Велесова Книга
ПРИМЕЧАНИЕ :
На данный момент историки и лингвисты не пришли к
единому мнению о подлинности либо достоверности
большинства фрагментов книги и фактов в ней изложенных.
Вопрос пока остается открытым:
Правда и вымысел Велесовой Книги
Перевод:
Бус Кресень
(Александр Игоревич Асов)
Оглавление:
Прославление великого Триглава
Глава 1. ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ
Глава 2. РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
Глава 3. СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
Глава 4. ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ
Глава 5. БОРЬБА С ГОТАМИ И ГУННАМИ
Глава 6. АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ
Прославление великого Триглава :
II 11а
"И вот
начните,
во-первых - главу пред Триглавом склоните!"
- так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший бог Рода божьего
и Роду всему - вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
зимою не замерзал,
живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу - богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
"Ты, оживяющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
О те, что пали в бою,
те, которые шли, вечно живите вы
в войске Перуновом!
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
Песни поем мы Ему,
ведь Свентовит - это Свет.
Видели мы чрез Нем Белый Свет.
Вы посмотрите - Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает -
Мы восхваляем Его!
Пляшущего мы воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог - Землю нашу носил,
звезды держал,
Свет укреплял.
Славу творите во всем Свентовиту:
"Слава Богу нашему!"
Скорбите же сердцем нашим -
этим вы смели отречься
от злого деяния нашего,
и так притекли к добру.
Пусть обнимаются дети!
И творите:
"Все сотворенное
не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
как Сварог и Перун -
- есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
и Сваргу поддерживают,
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.
Затем - Вышень, Леля, Летеница.
II 11б
Затем
Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними - Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,
и Дождич, и Плодич, и Ягодинич,
и Пчелич, Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
За ними суть -
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич - Родич,
и тут Семаргл-Огнебог -
он чистый и яростный, быстро рожденный.
То суть - Триглавы всеобщие.
Сюда ты придешь,
и тут же служитель ворота откроет,
и пустит сюда -
в прекрасный сей Ирий.
Течет Ра-река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он творит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
поскольку он - явский,
он сам в божьем дне.
В ночи ж никого нет,
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься Перун - бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведет по стезе.
Он же воинам - честь и суд,
праведен Он - златорун, милосерд!
II 7е
Как
умрешь,
ко Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной - русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
он пришел сюда, воспевая
Матерь вашу,
Сва Матерь нашу, -
на твои луга,
о великий Сварог!"
И Сварог небесный промолвит:
"Ты ступай-ка, сын мой,
до красы той вечной!
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
вдруг увидеть тебя!
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
о твоей вечной жизни
до конца веков!
Той красе ты еще не внимал,
ибо вои (вы?) Ясуни не знали(?).
Вы же все не такие, как греки,
вы имели славу иную
и дошли до нашего Ирия,
здесь цветы увидели чудные,
и деревья, а также луга.
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
и ячмень полоть,
и пшено собирать
в закрома Сварога небесного.
Ибо то богатство иное!
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".
Мы стояли на месте своем,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
то пошли сюда, как и те.
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом.
И все перья Ее - иные:
красные, синие, рыже-бурые,
желтые, и серебряные,
золотые, и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
и идет Она близ ясуни,
и так же сияет седьмой красой,
завещанной от богов.
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
И вот это - наше счастье,
и мы должны
прилолжть все силы,
чтоб видеть,
как отсекают
жизнь старую нашу от новой,
так точно, как рассекают
дрова в домах огнищанских.
И Матерь Слава
крылами бьет.
Идем мы под наши стяги,
и это - стяги ясуни!
- * -
Глава
1.
ИСХОД ИЗ СЕМИРЕЧЬЯ
8/2
- 1. Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.
Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и всякое
перо ее иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и
поет она песни о битвах и междоусобицах. Вспомним о том, как
сражались с врагами отцы наши, которые ныне с неба синего смотрят на
нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а с отцами нашими. И
мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как скачет по небу всадник
на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и рассекает облака, и
гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее, ибо все то,
что от Сварога, - то к нам жизнью течет. И это мы будем пить, ибо
это - источник жизни божьей на земле. И тут корова Земун пошла в
поля синие и начала есть траву ту и давать молоко. И потекло то
молоко по хлябям небесным, и звездами засветилось над нами в ночи. И
мы видим, как то молоко сияет нам, и это путь правый, и по иному
пути мы идти не должны. И было так - потомок, чувствуя славу свою,
держал в сердце своем Русь, которая есть и пребудет землей нашей. И
мы ее обороняли от врагов, и умирали за нее, как день умирает без
Солнца и как Солнце гаснет. И тогда становилось темно, и приходил
вечер, и вечер умирал, и наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге
по молоку небесному, и шел в чертоги свои, и к заре приводил нас до
врат (Ирия). И там мы ожидали, чтобы начинать петь песни и славить
Велеса от века до века, и храм Его, который блестит огнями многими,
и стояли мы (пред Богом), как агнцы чистые. Велес учил праотцов
наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных,
и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.
Отцам нашим и матерям - слава! Так как они учили нас чтить богов
наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были
нахлебниками, а были русскими - славянами, которые богам славу поют
и потому - суть славяне.
