Эрик Хоффер.
Истинноверующий.
Мысли о природе массовых движений.
Оглавление TOC \h
\z \t "Заголовок 3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3"
Предисловие научного редактора.
PAGEREF _Toc29556336 \h 5
Несколько слов об авторе.
PAGEREF _Toc29556337 \h 6
Предисловие.
PAGEREF _Toc29556338 \h 6
Часть первая. Соблазн массовых
движений.
PAGEREF _Toc29556339 \h 8
Глава I.
Жажда перемены.
PAGEREF _Toc29556340 \h 8
1.
PAGEREF _Toc29556341 \h 8
2.
PAGEREF _Toc29556342 \h 9
3.
PAGEREF _Toc29556343 \h 9
4.
PAGEREF _Toc29556344 \h 10
5.
PAGEREF _Toc29556345 \h 10
6.
PAGEREF _Toc29556346 \h 11
Глава
II.
Стремление к перевоплощению.
PAGEREF _Toc29556347 \h 11
7.
PAGEREF _Toc29556348 \h 11
8.
PAGEREF _Toc29556349 \h 12
9.
PAGEREF _Toc29556350 \h 12
10.
PAGEREF _Toc29556351 \h 12
11.
PAGEREF _Toc29556352 \h 12
12.
PAGEREF _Toc29556353 \h 12
13.
PAGEREF _Toc29556354 \h 13
Глава III.
Сменяемость массовых движений.
PAGEREF _Toc29556355 \h 13
14.
PAGEREF _Toc29556356 \h 13
15.
PAGEREF _Toc29556357 \h 14
16.
PAGEREF _Toc29556358 \h 14
17.
PAGEREF _Toc29556359 \h 14
Часть вторая. Потенциальный
истинноверующий.
PAGEREF _Toc29556360 \h 15
Глава IV.
Роль отщепенцев в делах человеческих.
PAGEREF _Toc29556361 \h 15
18.
PAGEREF _Toc29556362 \h 15
19.
PAGEREF _Toc29556363 \h 16
Глава V.
Бедняки.
PAGEREF _Toc29556364 \h 16
Новые бедняки.
PAGEREF _Toc29556365 \h 16
20.
PAGEREF _Toc29556366 \h 16
Отверженные.
PAGEREF _Toc29556367 \h 17
21.
PAGEREF _Toc29556368 \h 17
22.
PAGEREF _Toc29556369 \h 17
23.
PAGEREF _Toc29556370 \h 18
24.
PAGEREF _Toc29556371 \h 18
25.
PAGEREF _Toc29556372 \h 18
Свободные бедняки.
PAGEREF _Toc29556373 \h 18
26.
PAGEREF _Toc29556374 \h 18
27.
PAGEREF _Toc29556375 \h 19
28.
PAGEREF _Toc29556376 \h 19
29.
PAGEREF _Toc29556377 \h 19
Творческие бедняки.
PAGEREF _Toc29556378 \h 19
30.
PAGEREF _Toc29556379 \h 19
Объединенные бедняки.
PAGEREF _Toc29556380 \h 20
31.
PAGEREF _Toc29556381 \h 20
32.
PAGEREF _Toc29556382 \h 20
33.
PAGEREF _Toc29556383 \h 21
34.
PAGEREF _Toc29556384 \h 22
35.
PAGEREF _Toc29556385 \h 23
Глава VI. Не
на месте.
PAGEREF _Toc29556386 \h 24
36.
PAGEREF _Toc29556387 \h 24
37.
PAGEREF _Toc29556388 \h 25
Глава VII.
Крайние эгоисты.
PAGEREF _Toc29556389 \h 25
38.
PAGEREF _Toc29556390 \h 25
Глава VIII.
Честолюбцы перед неограниченными возможностями.
PAGEREF _Toc29556391 \h 26
39.
PAGEREF _Toc29556392 \h 26
Глава IX.
Меньшинства.
PAGEREF _Toc29556393 \h 26
40.
PAGEREF _Toc29556394 \h 26
Глава X. Скучающие.
PAGEREF _Toc29556395 \h 26
41.
PAGEREF _Toc29556396 \h 26
Глава XI.
Грешники.
PAGEREF _Toc29556397 \h 27
42.
PAGEREF _Toc29556398 \h 27
Часть третья. Объединенная акция и
самопожертвование.
PAGEREF _Toc29556399 \h 28
Глава XII. Вступление.
PAGEREF _Toc29556400 \h 28
43.
PAGEREF _Toc29556401 \h 28
Глава XIII. Факторы, способствующие
самопожертвованию.
PAGEREF _Toc29556402 \h 30
Отождествление с коллективным целым.
PAGEREF _Toc29556403 \h 30
44.
PAGEREF _Toc29556404 \h 30
45.
PAGEREF _Toc29556405 \h 30
46.
PAGEREF _Toc29556406 \h 31
Притворство.
PAGEREF _Toc29556407 \h 31
47.
PAGEREF _Toc29556408 \h 31
Недооценка существующего.
PAGEREF _Toc29556409 \h 32
48.
PAGEREF _Toc29556410 \h 32
49.
PAGEREF _Toc29556411 \h 33
50.
PAGEREF _Toc29556412 \h 33
51.
PAGEREF _Toc29556413 \h 34
52.
PAGEREF _Toc29556414 \h 34
53.
PAGEREF _Toc29556415 \h 35
«Вещи, которых нет».
PAGEREF _Toc29556416 \h 35
54.
PAGEREF _Toc29556417 \h 35
55.
PAGEREF _Toc29556418 \h 36
Доктрина.
PAGEREF _Toc29556419 \h 36
56.
PAGEREF _Toc29556420 \h 36
57.
PAGEREF _Toc29556421 \h 37
58.
PAGEREF _Toc29556422 \h 38
59.
PAGEREF _Toc29556423 \h 38
Фанатизм.
PAGEREF _Toc29556424 \h 38
60.
PAGEREF _Toc29556425 \h 38
61.
PAGEREF _Toc29556426 \h 39
62.
PAGEREF _Toc29556427 \h 39
63.
PAGEREF _Toc29556428 \h 40
Массовые движения и армии.
PAGEREF _Toc29556429 \h 40
64.
PAGEREF _Toc29556430 \h 40
Глава XIV.
Объединяющие элементы.
PAGEREF _Toc29556431 \h 42
Ненависть.
PAGEREF _Toc29556432 \h 42
65.
PAGEREF _Toc29556433 \h 42
66.
PAGEREF _Toc29556434 \h 42
67.
PAGEREF _Toc29556435 \h 42
68.
PAGEREF _Toc29556436 \h 43
69.
PAGEREF _Toc29556437 \h 43
70.
PAGEREF _Toc29556438 \h 44
71.
PAGEREF _Toc29556439 \h 44
72.
PAGEREF _Toc29556440 \h 44
73.
PAGEREF _Toc29556441 \h 44
74.
PAGEREF _Toc29556442 \h 45
75.
PAGEREF _Toc29556443 \h 45
76.
