Андрей Курпатов.
Средство от страха.
Оглавление TOC \h \z \t "Заголовок
3;1;Заголовок 4;2;Заголовок 5;3"
Предисловие автора.
PAGEREF _Toc70608971 \h 2
Введение.
PAGEREF _Toc70608972 \h 3
Глава 1. Страх — какой он есть.
PAGEREF _Toc70608973 \h 4
Самая простая классификация.
PAGEREF _Toc70608974 \h 4
Уроки мертвого языка.
PAGEREF _Toc70608975 \h 5
Пункт первый: «Внимание, жизнь в
опасности!».
PAGEREF _Toc70608976 \h 6
Нездоровый страх за здоровье.
PAGEREF _Toc70608977 \h 7
Инфекция страха заражения.
PAGEREF _Toc70608978 \h 8
Страх того, чего нельзя бояться, —
случайности!
PAGEREF _Toc70608979 \h 10
Самая популярная тема — страх смерти!
PAGEREF _Toc70608980 \h 11
Страх злого умысла.
PAGEREF _Toc70608981 \h 13
«Пожалуйста, только не умирай!».
PAGEREF _Toc70608982 \h 15
Пункт второй: «Внимание, не теряйте
лица!».
PAGEREF _Toc70608983 \h 15
Где твое лицо, человеческий детеныш?!
PAGEREF _Toc70608984 \h 16
«Закатившаяся» физиономия.
PAGEREF _Toc70608985 \h 18
«Доктор, я, кажется, схожу с ума!».
PAGEREF _Toc70608986 \h 20
Пункт третий: «Внимание, секс есть!».
PAGEREF _Toc70608987 \h 21
Страх в интимном месте.
PAGEREF _Toc70608988 \h 21
Господи, привидится же такое!
PAGEREF _Toc70608989 \h 22
Практическое задание.
PAGEREF _Toc70608990 \h 24
Первый этап практической работы.
PAGEREF _Toc70608991 \h 24
Второй этап практической работы.
PAGEREF _Toc70608992 \h 25
Глава 2. Формула страха.
PAGEREF _Toc70608993 \h 26
От страха к страху.
PAGEREF _Toc70608994 \h 26
Привычка бояться.
PAGEREF _Toc70608995 \h 28
Крыса — белая и пушистая.
PAGEREF _Toc70608996 \h 30
«Хорошо! Умный мальчик!».
PAGEREF _Toc70608997 \h 31
Вода течет и под лежачий камень!
PAGEREF _Toc70608998 \h 32
Собака побежала...
PAGEREF _Toc70608999 \h 33
Подготовленная почва!
PAGEREF _Toc70609000 \h 35
Приятное бегство.
PAGEREF _Toc70609001 \h 36
Случай из психотерапевтической
практики: «Парадоксальное удовольствие».
PAGEREF _Toc70609002 \h 38
Практическое задание.
PAGEREF _Toc70609003 \h 40
Третий этап практической работы.
PAGEREF _Toc70609004 \h 40
Глава 3. Настоящая защита от страха.
PAGEREF _Toc70609005 \h 41
Упражнение: «Расслабление через
напряжение».
PAGEREF _Toc70609006 \h 42
Не забывайте дышать!
PAGEREF _Toc70609007 \h 44
Упражнение: «Успокаивающее дыхание».
PAGEREF _Toc70609008 \h 45
Внимаем вниманию!
PAGEREF _Toc70609009 \h 45
Упражнение: «Переключение во внешнее».
PAGEREF _Toc70609010 \h 46
Практическое задание.
PAGEREF _Toc70609011 \h 47
Четвертый этап практической работы.
PAGEREF _Toc70609012 \h 47
Случай из психотерапевтической
практики: «Грязное место».
PAGEREF _Toc70609013 \h 48
Глава 4. Психическая атака на страх.
PAGEREF _Toc70609014 \h 49
А не спешите вы нас хоронить!
PAGEREF _Toc70609015 \h 49
От случайности к необходимости!
PAGEREF _Toc70609016 \h 51
Упражнение: «Сила мысли».
PAGEREF _Toc70609017 \h 51
Во всем дойти до самой сути!
PAGEREF _Toc70609018 \h 52
Упражнение: «Сила здравого смысла».
PAGEREF _Toc70609019 \h 54
На абордаж!
PAGEREF _Toc70609020 \h 56
Упражнение: «Сила в правде».
PAGEREF _Toc70609021 \h 57
Случай из психотерапевтической
практики: «Мы за ценой не постоим!».
PAGEREF _Toc70609022 \h 58
Практическое задание.
PAGEREF _Toc70609023 \h 61
Пятый этап практической работы.
PAGEREF _Toc70609024 \h 61
Глава 5. Праздник непослушания страху.
PAGEREF _Toc70609025 \h 62
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
PAGEREF _Toc70609026 \h 62
Нехорошие дети!
PAGEREF _Toc70609027 \h 63
Практическое задание.
PAGEREF _Toc70609028 \h 66
Шестой этап практической работы.
PAGEREF _Toc70609029 \h 67
Заключение.
