Священник Александр
Колесников
(Проф. А. Марлинский)
ТАЙНОВИДЕЦ БУДУЩЕГО.
(ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА И ПУТЬ К ЕГО ПОНИМАНИЮ)
Издание 2-ое,
исправленное и дополненное.
Holy
Trinity Monastery, Jordanville, N. Y.
1962
Настоящий труд,
принадлежащей перу покойного ныне профессора священника о.
Александра Колесникова, выходит вторым, значительно исправленным и
дополненным, посмертным изданием.
Первое издание
вышло в свет в тяжелых беженских условиях в лагерях Германии, вскоре
после окончания второй мировой войны. Оно было подписано не
настоящим именем автора, а его псевдонимом — «профессор Марлинский»
и имело такой большой успех, что весьма быстро полностью все
разошлось. Это дало мысль автору, по прибытии его в США, подготовить
второе издание в исправленном и дополненном виде, что и было им
осуществлено в бытность его преподавателем Св. Троицкой Православной
Семинарии в Джорданвилле в 1953-1955 годах.
Прибывший в США
мирянином, профессор Александр Николаевич Колесников, уроженец
города Сызрани Симбирской губернии (родился 29 августа 1891 года),
был зачислен на службу в Св. Троицкую Семинарию на должность
преподавателя Сравнительного Богословия и Церковного Права и на
праздник Преображения Господня 6/19 августа 1953 года был
хиротонисан в сан диакона, а в Неделю Крестопоклонную 15/28 марта
1954 года — в сан иерея, получив назначение обслуживать св.
Введенский приход в г. Сиракузах, с сохранением должности
преподавателя Семинарии.
Бог не судил ему
дождаться напечатания второго издания своего труда: 4/17 августа
1958 года он скончался в Сиракузах от мучительной болезни рака
желудка.
Выходящий ныне
весьма многополезный и поучительный труд его — опыт истолкования
Апокалипсиса, применительно к современным переживаемым нами подлинно
«апокалиптическим» событиям — да будет от нас венком на его могилу и
да сподобит его Всемилостивый Господь во Втором Своем и славном
Пришествии одесную Себе стояния на Страшном Судищи Своем!
Издательство Св.
Троицкого монастыря.
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-1" \h \z \u
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
PAGEREF _Toc58299822 \h 1
I.
МЕСТО, ВРЕМЯ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ «ОТКРОВЕНИЯ»
PAGEREF _Toc58299823 \h 2
II.
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ «ОТКРОВЕНИЯ»
PAGEREF _Toc58299824 \h 6
III.
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСЛАНИЯ, КАК ВТОРОЙ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ «ОТКРОВЕНИЯ».
PAGEREF _Toc58299825 \h 9
IV.
СОДЕРЖАНИЕ «ОТКРОВЕНИЯ»
PAGEREF _Toc58299826 \h 11
V.
ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИСТОРИИ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ НА ЗЕМЛЕ ОТ АПОСТОЛОВ ДО
НАСТУПЛЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН МИРА
PAGEREF _Toc58299827 \h 11
VI.
ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ В МОМЕНТ НАЧАЛА НОВОЙ ИСТОРИИ МИРА, ВОЗМОЖНОСТЬ
КОТОРОЙ ОТКРЫЛАСЬ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВОЙ ХРИСТА
PAGEREF _Toc58299828 \h 14
VII.
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВНЕЙШИХ СОБЫТИЙ НОВОЙ ИСТОРИИ МИРА ОТ ПЕРВОГО ДО
ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА
PAGEREF _Toc58299829 \h 15
VIII.
ОБОДРЕНИЕ ВЕРНЫХ ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН МИРА
PAGEREF _Toc58299830 \h 15
IX.
«НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ» (последних времен).
PAGEREF _Toc58299831 \h 16
X.
ЯВЛЕНИЕ ПРОРОКА, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩЕГО ЛЮДЕЙ О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕДНИХ
ВРЕМЕН МИРА
PAGEREF _Toc58299832 \h 16
XII.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ
PAGEREF _Toc58299833 \h 17
XII.
ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ СО ВРЕМЕН АПОСТОЛЬСКИХ ДО ВРЕМЕН АНТИХРИСТА
PAGEREF _Toc58299834 \h 17
XIII.
ВОЦАРЕНИЕ АНТИХРИСТА
PAGEREF _Toc58299835 \h 19
XIV.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ О БЛИЗКИХ СТРАШНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ВОЦАРЕНИЯ
АНТИХРИСТА, ПРИЗЫВ ИХ К ОБРАЩЕНИЮ К БОГУ И К ПОКАЯНИЮ И ОБОДРЕНИЕ
ВЕРНЫХ
PAGEREF _Toc58299836 \h 21
XV.