PAGEREF _Toc29556444 \h 45
77.
PAGEREF _Toc29556445 \h 45
Подражание.
PAGEREF _Toc29556446 \h 46
78.
PAGEREF _Toc29556447 \h 46
79.
PAGEREF _Toc29556448 \h 46
80.
PAGEREF _Toc29556449 \h 46
81.
PAGEREF _Toc29556450 \h 47
82.
PAGEREF _Toc29556451 \h 47
Убеждение и принуждение.
PAGEREF _Toc29556452 \h 48
83.
PAGEREF _Toc29556453 \h 48
84.
PAGEREF _Toc29556454 \h 48
85.
PAGEREF _Toc29556455 \h 48
86.
PAGEREF _Toc29556456 \h 49
87.
PAGEREF _Toc29556457 \h 50
88.
PAGEREF _Toc29556458 \h 50
Руководство.
PAGEREF _Toc29556459 \h 51
89.
PAGEREF _Toc29556460 \h 51
90.
PAGEREF _Toc29556461 \h 51
91.
PAGEREF _Toc29556462 \h 52
92.
PAGEREF _Toc29556463 \h 53
93.
PAGEREF _Toc29556464 \h 53
94.
PAGEREF _Toc29556465 \h 53
95.
PAGEREF _Toc29556466 \h 54
Действие.
PAGEREF _Toc29556467 \h 54
96.
PAGEREF _Toc29556468 \h 54
97.
PAGEREF _Toc29556469 \h 54
98.
PAGEREF _Toc29556470 \h 54
99.
PAGEREF _Toc29556471 \h 55
Подозрительность.
PAGEREF _Toc29556472 \h 56
100.
PAGEREF _Toc29556473 \h 56
101.
PAGEREF _Toc29556474 \h 56
Результаты объединения.
PAGEREF _Toc29556475 \h 57
102.
PAGEREF _Toc29556476 \h 57
103.
PAGEREF _Toc29556477 \h 57
Часть четвертая. Начало и конец.
PAGEREF _Toc29556478 \h 58
Глава XV. Люди слова.
PAGEREF _Toc29556479 \h 58
104.
PAGEREF _Toc29556480 \h 58
105.
PAGEREF _Toc29556481 \h 59
106.
PAGEREF _Toc29556482 \h 60
107.
PAGEREF _Toc29556483 \h 61
108.
PAGEREF _Toc29556484 \h 61
109.
PAGEREF _Toc29556485 \h 62
Глава XVI. Фанатики.
PAGEREF _Toc29556486 \h 63
110.
PAGEREF _Toc29556487 \h 63
111.
PAGEREF _Toc29556488 \h 63
112.
PAGEREF _Toc29556489 \h 64
Глава XVII. Практичные «люди
действия».
PAGEREF _Toc29556490 \h 65
113.
PAGEREF _Toc29556491 \h 65
114.
PAGEREF _Toc29556492 \h 65
115.
PAGEREF _Toc29556493 \h 66
116.
PAGEREF _Toc29556494 \h 66
Глава XVIII.
Хорошие и плохие массовые движения.
PAGEREF _Toc29556495 \h 67
Непривлекательность и бесплодность
активной фазы.
PAGEREF _Toc29556496 \h 67
117.
PAGEREF _Toc29556497 \h 67
118.
PAGEREF _Toc29556498 \h 68
119.
PAGEREF _Toc29556499 \h 68
Некоторые факторы, определяющие
продолжительность активной фазы.
PAGEREF _Toc29556500 \h 69
120.
PAGEREF _Toc29556501 \h 69
121.
PAGEREF _Toc29556502 \h 69
122.
PAGEREF _Toc29556503 \h 70
123.
PAGEREF _Toc29556504 \h 70
Полезные массовые движения.
PAGEREF _Toc29556505 \h 71
124.
PAGEREF _Toc29556506 \h 71
125.
PAGEREF _Toc29556507 \h 72
© ЕГУ, 2001
Научный редактор — академик НАН РБ,
профессор Л. Л. Михайлов
Печатается по изданию: Нью-Йорк,
Фредерик А. Преггер, 1962 (Hoffer,
Eric. The True
Believer.
New York, Frederic A. Praeger, 1962).
X
85 Хоффер Э. Истинноверующий. — Мн.: ЕГУ, 2001. — 200 с.
ISBN
985-6614-28-7.
УДК 32.001+316.6 ББК 60
Исследование признанного в США
классика обществоведения посвящено природе и содержанию массовых
движений человечества — будь то партии, религиозные течения,
национальные или социальные революции. Чем объяснить
притягательность для масс таких неоднозначных в мировой истории и
духовной культуре фигур, как Христос, Будда, Магомет, Гитлер,
Сталин? Выявляя закономерности, автор дает оригинальные ответы.
Написанная убедительным языком, книга
будет интересна не только историкам, философам, политологам, но и
всем, кто интересуется проблемами обществоведения.
Неоднократно переиздавалась в США. В
нашей стране издается впервые.
(8:)Имя
американского мыслителя Эрика Хоффера (1902-1983) все еще остается
недостаточно известным нашему читателю. Его первая и, по-видимому,
самая значительная из опубликованных им девяти книг —
Истинноверующий, — представляет собой размышления о природе массовых
движений.
Работа, ставшая в США классической, до
сих пор не имеет должного резонанса на европейском континенте.
Действительно, что, казалось бы, нового можно сказать в этой области
после Г. Ле Бона, Г. Тарда, 3. Фрейда, М. Вебера,
X. Ортеги-и-Гассета, К. Юнга, Э. Канетти и многих других,
которые сделали предметом своего анализа природу массового сознания
и массового поведения?
Одной из возможных причин этого
недостаточного внимания является то, что в отличие от упомянутых
имен, существенно повлиявших на умонастроения культуры
XX столетия, Хоффер воспринимается как
человек, находящийся вне сложившейся академической среды. Портовый
грузчик, батрак, бродяга — он является ярким примером американского
феномена self-made man.
Внезапно ослепший в возрасте семи лет, он расценил столь же
непостижимым образом возвращенное через восемь лет зрение как дар,
которым в силу его негарантированности необходимо воспользоваться в
максимальной мере. Опасаясь, что он может опять ослепнуть, Хоффер
набросился на книги с жадностью, подстегиваемой реальной
экзистенциальной угрозой потери зрения.
Привлекательность книги Хоффера в
оригинальности и самостоятельности его мышления. В то время как
американская психология и социальная теория (9:) испытывали в
середине прошлого века преобладающее воздействие идей Фрейда, Хоффер
сумел обозначить направления своих исследований за пределами того,
что может быть обозначено в качестве mainstream.
Ключевой проблемой человеческого бытия, по его мнению, является
наличие чувства собственного достоинства (self-esteem).
В то же время человек сталкивается с постоянной опасностью утраты
этого чувства, без всякого успеха компенсируемого его вовлеченностью
в различные формы публичной жизни, и, как правило, приводящего к
забвению смысла своего бытия.
