Характер, его
строение и формирование. Характер и личность.
Характер –
совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными,
типовыми способами поведения. Структурное определение
(диагностический подход): характер – прижизненное проявление
темперамента в определенной социальной среде. Основа характера:
врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный
подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения
имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные
проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А.
Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.
Характер как
индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и
темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и
личность. Личность как социальный индивид. Характер – объединение
способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма,
позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.
Строение
характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (1)
Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер –
система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль
общественных отношений. Черта характера – отношение социальной
личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки
с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие – отличия в
качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта
характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание).
2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения
характера вводят понятие "направленности личности". 1)
направленность личности: структура отношений тесно связана с
мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого
отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду
чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной
сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности
которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и
цельность.
Формирование
стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся
структуру мотивов. Кант: "характер – форма поведение, которая
обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в
неопределенной ситуации", "характер – достоинство человека". Кант
говорит о том, что не у всех есть характер: "поведение человека без
характера зависит от случая". Нет характера, но есть форма
поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть
конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты.
Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет
не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения
проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо
разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно
начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше
вербальных проблем (терапия Фрейда: "излечение словом"). Уход от
проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в
теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу
противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая
ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный
панцирь. Поступок – привычка – характер – судьба. А. Адлер (учение
З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности –
чувство, с которого начинается личность. Чувство общности блокируют:
1) авторитетное воспитание. 2) физическая агрессия. 3) излишняя
эмоциональная опека. Комплекс неполноценности может быть
компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения
причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника
комплекса. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели.
Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели.
Уникальность характера – уникальность собственного решения своих
проблем.
Формирование и
развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер –
прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие
литературные герои описываются через постоянный характер. (2)
функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек
становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты
характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе
натуральных.
3. Основные
подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.
Индивидуальность - совокупность психических качеств, способов
поведения субъекта, которая отличает его от других.
Она
определенным образом организована.
Проблема
выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость – совокупность
свойств и типов поведения. Тип – их взаимосвязь и
взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга. 2) емкость
– сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют
несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают
структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу –
эмпирическая. Индукция. 2) сверху – стратегическая. Дедукция. Задачи
выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления
психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2)
описательная. Описание классов характера. Тип характера- отклонение,
связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия –
индивидуально-типовой портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая.
Получение возможности понять свой характер, получить возможности
управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих
черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы.
Строение тела
и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание
основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим
обликом. "Тип" – целостная структура, а не совокупность. Шаг № 1:
факты. Типы телосложения – идеальные типы. Проблема: чистые и
смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой признак типа: лицо.
Тип (1) Астеник (Чехов: "тонкий"): слабое развитие мускулатуры,
узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой
профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик:
развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра.
(3) пикник (Чехов: "толстый"). Лицо: фас – пятиугольник (скулы особо
выделяются за счет жировых отложений). Соотнесение типа телосложения
с психическими заболеваниями. Выделил типовые на основе 2
заболеваний: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер: "шизофрения"
(впервые). Основной признак – аутизм. Ориентация на себя –
искаженное восприятие мира. Аутистическое мышление – уход от
реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный) психоз. Резкая
смена настроения: беспричинная радость – беспричинное уныние. Вывод:
связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник
(надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1) Кречмер и др. Отсутствие
качественной грани между нормой и патологией. Количественные
отличия: малая психиатрия – невроз. Шизофрения и МДП – центры более
общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и
родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид
(испытывает трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая
психиатрия: индивидуальные типы характера. Ганнушкин: типы –
психопатии. Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен.
Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник
Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует
зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему
необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде.
Эмоциональная шкала: постоянная радость – постоянная грусть. Не в
состоянии контролировать эмоции. Шизоид: замкнут, крайне
раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы.