УЖАСЫ ВОЦАРЕНИЯ АНТИХРИСТА
PAGEREF _Toc58299837 \h 22
XVI.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА
PAGEREF _Toc58299838 \h 23
XVII.
ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ И СУД БОЖИЙ НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РОДОМ
PAGEREF _Toc58299839 \h 24
XVIII.
ОБНОВЛЕНИЕ МИРА И ОТКРЫТИЕ ВЕЧНОГО ЦАРСТВА СЛАВЫ БОЖИЕЙ
PAGEREF _Toc58299840 \h 24
ПОСЛЕСЛОВИЕ
PAGEREF _Toc58299841 \h 24
I.
МЕСТО, ВРЕМЯ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ «ОТКРОВЕНИЯ»
«Откровение» св.
ап. Иоанна Богослова или «Апокалипсис» (греческое слово, означающее
Откровение) составляет последнюю книгу нашего Священного Писания: им
заканчивается канон богодухновенных книг (Библия). Согласно
установившемуся с самых древних времен Христианской Церкви
пониманию, эта книга содержит в себе пророчества относительно
будущего, судеб мира, человечества и Церкви за все время от первого
до второго пришествия Христа, т.е. до конца мира.
И в древности, но
особенно в последние два столетия в Христианской литературе
высказывалось мнение, что «Откровение» написано не апостолом Иоанном
Богословом, а другим лицом, по имени Иоанн. Это мнение высказывается
затем, чтобы подорвать авторитет книги, доверие и внимание к ней со
стороны массы членов Христианской Церкви, ибо содержание и цель
написания ее должны вызвать во врагах Церкви всех видов жестокую
ненависть и стремление подорвать ее значение всеми возможными
способами.
Во всяком случае,
мнение, что «Откровение» написано не апостолом Иоанном Богословом,
любимым учеником Господа, а другим лицом, совершенно неосновательно.
Почти все христианские писатели II и III веков, писавшие об этой
книге, или упоминавшие ее, приписывают составление ее именно
апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. К концу IV века вся
Христианская Церковь, несомненно, признавала «Откровение» за книгу
богодухновенную, апостольского происхождения.
Местом написания
«Откровения» является или остров в Эгейском море, по имени Патмос,
куда ап. Иоанн был сослан за проповедь Евангелия, или Ефес, главный
тогда город Малой Азии, в котором ап. Иоанн поселился после ссылки
на остров Патмос.
Но вот когда ап.
Иоанн был сослан на остров Патмос и, следовательно, когда написано
«Откровение» — является вопросом весьма спорным. Скорее всего, ап.
Иоанн был сослан при римском императоре Нероне, который царствовал с
54 по 68 год по Р. Хр., и который воздвиг первое страшное гонение на
христиан. Во время этого гонения приняли мученическую кончину в Риме
апостолы Петр и Павел. Таким образом, всего вернее, «Откровение»
написано около 68 г. по Р. Хр., т.е. за 2 года до разрушения
Иерусалима сыном римского императора —
Титом Флавием.
«Откровение»
Иоанна Богослова среди книг Св. Писания Нового Завета — особенная
книга. Как сказано, в ней изображаются судьбы Церкви и человечества
от первого до второго пришествия Христова. Но изображение это дается
в ней не описательно, а в свете действия правосудия Божия. Поэтому,
естественным заключением «Откровения» является изображение великих
заключительных актов этого правосудия — воскресения мертвых,
всеобщего суда Божия над человеческим родом и установления вечного
Царства славы Божией.
Все книги Св.
Писания, с точки зрения того, какие по преимуществу свойства Божии в
Его отношениях к миру и к человечеству отдельные книги изображают,
можно разделить на такие четыре группы:
1)
книги Ветхого Завета говорят
преимущественно о Боге, как о Творце и Промыслителе мира и
человечества. т.е. — о премудрости и всемогуществе Божием.
2)
Четыре Евангелия говорят о Боге
— Спасителе, т.е. о Его любви и милосердии к людям.
3)
Апостольские послания — о Боге
— Освятителе, т.е. о святости Божией.
4)
Откровение Иоанна Богослова
говорить о Боге, как Судии вселенной, т.е. о правосудии Божием.
Это
обстоятельство объясняет нам весь порядок расположения книг в Библии
и, в частности, почему «Откровение» завершает канон св. книг: в нем
изображается завершение всей истории творения последним всеобщим
завершительным судом Божиим над миром и человечеством. Господь в
самом начале «Откровения» несколько раз подчеркивает, именно, это
значение и идею содержания книги:
«Я есмь Альфа и
Омега, начало и конец, говорит Господь» (1,8).
«Я слышал позади
себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и
Омега, первый и последний» (1, 10).
«Не бойся: Я есмь
первый и последний» (1, 17).
Таким образом,
чтобы объяснить нам идею и содержание «Откровения» Господь несколько
раз в самом начале его повторяет одни и те же слова, смысл которых
— «Я — Творец и Завершитель мира».