PAGEREF _Toc70609030 \h 67
По-настоящему счастливая жизнь — это
жизнь, свободная от страха. Освободиться же от страха, по большому
счету, нетрудно. Нужно знать только, как он у нас возникает, где
«прячется» и как его оттуда «выкурить». Эта книга откроет вам
природу ваших страхов и научит побеждать их.
После того как я
написал «Счастлив по собственному желанию», как-то сама собой
появилась целая серия книг «Карманный психотерапевт». В них я
попытался рассказать о тех вещах, которые, на мой взгляд, недурно
было бы знать каждому образованному человеку. Ну посудите сами, в
своей повседневной жизни мы пользуемся математическими знаниями
(если не профессионально, то хотя бы у кассы продовольственного
магазина это делает каждый), а потому вполне понятно, почему нам
следовало изучать в школе математику. Мы пользуемся русским языком —
говорим, пишем, «читаем со словарем», так что вовсе не случайно
уроки русского языка входят в «обязательный образовательный
стандарт». Наконец, даже трудно себе представить, какой бы была наша
жизнь, если бы в школе мы не изучали литературу; по крайней мере,
культурных людей из нас точно бы не получилось. Все это естественно.
Но вот мы
пользуемся (и ведь каждый божий день!) своей психологией, своей
психикой... А кто нас учил ею пользоваться? Кто объяснил нам, что
здесь к чему, что от чего и что за чем?. Не было в нашей жизни таких
уроков, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В
результате на приеме у психотерапевта переаншлаг, а в личной жизни
большинства из нас — «зал пуст, погасли свечи». Вот, собственно, для
того чтобы как-то остроту этой проблемы снять, я и написал книжки
серии «Карманный психотерапевт». И они адресованы каждому из тех
немногих, кому его собственная жизнь не безразлична. Половина этих
книг посвящена тому, как «верою и правдою» жить с самим собой,
вторая половина — тому, как «долго и счастливо» жить с окружающими.
Впрочем, как вы догадываетесь, одно без другого здесь просто не
работает.
Теперь же у
читателей моего «Карманного психотерапевта», осознающих, что
качество их жизни зависит не столько от внешних факторов, сколько от
того, как они себя чувствуют, как они себя ощущают, возникли
конкретные вопросы. Одних заинтересовал вопрос, как справиться с
нарушениями сна (то бишь с бессонницей), другие обнаружили у себя
депрессию и захотели от нее избавиться, третьим докучают какие-то
конкретные страхи (например, страх летать на самолетах, выступать
перед большой аудиторией и т. п.), четвертые хотят поправить свое
здоровье, пошатнувшееся из-за неустойчивости нервной системы (изжить
вегетососудистую дистонию, гипертоническую болезнь, нажитую в
молодом еще возрасте, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки), пятые обеспокоены проблемой излишнего веса, шестые не знают,
как побороть усталость и переутомление, седьмые хотят узнать, как им
найти общий язык со своим ребенком, восьмые решают для себя вопрос
«измены» (своей или в отношении себя), у девятых есть вопросы из
области сексологии, десятые... Короче говоря, посыпались вопросы, и
мне ничего не остается, как рассказывать о средствах решения этих
проблем.
Вот и появились
эти книжки, эти «экспресс-консультации» по различным проблемам, с
которыми все мы сталкиваемся, но время от времени и в разной степени
тяжести. А серию этих книг я так и назвал — «Экспресс-консультация».
Надеюсь, они будут полезны моим читателям, по крайней мере, моим
пациентам изложенные в них «средства помощи» приходятся очень и
очень кстати. Впрочем, я не думаю, что эти «экспресс-консультации»
могут вполне заменить собой «Карманного психотерапевта». Для того
чтобы решить частную проблему, нужно знать, где располагаются ее
корни, а для этого необходимо, хотя бы и в общих чертах,
представлять себе всю «анатомию» этого дерева, дерева, имя которому
ни много ни мало — наша жизнь.
В довершении сего
предисловия хочу поблагодарить всех моих пациентов, принявших
участие в создании этой книги, а также сотрудников Клиники неврозов
им. академика И. П. Павлова, в которой я имею удовольствие работать.
Искренне Ваш
Андрей Курпатов
Если верить
статистике, то невротические страхи обнаруживаются у каждого
третьего жителя нашей многострадальной планеты. Подсчитано даже,
каких страхов сколько — сколько людей побаивается летать на
самолетах, сколько живет в предощущении скорой смерти от
какой-нибудь надуманной, но при этом «неизлечимой» болезни, сколько
человек боится «открытого пространства», сколько — «закрытого» и т.
д., и т. п. Короче говоря, всех нас ученые посчитали и каждого
«поместили» в свою колонку.
Но я, знаете ли,
что-то не очень доверяю этим цифрам. Все мы хорошо понимаем — важно
не то, сколько насчитано, а важно то, как считать. Например, я нигде
не встречал данных о том, сколько людей руководствуется в своей
повседневной жизни не своим «хочу», а своим «боюсь» — «только бы
чего не вышло», «не подумают ли чего такого» и «как это будет
выглядеть» (по секрету скажу, что все, кто так не думает, уже
сидят по «желтым домам», в изобилии раскиданным по просторам нашей
необъятной родины).