9а - 2. Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян,
северян и русов.
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во
времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все
схватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им
приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой
день: "Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков".
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза
глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у
костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три
мужа на конях. И сказали они: - Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал
им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе,
дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех
мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они, и славны
были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь
Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева.
Сыновья же Богумира имели имена - Сева, и младший - Рус. От них идут
северяне и русы. Три же мужа были, все три - Утренник, Полуденник и
Вечерник. Создались роды те в Семиречье, где мы обитали за морем в
крае зеленом, когда были скотоводами. И было это за тысячу триста
лет до Германареха. И в те времена была борьба великая за берега
моря Готского, и там праотцы наши возводили курганы из белых камней,
под коими погребли мы бояр и вождей своих, павших в сече.
9б - 3. А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра-реки.
Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растоптали готов,
которые были преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти
земли и за жизнь нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу.
А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра - реки (Волги). И с
великими трудностями для нас мы переправили своих людей и скот на
сей берег, и пошли к Дону, и там готов увидели на юге и Готское
море. И увидели мы против себя вооруженных готов и так были
принуждены биться за жизнь и проживание свое, когда гунны шли по
стопам отцов наших и, нападая на них, людей били и забирали скот. И
так род славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и где много
травы и тучных лугов, и где реки от рыб полны, и где никто не
умирает. Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов
наших, идущих от Ра-реки. Ра - река - великая, она отделяет нас от
иных людей и течет в море Фасисте (Каспийское). Тут муж рода Белояру
перешел на ту сторону Ра - реки и упредил там синьских купцов,
идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове своем поджидали
гостей - купцов и обирали их. И было это за полстолетия до Алдореха.
А еще раньше, в древности, род Белояров был сильным. И от гуннов
торговцы прятались за мужами Белояровыми и говорили, что дают
серебро и два коня золота, чтобы пройти и избежать угрозы гуннской,
и так пройти мимо готов, также суровых в битве, и дойти до Днепра. И
кони у них бесчисленны, и дважды берут они дань. Из-за того купцы,
стекавшиеся к нам, вернулись в Китай и не приходили уж никогда
более.
3 22 - 4. Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну -как
приготавливать сурину. И мы должны на Радогоще около богов
радоваться, и плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу
богам творя. Квасура был мужем сильным и от богов вразумляемым. И
тут Ладо, придя к нему, повелела вылить мед в воду и осуривать его
на солнце. И вот Солнце - Сурья сотворило то, что он забродил и
превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу божью. И было это в века
докиевские, и муж тот был во сто крат весьма выделен (богами), и
передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и тот получил поучение
от Сварожича, как творить квасуру, называемую сурыней. И это (мы
вспоминаем) на нашем Радогоще. И вот когда наступают дни Овсеня, мы
оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удержит своего
естества в этот раз и скажет безумное - то это от Чернобога. А
другой получит радость - и это от Белобога. И так мы должны искать
друзей и врагов... Куя мечи наши на силу вражью, мы получаем силу
божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих сторон. И этот Богумир
сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И были они, и она
(сурья) была, когда боги рекли хвалу... И вот установили они роды
для себя, и потому боги - причина родов, и так стали иметь они
родные те роды. И так Сварог - Отец, а прочие - суть сыны Его. И мы
должны были покоряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому
что Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей
киевских.
5а - 5. Видели Орея, по облакам ходящего.
Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце -
Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это
- есть и будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы
(давали). Ибо мы происходим от Даждьбога, и стали славны, славя
богов наших, и никогда не просили и не молили их о благе своем. И
вот боги говорят нам: "Ходите по Руси и никогда к врагам!" Матерь
Сва славу поет нам, чтобы мы воспевали походы на врагов, и мы верили
ей, так как эта слава (исходит) от птицы вышней, по небу России
летящей от нас. И вот князя нашего избрали, чтобы он заботился о
нас. Так как перейдет враг за границу нашу, если он ее не будет
оберегать, созывая рать. А какие мы сами - то Сноп знает, так как мы
молили, славу вознося, но никогда не просили Его, и никогда не
требовали с Него то, что необходимо нам для жизни. И вот смотрите на
отца нашего Орея, по облакам ходящего, восхищающегося силою кованья
Перунова. И видел там Орей, как Перун ковал мечи на врагов. И Он
говорил ему во время кованья: "Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов
тех. И не смейте их бояться, так как повергнут они очи долу, и
(число) воинов у них будет уменьшено до количества пальцев на руках,
так как к земле они согнутся, и станут зверями, как поросята
измазанные грязью, и смрад свой понесут по следам своим. И будут
говорить о них, что они - смрадные поросята и свиньи!" Так говоря,
Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и то Орей поведал отцам
нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои витязей много веков
назад. А ныне поверили, будто все было не так.
3а - 6. Воспоем славу Сурье!
Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи,
чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и
есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов
в наших домах. И сему богу Огнику Семарглу говорим мы: "Покажись и
восстань на небесах и свети аж до мерцающего рассвета!" Мы называем
его именем Огнебоже и идем трудиться. И так всякий день, сотворивши
молитву и удовлетворивши тело едой, идем в поля наши трудиться, как
боги велят всякому мужу, которому предназначено работать ради хлеба
своего. Даждьбоговы внуки - любимцы божеские, и, божий плуг в
деснице держа, воспеваем мы славу Сурье, и думаем об этом до вечера.