Следовательно, изображение судебного завершения истории мира Богом
составляет идею и основание содержания «Откровения».
Естественно,
поэтому, что при изображении истории Церкви и мира «Откровение»
более подробно изображает события этой истории, непосредственно
предшествующие, близкие ко второму пришествию Христа. Что же
касается мировой истории от первого пришествия Христова до этих
событий, т.е. до начала последних времен мира, то «Откровение»
описывает их самым общим, беглым, так сказать, образом.
Если «Откровение»
есть книга о судьбах мира и людей в свете правосудия Божия, то
приступая к чтению «Откровения» — чтобы лучше понимать
соответствующие места его — надо обязательно предварительно
вспомнить формы суда Божия над людьми и те награды и наказания,
которые следуют по этому суду, как обо всем этом говорится в других
местах Св. Писания.
Формы суда Божия:
1)
над отдельными людьми при их
жизни еще на земле.
2)
над человеческими обществами
(народами) и над всем человечеством на земле.
3)
над отдельными людьми после их
смерти (частный суд).
4)
над всем человеческим родом
после воскресения мертвых (последний суд).
Очень много для
понимания отдельных мест «Откровения» дает предварительное
перечисление тех наказаний, которые получают по суду Божию здесь на
земле, как отдельные люди, так и целые человеческие общества за их
грехи и беззакония.
Наказания эти по
степени их тяжести можно расположить в Следующем порядке:
1)
Геофизические бедствия
(извержения вулканов, пожары, ураганы, землетрясения).
2)
Неурожаи и голод.
3)
Болезни и эпидемии.
4)
Экономические кризисы.
5)
Внешние войны.
6)
Революции и междоусобные войны.
7)
Жестокое правительство.
8)
В Евангелии и в «Откровении»
предсказаны еще бедствия на земле, которые явятся следствием
космических катастроф в мировом пространстве, каких бедствий история
земли пока не знала.
Что касается
наград и наказаний после частного суда Божия над отдельными людьми и
после последнего суда над всем человеческим родом, то не только
«Откровение», но и Евангелие и другие книги Св. Писания изображают
эти награды и наказания обычно символически: например, награды —
славословием Бога, а наказания — тьмой, огнем, скрежетом зубов и
т.д. Иной способ изображения и не возможен, ибо не доступен для нас.
Особенность идеи
и содержания «Откровения» неизбежно вызвала особенность и изложения
книги. Особенность изложения заключается в том, что она написана
таинственным символическим (образным) языком. Будущие судьбы Церкви
и человечества и судов Божиих над ним изображены в ней в
разнообразных таинственных образах, что делает книгу трудно
доступной для понимания и вызывает различные толкования не только
отдельных ее символов и отдельных частей ее, но даже всей книги в
целом. Возникает вопрос —
чем же можно объяснить такое странное на первый взгляд явление:
книга, изображающая будущие судьбы мира и Церкви,
изложена так, что содержание ее столь трудно для понимания и
вызывает весьма различные его толкования? Надо думать, что явление
это объясняется следующими обстоятельствами.
Первое. Каким
иначе способом, как только в символах и образах, можно рассказать
людям, живущим на земле, о величии и славе Царства Небесного, об
участи праведников и грешников после их смерти, о Промысле Божием
над миром, о последнем суде и т.д.?
Второе
обстоятельство. Мы должны иметь в виду, что апостол Иоанн должен был
описать явления, часть которых должна совершиться через две или
более тысяч лет после написания книги. И вот, надо было описать эти
явления так, чтобы о них могли составить хотя бы приблизительное
представление люди, которые будут жить на протяжении всех этих двух
слишком тысячелетий. Изложить свои пророчества именно тем образным и
таинственным языком, каким они изложены, было для ап. Иоанна
единственным подходящим способом.
Третье
обстоятельство. «Откровение» написано, конечно, для людей всех
веков, но в особенности, — для людей последних времен, чтобы
предупредить их, заставить задуматься над знамениями времени,
понять, к чему идет в мире дело.
Но люди последних
времен далеко отойдут от истинной веры, настолько будут беспечны,
погружены в житейские дела, преисполнены пороков и зла и
безнравственны, что преподание им слова Божия обычным языком, хотя
бы даже в самой сильной и красивой форме, не будет уже на них
действовать. Поэтому, ап. Иоанн и изложил свою книгу в образах и
символах, действующих не только на ум, но и на воображение,
потрясающих душу, приводящих ее в трепет и смущение, что невольно
должно привлекать к книге внимание людей и заставлять работать их
мысль. Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, «Откровение»
естественно привлекало к себе внимание христиан с самых первых
времен появления христианства. Но особенно усиливался всегда интерес
к этой книге в трудные времена для Церкви: во времена внешних
гонений, внутренних соблазнов со стороны еретиков и раскольников или
во времена острых общественных кризисов. В такие моменты верующие
всегда обращались к этой книге за утешением и ободрением, а
одновременно и с надеждой найти в ней указание и объяснение
переживаемых тяжелых времен, место и смысл их в общем ходе мировой
истории.