Если сложить все
страхи «нормального человека» (хотя бы те, что он испытывает в
течение одного дня), то мы получим силу тревоги, измеряемую в
тысячах ампер! Впрочем, тут сразу же встает вопрос: а может быть,
так и надо, если «бесстрашные» по дурдомам «квартируют»? Но неужели
же у нас только две альтернативы — или не бояться и жить в
лечебницах, или бояться, но зато на свободе? Да и вообще, неужто для
того чтобы считаться нормальным, нужно страдать неврозом страха?
Нет, разумеется! Альтернатив, во-первых, значительно больше, двумя
перечисленными они не ограничиваются; во-вторых, по-настоящему
хорошая жизнь — это жизнь, свободная от страха. Психическое же
здоровье и страх — вещи друг с другом и вовсе несовместные.
Освободиться от
страха, по большому счету, нетрудно. Нужно знать только, как он у
нас возникает, как действует и где прячется. По сути, я предлагаю
вам выйти вместе со мной «на охоту» «на серых хищников — матерых и
щенков», т. е. на свои большие и маленькие страхи (тем более что
последние грозят при первом удобном случае вырасти и превратиться в
матерых). Мы выясним повадки и привычки наших страхов; мы поймем,
что их кормит — ноги или, может быть, какая другая часть тела; мы,
наконец, найдем против них
средство.
Главную опасность в этой жизни
представляют люди, которые желают изменить все — или не изменять
ничего. — Нэнси Астор
Главное — знать,
зачем ты это делаешь. Если только для «успокоения нервов», то успех
нашей «охоты», мягко говоря, не гарантирован. Если же мы учиняем эту
«экспедицию», желая освободить себя для счастливой жизни, то без
добычи не вернемся — всех победим. Да, мне нужно именно такое
настроение — вперед и с песней! И если ставить перед собой цели — то
только грандиозные: все страхи — на мыло, и чтобы жить хотелось!
Когда на своих
занятиях и лекциях я спрашиваю: «У кого есть страхи?», сначала
отвечают «Да» только несколько человек. Потом стоит мне рассказать о
том, какие страхи вообще бывают, и количество отвечающих «Да» среди
присутствующих приближается к ста процентам. Почему так? Тут две
причины.
Во-первых, мы
вспоминаем о своих страхах, когда оказываемся в обстоятельствах,
провоцирующих эти страхи. Не будь этих обстоятельств, мы об этих
страхах просто не вспомнили. Например, если я панически боюсь
тараканов, то вряд ли вспомню об этом, сидя в лекционном зале.
Во-вторых, есть в
нашем арсенале страхи, о которых мы и вовсе никогда не вспоминаем,
поскольку нашли способ избегать соответствующих ситуаций. Если,
например, я боюсь плавать в открытом океане, то я и не буду пытаться
попасть на соответствующий курорт; мой отпуск будет традиционно
проходить на приусадебном участке или на горнолыжной базе.
Но даже если я,
что называется, навскидку не вспомню о своем страхе, это не значит,
что его нет. Расскажи мне о нем, и я сразу же сознаюсь. Но надо ли
напоминать? И надо ли избавляться от страха, который, в сущности,
заявляется к нам относительно редко? Думаю, что да. И тут тоже две
причины.
Если мы будем
вспоминать о своем страхе только в тот момент, когда он у нас
появляется, то мы никогда от него не избавимся. А если мы не
избавимся от своих страхов, то будем инвалидами — людьми «с
ограниченными возможностями», ведь наши страхи не позволяют нам
делать многое, иногда очень многое...
Так что взглянем
«без страха и упрека» на то, какие вообще бывают страхи.
В своей книге «С
неврозом по жизни» я рассказывал о том, что такое инстинкт
самосохранения человека. Именно он и отвечает за производство наших
страхов, ведь эволюционный смысл страха — обезопасить нас от
возможных угроз. Страх — это инстинктивная команда к бегству.
Животное, какой-нибудь заяц-побегаец, неспособно думать так, как
думаем мы. Оно не может оценить ситуацию с помощью рассудка и
принять осмысленное решение, соотнося его со своими желаниями и
нуждами. Природа должна решить это за зверюшку сама, не рассчитывая
на коэффициент его интеллекта. Так что в животном царстве страх, по
сути, выполняет функцию здравого смысла.
Впрочем, мы
несильно отличаемся от наших братьев меньших — у нас тоже есть страх
и он продолжает выполнять свою эволюционную функцию сигнала к
бегству при появлении в поле нашего зрения опасности. Правда, у нас
есть и разум, здравомыслие (по крайней мере, в это хочется верить).
Мы способны оценить ту или иную ситуацию с помощью своих знаний и
логики, просчитать варианты и понять, как мы должны поступить, чтобы
добиться желаемого. И тут возникает первая трудность:
получается, что за одну и ту же функцию в нашей психике отвечают
сразу два субъекта — страх и здравый смысл.
