Дмитрий Соколов‑Митрич
Нетаджикские девочки. Нечеченские
мальчики
Вычитка – Ego
Аннотация
Это
антифашистская книга. Возможно, самая антифашистская из всех, что
появлялись до сих пор в России. Хотя многие люди, которые привыкли
называть себя антифашистами, не дожидаясь выхода книги в свет, уже
успели заклеймить ее ксенофобской и разжигающей межнациональную
ненависть.
Это смелая
книга. Ее автор, специальный корреспондент газеты «Известия» Дмитрий
Соколов‑Митрич, взял на себя опасную и неблагодарную миссию –
осветить «темную сторону ксенофобии». Вместо публицистических
аргументов и восклицательных знаков здесь только факты, которые
говорят сами за себя. Сухая хроника преступлений представителей
этнических меньшинств в отношении этнического большинства России.
Это
необъективная книга, и автор не скрывает этого. В ней лишь половина
правды. Потому что вторую половину знают все. Многие годы в России
культивировался миф о непогрешимости представителей нацменьшинств, а
понятия ксенофобии и фашизма использовались лишь применительно к
гражданам русской национальности. После прочтения книги Дмитрия
Соколова‑Митрича питать такие иллюзии больше невозможно.
Это интересная
книга. Она написана спартанским, но пронзительным языком одного из
лучших репортеров России. В ней нет ничего лишнего. В ней нет ничего
неважного. Человек, который не прочитал эту книгу, едва ли может
утверждать, что до конца понимает происходящее.
Кто на самом
деле разжигает национальную рознь – читайте в новой книге спецкора
«Известий» Дмитрия Соколова‑Митрича.
Дмитрий Соколов‑Митрич
Нетаджикские девочки. Нечеченские
мальчики
Говоря о проблемах
межнациональных отношений и национальных меньшинств, мы не вправе
забывать, прежде всего, и о проблемах русского народа, права и
интересы которого так же, как и других народов России, нуждаются в
защите государства и общества.
Ара Абрамян,
президент Союза армян России
… Русские к
самоорганизации сегодня не способны и постоять за себя не могут.
Каждый из них сам по себе, хотя в таком многонациональном
государстве, как Россия, им давно пора повсюду создать свои общины и
землячества. В первую очередь в Москве. Только так они смогли бы
эффективно защитить свои интересы в политике и бизнесе, до которых
российскому государству, по существу вненациональному, нет никакого
дела.
Ло Цзяньпин,
журналист китайского информационного агентства «Синьхуа»
Предисловие
«Нетаджикские
девочки. Нечеченские мальчики» – это темная сторона проблемы, имя
которой «фашизм в России».
Есть еще светлая
сторона. Но о ней вы все знаете.
Ее мы видим
каждый день на экранах телевизоров, на полосах газет и журналов, на
веб‑страницах самых популярных информационных сайтов.
Но те, кто нам
сообщают последние новости со светлой стороны, не говорят о том, что
их правда – лишь часть правды, которая в этот момент становится
ложью.
Мы все знаем, что
скинхеды и просто лысые подростки нападают на африканцев, азиатов,
кавказцев, цыган, мотивируя поступки исключительно национальной
ненавистью.
Мы все знаем, что
почти 60 процентов населения России поддерживают лозунг «Россия для
русских». И это значит, что дяди и тети, дедушки и бабушки, рабочие,
крестьяне и даже интеллигенция – десятки миллионов человек в России
в душе со стриженными наголо подростками заодно.
И мы всерьез
полагаем, что «русский фашизм» – это болезнь, которая свалилась с
неба и метастазы которой расползлись по несчастной стране,
победившей когда‑то Гитлера.