За истекшие почти
XIX столетий со времени написания «Откровения», конечно, не было
недостатка в толкованиях его содержания и отдельных его образов.
Апологеты христианства II и III столетий, отцы Церкви IV-V столетий,
учители Церкви последующих веков, ученые, богословы, просто верующие
публицисты XVII-XIX столетий брали на себя труд понять и объяснить
содержание и отдельные образы «Откровения». Уже к концу XIX столетия
таких толкований имелось около 90.
Язык изложения
«Откровения» нас часто и неизбежно смущает: его образность и
сложность вызывают в нас нередко даже досаду и создают в нас
впечатление, что понять эту книгу — дело совершенно безнадежное. Но
мы должны иметь в виду, что значительная часть содержания
«Откровения» посвящена изображению явлений предпоследних и последних
времен мира. Поэтому, чем дальше, тем образы и символы «Откровения»
будут пониматься людьми легче, чем в предшествующие столетия, т.к.
люди последних времен в таинственных образах и символах «Откровения»
будут узнавать знакомые им явления, если, конечно, они найдут в себе
хотя бы небольшой интерес к этой книге.
Совершенно
справедливо замечание одного толкователя «Откровения», что эта книга
только постепенно будет понятнее, т.к. только наступление самих
событий, в ней изложенных, явится лучшим ее комментарием.
Мы уже говорили,
что взгляд на «Откровение», как на книгу, в которой содержатся
пророчества о будущих судьбах мира и Церкви, установился в
христианской Церкви еще с древнейших времен.
Поэтому
неудивительно, что всегда находились, находятся и теперь христиане,
особенно во времена общественных кризисов и государственных
потрясений, которые в отдельных образах «Откровения» ищут
пророческие изображения современных им лиц и событий. Такой подход к
пониманию таинственных образов «Откровения» можно назвать правильным
только отчасти и в известном смысле.
Неправильным он
является потому, что св. Иоанн Богослов в таинственных пророческих
образах своей книги ставит своей задачей изобразить не отдельные,
определенные события или лица, но исторические процессы и явления
общего характера. Так, например, развивая предсказание Христа о
великих войнах последних времен, св. Иоанн Богослов войну в целом
изображает, как землетрясение. Поэтому совершенно напрасно в
отдельных землетрясениях, упоминаемых в «Откровении», будете вы
искать предсказание о войне 1914-1918 г.г. или о войне 1939-1945
г.г. или о следующей мировой войне. Не та или другая отдельная война
изображена в «Откровении» под видом землетрясения, а война вообще,
как явление, характерное для начала последних времен.
Но, с другой
стороны, ведь исторические явления и процессы общего характера
проявляются в ходе истории в виде отдельных событий. Поэтому, когда
св. Иоанн Богослов говорит о землетрясении, как о характерном
явлении для начала последних времен, он имел ввиду и войну 1914-18
г.г. и войну 1939-45 г.г., и следующую мировую войну или мировые
войны. А отсюда следует, что кто под землетрясением главы VI-й
«Откровения» будет понимать войну 1914-18 г.г., тот будет отчасти
прав, но кто под этим землетрясением будет понимать войну 1939-45
г.г., тот также отчасти будет прав.
Дальше. Каждый
большой исторический процесс, проявляясь в целом ряде отдельных
событий, находит, наконец, свое ярчайшее выражение и завершается
наиболее крупным и решающим событием данного рода. Если принять во
внимание это обстоятельство, то тогда можно отдельные образы
«Откровения» понимать, как предсказания об отдельных исторических
событиях и лицах — именно о тех, которые наиболее ярко выражают и
завершают данный исторический процесс. Однако, мы должны быть очень
осторожны и благоразумны в своих суждениях и заключениях
относительно того, является ли данное наблюдаемое нами событие
решающим и завершающим ряд событий, предсказанных в «Откровении» под
видом того или иного образа или символа.
То
обстоятельство, что основной задачей Откровения является изображение
истории Церкви и человечества в свете правосудия Божия, объясняет
нам и ту особенность изложения, что ап. Иоанн поочередно изображает
нам картины — то Небесного Царства, то жизни и судеб людей на земле.