Хоффер в меньшей мере, чем кто-либо
другой, дает основание упрекать себя в наличии чувства враждебности
к тому, что принято обозначать посредством понятия «народные массы».
Для него «человек-масса», точно так же, как и для Ортеги-и-Гассета,
— всеобщий феномен, затрагивающий каждого из нас. Растворение в
массе имеет в качестве своего результата снижение умственных
способностей, независимо от уровня образования и культуры
участвующих. В итоге мы имеем дело с поведением, предопределяемым
воздействием элементарных импульсов и мало восприимчивым к доводам
разума.
Ситуация лишь усугубляется в атмосфере
процессов глобализации современного мира и таким воздействием
средств массовой информации на индивидуальное сознание, которое
многократно умножает возможности трансляции заданных образов и
картин действительности. Конформность, обезличенность, анонимность
форм мышления, носителем которых мы неизбежным образом являемся,
преимущественно не отдавая себе в этом отчета, решающим образом
подвергает сомнению доминирующую парадигму восприятия человеческого
существа как animal rationale. В свою
очередь представление о незавершенности, открытости, субстанциальной
непредопределенности человеческого бытия, столь характерное для
(10:) прозрений XX века, с необычайной
остротой ставит перед современным обществом задачу обнаружения путей
и способов наделения человека тем, что до сих пор слишком часто
воспринималось естественно принадлежащим ему по определению.
«Большая часть жизни — это одно
непрекращающееся усилие, направленное на то, чтобы уйти от
необходимости думать», — говорит герой одного из рассказов О.
Хаксли. Следует ли лишний раз напоминать о том, что нынешнее
«омассовление» планеты может способствовать усугублению этой и без
того крайне серьезной опасности?
Нет никакого сомнения в том, что мы
имеем дело далеко не только с теоретической проблемой.
XX век предоставил более чем богатую пищу
для осмысления всего того, сколь опасными, а порой и трагическими,
могут быть последствия массовых движений. Способность извлечь
должные уроки из прошлого опыта в существенной мере зависит от нашей
готовности услышать предостережения, которые содержатся в книге
Эрика Хоффера.
Единственно от чего следовало бы
удержаться нам, читателям, — так это от соблазна отнести содержание
всего, что содержится в книге, на счет других. Нужно найти в себе
мужество, всматриваясь в изображение, обнаружить самих себя,
поскольку у нас есть все основания сказать, перефразируя слова
Рокуэлла Кента: «Это мы, Господи!»
Л. Л. Михайлов
(11:)Эрику
Хофферу сейчас [в 1962 г.] шестьдесят лет; последние двадцать лет —
с 1943 года — он работает портовым грузчиком на Калифорнийском
побережье США, главным образом в Сан-Франциско. До того он работал
сезонным батраком, рабочим на золотых приисках в штате Невада,
бродяжничал.
Эрик Хоффер — самоучка, «свободный
философ». Он выпустил две книги, одна из которых —
«Истинноверующий».
Вот что рассказывает о своей юности
сам Э. Хоффер: «В школу я никогда не ходил. До пятнадцати лет был
почти слепым. Когда зрение вернулось ко мне, меня охватил неутолимый
голод к печатному слову. Я читал все без разбору — все, что
попадалось на английском и немецком языках... После смерти отца (он
был столяром) я понял, что мне придется заботиться о себе самому. Я
уже определенно знал несколько вещей: во-первых, что не хочу
работать на фабрике; во-вторых, что не вынесу зависимости от
благосклонности какого-нибудь начальства; в-третьих, что всегда буду
бедным; в-четвертых, что мне надо уехать из Нью-Йорка. Логика
подсказала, что для бедного самый лучший край — Калифорния».
Во времена депрессии в течение десяти
лет молодой Э. Хоффер батрачил по Калифорнии в горячую пору
сельскохозяйственных работ; батрачил вместе с другими «новыми
пионерами» того тяжелого времени, которых называли «арки» и «оки», —
это были разорившиеся от засухи фермеры штатов Арканзас и Оклахома,
тысячами устремлявшиеся — вместе с семьями, целыми (12:)
караванами — в Калифорнию (русскому читателю эта эпопея известна по
роману «Гроздья гнева»).
Из опыта жизни вместе с «арками» и
«оками» у Э. Хоффера и возник интерес к массовым движениям. В годы
размышлений и работы над книгой Э. Хоффер много бродяжничал: где бы
он ни был, всюду — в десятках городков — записывался в библиотеки,
где брал книги для чтения; когда случались деньги, снимал комнату
рядом с библиотекой, чтобы быть ближе к книгам, справочникам, чтобы
ничто не мешало сосредоточенно размышлять и писать.
(Из предисловия к изданию 1962
года)
(13:)
Человеку хочется быть великим, а он
видит, как мал он; ему хочется быть счастливым, а видит, как он
несчастлив; ему хочется быть совершенством, а сам он полон
недостатков; ему хочется быть любимым и уважаемым всеми, а он своими
недостатками вызывает к себе презрение и отвращение. Эта
двойственность его положения порождает в нем страсти преступные и
несправедливые по отношению к Другим: в нем нарождается жгучая
ненависть к горькой для него правде.
Б. Паскаль. Мысли.
Посвящается Маргарите Андерсон, без
побуждения которой — издалека, через весь континент, эта книга не
была бы написана.
(15:)
Эта книга — о некоторых особенностях, свойственных всем массовым
движениям: будь то религиозные движения, национальные или социальные
революции. Книга эта не утверждает, что все массовые движения
однородны, но у всех их есть некоторые характерные основные черты,
придающие им «семейное сходство».
Все массовые движения порождают в
своих последователях готовность жертвовать собой и действовать
объединенными силами; все массовые движения, независимо от своих
программ и доктрин, вызывают фанатизм, энтузиазм, горячие надежды,
ненависть, нетерпимость; все они могут в определенных областях жизни
вызвать могучий поток активности; все они требуют слепой веры и
нерассуждающей верности.
Все массовые движения, как бы ни были
различны их цели и доктрины, первых своих последователей находят
среди людей одного определенного склада и привлекают к себе людей
одинакового образа мысли.
Хотя различия между фанатичным
христианином, фанатичным мусульманином и таким же националистом или
между фанатиком-коммунистом и фанатиком-нацистом очевидны, однако в
их фанатизме, несомненно, имеется и общее. То же самое можно сказать
и о силе, которая толкает их всех к экспансии и стремлению к
мировому владычеству. Нет никакого сомнения, что в явлениях,
связанных с фанатичной верой, стремлением к власти, к единению,
самопожертвованию, — имеется известная общность.
Каждое «священное дело» сильно
отличается одно от другого — по содержанию и доктрине, но все
(16:) факторы, которые делают их действенными, однородны.
Каждый подобно Паскалю, находившему
убедительные доказательства истинности христианства, может найти не
менее убедительные доказательства истинности коммунизма, нацизма или
национализма. За какое бы «священное дело» ни отдавали свои жизни
люди, они, вероятно, в основном умирают за одно и то же.