Ориентирован на себя: "напоминает готический замок – снаружи скромен
и бесцветен, внутри – роскошные пиры". Редко имеет друзей, его
партнер должен отвечать некоторому идеалу: "если я тебя придумала,
стань таким, как я хочу". Эмоциональная сфера: крайняя
чувствительность (ранимость) – эмоциональная тупость (полное внешнее
безразличие к окружающим). 2) только Кречмер. От пограничных
расстройств – к нормальной индивидуальности. Предположение о
существовании общих биотипов. Биотип – единство телесных и
психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи,
писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения.
Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция
мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик:
предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально
схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск
внутренних причин. В политике – яркие революционеры.
У. Шелдон.
Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения.
Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.
Психопатии и
акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу,
эмпирически.
Проблема
выделения общих психических типов. Построение сверху, дедуктивно.
Назначение: дать человеку средства к пониманию своей
индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга "Психологические типы". Часть
1: историческая, исследует взаимодействие типов, везде находит пары.
Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение направленности, общей
установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил: расширение и
сжатие. Художник стремится во вне – экстраверт. Мыслитель стремится
внутрь – интраверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих
направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического
соответствия. Каждый человек обладает обеими установками. Наличие
двух психических сфер у человека: сознание и бессознательное. Шаг
№3. Идея равновесия. Анализ психических функций: экстраверт –
эмоциональный человек. Интраверт – рациональный человек. Попытка
выделить две оси, четыре типа. Шаг №4 отражение полного цикла
контакта человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) –
сенсорика, способность воспринимать мир объективно. Б) эмоции –
ориентировка на отношение к событиям. В) мышление – вскрытие
существенных свойств. Г) интуиция – способность к прогнозированию
будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно различать
больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному
социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни
развития личности, познание себя предполагает развитие.
№ 2.
Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатия – аномалия характера,
которая (1) определяет весь психический облик человека, (2)
относительно неизменна при жизни, (3) связана с социальной
дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е. Личко: изучение детей.
Акцентуация – крайний вариант нормы, связанный с резким, излишним
подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной
чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной
устойчивости к другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это
является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые
реакции акцентуанта. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина +
циклоид, шизоид).
Ганнушкин:
психопатии. Личко: акцентуации.
Группа
циклоидов (I – II как ее полюса).
I
Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.
Выражение МДП.
Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто
увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние
интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные
успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает
жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.
II
Конституционально-депрессивная группа. ? Сенситивный тип.
Основной
признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость,
болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС).
Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю
раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие
шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в
повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе
внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.
III Группа
лабильных.
Неустойчивость
эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность.
Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств.
Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго
сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и
сохранить привязанность, удержать в поведении.
Группа
психастеников.
IV Группа
неврастеников. Астено-невротический тип.
Болезненная
чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных
телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких
кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому
здоровью.
V Группа
психастеников. Психастенический тип.
Чрезмерная
нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений.
Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже
собственное решение принимает с опорой на внешние средства (Л. Н.
Т.: "Воскресение", заседатель суда).
VI Группа
параноидов. Не выявлены.
Склонность к
созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя,
оценивает других и относится к ним в соответствии со своими
сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен,
капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к
обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не
оригинален.
VII Группа
эпилептоидов. Эпилептоидный тип.
Ключевые
признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких
эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на
гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм.
Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего
подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению
к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до
предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать
ручными умениями, склонен тренироваться один.
VIII Группа
истероидов. Истероидный тип.
Необходимость
привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные
поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление
реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает
себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик. Это
особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с
другими.
IX Группа
неустойчивых. Неустойчивый тип.
Невозможность
действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения,
зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца.
Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к
употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и
тяжкий стыд.
X Группа
конституционально-глупых. Конформный тип.
Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе
средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения.
Необходимость подражать, быть как все.
Итог: т.к.
характер – образование на основе врожденных свойств, то он есть у
всех. Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально
не существует. Норма создается человеком как личностью (создается
обществом).
Леонгард:
"Акцентуированные личности". На материале художественной литературы
выделяет типы. Акцентуации и психопатии – попытки природы наметить
те точки, в которых возможна социальная дезадаптация. |