И надо признать,
что это худшая модель управления. Хорошо, если они сойдутся во
мнении относительно той или иной ситуации (хотя и непонятно, зачем
нам две резолюции «Утверждаю» на одном документе). А если они не
сойдутся? Если, например, страх говорит: «Беги! Делай ноги!
Спасайся!», и в этот же момент здравый смысл успокаивает: «Да ничего
страшного! Не волнуйся — все в порядке! Тебе ничего не угрожает!». И
что в такой ситуации прикажете делать?! Поневоле вспомнишь Ивана
Андреевича Крылова, ведь тут настоящие лебедь, рак и щука, причем в
нашем личном исполнении! Постоянная борьба мотивов, внутреннее
напряжение, а в результате — невроз собственной персоной.
Теперь
трудность номер два. Что
знает упомянутый заяц, а что знаем мы с вами? Что знает годовалый
ребенок, а что известно человеку, который прожил уже большую часть
своей жизни? Как вам кажется, есть разница? Безусловно. А теперь
подумаем о том, что нам дает это знание. Хорошо ли знать больше,
много ли от этого пользы нашему психическому аппарату?
Разумеется, мы
запоминаем только то, что для нас важно, а для нас важно только то,
что наш инстинкт самосохранения посчитает важным. Иными словами,
все, что способно доставить нам удовольствие и неудовольствие (а
именно это и занимает наш инстинкт самосохранения), будет выявлено
нашим вниманием и заботливо сохранено нашей памятью. То, что
когда-то доставило нам удовольствие — теперь будет нас манить. То,
что доставило нам неудовольствие, напротив, будет впоследствии нас
пугать.
И чем больше мы
знаем того, что может доставить нам удовольствие, и чем больше мы
знаем о том, что может стать причиной нашего неудовольствия, тем
тяжелее нам жить. Ведь мы больше хотим и большего опасаемся. Кроме
того, мы тревожимся — а вдруг нам не удастся получить желаемое? И не
будет ли хуже, если мы его получим, и не опасно ли этого добиваться?
Ведь никогда же не знаешь, чем дело кончится и где тебя неприятность
подкарауливает. Да, недаром говорил царь Соломон: «Знание
преумножает скорбь!».
У любого зверька
по сравнению с нами проблем, считай, нет вовсе — несколько вопросов,
а об остальном он не знает и, главное, знать не может. Мы же, будучи
существами разумными и памятливыми, не только находимся в постоянном
стрессе, но еще и терзаемся борьбой мотивов: «И хочется, и колется,
и мама не велит...» Вот я хочу, например, на Канары, но туда лететь
надо, а страшно. Мучаюсь. Зайцу же Канары даром не нужны, вот и
проблем меньше! Или, например, я хочу, чтобы меня окружающие ценили
и поддерживали (чего, разумеется, всегда мало, всегда недостаточно),
и потому страх возникает, что когда-нибудь я и вовсе один останусь —
без вспоможения и одобрения. Придет ли такая глупость зайцу в
голову?! Никогда! Да, трудна жизнь «человека разумного».
Наконец,
третья трудность. Как я уже
рассказывал в книге «С неврозом по жизни», наш инстинкт
самосохранения не однороден, а состоит из цельных трех инстинктов:
инстинкта самосохранения жизни, инстинкта самосохранения группы
(иерархический инстинкт) и инстинкта самосохранения вида (половой
инстинкт). Нам важно не только физически сохранить свою жизнь, но
еще и найти консенсус с другими людьми (от этого наше существование
также зависит напрямую), и, наконец, продолжить свой род, т. е.
сохранить свою жизнь в собственном потомстве.
Возможно, кому-то
покажется, что все это, как говорится, дело наживное, что и
физическим выживанием можно ограничиться, но это вы пойдите нашему
подсознанию объясните... У него там эти три «архаровца» орудуют и
конфликтуют друг с другом самым нещадным образом!
Представьте себе
какое-нибудь действие, которое, с одной стороны, способствует моему
личному выживанию, но с другой грозит обернуться конфликтом с
соплеменниками. Сбежал я с линии фронта — страшно ведь, а тут меня
товарищи со своим судом офицерской чести и поцапали. Или другая
комбинация — половой инстинкт доволен, но зато какие-нибудь Монтекки
или Капулетти готовы за это «довольство» из меня бифштекс сделать.
Короче говоря, это только кажется, что внутри нашей головы порядок
царствует, на самом же деле имя головушке — хаос!
Но я обещал самую
простую классификацию страхов. Так вот: наши страхи делятся на те,
которые отходят к «ведомству» инстинкта самосохранения жизни; те,
которые возникают в системе наших социальных отношений (тут
иерархический инстинкт господствует), и, наконец, есть у нас страхи,
связанные со сферой сексуальных отношений, т. е. с половым
инстинктом. Поскольку же между сознанием и подсознанием постоянно
возникают трения, то по каждому из этих пунктов мне гарантированы
страхи — за жизнь, за социальную жизнь и за жизнь половую.