И пять раз в день прославляем мы богов, и выпиваем сурицу в знак
благости и общности с богами, которые во Сварге также пьют за наше
счастье. Как воспоем славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на
небеса. А когда мы приходим домой, потрудившись, там огонь зажигаем
и идем ужинать. Говорим, что есть любовь божеская к нам, и затем мы
отходим ко сну, ибо день прошел и настала тьма. Так отдавали мы
десятую часть отцам нашим и сотую - властям. И так мы пребываем
славными, ибо славим богов наших, и молимся с телами, омытыми чистой
водой.
2 10 - 7. После Богумира был Орей с сынами.
Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели. И было у нас
по-иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который в старое
время становился нашим вождем, нанятым в тот раз всеми. Те же князья
были долгое время, пока греки не пришли и не настал этому конец, и
(ныне) мы должны обеспечивать из (княжьего) рода потомков, чтобы они
правили нами. А после Богумира был Орей с сынами. А когда гунны
затеяли великую войну за образование своей великой земли, мы ушли
оттуда на Русь. Ныне пришли иные времена, и мы должны браться за
гужи и тянуть вперед. И не будет о нас сказано, что мы оставили наши
земли и взяли иные, но скажут о нас, что мы сильно бились за себя.
Борусичи не оставили грекам земли свои и бились за них. В те времена
Ра - река (Волга) была границей с иными землями, и тогда возжаждали
враги наши идти на нас, и должны мы были бороться за внучат наших,
чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным. Так же и мы должны
были делать. Чтобы не сжигать дубы и поля свои, а сеять на них и
жать жниву в полях, ибо имели мы степи травные и должны были водить
скот, оберегая его от врагов.
26 - 8. Орей приказал сыновьям своим быть впереди родов.
И был в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги дали ему
много овец и скота, пасущегося в степях. И было (в степях) много
травы, и боги давали его скоту приплод и умножали его. И вот
предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы его сыны пошли
в землю иную в край чудесный- туда, где заходит Солнце, туда, где
оно спит на золотом одре. И когда прискачет туда всадник, он скажет
Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в
колесницу свою и взойти с Зарей на Востоке". И так сказав, скачет он
в иные края. И вечер прискакивает вслед за ним. И этот всадник
говорит: "Солнце зашло за горы свои и покинуло свою золотую
колесницу. И ее ворожеи желают утаить". И тут приближается всадник,
скачущий в иные края. И так Заря идет, и несет искры свои, и одежды
Даждьбоговы трясет, и искры разлетаются до края небесного. Так он
сказал. И тогда двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и
видели они там много чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и
сказали ему, как прекрасен тот край. И многие племена и роды
изъявили желание следовать по тропе той, и пришли они все к тому
осевшему (огнищанину). И тут приказал отец Орей сыновьям своим -
быть впереди всех родов. И не захотели они делиться на этих и тех. И
тогда князь единый повел своих людей на полдень - отец Орей повел их
в край морской. И была там сушь великая и пустыня. И пошли они в
горы, и там поселились на полвека, и собрали большую конницу, прежде
чем идти в края чужие. И в тех краях воины встали на их тропе, и они
принудили их сражаться и были разбиты. И тогда они пошли дальше, и
увидели теплые земли, и пренебрегли ими, так как многие чужие
племена там сидели. И шли они дальше. И так боги вели их как своих
людей. И добрались они до горы великой. И, повоевав там с врагами,
двинулись далее. И с тех пор мы должны были помнить об этом и
тянулись за своими, и так же как отцы наши очищались мольбой,
омываясь, и , умываясь, мольбы творили о чистоте души своей и тела,
поскольку это умывание установил для нас Сварог, и Купалец указывал
нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и
умывали дух свой в чистой воде живой. И шли мы трудиться, и всякий
день мольбы творили, и сурью пили, которую прежде брали. И ее пили
пять раз в день и хвалили богов наших радостно, потому что сурья -
молоко наше и пропитание наше, и корм, который идет от коровы к нам,
и тем мы живем, и травы злачные варим в молоке, и принимаем каждый
свою часть. И тогда приходили мы к синей реке, стремительной, как
время, а время не вечно для нас, и там видели пращуров своих и
матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и снопы
свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там гуннов, ни
эллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как Навь
совлечена ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во веки
веков. И это Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам,
которые жили на этой земле и страдали повсюду, где приходилось быть
и где пережили много зла. И здесь они не имеют зла, они видят
зеленые травы. И внимают шелестам на воле божьей, и это счастье для
тех людей. И так мы должны будем увидеть степи райские в небе синем.