Иногда апостол это делает в соседних главах, а иногда для усиления
впечатления — даже в одной и той же главе книги. В первых картинах
Иоанн изображает участь святых, праведников и мучеников после их
смерти — явно для того, чтобы поднять дух, укрепить и ободрить
трудящихся и обремененных ради Христа, еще пребывающих на земле. Во
вторых картинах апостол изображает участь грешников — для их
устрашения и вразумления. Поэтому, мы должны приступать к чтению
«Откровения» не только с целью найти в нем место и значение тех или
иных интересующих нас прошлых или современных исторических событий,
но главным образом, с поучительной целью — знать и проникаться
судьбой людей праведных и людей грешных, как в этой земной, так и в
будущей вечной жизни.
Из изложенного
должно сделать следующий очень важный вывод: обязательно ли при
чтении «Откровения» нужно точно понимать каждый образ, каждый символ
книги? Выходит, что это не обязательно. Разве так важно точно
понять, что разумел апостол под «пальмовыми ветвями в руках святых»
(7, 9)? Для нас достаточно понимать, что эти ветви — изображение
блаженства и радости праведников на небе. А в чем заключается это
блаженство — конкретно понять уже и не так важно. Да и можем ли мы
конкретно понять это? Не мы одни так смотрим на это. Знаменитый
толкователь «Откровения» св. Андрей, архиепископ Кесарийский, в
своих толкованиях нередко пишет, что данный символ можно понимать
так, а можно понимать и так. Например: «Под семью духами Божиими
должно разуметь (От. 4, 5) или семь ангелов превосходящих прочих,
как объясняет Ириней, или семь даров Божественного Духа, о которых
говорит Исаия (11, 2). То и другое, думаю, не лишено
достоверности... Точное исследование непостижимых для нас вещей
достойно посмеяния» (изд. М., 1901 г., стр. 37).
Поочередное
изображение в «Откровении» то Небесного Царства, то жизни людей на
земле имеет для нас и еще одно очень важное поучительное значение.
Каждый верующий человек, конечно, убежден в том, что все
совершающееся на земле совершается по воле и по Промыслу Божию. Но
наше внимание и все наши мысли всегда сосредоточены на событиях
земной жизни, и мы редко поднимаем свой взор и свои мысли от событий
на земле к управляющему ходом их Небесному Царству. Несмотря на всю
нашу веру, на земные события мы всегда смотрим обособленно от неба:
в наших глазах они совершаются скорее сами собой. В
противоположность этому, св. Иоанн Богослов в «Откровении» рисует
нам одновременно картину земных событий и управляющего ходом их
Небесного Царства. Если допустить упрощенное сравнение, то можно
сказать, что в «Откровении» картина будущих событий жизни мира и
Церкви рисуется как бы в два этажа — земном и небесном. И картина
эта дает нам яркое представление о том, что все совершающееся на
земле, совершается всегда по решению неба и по воздействию с неба,
через посредство особых орудий Божественного управления миром и
человеческой истории — ангелов. Поэтому почти каждый отдел книги ап.
Иоанн начинает тем, что возводит наш взор на небо, показывает нам
подготовку на небе определенного цикла земных событий, а затем уже,
вместе с ангелами, которым поручено управлять этими событиями,
низводит нас на землю, чтобы наблюдать эти события.
И, еще одно
замечание. На протяжении почти всей книги апостол Иоанн прибегает
нередко к количественным (цифровым) обозначениям, например, времени,
части земли или людей на земле. Необходимо помнить, что все такие
обозначения имеют только символическое, т.е. условное значение и не
должны быть принимаемы и понимаемы, как точные исчисления.
Некоторые
церковные писатели, в том числе, митр. Антоний (Храповицкий),
высказывали мнение, что в «Откровении» не предсказываются события и
процессы церковной и мировой истории, а изображается в символах
внутренняя борьба в душе отдельного христианина между добром и злом,
между Богом и сатаною. Но такое мнение, прежде всего не логично.
Ведь, борьба между добром и злом происходит в душе не единичного
христианина, а в душах множества христиан. Такие массовые
однородные, хотя и внутренние, переживания множества христиан,
естественно и неизбежно выявляются во вне и претворяются в
исторические события. А главное, такое мнение противоречит
буквальному тексту «Откровения». В главе 10-ой (ст. 11) Ангел
говорит автору «Откровения»: «Тебе надлежит опять пророчествовать о
народах и племенах и языках и царях многих».
Среди иерархов
Православной Церкви имело место довольно распространенное и
устойчивое отрицательное отношение к чтению «Откровения» мирянами.
Такое отрицательное отношение едва ли можно считать правильными.
Во-первых от него пахнет католицизмом, который запрещает читать
мирянам Библию. По правилам же Православной Церкви мирянам следует
не запрещать читать Св. Писание, а учить их, как надо его читать,
т.е. читать его под руководством пастыря и сообразуясь в понимании
его с писаниями отцов и учителей Церкви. А главное, такое
отрицательное отношение прямо противоречит тексту «Откровения», где
сказано: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и
соблюдающий написанное в нем» (1, 3). Но, ведь, это — слова Св.
Писания, т.е. слова, для православного христианина обязательные.