Страхи:
1) За собственную
жизнь, здоровье, безопасность (страх смерти)
2) Связанные с
другими людьми (страх конфликтов, «потери лица»)
3) В сфере
сексуальных отношений (сексуальные страхи)
Рис.
Классификация наших страхов
Разнообразие
наших страхов выдающееся! Но нельзя же оставлять их неназванными, и
вот ученые умы принялись за «инвентаризацию» человеческих страхов.
Поскольку международным медицинским языком принят был латинский, то,
соответственно, страхи наши и получили гордые латинские названия,
впрочем, встречаются и древнегреческие. Теперь каждый желающий может
называть свой невроз не просто неврозом страха, а высокопарно, на
мертвом языке. Вот несколько таких «титулов».
Агорафобия
(от др.-греч.
agora
—
площадь, на которой проходят
общественные собрания) — страх так называемого «открытого
пространства». Чего конкретно боятся люди, страдающие агорафобией,
они и сами-то толком не знают. Часто они даже не могут объяснить
того, что называют «открытым пространством». Страшно им выйти на
улицу, а тем более площадь или набережную, иногда — переходить
дорогу, оказаться в неизвестном месте и т. п. Пытаясь объяснить свой
страх, они говорят, что «может что-нибудь случиться», «произойти».
Что именно? Или со здоровьем, или бог его знает с чем.
Клаустрофобия
(от лат.
claudo
—
запирать, замыкать) — страх, обратный
агорафобии, страх «закрытого пространства». Впрочем, несмотря на
кажущиеся различия, они обычно «ходят под руку». Чего человек боится
в этом случае и что он считает «закрытым пространством»? Это загадка
для шпиона. По всей видимости, есть некое опасение, что «случись
что», при закрытых дверях на помощь не дозовешься. Что должно
случиться? Тут голь на выдумки хитра — страх задохнуться, страх
сердечного приступа, страх эпилепсии и т. д., и т. п. Короче говоря,
нужно вам будет объяснение, мы его найдем!
Оксифобия
(айхмофобия) — страх острых
предметов. Чудится обладателю этого страха, что острый предмет
обладает своей собственной жизнью и в планах его (этого предмета)
поранить — то ли самого этого человека, то ли кого другого, но уже с
помощью этого человека. В основе этого страха лежит страх утраты
контроля за своими действиями, и самое во всем этом примечательное
то, что страдают этим страхом как раз те, кто избыточно, больше кого
бы то ни было контролирует себя и свои поступки.
Статистика утверждает, что один из
четырех американцев страдает от какого-нибудь психического
заболевания. Подумайте о ваших трех лучших друзьях. Если они в
порядке, значит — это вы. — Рита М. Браун
Гипсофобия
(акрофобия) — страх высоты.
Последний бывает двух видов: один напоминает предыдущий — страшно
потерять над собой контроль и сигануть в таком состоянии с высоты
(«А вдруг я сойду с ума и прыгну с балкона?!»); второй напоминает
агорафобию («А вдруг мне станет плохо, я не удержу равновесия и
упаду с лестницы, ну или, на крайний случай, просто «подсклизнусь»).
Подверженные этому страху люди часто боятся эскалатора в
метрополитене.
Дисморфофобия
— страх физического
уродства, непривлекательности. Как правило, им страдают люди, не
имеющие к тому никаких оснований, особенно девушки из модельного
бизнеса и юноши-культуристы. Они рассказывают о каких-то своих
«чрезвычайных недостатках», даже «уродствах», которые могут быть
замечены другими. При этом если они не скажут врачу, что именно они
считают «уродством», то сам он вряд ли догадается. Впрочем, чтобы
страдать дисморфофобией, вовсе не обязательно быть «супермоделью»
или «мистером вселенной», вполне хватит депрессии, которая любит
навевать подобные мысли, или более глубокого чувства неуверенности в
себе.
Нозофобия
— страх заболеть тяжелой
болезнью. Тут напридумана масса терминов для специального
пользования: сифилофобия (страх заболеть сифилисом),
спидофобия (страх заболеть ВИЧ), канцерофобия (страх
заболеть раком), лисофобия (страх заболеть бешенством),
кардиофобия (страх сердечного приступа), ну и дальше по списку —
открываем медицинский справочник и «шлепаем» термины.
Впрочем, на этом,
разумеется, наши возможные страхи не исчерпываются. Вот еще примеры:
танатофобия — это страх смерти; пениафобия — страх
бедности; гематофобия — страх крови; некрофобия —
страх перед трупом;
эргазиофобия — страх
хирургических операций; фармакофобия — страх лекарств;
гипнофобия — страх сна; годофобия — страх путешествий;
сидеродромофобия — страх езды в поезде; тахофобия — страх
скорости; аэрофобия — страх полетов на самолетах;
гефирофобия — страх идти по мосту; гидрофобия — страх
воды; ахлуофобия — страх темноты; монофобия — страх
одиночества; эротофобия — страх перед сексуальными
отношениями; петтофобия — страх общества; антопофобия
(охлофобия) — страх толпы; социофобия — страх новых
знакомств, социальных контактов или выступления перед аудиторией;
катагелофобия — страх насмешек; ксенофобия — страх перед
незнакомцами; гомофобия — страх перед гомосексуалами;
лалофобия — страх говорить (у людей, страдающих невротическим
заиканием); кенофобия — страх пустых помещений; мизофобия
— страх загрязнения; зоофобия — боязнь животных (в
особенности мелких); арахнофобия — страх пауков;
офидиофобия — страх змей; кинофобия — страх собак;
тафефобия — страх быть погребенным заживо; ситофобия —
страх приема пищи; трискайдекафобия — боязнь 13-го числа и т.