И эта синь идет от бога Сварога. И Велес идет там править стадами, и
ступает по золоту и живой воде, и никому там не надо платить дань, и
нет там рабов, и жертву приносят, которую неверные не знают, - дают
для моленья виноград, и мед, и зерно. И так провозглашали мы славу
богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их
чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают
они в час смерти наших тел. И падшему в поле Перуница давала выпить
воду живую. И выпивший ее отправлялся к Сварге на белом коне. И там
Перунько его встречал и вел в благие свои чертоги. И там он будет
пребывать в это время, и достанет себе новое тело, и так станет
жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и присно, и от века до
века. Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам, а также огненному
Перуну, которого называем губителем - потятичем на врагов. И
провозглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые сейчас во
Сварге. Скажем так трижды и поведем стада свои на разнотравье. А
если надо вести скот в иные степи, идем, другую хвалу богам вознося.
Славу поем до полудня и возглашаем великую славу Хорсу златорунному,
коловращающему Сурью. Пьем ее до вечера, а вечером, если костры
сложены - зажигаем их, и славу вечернюю поем Даждьбогу нашему,
которого называем прадедом нашим, и идем мыться, чтобы быть чистыми,
и, совершив омовение, отойдем ко сну - и так мы будем объяты великим
ничто.
1а - 9. Орей и Кисек. Заселение Голуни. Борьба с язами.
Это беспокойная совесть наша причиной тому, что мы своими словами
обличаем деяния. И так говорим во истину благое о роде нашем и не
лжем! И ту истину рассказываем о первом господине нашем - с него
пошли князи избираемые и сменяемые. Киська же тот шел, и вел родичей
по степям со скотом своим на полдень, и туда, где солнце сияет,
прибыл. И придя к нему, отец Орей сказал: "Мы оба имели детей, и
мужей и жен. А старшие имели войны с врагами. И так решали, чтобы
племена соединяли овец своих и скот и становились племенем единым. И
это боги предлагают нам. Мы же видели доблесть их с тех пор и во
веки вечные". А когда подсчитывать стали (голоса), одни - рекли
иначе. И тогда отец Орей отвел стада свои и людей от них. И увел их
далеко и там сказал: "Здесь мы воздвигнем град. Отныне здесь Голунь
будет, которая прежде была голой степью и лесом". И Киська ушел
прочь. И также увел людей своих в иные места, чтобы не смешались они
с людьми отца Орея. И те предки наши, так сотворив, на землях тех
осели. И так Киська отошел со своими людьми и создал землю иную. И
там поселились они, и таким образом отделились и отмежевались, и
решили быть чуждыми один другому. Все они хлеб и соль имели и не
перечили друг другу.
И был Киська так славен, и люди Орея славны, так как в ту пору слава
текла к ним и поля знали их мечи и стрелы.
1 16
И пришли язи в его край, и начали забирать скотину. И тогда Кисек
напал на них. Бился с ними сначала день, потом второй, и люди его
бились. И грех пришел в те места, и многие ели останки, и людей
убивали. И так сказал отец Орей: "Грешим мы с родичами своими, и
потому от мертвых черно и мертвечину едят, что мы сдерживаем себя".
(?) И стало мерзко на сердце Ориевом, и возопил он родичам:
"Поддержите Кисека и людей его! Седлай те все коней!" И тогда
бросились все на язов и бились с ними до тех пор, пока не разбили
их. И тут начали ведать истину, что мы имели силу лишь когда были
вместе - тогда никто не мог одолеть нас. То же истинно, что нас не
одолели обоих, ибо мы - русские и себе славу получили от врагов,
проклинающих нас. Они же, видя житье наше, искушались взять братьев
наших, и серебро с наших мечей, и гончарные горшки, из которых их
сыны ели бы. Но житье наше в степях до конца нашего! Нам предрекали
они иную жизнь, а сами - нужды в Свете не имеют. И эти слова наши -
суть истина, а их слова ложны, ибо они ложь говорят и не внимают
(истине).
7а
Кисек (обращался) к людям своим перед нападением, и они
возненавидели врагов, и пошли на них, и победили. И это мы имели
знак того могущества, которого не могла дать Явь врагам. Сами мы
были слабыми - и так получили большую силу, а враги не такую
большую, ибо мы -русские, а враги - нет. И там, где пролита кровь
наша, - там и земля наша. И это враги знают. И так они стремятся (
захватить землю). Но их старания к смерти приведут, как это было в
старину во времена отцов наших. Говорили мы эти слова наизусть, и ни
одно слово из тех слов не было утрачено. И говорили мы братьям
нашим, что сила божеская будет на вас, и вы окончательно победите
врагов ваших, которые хотят ваших земель. И тогда они уста свои
наполнят, полакав жидкой грязи, и не будут браниться. Будьте сынами
своих богов, и сила их пребудет на вас до конца! Не имели мы хлеба,
чтобы насытить наше чрево, ибо он сожжен огнем. И коровы наши
страдали, так же как и мы, пока быстро мы не охватили юг сталью и не
стали сильнее врагов наших.
4г - 10. Кий, Пащек и Горовато отправляются в земли, где
течет мед и молоко.
И тот Орей старый отец сказал: "Идет из земли той, где наших братьев
убивают. А то они и старого отца забьют, как забивают коров и
зверей. Они и скотину нашу крадут, и детей убивают". Как только
старый отец это изрек, мы ушли в иные земли, в которых течет мед и
молоко. И эти земли искали все три сына Орея. И были это - Кий,
Пащек и Горовато, от коих истекли три славных племени. (...) сыновья
были храбрыми, водили дружины, садились на коней и ехали... И за
ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запряженными в них
быками... овцы... дети, охраняемые старцами, а также больные люди.
Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой, до
долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который
начал обустраивать Киев, ставший русским... вести... пренебрегли
злом, и пошли туда, куда Орей говорил... коровы есть... и кровь ваша
просто... Русичи, не слушайте врагов, которые говорят недоброе...
отец Орей, идем...
7а - 11. Кий уселся в Киеве.
Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и не должны мы
принимать чужую. И тут князь наш говорил, что мы должны идти к ясуни
боярской, чтобы мы предохранили ее от вражеской победы. Рано или
поздно наступит время последнего, и пусть мы будем иметь силу нашу
во степи Матери Солнца. Она стережет (охраняет) нас и крылья
распускает во все стороны, а тела (наши) в середине, и голова ясуни
на плечах в венце славном, она не может ее лишиться в сече. Голова
(Матери) Сва - ясунь, и уберегали ее до этого дня. И когда чехи
(пошли) к закату солнца с воинами своими и хорваты забрали своих
воинов, тогда некоторая часть чехов поселилась с русскими, а также
их земля не отделилась, и с ними образовалась Русколань.
Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь собралась
воедино, а если будет с нами иная сила (?), то не пойдем на нее,
потому что она с Русью.
15б - 12. Вначале были там, где заходит Солнце. Отход к
Днепру. Кий берет Киев. Борьба с язами.
Вначале мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу до
Непры - реки (к Днепру), и взял там Кий укрепленный град, в котором
пребывали иные славянские роды. И там мы поселились, огни зажигая
Дубу и Снопу, которые и есть Сварог - пращур наш. И в тот раз напал
на нас новый, который в этой сечи кровь пращуров наших пил. И рати
свои устремил на них Кий, увидя вражеских воинов. И воины Перуна
бросились на них, и тратили силу до тех пор, пока те не побежали,
показывая свои зады. И вот племя язов напало на нас, и сеча была
великая, и похищено было все до последнего. И видя это, наши воины
говорили: "Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на
смертных!" И говорил он нам: "Дети, огораживайте свои города от
нападений, чтобы были они суровыми и крепкими! И это Сварог посылает
меня к вам... чтобы сила небесная была с вами... также говорил
вам... бережет..."
2б - 13. Орей шел перед нами... Кий умер, тридцать лет владев
нами.
И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел русов, и Щек вел свои
племена, а Хорев своих хорват, и шли они из земель тех. И так было
внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в
Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными, и
нажили иные соплеменники богатство великое. И вот враги напали на
нас, и мы побежали к Киеву-граду и до Голуни, и там поселились, огни
свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам и также
себе. И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был
Лебедян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет. Потом был
Верен из Великограда - также двадцать. Затем Сержень - десять. С
теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысячами -
тьмами на сынов наших и грядущих на нас и на вас. И тут готы пришли
в степи, зло творя нам. И тогда доблесть получили праотцы наши,
борясь за жизнь. И стали славянами, ибо славили богов. И так мы -от
богов внуки Сварога нашего и Даждьбога. И тогда мы терпели зло, а
прежде силу имели великую и защищались от нашествия готов - врагов
почти шесть лет. И тут ильмеры нас поддержали, и мы побили вражеских
витязей. И так десять царей взяли - тех, что были как волки,
принявшие львиную храбрость. Когда мы на них напали, те стали менять
овец и овощи, и клялись самим небом.
2а - 14. Предрешено было в старые времена, чтобы мы
сплотились
Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными и
создали Русколань великую. Рождена была Русколань наша близ Голуни,
где стало у нас триста городов и сел - дубовых домов с очагами. Там
и Перун наш, и земля наша. И вот птица Матерь Сва поет о дне том. И
мы со всеми ждали время оное, когда завращаются Сварожьи колеса у
нас. Это время после (песни)? Матери Сва наступит. Говорили мы
Матери Сва, когда терпели беды: "Хорошо обороняй землю нашу!"
Вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед врагами землю
пашут и шаткую веру имеют, всегда побеждают из-за иной веры. Боровин
же говорил, что он силен, и люди его верят словам тем. А иные глупцы
изумленные и не верили в это до тех пор, пока не прозрели. Венды!
Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на вспаханные
поля, которые были бедными до прихода нашего из Семиречья, пока от
врагов - дасу нами не были очищены. И птица Сва говорит, когда огонь
и смерть несется к нам, превращая Голунь в погорелище: "Боги,
поливайте и дождем дождите! Ибо та земля бедная, и разоренная, и
конями затоптанная, так как язи забирают сыновей ее, протекая на
конях по земле". Это боги посылают в степи демонов - дасу, из-за
того что мы пренебрегаем богами. И мы должны были их слушаться не
так, как во времена антов. Те анты многих побеждали мечом, а ныне
погребены и лежат в домах ваших, которые чужды нам и которые строят
по-иному.
- * -
Глава
2.
РУСИЧИ В СИРИИ И ЕГИПТЕ
15а
- 1. Переселение в Сирию и Двуречье и отход к Карпатским горам.