В этой книге говорится главным образом
о массовых движениях в фазе их подъема. Именно в этой фазе ведущую
роль играет истинноверующий — человек-фанатик «священного дела»,
готовый для этого дела пожертвовать и жизнью. Эта книга — попытка
проследить происхождение истинноверующего и дать описание его сути.
Для этого приходится прибегнуть к одной рабочей гипотезе. Будем
исходить из факта, что в начале всех массовых движений среди их
участников преобладают неудовлетворенные жизнью люди и что примыкают
они к движению по своей воле, а затем предположим, что: 1)
неудовлетворенность эта сама по себе порождает большинство
характерных черт истинноверующего, без какого бы то ни было внешнего
влияния (даже до его участия в движении), 2) действительно
эффективный метод обращения в веру состоит в основном в том, чтобы
развить и укрепить склонности и реакции, свойственные
неудовлетворенному сознанию.
Для проверки правильности этих
предположений пришлось изучить особенности самой
неудовлетворенности, затем — как реагируют на них сами
неудовлетворенные, потом — насколько их реакции совпадают с
реакциями истинноверующего и, наконец, каким образом эти реакции
способствуют зарождению и распространению массовых движений.
Пришлось еще рассмотреть практику современных массовых движений,
усовершенствовавших методы обращения в веру, чтобы выяснить:
подтверждает ли эта практика точку зрения, что (17:) массовое
движение умышленно разжигает неудовлетворенность и что такое
поощрение неудовлетворенности всегда служит интересам этого
движения.
В наше время большинству из нас
необходимо для самих себя составить некоторое понятие о мотивах и
побуждениях истинноверующих. Наш век, с одной стороны, — безбожный,
но, с другой стороны, — он очень религиозный. Где бы ни жил
истинноверующий, он везде наступает: обращает ли людей в свою веру
или восстанавливает их против себя, — он везде переделывает мир на
свой манер. Хотим ли идти вместе с ним или против него, мы должны
знать как можно лучше его природу и его возможности.
Необходимо сделать небольшое
замечание: говоря о «семейном сходстве» массовых движений, слово
«семья» мы употребляем в таксономическом смысле. Помидор и черный
паслён-белладонна относятся к одной семье
Solonaceae, и хотя помидор съедобен, а черный паслён ядовит,
оба они имеют много общих морфологических, анатомических и
физиологических свойств, — даже не ботаник заметит их семейное
сходство. Предположение, что у массовых движений много общих черт,
не означает, что все движения одинаково благотворны или, наоборот,
вредны. В этой книге не высказывается окончательных суждений и не
отдается предпочтений чему-либо; в ней только сделана попытка
кое-что разъяснить; разъяснения же эти — все, по существу, только
теории, мысли и доводы даже там, где они выражены, казалось бы,
категорически. Для ясности приведу слова Монтеня: «Все, что я
говорю, — это только рассуждения, а отнюдь не рецепт. Я не говорил
бы так смело, если бы мне обязаны были верить».
(18:)
Глава
I. Жажда
перемены.
(19:)
Общеизвестно, что все, кто примыкает к нарастающему революционному
движению, делают это из соблазна перспективы быстрых и больших
перемен в условиях их жизни. Ясно, что революционное движение — это
орудие перемен.
Не так очевидно, что и религиозные и
национальные движения тоже могут быть средствами перемен.
По-видимому, для большой и быстрой
перемены необходим массовый энтузиазм или вообще некое массовое
возбуждение, при этом неважно, отчего они происходят — в результате
ли надежды на обогащение или в результате самой активности массового
движения.
В нашей стране со времен гражданской
войны огромные изменения происходили в атмосфере, накаленной
энтузиазмом, порожденным небывалыми возможностями для личного
успеха. Там, где личный успех не может быть движущей силой, должны
быть найдены новые источники энтузиазма, чтобы провести и закрепить
такие важные перемены, как пробуждение и преобразование косного
общества или коренные преобразования в характере и образе жизни
общины. Религиозные, революционные и национальные движения порождают
массовый энтузиазм.
Главной движущей силой перемен в
прошлом были религиозные движения. Консерватизм религии — ее
ортодоксальность — это инертный коагулянт* [Коагулянт — сгущающее
вещество (примечание переводчика)] некогда (c.
20:) высокочувствительных соков. Религиозное движение в период
своего подъема, когда все меняется и экспериментируется, широко
открыто для новых взглядов и новых методов. Народившийся ислам был
средством организации и модернизации. Христианство оказало сильное
влияние на цивилизацию и развитие варварских племен Европы.
Крестовые походы и Реформация встряхнули западный мир от
средневекового застоя.
В новое и новейшее время массовое
движение, осуществившее широкую и быструю перемену, всегда было
революционным или национальным, или тем и другим вместе. Петр
Великий не уступал большинству самых преуспевших революционных и
национальных вождей в целенаправленности, во власти и беспощадности.
Но в своей главной цели — превратить Россию в западное государство —
он потерпел неудачу. Причина его неудачи была в том, что он не зажег
души русских масс активным энтузиазмом. Он не считал это необходимым
или не знал, как сделать свою цель «священным делом». Неудивительно,
что революционеры-большевики, ликвидировав последнего царя Романова,
сразу же почувствовали некое родство с Петром, хотя тот был и царем,
и Романовым. Его цель стала их целью, и они надеются преуспеть там,
где он потерпел поражение. Очень возможно, что в истории
большевистская революция будет фигурировать не только как попытка
создания коммунистической экономики, но и как попытка преобразования
одной шестой части земного шара.
Тот факт, что и Французская революция,
и русская революция обернулись национальными движениями,
по-видимому, указывает на то, что в новое и новейшее время
национализм является самым обильным и надежным источником энтузиазма
масс и что надо использовать националистический угар до тех пор,
пока не утвердятся (21:) начатые на революционном энтузиазме
коренные перемены. Очень возможно, что трудности на пути
правительства Рабочей партии Великобритании объясняются тем, что его
попытка изменить экономику страны и образ жизни 49 миллионов человек
была задумана в атмосфере, совершенно свободной от страстей,
экзальтации и фантастических надежд. Культурных и добропорядочных
вождей лейбористской партии от применения революционного энтузиазма
удержал их отказ от уродливых методов, созданных большинством
современных массовых движений. Но не исключена возможность, что
события заставят и их прибегнуть к каким-нибудь легким формам
шовинизма и в Великобритании будет иметь место «национализация
социализма, как естественное следствие социализации нации».
Невероятная модернизация Японии, очень
возможно, была бы немыслима без возрождения духа японского
национализма. Похоже на то, что и быстрая модернизация некоторых
европейских стран (особенно Германии) до некоторой степени была
облегчена подъемом и распространением националистических страстей.