д., и т. п.
Есть, правда, и
вовсе уникальные страхи — это фобофобия и пантофобия.
Фобофобия — это страх страха, точнее говоря, страх повторения
страха, а пантофобия — это страх всего, когда все пугает.
Короче говоря,
есть у вас страх — не бойтесь, ему есть название!
Пункт
первый: «Внимание, жизнь в
опасности!»
В сущности, если
мы чего-то и боимся по-настоящему, так это за собственную жизнь. Нам
нужно только повод удобный найти, чтобы этому нашему страху было где
разгуляться. Ведь согласитесь, трудно бояться просто за жизнь (хотя
есть и здесь «мастера»), страх просто перед смертью — и то редкость,
несподручно бояться, если угроза органами чувств не определяется.
Поэтому надо соответствующий повод придумать, не тосковать же нашему
инстинкту самосохранения в бездействии!
Страх смерти:
1) Здоровье
1.1) Страх
неизлечимо заболеть: сердечной болезнью; онкологическим
заболеванием; неизвестной болезнью и др.
1.2) Страх
заразиться: СПИДом, венерическим заболеванием, желудочной инфекцией
и др.
2) Безопасность
2.1) Страх
случайности: разбиться на самолете, в автокатастрофе; страх пожара;
падения с высоты и др.
2.2) Страх злого
умысла: нападения преступников, заказного убийства, заговора и др.
Рис. Страхи за
собственную жизнь: здоровье и безопасность
Общая формула:
«Не подходи — убьет!». В частности, мы боимся, что или «что-то
случится с нашим здоровьем — и привет», или что «что-то с нами
вообще случится». Дальше все это дело подразделяется следующим
образом: по здоровью — или болезнь какая-то («рак подкрался
незаметно»), или заражение («СПИД не спит»); по внешней причине —
или случайность («кирпич мне на голову»), или умысел («враги сожгли
родную хату»). Короче говоря, чего бы мы ни боялись, все найдет себя
в общей схеме.
Чего еще, скажите
на милость, бояться, как не за собственное здоровье? Конечно, самые
«красивые» страхи — это о том, что «сердце разорвалось» и «рак
незаметно сжег, как свечу». Поскольку же эти страхи — только страхи,
а не сами заболевания, то, разумеется, врачи ничего не находят, а
потому остается думать, что ты болен какой-нибудь неизлечимой
болезнью.
Желание лечиться — возможно, главная
черта, отличающая человека от животных. — Уильям Ослер
Мы умудряемся
бояться самых интересных вещей. Например, многие боятся
сердцебиений. Сие забавно, поскольку «по уму» следовало бы бояться
их отсутствия. Но вот мы думаем, что сердце или разорвется (если не
сердце — то сосуд какой-нибудь), или остановится, «выработав свой
ресурс». Разумеется, порваться сердцу весьма затруднительно — ведь
это мышца, а мышцы эластичны и прочны (если и возникает разрыв, то
связок, но к сердцу это никак не относится). И никакого
«ограниченного ресурса» у сердца нет, даже напротив, в нем есть
собственная, «резервная» электростанция, способная поддерживать его
работу, если что.
Но что нам этот здравый смысл! Думаем, что может, значит — может!
К страху
сердечного приступа примыкает страх удушья, что, мол, воздуха тебе
где-то не хватит, что отберут, видимо, у тебя воздух, и на дефиците
этом кислородном отдашь богу душу. Соответственно, закрытые
пространства — метро, лифты и просто закрытые комнаты — это
«смертельно опасные места». Тут еще страх, что не сможешь позвать на
помощь, что не успеют тебя вынуть из твоего замкнутого пространства,
что до телефона не дотянешься, что дверь «Скорой помощи» не сможешь
открыть...
Бояться рака в
последнее время стало как-то немодно, хотя есть среди нас и те, кто
придерживается «классического стиля». Рак, согласно всеобщему
убеждению, неизлечим и сжигает человека мгновенно, так что тот даже
заметить этого не успевает. То, что это не так и врачи уже давно
лечат рак — это, конечно, не в счет. То, что рак в подавляющем
большинстве случаев вовремя диагностируется (врачи знают все места,
где он может появиться, и со студенческой скамьи тренируют в себе
так называемую «онкологическую настороженность»), это тоже не
считается. Если у тебя «наследственность» (а у нас, кстати сказать,
у всех такая наследственность), если у тебя желудок побаливает, то
значит, это рак, сомнений быть не может. Так рассуждает
«классический» невротик и мучается от собственных рассуждений самым
злокачественным образом!