Вот по этим
соображениям и издается нами настоящая небольшая книжечка —
«Откровение» св. Иоанна Богослова и путь к его пониманию». Она не
имеет целью дать исчерпывающее толкование всего «Откровения». Для
того, чтобы выполнить такую задачу, нужны неизмеримо более
совершенные вера, ум, знания и жизнь, чем те, которыми обладает
автор. Задача этой книжечки гораздо более скромная — указать путь,
которым надо подходить к чтению и пониманию «Откровения». Имеющиеся
же в ней толкования отдельных мест его — только доказательства,
примеры и иллюстрации плодотворности указываемого пути. К описанию
этого пути, с помощью Божией, мы теперь и перейдем.
Как уже сказано,
в «Откровении», в таинственных образах св. Иоанн Богослов изобразил
будущие судьбы мира и Церкви; образы эти трудны для понимания и
вызывали весьма различные их толкования. Но будущих судеб мира и
Церкви однажды довольно подробно коснулся и Господь наш Иисус
Христос, именно в беседе с учениками на горе Елеонской, за три дня
до Своих страданий. Эта Его беседа являлась как бы последним,
наставительным и предупредительным завещанием Его Своим ученикам и
последователям о будущих соблазнах и опасностях для них. Поэтому в
этой Своей беседе на горе Елеонской Господь предрек будущие судьбы
мира, хотя более кратко, чем это делает ап. Иоанн в своем
«Откровении», но зато более простым языком.
Христос в этой
Своей беседе и ап. Иоанн в «Откровении», говоря о будущих судьбах
мира и Церкви, не могли противоречить друг другу. Говоря об одном и
том же предмете, и Христос, и ап. Иоанн, естественно, должны были в
основном говорить одно и то же. Но так как Христос говорил о будущих
судьбах мира более простым языком, то содержание этой Его беседы
является драгоценнейшим ключом к пониманию таинственных образов
«Откровения». Следовательно, кто хочет иметь надежный путь для того,
чтобы подойти к пониманию таинственных образов «Откровения», тот
обязательно должен предварительно хорошо усвоить содержание
указанной беседы Христа.
Однако, для
понимания и этой беседы есть одна трудность. Она заключается в том,
что в ней Христос описывает события будущей истории мира не в том
порядке, как они будут следовать одно за другим в действительности,
а в порядке вопросов, которые, по-видимому, ученики ставили Своему
Божественному Учителю, хотя из всех этих вопросов учеников
евангелисты приводят нам только первые два. Поэтому, чтобы понять
беседу Христа на горе Елеонской — отдельные ее части надо
предварительно расположить в порядке их логической связи. Тогда
беседа Христа будет иметь следующее содержание.
Христос со своими
учениками вышел из Иерусалимского храма после окончательного разрыва
со всеми влиятельными партиями иудеев. Ученики как будто чувствуют,
что их Учитель посетил храм в последний раз. Ими овладевает глубокая
грусть. С чувством грусти и сожаления они оглядываются на
оставленный ими храм и невольно восклицают: «Учитель! Посмотри,
какие камни и какие здания!» Иисус же сказал им: «Видите ли все это?
Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет
разрушено!» (Мф. 24, 2).
Ученики,
ожидавшие со дня на день воцарения своего Учителя над иудейским
народом и допускавшие возможность разных катастрофических
происшествий в момент воцарения, очевидно, решили, что одним из
таких катастрофических событий и будет разрушение храма. «Но когда
же, наконец, все это совершится; когда же наш Учитель сделается
царем?» — мучил их вопрос.
Поэтому, когда
они пришли на гору Елеонскую и присели отдохнуть как раз против
храма, ученики спросили Господа: «Скажи нам, когда это будет? И
какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24, 3).
Ученики думали, что они задали один вопрос, т.к. спрашивают о
событиях, которые, по их мнению, произойдут одновременно. В
действительности же они задали Господу два вопроса: 1) когда и как
произойдет разрушение Иерусалимского храма и 2) когда и как
произойдет царственное явление Христа на земле в силе и славе и
последует кончина этого мира.
И вот Христос в
Своей беседе и дает ответы на эти два вопроса, подчеркивая в ней
ученикам значительную раздельность во времени этих двух событий.