Наречены скифами.
Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Ирийских из
Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех
своей конницей, и (затем) пошли в землю Сирии. И там остановились, а
после шли горами великими, и снегами, и притекли в степи со своими
стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры.
Правь их охраняла от Нави, ибо в великой борьбе она силы дает
отражать врагов. И вот после этих битв мы пришли к Карпатским горам,
и там поставили над собой пять князей, игорода и села (строили), и
были теснимы многими врагами.
2 бв - 2. Русичи из-за войн уходят из Сурожа. Русичи в Сирии
под Навуходоносором-Набсуром. Поход в Египет.
Эта земля за Явью. Мы решили строить сто городов: Хорсунь и иные,
затем возведенные. Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге,
а борусы на севере много претерпели. Потому что (враги) не хотели
нашего породнения, чтобы русские роды соединились. А в Русколани те
же два рода оборонялись на Суроже, и звали суренжане русов и борусов
на битву и борьбу. И была эта... (суровой)? Битва и борьба. И долгая
вражда между родами раздирала Русь... И вот праотцы наши были словно
медведи с мечами. И так им в старые времена говорили: делайте железо
и берите коней, которые текут от богов к нам. И так была Русколань
сильной и твердой. И было это из-за Перуна, поддерживавшего нас.
Сколько раз мы извлекали меч и отражали врагов от себя, ибо вожди
Ориевых родов были сильны, как после питья солнечной сурьи. Было это
в старину. В это же время мы не имели единства. И были мы как овца
без Велеса... А он говорил нам, что мы должны ходить прямо, и
никогда- криво, но мы его не послушали. И напрасно мы не
остерегались, и потому (нас) праотцов забрали - и были угнаны русы
Набсуром. И случилось это из-за вражеских (нашествий), и напали на
нас отсюда и до светлого моря, и пошли мы клонить головы свои под
вражеские бичи. И те сильные (враги) на Русь напали с трех сторон. И
наши люди пошли под Набсура - царя. А затем ушли в солнечный Египет.
И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы убежали от
Набсура! Ибо (мы) праотцы... ... не потекли за ним, а пошли к краям
нашим. И там мы сложили песни наши об Индре и Валу. И бились мы, как
львы... бились вместе с богами, и к своим богам наших отцов не
принуждал никто. Единственно к смеху то, что мы должны были платить
подать - мыто, и никогда не смели... если дань терпели. А князем был
тогда Набсур, который нас под себя взял. И мы отдавали ему своих
юношей для войны, и тогда мы претерпевали побои палками по половым
органам, и чреслам, и щекам, и не могли это стерпеть. Мы не могли
так. И говорили, что это нам не по сердцу. И было это в тот день,
когда случилось великое землетрясение, и земля вертелась, и многие
возносились к Сварге. И тогда кони и волы метались и ревели. И
забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши души. И
так, если мы будем хранимы богами, не утратим мы своих сынов,
дочерей, а также жен, и будем мы просто передавать им наследство. И
не будем мы сметены, потому что не пойдем впереди рати (Набсура). И
дань будет наша. Мы ходили, словно потомки псов, и могли быть горды,
что не берегли себя.
И вот Магура поет песни свои о сече. И эта птица от Индры изошла,
ибо Индра был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с
Перуном все брани (начинает). И было так, и вещала она правду ярую
до полуночи. И лучше нам погибнуть, нежели быть под и жертвы
приносить их богам!
25 - 3. Рассказ о борьбе с эллинами у Карани.
Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских
русских. И там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их
от Руси. И он снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с
ними. А эллины плакали о печали своей и просили, чтобы им платить
дань. И собирали с них дань - овец на заклание и вино. И тогда
эллины, видя, что русичи много пьют, решили на них наброситься и
побороть их. И пришел волхв на заклание и брат его Соловей. И они
сказали русичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но русичи их не
послушали. И вот напились. И в тот день эллины набросились на них и
разбили их. И, погибель свою видя, русичи отошли в степи. И там
осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, и победили
их, ибо боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мы одержали
победу. И вот бьются враги и так говорят, что они расстригут овец и
сами будут тем краем владеть, так как он прекрасный и они его не
отдали. И вот мы Триглаву молились великому и малому. И тот Триглав
предостерегал нас, и быстро он скакал на коне, врагов поражая. И мы
увидели то, что боги берут верх над врагами. И увидели, что убитые
богами мертвы. И нам за ними следует убивать и видеть много мертвых
тел и то, как великая рать Перунова набросится на них и их разобьет.
И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в своих руках
роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня на поле (не
могут) противостоять враги могучему (Богу). И вот Желя жалуется над
врагами, и Горыня горюет о смерти, в которую повергаются они руками
божьими. И вот Карна плачет о тех мертвых, которые стояли на тропе
божьей и умерли. И поля эти заполнены мертвыми кощунниками и
отсеченными головами, и членами, отрезанными от тел. И все это лежит
на траве, и смрад идет от этого поля. И вороны летят сюда клевать
останки мертвых тел и есть нежное человечье мясо. И вот Сварог,
который создал нас, сказал Орею: " Сотворены вы из пальцев моих. И
будут про вас говорить, что вы - сыны творца, и будете как дети мои,
и Даждьбог будет отцом вашим. И вы должны слушаться, и он вам
скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и
что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и
растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят
чудеса - повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И
тогда всякий из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для
воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами
многословия, и от многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете
рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться врагам.