Впрочем, когда
врачи, исследовав нас с головы до ног, сообщают, что бояться нечего,
мы, следуя какой-то очень странной логике, начинаем думать, что
болеем какой-то неизлечимой болезнью. Сейчас я вспоминаю одну
молодую пациентку,
которая дошла в своих рассуждениях подобного рода и вовсе до
замечательного открытия. В какой-то момент ей стало казаться, что
жизнь ее кончится тем, что из нее какое-нибудь существо вылезет, а
точнее, «из ноги — рука». В первый момент после того, как она
призналась мне в этом, я вообще не мог понять, о чем идет речь...
Насмотрелась, несчастная, «Чужих —
I,
II,
III»,
и вот вам эффект!
Другая моя
пациентка — 23-х лет — сходила к экстрасенсу, и тот ей «напророчил»
все заболевания, которые, наверное, только возможны. Поэтому,
появившись в моем кабинете, она поведала о том, что больна:
«миокардитом», «гепатитом» и «лейкемией». Пошла вылечить свой
нейродермит (заболевание, когда от стресса на коже краснота
появляется и зуд мучит) к «специалисту» и получила «по первое
число». Разумеется, врачи ничего не нашли... но ведь экстрасенс
сказал! Да, экстрасенс, вне всякого сомнения, «мощнее» современных
ядерно-магнитных резонансов, томографов, УЗИ, доплеров и т. п.
И все начинается
тривиально — где-то что-то закололо, застучало, сдавило, прищемило,
и пошло-поехало. Возникает беспокойство: «А что со мной?! А не умру
ли я завтра?! Я не готов! Мне еще рано!». Далее следует «пробежка»
по медицинским справочниками и — по врачам. В первых обнаруживаются
«все симптомы», врачи же сообщают нечто на своем профессиональном
языке, и становится совсем плохо.
Здоровье — это когда у вас каждый день
болит в другом месте. — Ф. Г. Раневская
То, что головная
боль может быть просто головной болью, нам в голову не приходит.
Если головная боль, то непременно «рак головного мозга». Если
тахикардия, то это вовсе не нормальное учащенное сердцебиение,
вызванное хорошим функционированием организма, а явное свидетельство
инфаркта миокарда. Несколько смущает отсутствие еще некоторых
симптомов, указанных в списке обязательных, но если мы напряжем свое
воображение и память, то и эта трудность будет преодолена. Главное —
как следует испугаться!
Факт же в том,
что непонятные слова врачей, как правило, свидетельствуют об
отсутствии какой-либо серьезной патологии у «больного» (в противном
случае слова бы использовались самые обычные). Но нашим гражданам
это, конечно, тоже неизвестно. И если звучат страшные слова —
«диэнцефальный», «дистония», «гемодинамический» и «параксизмальный»,
то пора у гробовщика мерки снимать. Но что за природа появления
подобных слов в непереводимом врачебном фольклоре? Раскрою тайну.
Если врач говорит непонятными словами, то, следовательно, никакой
серьезной болезни ему найти не удалось (к счастью, разумеется).
Есть люди, которые полагают, что все,
что делается с разумным видом, разумно. — Георг Кристоф
Лихтенберг
Ведь все эти
сложные слова — просто иноязычные термины, обозначающие обычные, в
сущности, вещи: «диэнцефальный» — значит связанный с головой,
«дистония» — значит изменение тонуса, «гемодинамический» — значит,
что речь идет о циркуляции крови, «параксизмальный» — значит
периодический. Почему врачам не говорить по-русски? Тогда солидно не
будет выглядеть! А испуганному подавай солидное, и про то, что у
него наличествует в организме циркуляция крови, лучше сказать
замысловато, в противном случае это впечатления не произведет и
клиент уйдет недовольным.
Некоторые,
впрочем, боятся не столько какой-то конкретной болезни, сколько
возможных страданий и мучений, причем часто не связанных со
здоровьем напрямую. Кто-то боится стоматологов и их лечения, «потому
что больно». Другие боятся радикулита, «потому что он из жизни
выбивает». Третьи — переживают по поводу самого возможного лечения,
прежде всего, побочных эффектов лекарственных препаратов. Четвертые
боятся бессонницы, чем, впрочем, собственную бессонницу и делают.
Пятые опасаются оперативных вмешательств, шестые — старости. Короче
говоря, поскольку «жизнь — это страдание», то найти причину для
страха, разумеется, совсем нетрудно.
Стоит разгуляться
какому-нибудь инфекционному заболеванию, так сразу же количество
«инфицируемых» оказывается значительно большим, чем способны
выдержать все специализированные учреждения вместе взятые! Главное —
правильно выстроить информационную политику. Так, например,
смертность от нашумевшей атипичной пневмонии ничем не отличается от
смертности при обычной пневмонии, но, бог мой, если назвать нечто
«атипичным» и сравнить это дело со СПИДом, то дело пойдет на лад!
Всех госпитализируют, марлевыми повязками одарят, завакцинят
какой-нибудь жидкостью. Короче говоря, будет и на нашей улице
праздник!