Ответ на первый вопрос содержится в начале, в середине и даже в
конце беседы. На первый вопрос Он ответил так:
«Берегитесь,
чтобы кто не прельстил вас: ибо многие придут под именем Моим и
будут говорить: «Я Христос» и многих прельстят. Также услышите о
войнах, и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит
всему тому быть (Мф. 24, 4-6). Итак, когда увидите мерзость
запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,
— читающий да разумеет, — тогда находящееся в Иудее да бегут в горы;
и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и
кто на поле, тот да не обращается назад взять одежду свою. Горе же
беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь же, чтобы не
случилось бегство ваше зимою, или в субботу; ибо тогда будет великая
скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы
не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради
избранных сократятся те дни (Мф. 24, 4-6, 15-) ...Когда увидите
Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось
запустение его: тогда ...кто в городе, выходи из него, и кто в
окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения...; в те
дни великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от
острия меча и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет
попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лук. 21,
20-24). Истинно говорю вам: не прейдет род сей (т.е. не перемрет еще
живущее теперь поколение), как все сие будет (Мф. 24, 34). Но это
еще не конец» (всего мира) (Мф. 24, 6).
Этими словами
Господь закончил ответ на первый, поставленный Ему апостолами,
вопрос о времени разрушения Иерусалимского храма.
Мы теперь знаем,
что приведенные слова Христа исполнились над Иудеей и иудейским
народом полностью. Не прошло и сорока лет после этой беседы, как в
иудейском народе, отвергшем перед этим истинного Христа, ожидание
скорого пришествия Мессии достигло наивысшего напряжения. Среди него
появились лжехристы и лжепророки. Создавшимся положением
воспользовались демагоги и авантюристы. Они довели народное
возбуждение до крайности, оттеснили сначала на задний план умеренные
и благонамеренные элементы нации, а потом, свергнув свои законные
народные власти, подняли народное восстание и против власти Римской
империи над Иудеей. Одновременно в самом Иерусалиме началась
социальная революция. Самозваные народные вожди организовывали шайки
подонков общества и начали грабить знатных и состоятельных людей.
Все это делалось под маркой достижения народной свободы и защиты
народной святыни. Римские войска под командованием сына Римского
императора — Тита Флавия — осадили Иерусалим. Осада продолжалась
почти два года. Бедствия, пережитые во время этой войны жителями
Иудеи и особенно жителями Иерусалима во время осады, не поддаются
описанию. На них обрушились одновременно бедствия и военной осады
(голод, жажда, оружие) и социальной революции (произвол, грабеж и
убийства). Сам храм подвергся поруганию и осквернению вожаками
восстания. Наконец, в 70-м году по Р. Хр. Иерусалим был взят
Римскими войсками; храм в момент взятия сгорел до основания.
Множество иудеев умерщвлено, а оставшиеся в живых скованы, отведены
в плен и проданы в рабство на рынках всего света.
Закончив говорить
о будущих недалеких событиях в Иудее и Иерусалиме, Господь как бы
переводит Свой взор от событий близкого к событиям уже отдаленного
будущего мировой истории и переходит, следовательно, к ответу на
второй вопрос учеников — «о признаках Его пришествия и кончины
века».
Эту часть своей
беседы Он начинает как бы такими словами: «Вы отчасти будете правы,
когда, увидев военные и другие бедствия над Иерусалимом, будете
ожидать кончины мира. Я так подробно рассказал вам о них, потому что
события этого времени будут очень похожи на признаки, говорящие о
скором царственном Моем пришествии. В последние времена восстанет
народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и
землетрясения по местам; все же это будет начало болезней» (Мф. 24,
7-8), т.е. ужасные войны и другие бедствия будут как бы признаками и
показателями наступления начала последних времен. Они будут началом
«болезней», которые приведут этот мир к гибели.
Однако, «прежде еще всего того» (Лук.
21, 12) — «будут предавать вас, и вы будете ненавидимы всеми
народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут
предавать и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и
прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих
охладеет любовь; претерпевый же до конца спасется» (Мф. 24, 9-13).
Этими словами
Господь предсказал прежде всего те гонения, которые терзали Церковь
почти два с половиной столетия: со времен императора Нерона,
царствовавшего с 54 года по 68 год по Р. Хр. до Миланского эдикта
императора Константина Великого в 313 году. Однако, поскольку слова
эти Господа стоят в средине между описанием признаков начала
последних времен («восстанет народ на народ») и предсказанием
проповеди — «Евангелия Царства по всей вселенной, во свидетельство
всем народам», окончание каковой проповеди и будет признаком
«пришествия конца» — надо думать, что Господь, предсказывая ученикам
о гонениях на Церковь в первых столетиях, в то же время говорил об
общей судьбе Церкви в будущей истории мира и особенно — в последние
его времена.
Однако, все эти
признаки, как «начало болезней» (войны и глады), так и
приблизившегося уже конца мира (проповедь Евангелия всем народам)
для большинства людей последних времен будут бесполезны. Моральное
состояние большинства людей того времени будет очень низкое и
печальное: они будут беспечны и преданы всецело житейским заботам и
материальным наслаждениям. — «Как было во дни Ноя, сказал Господь,
так будет и в пришествие Сына Человеческого; ибо как во дни перед
потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел
Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех —
так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37-39).