Возрождение Азии, судя по всем имеющимся данным, придет скорее всего
через национальные движения. Появление подлинного национального
движения позволило Кемалю Ататюрку модернизировать Турцию чуть ли не
за один день. Египет, несмотря на многочисленные и тесные связи его
владык с Западом (начиная с Ахмета Али), модернизируется медленно и
вяло — в стране нет массовых движений. Чан Кайши мог бы и сейчас
действовать как преобразователь Китая, знай он, как запустить
массовое движение или хотя бы как сохранить в массах национальный
подъем, вызванный японским вторжением. Но он этого не знал и был
отброшен мастерами «религиофикации» — искусством превращать
практические цели в «священное дело». (22:)
Нетрудно понять, почему Америка и
Англия (или другая западная демократия) не могли сыграть
непосредственной и руководящей роли в пробуждении азиатских стран от
отсталости и косности: демократии или не склонны, или не способны
зажечь дух возрождения в миллионах азиатов. Содействие западных
демократий пробуждению Востока было побочным и, конечно,
ненамеренным. Они разожгли на Востоке энтузиазм возмущения против
Запада. Эта антизападная страсть теперь и пробуждает Восток от
спячки столетий.
Хотя жажда перемен нередко только
внешний повод для массовых движений, однако стоит выяснить: не
поможет ли исследование этой жажды осветить внутреннее действие
массовых движений? Поэтому мы и должны исследовать природу жажды
перемен.
Мы склонны считать, что те силы,
которые оформляют наше существование, действуют на нас извне. Наши
успехи и неудачи связаны в нашем сознании с тем, что происходит
вокруг нас. Поэтому удовлетворенные люди считают этот мир отличным и
хотят сохранить его таким, как он есть, в то время как
неудовлетворенные требуют радикальных перемен. Склонность все
объяснять внешними причинами остается даже тогда, когда совершенно
ясно, что главное — в наших личных качествах: в наших способностях;
в нашем характере, внешности и т. д. «Когда у человека что-нибудь не
так, — говорит Торо, — и он не может выполнять своих функций,
например, если у него болит живот... он тут же принимается за
переделку... мира!».
Вот почему неудачники сваливают свои
неудачи на мир. Занятно, что и преуспевающие люди, как бы они ни
гордились своей дальновидностью, силой духа, бережливостью и другими
достоинствами, в сущности тоже
(23:)
верят, что их успех — это результат случайного стечения
обстоятельств. Уверенность в себе — даже у самых счастливых —
никогда не бывает абсолютной. Они никогда не уверены, что им
известны все составные части их личного успеха. Внешний мир кажется
им механизмом хотя и отрегулированным, но не очень надежно, и пока
он «тикает» в их пользу, трогать его они боятся. Таким образом,
сопротивление переменам и жажда перемен берут свое начало в
одинаковых взглядах на жизнь, при этом сопротивление переменам может
быть таким же сильным, как и жажда перемен.
Недовольство само по себе не
обязательно ведет к желанию перемен. Чтобы неудовлетворенность
превратилась в отрицание, должны существовать и другие факторы. Один
из них — ощущение собственной силы.
Люди, испытывающие страх перед
окружающим миром, как бы плохо они ни жили, о переменах не думают.
Если форма нашей жизни настолько неустойчива и ясно, что
контролировать условия нашего существования не можем, — мы стремимся
придерживаться привычного и понятного. Люди часто превращают свою
жизнь в постоянную рутину и с ее помощью противостоят чувству
неуверенности и ощущению опасности. Этим достигается иллюзия, что
непредвиденное приручено. Рыбаки, кочевники, крестьяне, т. е. те,
кто зависит от неподвластных элементов, или творческий работник,
зависящий от вдохновения, или дикарь, испытывающий благоговейный
страх перед внешними силами, — все они боятся перемен. Они стоят
перед миром, как перед всемогущим судьей. Обездоленные тоже стоят в
благоговейном страхе перед окружающим миром, боясь перемен. Суровые
испытания голода и холода делают жизнь тяжелой, но, тем не менее
консерватизм бедных так же глубок, как и консерватизм
(24:)
привилегированных. Консерватизм бедных такой же фактор сохранения
существующего общественного строя, как и консерватизм богатых.
Люди, которые торопятся с проведением
больших перемен, обычно чувствуют себя носителями какой-то
непреодолимой силы. Поколение, совершившее Французскую революцию,
имело преувеличенное представление о всемогуществе и безграничных
возможностях человеческого разума. «Никогда, — говорит де Токвиль, —
человечество так не гордилось самим собой, так твердо не верило в
свое всемогущество. Наряду с этой непомерной самоуверенностью
возникла всеобщая жажда перемены, охватившая все умы».
Большевики с Лениным во главе, опрометчиво бросившиеся в хаос
создания нового мира, слепо верили во всемогущество марксизма. У
нацистов такой сильной доктрины не было, но у них была вера в
непогрешимость своего вождя и вера в новые методы. Весьма
сомнительно, чтобы национал-социализм добился такого большого
успеха, не будь у него горячего убеждения, что его новые методы —
«блицкриг» и тотальная пропаганда — сделают Германию непобедимой.
Верой поддерживается даже естественное
стремление к прогрессу — верой во врожденное Добро в человеке и во
всемогущество науки. Но и эта вера — от гордыни и чрезмерного
самодовольства — похожа на веру тех, кто строил Вавилонскую башню:
«город и башню до неба... и не отстанут они от того, что задумали
делать».
На первый взгляд кажется, что
обладание силой автоматически, само по себе, ведет к вызывающему
отношению к миру и к желанию перемен. Но это не всегда так. Сильный
так же может быть рабом, как и слабый. Думается, что вера в будущее
куда важнее, чем обладание инструментами власти. Там, где власть не
соединена с (25:)
верой в будущее, там она употребляется главным образом для
сохранения status quo и для ограждения его
от всего нового. С другой стороны, необузданная надежда, даже без
поддержки настоящей силы, может породить безрассудную смелость.
Человек с надеждой может получить силу из самых невероятных
источников, например: из лозунга, из слова, из пуговицы. Всякая вера
бессильна, если она не включает в себя веры в будущее, если не
предсказывает светлого будущего. Так и доктрина: чтобы быть
действенной, она должна быть не только источником власти, но и
ключом к книге будущего.
Люди, желающие преобразовать страну
или весь мир, не могут рассчитывать на успех, если они будут только
разжигать недовольство и управлять им или будут доказывать, что
запланированные перемены разумны и желанны, или станут насильно
навязывать народу новый образ жизни. Необходимо разжечь и раздуть
страстную надежду. При этом совсем неважно, идет ли речь о царстве
небесном или о рае на земле, о грабеже и несметных богатствах, о
сказочных достижениях или о мировом господстве. Если коммунистам
удастся овладеть Европой и большой частью мира, то произойдет это не
потому, что они знают, как раздуть недовольство или как заразить
людей ненавистью, а потому, что они умеют проповедовать Надежду.