СПИД, конечно,
отдельный вопрос. То, что им часто не заражаются люди, которые
годами находятся с больным (вирусоносителем) в самых что ни на есть
половых отношениях, это мало кого беспокоит. То, что ряд
авторитетных ученых заявили, что такой болезни и вовсе нет, также не
аргумент. Если мы боимся, да еще так сильно, то мы и от одного вида
гомосексуала (или, например, сообщения о возможном переливании
крови) умереть можем! Никакого контакта и не потребуется! Да,
смертельная болезнь.
Нервы портятся легче, чем
исправляются. — Люк де Клапье Вовенарг
Впрочем, есть в
России другая инфекция, пользующаяся у наших сограждан особенной
популярностью — хламидиоз называется. У нас ею, кажется, каждый
второй переболел. Никто не умер, но все боятся, потому что написано,
что может эта бяка приводить ко множеству самых ужасных последствий
для здоровья — бесплодию, параличу и даже белой горячке. Урологам,
конечно, такая информация приятна, к ним теперь народная тропа
зарастать не будет.
Судя же по моим пациентам, противохламидиозное лечение, которое они
получали, куда тяжелее сказалось на их здоровье, чем сама инфекция.
Но особенно их подкосила, конечно, хламидиофобия — это я уже
серьезно говорю.
В «топе» страхов
инфицирования есть еще и страх какой-нибудь желудочно-кишечной
инфекции. Каждый из нас, перенесший в своей жизни какое-либо весьма
неприятное по симптомам заболевание, впредь будет бояться повторения
подобной коллизии (как будто бы других болезней нет!). В целом это
нормально, хотя и глупость, ведь закон «парных случаев» — это чистой
воды фикция, и если нам предстоит заболеть, вероятно, это будет как
раз то заболевание, на которое мы бы никогда не подумали.
Но вернемся к
страху желудочно-кишечной инфекции. Кишечные расстройства — вещь
неприятная: тошнота, рвота, боли в животе, понос и т. п. Немногих
это красочное разнообразие симптомов оставит равнодушным, поэтому
нет ничего странного в том, что мы его хорошенько запомним и зарубим
себе на носу — повторения нам не надо. Отсюда и проистекают все наши
страхи: что мы съели что-то, что может вызвать кишечный дискомфорт;
что-то, что долго стояло в тепле и пришло в негодность; мы будем без
конца перемывать овощи и фрукты; отказываться от продуктов, к
которым, как нам кажется, прикасался «нечистый» человек и т. д.
Этот мир страшен, как грех, и почти
так же восхитителен. — Фредерик Локер-Лампсон
Одна из моих
пациенток дошла в этом смысле до исключительной паранойи: она
осуществляла походы в продуктовый магазин с лупой — ее
«спасительницей», которая позволяла ей удостовериться в дате
изготовления того или иного продукта на упаковке. Другая не ходила
на рынок, поскольку, как она считала, там «рассадник инфекций»,
привезенных из бывших южных советских республик. Третья не
пользовалась общественным транспортом, но не потому, что там можно
погибнуть (как некоторые думают), а потому только, что там ездят
бомжи, которые и являются, согласно ее представлениям, основной
причиной всех возможных болезней на этой планете. Четвертая не ела
никаких продуктов красного цвета после того, как перенесла краснуху.
Правда, как связаны краснуха и продукты (не говоря уже об их цвете),
ведь это воздушно-капельная инфекция, — науке сие неизвестно. Но что
нам наука!
Пятая постоянно
ходила в перчатках и не считала для себя возможным дотрагиваться до
каких-либо дверных ручек, поскольку, как известно, на них
толстым-толстым слоем «намазаны» болезнетворные бациллы. Впрочем,
постепенно эта дама и действительно «дошла до ручки», потому что
перестала касаться дверных ручек и в собственной квартире (открывала
двери ногами или локтем). А каждый пришедший в ее дом гость начинал
свой визит с посещения ванной комнаты. Последняя со временем стала
восприниматься этой моей пациенткой как самая «грязная» часть ее
дома. Тут-то круг и замкнулся — пришлось искать помощи у
психотерапевта.
«Умереть за идею» — это звучит
неплохо, но почему бы не дать идее умереть вместо вас? — Перси
Уиндхем Льюис
Шестая побывала в
Индии, перенесла там кишечную инфекцию, получила, мягко говоря,
среднее по качеству лечебное вспоможение, настрадалась, а после, уже
вернувшись в Россию, отказывалась есть что-либо, не убедившись
предварительно в «качестве» продукта. Убеждало ее только кипячение,
причем до состояния полного разваривания этого продукта (любого!),
до превращения его в жижу из белков, жиров и углеводов. Разумеется,
вне дома она не ела ни при каких условиях.
Остается добавить,
что страх заражения часто увязывается с мухами, тараканами, мышами,
крысами и другой живностью, считающейся идеальным переносчиком
всяческой заразы, прямо-таки биологическим контейнером с инфекцией.
Впрочем, я запамятовал еще об одном типе страха заражения — продукты
питания (по крайней мере, по мнению некоторых моих пациентов), как
правило, полны гербицидов, ядохимикат
|