Еще в более
сильных словах определил Господь ранее, в другом месте, религиозное
состояние людей последнего времени — «но Сын Человеческий пришед
найдет ли веру на земле?» (Лук. 18, 8), ибо в последние времена —
«восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса,
чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал
вам. Итак, если скажут вам: вот Он в пустыне», — не выходите; «вот
Он в потаенных комнатах», — не верьте (Мф. 24, 26).
Очень важно
сопоставить эти слова Христа: 1) «Сын Человеческий пришед найдет ли
веру на земле» (Лук. 18, 8) и 2) «восстанут лжехристы и лжепророки и
дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и
избранных» (Мф. 24, 24).
Часто думают, что
в последние времена будет всеобщее господство атеизма. Однако, из
слов Христа вытекает нечто другое, а именно: 1) будут всеобщая
преданность и поголовное увлечение материальной жизнью («как во дни
Ноя»), 2) почти совсем исчезнет истинная вера на земле (истинное
христианство), 3) но в то же время получат распространение ложные
веры, проповедуемые ложными пророками, даже лжехристами.
Отсюда выходит,
что широкое распространение атеизма — это не последнее явление в
истории религиозной жизни человечества («начало болезней»), а
предпоследнее. Атеизм используется только как орудие для борьбы с
истинной христианской верою и для сокрушения и разгрома истинной
христианской церкви. Но человечество без религии жить не может. И
вот, тогда придет проповедь и распространение ложных религиозных
учений и создание ложных церквей.
Религиозное и
моральное состояние людей будет настолько безумным, что возмутится
вся вселенная, и начнутся даже космические катастрофы в мировом
пространстве, сопровождающиеся бедствиями и на земле: «И вдруг после
скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и
звезды спадут с неба» (Мф. 24, 29). От всех этих знамений в солнце,
луне и звездах на земле будет уныние народов и недоумение, море
восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания
бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются»
(Лук. 21, 25-26).
Совсем по другому
должны вести себя верные: — «Когда начнет это сбываться,
восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается
избавление ваше» (Лук. 21, 28), ибо совершится, наконец, второе
пришествие Христа: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе
(святой крест) и тогда восплачут все племена земные и увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою
великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною и соберут
избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24,
30-31). «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а
только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Поэтому, как бы говорит Господь,
не занимайтесь гаданиями и вычислениями о дне Моего пришествия и
кончины мира, а узнавайте время по указанным Мною признакам, —
«когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24,
33). Рассуждайте так же, как вы рассуждаете, например, когда видите,
что — «ветви смоковницы становятся мягки и пускают листья, то (по
этому признаку) знаете, что близко лето» (Мф. 24, 32). Во всяком
случае, пришествие Сына Человеческого будет, хотя и неожиданно для
большинства людей, но явственно для всех, ибо — «как молния исходит
от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына
Человеческого... Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который
час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). «Смотрите за собою, чтобы
сердца ваши не отягощались объядением, и пьянством, и заботами
житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21, 34).
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24, 35).
Христос придет затем, чтобы совершить последний суд над человеческим
родом и установить царство славы: «когда же приидет Сын Человеческий
во славе Своей и все святые Ангели с Ним, тогда сядет на престоле
славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от
других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по
правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь всем,
которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет
и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огнь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку
вечную, а праведные в жизнь вечную» (Мф. 25, 31-34, 41, 46).
Из сопоставления
содержания ответов Господа на оба вопроса учеников вытекает, что
события в Иудее во время гибели Иерусалима и разрушения храма и
события последних времен, предшествующие второму пришествию Христа,
будут чрезвычайно похожи друг на друга: жестокие войны; социальные
потрясения; господство ложных антихристианских учителей и учений;
господство ложных политических вождей, которое приведет людей к
великим бедствиям — голоду, эпидемиям; стихийные катастрофы в
природе — землетрясения, засухи ... Различие между событиями обеих
этих эпох количественное: бедствия первой эпохи разразятся только
над иудейским народом, отвергшим Христа и гнавшим апостольскую
церковь; бедствия же второй эпохи — бедствия такие же — охватят весь
мир, так как тогда все народы оставят Христа, моральное разложение
и, гонения на Церковь распространятся тогда по всему миру. Поэтому
кто хочет иметь представление о причинах происхождения и характере
событий последних времен — тот должен познакомиться с историей
иудейской войны 68-70 годов по Р. Хр. Но удивительно, что идеи и
события того времени удивительно схожи по своей сущности с идеями и
событиями нашего времени... Внешность несколько иная, но сущность
одна и та же!..
Итак, события в
последние времена мира, по словам Христа, будут следовать в таком
порядке:
1)
войны и другие социальные и
геофизические бедствия,
2)
завершение проповеди Евангелия,
3)
гонения на Церковь,
господство ложных пророков и воцарени |