И уподобляемся
средневековым мракобесам, во времена эпидемии холеры тащившим на
костер ведьм, вместо того чтобы искать источник болезни и
разрабатывать вакцину против нее. Точно так же мы готовы тащить на
скамью подсудимых любого, кто просто скажет: «Я русский», или
заикнется о том, что большое количество гастарбайтеров – это прежде
всего демпинг на рынке труда, или с цифрами в руках попробует
рассказать о том, кто везет в Россию героин.
Или же просто
будет идти по улице и увидит, как какой‑то тип тянет в темную
подворотню девушку. И спасет честь этой девушки. И тип окажется
представителем национального меньшинства.
В последние
несколько лет в России сделано все для того, чтобы никто не говорил:
«Я русский», не заикался о законах на рынке труда, не показывал
пальцем, откуда в Россию поступает героин, и не защищал честь
девушек, если на нее покушается представитель нацменьшинства.
Только показатели
ненависти к инородцам в России от этого не уменьшаются. Они лишь
растут. Значит, что‑то не так. Значит, мы боремся с симптомами, а не
с причиной эпидемии. Значит, болезнь уходит вглубь и рано или поздно
проявится в более серьезной форме.
В этой книге
собрана информация, без которой невозможно поставить правильный
диагноз.
Оставим в стороне
трескучие фразы, обратимся к цифрам, которые занимают довольно
скромное место в милицейских сводках. У них голос не такой громкий,
как у правозащитников, СМИ и представителей власти. Зато очень
убедительный. Особенно когда за очередной цифрой стоит не чья‑то, а
твоя собственная жизнь.
Вот цифры из
официальных данных МВД за январь–август 2005 года: «Иностранными
гражданами и лицами без гражданства на территории Российской
Федерации совершено 34,6 тыс. преступлений, в том числе гражданами
государств‑участников СНГ – 31,5 тыс. преступлений, их удельный вес
составил 91%. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
совершено 8,5 тыс. преступлений.
То есть в 2005
году мы, граждане России, совершили преступлений против гостей из
других государств в 4 раза меньше, чем сами иностранцы совершили
преступлений против нас. Точно такая же картина и в 2006 году. За
январь–март иностранными гражданами и лицами без гражданства
совершено 14 тыс. преступлений, в том числе гражданами
государств‑участников СНГ – 12,6 тыс. преступлений, их удельный вес
составил 89,8%. В отношении иностранных граждан и лиц без
гражданства совершено 3328 преступлений. Опять в 4 раза меньше.
Не в этом ли
причина ненависти?
Еще немного цифр.
В том же 2005 году в московские суды было направлено 121 дело об
изнасиловании. В 79 случаях обвиняются мужчины, нелегально
приехавшие из ближнего зарубежья.
Ксенофобия – это
боязнь иного. Но бояться иного можно не только в силу собственных
психических расстройств, но и из‑за неадекватного поведения
представителей этого самого «иного».
А вот официальные
милицейские данные, которые говорят о том, что похожая ситуация
сложилась в России не только с нелегалами или гражданами других
государств, но и с представителями некоторых национальных
меньшинств, имеющими российское гражданство.
На территории
Подмосковья действуют 47 этнических преступных группировок. Особые
проблемы милиции доставляют выходцы из Чечни, Дагестана, Грузии и
Азербайджана. Об этом сообщил заместитель начальника Управления по
борьбе с организованной преступностью ГУВД Московской области
Александр Кирсанов. А по информации начальника отдела 3‑го ОРБ ГУБОП
МВД России полковника милиции Геннадия Захарова, 65 процентов всех
воров в законе – выходцы с Кавказа.
И теперь еще одна
цифра: за 2005 год было совершено 28 убийств, в числе мотивов
которых имеет место и межнациональная рознь. Разумеется, в списке
жертв нет ни одной русской фамилии.
Эта книга – о
том, что на самом деле они есть.
Об этом знает
любой профессиональный журналист‑криминалист. Информационные
агентства сообщают о сотнях преступлений, совершенных нелегальными
иммигрантами и представителями нацменьшинств в отношении граждан
России русской национальности[1].