И тогда вам боги скажут: "Любите завет отца Орея! Он для вас - свет
зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между
родами!" " И с тех пор было семьдесят князей наших, таких как
Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных избирали
на вече, а других отлучали, если люди не хотели их. В то время князи
много трудились. И был тогда Кышек велик и мудр. И умер он, а после
него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее. И русичи это
удержат в памяти, потому что мы всегда их славим на каждой тризне.
Трижды почитается память их сыновьями, и никто не смеет об этом
забыть, так как получит проклятье божеское и человеческое и люди имя
его охают навеки.
2-13 - 4. Исход русичей на восток
И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с
обеих сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва указала, и она
обе стороны крыльями отвоевала, и также забрала землю ту, и
оборонила ее от дасу и гуннов, а также к готам обратила стрелы и
мечи отточенные...
82 - 5. Дошли до Днепра. Видели племена гуннов и языгов.
От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде не видели
иных бродяг, таких же как русские, а видели свободные племена гуннов
и языгов. И сами их увидели, которые с нами стали воевать и
раздирали нас на части. От утра до утра мы видели зло, которое
творилось на Руси, и ждали, когда придет добро. А оно не придет
никогда, если мы силы свои не сплотим, и не дойдет до нас одна
мысль, которую глаголет нам глас праотцов. Внимайте ему - и потому
ничего другого не делайте! И тогда пойдем мы в степи наши бороться
за жизнь нашу, ибо мы - воины княжеские, а не скоты
бессловесные,которые не ведают (что творят).
- * -
Глава
3.
СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
I.
Легенда о происхождении древлян, кривичей, полян, северян и русов
9а
В те времена был Богумир - муж Славы, и имел он троих дочерей и двух
сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во
вреиена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все
схватывающий. И там мать их, которую звали Славуня, им
приготавливала все необходимое. И сказала она Богумиру на седьмой
день: "Мы должны выдать своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков".
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза
глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у
костра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три
мужа на конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты? И поведал
им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что сами - в походе,
дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и привел трех
мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они и славны
были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь
Богумира имела имя - Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева.
Сыновья же Богумира имели имена - Сева, а младший - Рус. От них идут
северяне и русы. Три же мужа были, все три- Утренник, Полуденник и
Вечерник.
II. Новгородские легенды о словенах.
а66 - 1. Скифы и словене. Основание Новгорода. Затем о вендах
и сколотах. Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).
И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о
распре великой на востоке и так сказали: "Идем в землю Ильмерскую!"
И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И пришли
они на север, и там Славен основал свой город. А брат его Скиф был у
моря, и был он стар, и имел сына своего Венда, а после него был
внук, который был владельцем южных степей. И крови много там лилось
оттого, что была распря великая за посевы и пашни по обе стороны от
Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских. И там они начали
рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем, а также он отпор
врагам творил. И поразил он их, и отбился от них. И о том с родом
своим говорил, созвав единое вече, чтобы создалась земля наша. И
после стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русскими
усобица, и враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой
беспокойство и разлад. И тогда пришли враги на отцов наших с юга и
сразились с Киевской землей за морское побережье и степи. После
отошли на север и сговорились с фряжцами, которые тоже пришли на
помощь врагам. И в таком положении Скифия оказалась, и сразилась с
вражьей силою, и победила ее. И так были гунны попраны, которые на
Русь наступали, и были они в тот раз отбиты. И это был знак: мол,
если будем то и ныне творить, это же будем иметь
66
Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцы наши и
праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И они травы свои и
цветы умели хранить, кровь свою проливая. И так Голунь нашу мы
оставили врагам. И та Голунь кругом (валом) была (окружена), но
враги притекли прямым путем. И мы должны были наши грады кругами
ставить (валами окружать?), также как и отцы наши, которые в старину
боролись за землю нашу. И всякий отрок - воин припадал к земле и
целовал ее, и там же умирал. И на степь нашу не шли воины, потому
что куда бы они не пошли - нигде не нашли бы укрытия. И это мы
говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы были тогда
повержены- Перун приходил к нам. И он вел нас, и тогда сколько бы ни
было праха на земле - столько же воинов Сварожьих. ,то была помощь
от рати, идущей от облаков к земле. И это дед наш Даждьбог был
впереди их. И как было тогда не победить отцам нашим! А мы не
понимали, мог ли быть он впереди? И так возносили молитву богам
нашим, чтобы они поспешили на помощь нам и дали победу над врагами!
Молились еще о земле нашей, которая попрана погаными ногами
вражескими. И так мы видели, как это было и как сколоты (?) потекли
на оных (врагов), и окунали их в грязь, и не позаботились о ранах
вражеских, пока не убили тех, которые на них нападали. О том мы
поведали вам!
2а - 2. Словене поселились среди ильмерцев, после того как
Русь и Борусь были разбиты.
Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а
тот, у кого слова и деяния совпадают. О том было сказано в
древности, чтобы мы всегда творили хорошее, также как деды наши. И
мы вспахиваем полосы и будем со временем весьма славными. Но Борусь
и Русь были разбиты рукой вражеской, и творились тогда злодеяния. И
князь наш был немощен, и послал он сынов своих на брань, и полегли
они, сраженные врагом, ибо пренебрегли тем, что решило вече. Не
уважили (решение) и потому были разбиты, и потому у нас взяли дань.
И не так ли мы решаем ныне:" Князья - суть наши, и не следует им
ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и для наших
детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как только Борусь от
нас отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она
продолжалась). Сто раз возрождалась Русь - и сто раз была разбита от
полуночи до полудня (от севера до юга). И так водили скот праотцы
наши, и были отцом Ореем уведены в край русский, потому что
оставаясь претерпели бы многое. И кончились ранения, и не стало
холода, как только дошли до сего места и поселились огнищанами на
земле русской. И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами пришли
варяги и отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому
платили дань. И еще был народ ильмерский, имевший от ста до двухсот
краев. Народ же наш позднее пришел из русской земли и поселился
среди ильмерцев. И были они нам братьями, подобными нам. И даже если
они от нас отличались, все же охраняли нас от зла. И не раз
собиралось вече. И то, что было постановлено, то провозглашалось и
принималось за истину. А что не было принято, не должно было быть.
Избирали мы князя от собрания и до собрания, и так мы жили и им
помогали, и было так. И много мы знали и делали в очагах сосуды
гончарные, взяв хорошей земли (глины), а также мы умели разводить
скот, как и отцы наши. И пришел на нас злой род. И...
2 2б
...мы были принуждены укрыться в лесах, и жили мы там охотниками и
рыболовами. И там мы могли уклониться от угрозы. Там мы переждали
одну тьму - и начали грады и огнищанские села ставить повсюду. После
другой тьмы был великий холод, и мы отправились на полдень, потому
что там места злачные. И там римляне забирали наш скот по цене,
которая была нам угодна, и перед нами они держали слово. И
отправились мы к южному зеленотравью и имели много скота.
15а - 3. Пошли к озеру Ильмень и основали Новгород.
После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы
здесь пребываем. И тут Сварога - первого пращура молили среди
рождающихся родников и просили его, ибо он - источник хлеба нашего,
- Сварога, который сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави,
Яви и Нави. И вот имели мы их воистину, и эта истина переборет силы
темные и приведет к благу, так же как вела праотцов.
III. О потомках Щека.
5а - 1. Об исходе чехов к полянам и ильмерцам.
Подробнее о начале нашем мы расскажем так. За тысячу пятьсот лет до
Дира прадеды наши дошли до Карпатской горы, и там они осели и жили
спокойно, потому что роды управлялись отцами родичей, и старшим в
роде был Щеко из иранцев. И Паркун нам благоволил, и тут мы стали
чехами и так жили пятьсот лет, а потом ушли от чехов на восход
Солнца, и шли до Непры (Днепра). Река же та течет к морю, и мы у нее
уселись на севере - там, где (речка), именуемая Припятью, втекает (в
Днепр). И там мы поселились, и пятьсот лет вечем управлялись, и были
богами хранимы от многих, называемых языгами. И было там много
ильмерцев- оседлых огнищан. И так мы скот водили в степи и там были
хранимы богами. Может быть, это предвидел Орей - что мы будем иметь
много золота и будем жить богато.
2 56 - 2. Об исходе чехов к ляхам. Германарех пил вино за
дружбу.
И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы
туда, куда выводят скот и быков наших. И вещали тут птицы Сирины, во
множестве прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было
в степях много еды, так как напало на нас племя костобоких. И
открылись многие раны, и пролилась кровь. Те внезапно отсекали
головы врагам своим, и их ели вороны. И так Стрибы свищут во степях,
и бури гудят до полуночи. Небезопасна была та сеча великая. Языцы и
костобокие разили и со злобой отсекали и воровали быков наших. И так
продолжалась эта борьба двести лет.
И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели за сто лет до готов
Германареха. А те озлобились на нас, и тут была борьба великая, и
готы были потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И Германарех пил вино
за дружбу с нами после наших воевод. И так была утверждена новая
жизнь.
IV. Легенды о тиверцах.
1 16 - 1. Легенда об отце тиверцев.
Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше
прибежище и сила. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен,
и назвали его отцом тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а
также скотину, коров и множество овец. И жили они во степях, где не
было мужей для дочерей его. И молил он богов о том, чтобы род его не
пресекся. И Дажьбог услышал мольбу ту и по мольбе дал ему
измоленное, так как настало для того время. И вот прошел Он между
ними и начал ворожить. И наворожил ясну тучу. И тут бог Велес принес
отрока. И мы пошли к Богу нашему и стали Ему возносить хвалу: "Будь
благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до века!"
Изречено это кудесниками. Они прочь уходили и назад возвратились.
1 56 - 2. Поход тиверцев в Сурож.
И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам - и вам сказали: "Как мы
сами помним, в старые времена сплотились анты, от язов ( |