1998.
14. Субботский Е.В. Исследования
проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии //
Вопросы психологии. — 1977.
15. Трусов В.П.
Социально-психологические исследования когнитивных процессов. — Л.,
1980.
16. Устименко С.Ф. Межличностные
отношения трудных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 1.
17. Фрейд 3. Очерки психологии
сексуальности. — М., 1922.
18. Фромм Э. Искусство любить. —
Минск, 1990.
19. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М.:
Аст, 1998.
20. Щедрина Е.В. Референтность как
характеристика системы межличностных отношений / Психологическая
теория коллектива. —
М., 1979.
21. ЭткиндА.М.
Социально-психологическое исследование эмоций в США /
Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л.,
1980.
22. Berscheid E.,
Walster E. A littl bit about love / Foundations of interpersonal
attraction. — N.Y., 1974.
23. Byrne D., Eruin C,
Lamberth }. Continuity between the experimental study of attraction
and <real life> computer dating //J. of personality and social
psychology. — 1970. — V. 16.
24. Caster L. Oward a
re-evaluation of love / In: Symposium on love. — N.Y., 1973.
25. Cunningham J.,
AvtillJ. Love in developing romantic relations / Personal
Relationships, 2. — L.r 1981.
26. Dion K. Physical
attractiveness and interpersonal attracton / Love and attraction. —
Oxford, 1979.
27. Dion K., Dion K.
Correlate of romantic love //J. of counseling and clinical
psychology. — 1973. —V. 41.
28. Driscall R., Davis
K., Lipitz M. Parental interference and romantic love: the Romeo and
Juliet effect // J. of personality and social psychology. —1972. —
V. 24.
29. Duck S. Toward a
research map for the study of relationship breakdown / In: Personal
Relationships 4. — L., 1981.
30. Forgas J., Doboosz P.
Dimentions of romantic involvement / Social psychology quarterly. —
1980. —V. 43.
31. Hill C, Rubin Z.,
Perlau L. Breakups before marriage: the end of 103 affairs //J. of
social issues. — 1976. — V. 32.
32. Homans G. Social
behavior: it's elementary forms. — N.Y., 1972.
33. James W. Psychology:
Briefer Course. — N.Y., 1892.
34. Kelley H.,
Berscheid E., Christensen A., Harvey /., Hunston
Т.,
Levinger G., McClintock £., Peplau L., Peterson D. Close
relationships. — N.Y., 1983.
35. Kemper T. A social
interaction theory of emotions. — N.Y., 1978.
36. Kerckoff A., Davis K.
Value consensus and need complementarity in mate selection
//American sociological review. — 1962. — Vol. 27.
37. Lasky E. Physical
attractiveness and its relation to selfesteem / Love and attraction.
— Oxford, 1979.
38. Levinger G.
Development and change / In: Close relationships. — N.Y., 1983.
39. Handler G. Mind and
emotion. — N.Y., 1975.
40. MaslowA. Motivation
and personality. — N.Y., 1972.
41. Murstein B. A theory
of marital choice and its applicability to marriage ajustment /
Theories of attraction and love. — N.Y., 1971.
психология и жизнь
Г;
лубокий политичес-
Татьяна Горобец СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛЮБВИ
кии, экономический и духовный кризис,
переживаемый на нынешнем этапе в России, вызвал настоящую эпидемию
безразличного отношения к себе, своему будущему, будущему
собственной семьи. Человеку дана вера, надежда на обретение
способности завтра жить лучше, чем вчера. Научиться стремлению к
жизни во имя любви к себе, детям, Родине — значит научиться
познавать жизнь и ее смысл. Тем более актуальным является
обращение к теме любви в широком смысле этого понятия, так как
любовь — универсальное средство социальной психотерапии.
Серьезно к проблеме любви как
социальному феномену подошли психоаналитики З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм
и другие. У нас же она как предмет исследования до сих пор вызывает
улыбку. Между тем это мощное по своей эмоциональной напряженности
явление, выполняющее роль обретения оптимизма или, наоборот,
пессимизма, созидания или разрушения, психологической защиты или
ранимости и т.д.
Необходимость исследования проблемы
любви вызвана критической социально-психологической ситуацией,
системой социальных переживаний, которой в настоящее время
определяется состояние души народа. Современный российский человек
живет в сложном по структуре и тенденциям развития мире. Сложность
жизнедеятельности россиян заключается в дестабилизации различных
социальных институтов общества ~ семьи, образования,
здравоохранения.
Одним из вечных феноменов человеческих
отношений, выступающих в качестве мощного психотерапевтического
средства, является любовь. Феномен любви, присущий только человеку,
понимается как первично духовный процесс, основанный на глубоких
переживаниях (сознательных и бессознательных), которые являются в
свою очередь единицей психоанализа и предметом нашего исследования.
ЧТО ТАКОЕ «ЛЮБОВЬ»
Что же представляет собой феномен
человеческой любви? Четкого определения этого явления и понятия нет.
Советский энциклопедический словарь (СЭС) толкует это понятие как
интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность,
человеческую общность или идею [7, с. 743]. В древней мифологии и
поэзии — это космическая \ сила, подобная силе тяготения. Половая
любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства
— результат длительного с
й личности. Словарь русского языка <ак
чувства самоотверженной и глу-лечения.
бви на другую личность, общность ь в
систему социально-психологи-ромма, «любовь — это установка, 1Дает
отношение к миру вообще ... разных знаний и умений, в том числи,
терпения, заинтересованности,
- это установка, то можно считать
субъективной ориентации человека атанавливающие нравственные,
со-едения.
жтует любовь как высокую степень
гношения, выделяющего его объект э в центр жизненных потребностей ;
родителям, музыке, детям и т.д.) зное, напряженное и относительно
изиологически обусловленное сек->ажающееся в социально
формиру-альной полнотой представленным в века таким образом, чтобы
пробуж-ном чувстве той же интенсивности,
>лковании психологического словаря
омпонент любви — духовный. Преж-ющая созидательную направленность
дения к
небесному миру, его познанию. Другими словами, любовь есть и
счастье, и радость, и торжество жизни, и вера, и надежда. Именно
любовь в любых ее проявлениях как процесс первично духовный
является способом существования и сохранения человеческой
популяции. Жизнь на Земле не имеет смысла, если нет репродукции.
Любой живой индивидуум должен при обеспечении своего существования
обеспечить продление вида, иначе нам грозит вымирание. Человеческая
жизнь на Земле — это выполнение космической миссии по с |