Таким образом, разница между
консерватором и радикалом заключается главным образом в разнице их
взглядов на будущее. Страх перед будущим заставляет опираться на
настоящее и цепляться за него, в то время как вера в будущее делает
нас более восприимчивыми к перемене. Богатые и бедные, сильные и
слабые, те, кто достиг многого или малого, — все могут бояться
будущего. Когда настоящее кажется нам совершенным, то (26:)
единственно, чего мы можем ожидать, — это продление в будущем
настоящего, и в подобном случае перемена может быть только к
худшему. Поэтому все, кто многого достиг и кто живет полной и
счастливой жизнью, обычно являются противниками радикальных
новшеств. Консерватизм инвалидов и людей старше среднего возраста
также берет свое начало из страха перед будущим. Они во всем видят
признаки упадка и считают, что всякая перемена ведет не к лучшему, а
к худшему. Не верят в будущее и обездоленные. Будущее кажется им
миной, заложенной на их пути: двигаться нужно очень осторожно.
Желать перемен для них — все равно, что самому напрашиваться на
неприятности.
Что касается надеющихся — совсем
неважно, кто охвачен дикой надеждой: энтузиаст-интеллигент, или
жадный до земли крестьянин, спекулянт, стремящийся к быстрой наживе,
или солидный купец и промышленник, простой рабочий или знатный
аристократ — все они настоящего не берегут, часто разрушают его и
тем самым создают новый мир. Революции поэтому могут совершаться не
только бедняками, но и привилегированными. Движение «огораживания» в
Англии XVI и XVII
веков было революцией богатых. Шерстопрядильная промышленность
выросла до высокого уровня, и овцеводство стало выгоднее земледелия.
Землевладельцы выгнали со своих земель арендаторов, огородили
общинные пастбища и этим произвели глубокие перемены в общественной
и экономической структуре страны. «Лорды и аристократы нарушали
общественный порядок, разрушали древние законы и обычаи, — чаще
давлением и запугиванием, а иногда и насильственно».
Другая революция, совершенная богатыми, произошла в Англии в конце
XVIII и начале XIX
века. Это была промышленная революция. Новые, дух захватывающие
возможности механизации воспламенили тогда воображение (27:)
фабрикантов и купцов. Они начали революцию, «такую же до крайностей
радикальную, как и те, что воспламеняли когда-то умы сектантов»;
в сравнительно короткое время эти почтенные, богобоязненные граждане
изменили лицо Англии до неузнаваемости.
В дни, когда по улицам носятся надежды
и мечты, робким лучше всего запереть свои двери, закрыть окна и
сидеть спокойно, пока все не утихнет. В мире так часто случается,
когда между надеждами, — как бы они сами по себе ни были благородны
и хороши, — и теми действиями, которые они вызывают, возникает
чудовищный разрыв. Получается так, как если бы девушки, обвитые
плющом, и юноши, украшенные гирляндами, вдруг превратились бы в
четырех всадников Апокалипсиса.
Для того, чтобы броситься с головой в
предприятие, связанное с большими переменами, люди должны быть
крайне неудовлетворенными, не очень бедными и иметь такое чувство,
что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождем или новыми
методами, они получают доступ к источнику всесокрушающей силы.
Одновременно они должны иметь преувеличенное представление о
возможностях и перспективах будущего. И, наконец, они должны быть
совершенно несведущими в трудностях, связанных с их предприятием.
Опыт в этом случае — помеха. Люди, начавшие Французскую революцию,
не имели никакого политического опыта. Так же и большевики, и
нацисты, и революционеры Азии. Опытный человек появляется позднее;
он вступает в движение, когда оно уже на ходу. Английский
политический опыт, наверно, и оберегает англичанина от массовых
движений. (28:)
Глава
II.
Стремление к перевоплощению.
Существует коренная разница между
соблазном массового движения и соблазном практической деятельности.
Практическая деятельность дает людям возможность продвижения —
соблазн ее большей частью исходит из личных интересов. Массовое
движение, в частности в фазе его подъема, привлекает не тех, кто
хочет продвинуть свое нежно любимое «я», а тех, кто старается
освободиться от своего нежеланного «я». Массовое движение привлекает
и удерживает последователей не тем, что оно удовлетворяет желание
самопродвижения, а тем, что оно может дать удовлетворение страсти к
самоотверженности.
Люди, смотрящие на свою жизнь как на
непоправимо испорченную, не могут найти достойной для себя цели в
самопродвижении. Перспектива личной карьеры не может вызвать у них
ни мощного усилия, ни веры, ни твердых убеждений. На личную
заинтересованность они смотрят как на нечто позорное, недостойное и
порочное, как на что-то нечистое, и успешная карьера для них совсем
не удача. Все то, что предпринимается лично для себя, для своего
«я», кажется им обреченным. Все, что берет свои корни и начала в
личном «я», хорошим и благородным быть не может. Искреннейшее
стремление таких людей — это стремление к новой жизни, к возрождению
или, если этого нет, к возможности приобретения новой основы для
гордости, уверенности, надежды, целеустремленности, чувства
собственного достоинства — путем отождествления себя с каким-нибудь
«священным делом»: активное массовое движение и дает им обе эти
(29:) возможности. Когда они примыкают к движению как союзники
до конца, то находят возрождение к новой жизни в тесно сплоченном
коллективе; когда они присоединяются как сочувствующие, то обретают
основы для гордости, уверенности, целеустремленности тем, что
отождествляют себя с усилиями, достижениями и перспективами
движения.
Неудовлетворенные находят в массовом
движении возможность стать другими людьми, получая видную роль или,
по крайней мере, некоторые качества, которых они не могут обрести
исходя из ограниченных ресурсов собственного «я».
Конечно, среди первых приверженцев
каждого массового движения имеются и авантюристы, которые надеются,
что движение пустит в ход и их колесо фортуны и вынесет их к славе и
власти. Правда, некоторую самоотверженную преданность проявляют
иногда и те, кто идет в иные объединения, в
ортодоксально-политические партии и в организации практического
типа. Но факт остается фактом: практическое предприятие не может
существовать, если оно не дает удовлетворения личному интересу, а
силы и рост массового движения во время подъема прямо зависят от
способности движения вызывать и удовлетворять страсть к
самоотверженности. Как только массовое движение начинает привлекать
к себе людей, заинтересованных в своей личной карьере, — значит, оно
прошло фазу своего подъема и уже занято не созданием нового мира, а
старается сохранить и удержать существующее. Это значит, что
движение перестало быть движением, а стало предприятием. Гитлер
считал, что чем больше «постов и должностей может раздать движение,
тем ниже качество его кадров, и в конце концов эти политические
паразиты начинают численно подавлять победоносную партию до такой
степени, что честный борец прежних дней перестает узнавать свое
(30:)
движение... Если так случается, это значит, что миссия движения
окончена».
О природе полного перевоплощения,
которое делает человека истинноверующим, о самопожертвовании и
объединенном действии рассказывается в главах части третьей. Здесь
же мы рассмотрим только частичное перевоплощение.
Вера в «священное дело» частично
заменяет утраченную нами веру в самих себя.
Чем меньше у человека оснований
говорить о своем собственном превосходстве, тем больше он готов
утверждать, что превосходством обладает его страна, его религия, его
раса или его «священное дело».
Своими собственными делами человек
больше занимается тогда, когда они имеют смысл; в противном случае
он бросает свои бессмысленные дела и лезет в чужие.
Вмешательство в чужие дела выражается
в сплетнях, кознях, в сований носа туда, куда не следует, а также в
лихорадочном интересе к общественным, национальным или расовым
делам. Убегая от самого себя, мы или бросаемся на шею соседу, или
хватаем его за горло.
Горячее убеждение в том, что мы имеем
священную обязанность перед другими, часто только способ спасения
нашего утопающего «я»; мы хватаемся за проплывающий мимо плот. То,
что мы называем своей протянутой рукой помощи другому, на деле часто
только рука, (31:) цепляющаяся для спасения нашей собственной
драгоценной жизни. Отнимите от нас эти «священные обязанности», и
наши жизни становятся ничтожными и бессмысленными. Нет сомнения,
что, меняя эгоцентрическую жизнь на самоотверженную, мы невероятно
выигрываем в смысле почета и уважения. Тщеславие самоотверженных,
даже тех из них, кто действительно проявляет крайнее смирение, —
безгранично.
Одна из самых сильнодействующих
приманок массового движения — в том, что оно заменяет нам надежду.
Приманка эта особенно сильно действует в обществе, где широко
распространена идея прогресса. В понятии прогресса категория
«завтра» занимает очень большое место: понятно, что
неудовлетворенность, когда впереди не видно ничего хорошего, крайне
мучительна. Герман Раушнинг говорил о догитлеровской Германии:
«ощущение, что мы зашли в тупик, было одной из худших мук, какие нам
пришлось пережить после проигранной войны».
В современном обществе люди могут жить без надежды только в том
случае, если их держат в оглушенном состоянии, если все время
заставляют бегать, не переводя дыхания. Отчаяние безработного
заключается не столько в перспективе полной бедности, сколько в том,
что он вдруг увидел Ничто — полную пустоту. Именно поэтому
безработные охотнее идут за продавцами надежды, чем за дающими им
пособия по безработице.
Массовые движения обычно обвиняют в
обмане их участников: в том, что они надеждами на будущее лишают их
возможности наслаждаться настоящим. Но для неудовлетворенных
настоящее и без того непоправимо исковеркано: удобства и
удовольствия не могут восстановить для них настоящего. Только
надежда может принести им чувство подлинного удовлетворения.
(32:)
Когда наши личные интересы, наши планы
на будущее перестают нам казаться стоящими того, чтобы жить ради
них, мы начинаем остро нуждаться в чем-то таком, что лежит вне нас и
ради чего стоило бы жить. Все формы приобщения к массовому движению:
посвящение, преданность, верность, самоотверженность, по сути дела,
— отчаянное цепляние за то, что может придать цену и значение нашей
опустошенной и обанкротившейся жизни. Именно поэтому соединение со
«священным делом» всегда горячо и страстно. Уверенность в самом себе
может быть ограничена, но вера в свою страну, в свою религию, расу
или в свое «священное дело» должна быть всеохватывающей и
бескомпромиссной. Неполное перевоплощение не может вытеснить из нас
и изгладить нашего «я», которое мы хотим забыть. Уверенности в том,
что мы обрели нечто такое, ради чего стоит жить, не может быть, если
мы не готовы за это отдать свою жизнь. Наша первая жизнь была
непоправимо исковеркана или как бы пропущена, и нам пришлось найти
какую-то иную жизнь, — готовность же умереть за эту иную, выбранную
жизнь только доказывает правильность нашего выбора.
(33:)
Глава
III.
Сменяемость массовых движений.
Если народ созрел для массовых
движений, то это обычно значит, что он готов к любому из них, а не
только к какому-нибудь одному движению с определенной доктриной или
программой. Положение в догитлеровской Германии было похоже на игру
в орлянку: с кем пойдет беспокойная молодежь — с коммунистами или с
нацистами? В перенаселенных местах «черты оседлости» царской России
еврейское население, жившее в нервном напряжении, было одинаково
готово и к революции, и к сионизму; в одной и той же семье один ее
член присоединялся к революционерам, другой — к сионистам. Доктор
Хаим Вайцман вспоминает слова своей матери, сказанные в те времена:
«Что бы ни случилось, а мне будет хорошо: Шмуль (сын-революционер)
окажется прав — мы будем счастливы в России, Хаим (сионист) окажется
прав — я поеду жить в Палестину».
Восприимчивость к массовому движению
вообще не всегда исчезает в человеке даже после того, как он
перестал быть потенциальным истинноверующим, а уже примкнул к
какому-нибудь движению. А там, где разные массовые движения бурно
соревнуются между собой, — там бывают и такие случаи, когда разные
последователи одного движения переходят в другое. Превращение Савла
в Павла — не редкость и не чудо. В наше время каждое массовое
движение в поисках своих новых последователей видит в разных
приверженцах враждебных массовых движений своих потенциальных
последователей. Гитлер, например, смотрел на немецких коммунистов
как на потенциальных национал-социалистов: «Из (34:)
мелкобуржуазного социал-демократа или из профсоюзного главаря
национал-социалист никогда не получится, но из коммуниста получится
всегда».
Капитан Рем хвастался, что самого ярого коммуниста он обратит в
нациста в четыре недели.
С другой стороны, Карл Радек смотрел на нацистов-коричнерубашечников
(С.А.) как на резерв будущих коммунистов.
Из факта, что массовые движения
привлекают людей одного и того же психологического типа и
одинакового образа мышления, следует: а) все массовые движения
соревнуются друг с другом, и если одно из них набирает больше
последователей, то другим достается меньше; б) все массовые движения
взаимозаменяемы, одно движение легко может превратиться в другое:
религиозное движение может превратиться в националистическое или в
социальную революцию; социальная революция — в воинствующий
национализм или в религиозное движение; националистическое движение
может превратиться в религиозное или в социальную революцию.
Массовое движение по своему характеру
редко бывает цельным. Обычно одно движение проявляет некоторые
элементы движений других видов; иногда одно движение заключает в
себе два или три. Исход евреев из Египта был и бунтом рабов, и
религиозным движением, и национальным. Воинствующий национализм
японцев по своей сути революционен. Французская революция была новой
религией того времени: она имела свои догматы, священные
революционные принципы: Свобода и священное Равенство; она имела
«свои религиозные обряды, которые, по сути дела, были переделкой
католического богослужения, приуроченного к гражданским праздникам.
Она имела своих святых, своих героев и мучеников за свободу».
И в то же время Французская
(35:) революция была и
национальным движением. В 1792 году Законодательное собрание издало
декрет о том, что алтари повсюду должны воздвигаться с обязательной
надписью: «Гражданин рождается, живет и умирает за Отечество».
Религиозные движения времен Реформации
имели революционный аспект, выразившийся в крестьянских восстаниях;
были они и национальными движениями. Лютер говорил: «В глазах
итальянцев — мы, немцы, только презренные тевтонские свиньи. Они,
как шарлатаны, эксплуатируют нас и высасывают страну до мозга
костей. Проснись, Германия!».
Религиозный характер большевистской
революции и революции немецких нацистов общеизвестен. Серп и молот и
свастика принадлежат к той же категории, что и крест. Церемониал
всяческих шествий и парадов похож на церемониал религиозной
процессии. У обеих имеются свои догматы веры, святые, мученики и
священные гробницы. Революции большевиков и нацистов являются также
и вполне зрелыми национальными движениями; правда, нацистская
революция была таким движением с самого начала, а национализм
большевиков проявился не сразу.
Сионизм — это и национальное движение,
и социальная революция. Для ортодоксального еврея, однако, сионизм
также и религиозное движение. Ирландский национализм имеет глубокую
религиозную окраску. Сегодняшнее массовое движение в Азии
одновременно и национальное движение, и революционное.
Задача прекращения одного массового
движения может быть разрешена заменой его другим массовым движением.
Социальная революция может быть остановлена путем поддержки
религиозного или национального (36:) движения. Например, в
странах, где католицизм снова стал духовным массовым движением, он
противодействует распространению коммунизма. В Японии национализм
впитал в себя и все движения социального протеста. На нашем Юге
движение расовой солидарности действует как предупредительная мера
против социального взрыва. Подобная же ситуация наблюдается и среди
французов в Канаде, и среди буров в Южной Африке.
Этот способ остановки одного движения
путем замены его другим не всегда безопасен и иногда обходится очень
дорого. Тем, кто крепко держится за настоящее и хочет сохранить его,
не следует заигрывать с массовыми движениями. Когда массовое
движение начинает свой поход, существующему всегда приходится плохо.
В довоенной Италии и Германии весьма практичные деловые люди
действовали вполне «логично», когда поощряли движения фашистов и
нацистов в целях противодействия коммунизму. Эти практичные и
логичные люди и не подозревали, что, поступая так, они содействовали
и своей собственной ликвидации.
Но все-таки существуют вещи, которыми
можно заменить массовые движения более безопасно. Коротко говоря,
это то, что расхолаживает атомистический индивидуализм, или помогает
людям забыться, или предоставляет возможность для действия и новых
начинаний, — все это обладает свойством противодействовать подъему и
распространению массового движения. Это и будет темой следующих глав
книги. Здесь же мы коснемся одного курьезного заменителя массового
движения, а именно — миграции.
Эмиграция дает несколько таких же
возможностей, какие неудовлетворенные ищут, присоединяясь к
массовому движению, а именно: перемену и возможность (37:)
начать жизнь сызнова. Такого же склада люди, которые заполняют
растущее массовое движение, наверное, охотно воспользовались бы
возможностями переселения в другую страну. Переселение, таким
образом, может быть заменой массового движения. Очень возможно, что,
содействуй США и Британская империя, например, массовой эмиграции из
Европы после первой мировой войны, — не было бы ни фашистской, ни
нацистской революций. В нашей стране свободное и легкое переселение
через обширный континент способствовало социальной устойчивости.
Благодаря тому что в массовых
переселениях и массовых движениях участвуют люди одинакового типа,
массовое переселение является благотворной почвой для роста
подлинных массовых движений. Иногда трудно сказать, где кончается
массовая миграция, а где начинается массовое движение, и какое из
них было первым. Переселение евреев из Египта развилось в
религиозное и национальное движение. Миграции варваров в дни упадка
Римской империи были больше, чем простое передвижение населения.
Есть свидетельства того, что варвары были относительно
немногочисленны, но когда они вторгались в страну, к ним
присоединялись угнетенные и недовольные всех слоев местного
общества: «Это была социальная революция, вызванная иноземным
завоеванием и им же внешне замаскированная».
Каждое массовое движение, в известном
смысле, — это миграция, переселение — стремление к «обетованной
земле»; и если оно возможно и целесообразно, то переселение
осуществляется на деле. Так было с пуританами, анабаптистами,
мормонами, духоборами и сионистами. Массовая миграция укрепляет дух
и единство движения; в какой бы форме не происходило переселение — в
форме ли завоевания, крестового похода, паломничества или
переселения на новую землю — все это совершается как самые активные
массовые движения. (38:)
Глава
IV. Роль
отщепенцев в делах человеческих.
(39:)
Бытует такая тенденция: судить о расе, о народе или об известной
группе людей по их малодостойным членам. Хотя это явно
несправедливо, но в этом есть доля правды, ибо, действительно,
характер и судьба какой-либо группы часто определяются ее худшими
элементами.
Средние люди нации, например,
составляют ее инертную массу. Жизнь достойных средних людей,
выполняющих основную работу в городах и селах страны, подвержена
постоянному воздействию меньшинства с двух сторон — меньшинства
наилучшего и меньшинства наихудшего.
Выдающиеся личности — будь то в
политике, литературе, науке, финансово-торговой области или
промышленности — играют значительную роль в оформлении всего народа,
так же как и личности другой крайности — неудачники, не нашедшие
себе места в жизни, парии, уголовники и все, кто утратил положение в
обществе или никогда его не имел.
В игре истории обычно участвуют лучшие и худшие, а игра идет над
головами большинства, сидящего посредине.
Низшие элементы народа могут оказывать
заметное влияние на ход событий потому, что они абсолютно не ценят
настоящего. Свои собственные жизни и все настоящее они считают
непоправимо испорченными, а потому и то и другое готовы разбазарить
и разрушить до основания: отсюда их безрассудство и стремление к
хаосу и анархии. Они еще страстно стремятся растворить свои
исковерканные и бессмысленные «я» в каком-то душеспасительном
общественном спектакле — отсюда их (40:) склонность к
объединенным действиям. Именно поэтому они оказываются среди первых
призывников революции, массовых переселений, религиозных, расовых
или шовинистических движений: они накладывают свою печать на эти
потрясения и движения, которые творят характер и историю нации.
Отвергнутые, отодвинутые на задний
план люди становятся сырьем для будущего нации. Камень, выброшенный
строителями, становится краеугольным камнем нового мира. Народ, не
имеющий общественных отбросов и недовольных, бывает обычно
дисциплинированным, благопристойным, мирным и приятным, но, пожалуй,
без каких-либо семян большого будущего. Вовсе не ирония истории в
том, что именно отверженные из разных стран Европы пересекли океан и
построили на новом континенте новый мир. Только они могли сделать
это.
Неудовлетворенные встречаются на всех
ступенях жизни, однако больше всего их в следующих категориях:
а) бедняки,
б) неудачники (не нашедшие своего
места в жизни),
в) изгнанники,
г) меньшинства,
д) подростки,
е) честолюбцы (стоящие или перед
непреодолимыми препятствиями, или перед неограниченными
возможностями),
ж) одержимые пороками и навязчивыми
идеями,
з) импотенты (физические или
умственные),
и) эгоисты,
к) скучающие,
л) грешники.
Разделы 20-42 посвящены описанию людей
некоторых из этих типов.
(41:)
Глава
V. Бедняки.
|