Журналист идет к своему начальству и рассказывает, что в Ингушетии –
этнические чистки, в Калмыкии – русские погромы, в Питере уроженцы
Кавказа порезали олимпийского чемпиона, а в Москве в одной из школ с
«этническим компонентом» – массовое бегство школьников, потому что
новое, этническое руководство школы поставило их в положение детей
второго сорта.
Но в ответ он
чаще всего слышит: «Мы не будем об этом сообщать. Это разжигание
национальной розни».
И в тот же день
это же СМИ бодро рассказывает о том, что в России совершено
очередное нападение на иностранца или представителя нацменьшинства.
И что, по мнению правозащитников, чиновников и представителей
правоохранительных органов, нападающие были «русскими скинхедами», а
мотивом преступления стала национальная ненависть. И вот уже в
очередном ток‑шоу говорящие головы разного калибра начинают петь
очередной куплет песни о «русском фашизме».
Очень часто,
правда, позже выясняется, что нападение было не нападением, а просто
дракой. По пьяни. Из‑за девушки. Да и нападавшим был вообще не
русский, а чуваш. Или татарин. Да и напал он в ответ на оскорбления
в свой адрес. Или вообще не нападал, а оборонялся – просто уж очень
успешно у него это получилось.
Я еще раз
повторю: такое случается не всегда. Но очень часто. Однако вновь
открывшиеся обстоятельства уже никого не волнуют.
Я утверждаю, что
эта привычка правозащитников, а вслед за ними и СМИ – каждому
нападению на человека с экзотической внешностью приписывать мотив
национальной ненависти и цеплять к нему слово «русский» – является
разжиганием национальной розни.
Я утверждаю, что
привычка правоохранительных органов в угоду «общественному
резонансу» уделять одним уголовным делам больше внимания, чем
другим, только потому, что пострадавший – человек нерусской
национальности, является разжиганием национальной розни.
Я утверждаю, что
привычка судов в угоду «борьбе с русским фашизмом» давать за одни и
те же преступления сроки, отличающиеся в несколько раз, – это
разжигание национальной розни.
Когда подонка
русской национальности Александра Копцева, устроившего резню в
московской синагоге, приговаривают к 13 годам строгого режима, а
подонкам даргинской национальности, устроившим массовый погром в
школе города Приаргунска Читинской области, дают по 2,5 года
колонии, – это разжигание национальной розни.
Когда про
таджикскую девочку Хуршеду Султанову, убитую в Питере пьяными
малолетками‑отморозками, трубят все СМИ, а про русского мальчика
Алешу Севастьянова, убитого таджиками‑гастарбайтерами, которых семья
Алеши приютила у себя дома, пишет только «Комсомольская правда», –
это разжигание национальной розни.
Когда руководство
России в угоду сиюминутному политическому моменту не только не
желает признать факт масштабных этнических чисток в Чечне в
1990–1994 годах, но и официально при выплате компенсаций ставит
бывшее русское население республики в дискриминационное положение по
отношению к чеченскому, – это разжигание национальной розни.
Лидерам
националистических движений впору закрыть свои маргинальные газетки
типа «Я – русский» и награждать всех этих журналистов, общественных
деятелей, прокуроров, судей и чиновников специально учрежденным
призом – «Золотым спичечным коробком». С надписью: «За разжигание».
Есть в России
такое странное, но устойчивое мнение, что когда русский убивает
нерусского – это преступление ненависти, проявление фашизма. А
когда, наоборот, нерусский убивает русского – то это просто
криминал. Дескать, русских бьют, убивают, насилуют, выгоняют из дома
не за то, что они русские, а по другим причинам – в основном
прагматическим.
Тут надо просто
вытряхнуть из головы весь мусор, который скопился там после
выслушанных за последнее время дискуссий на тему «Сам фашист!», и
вспомнить изначальное значение этого слова.
Итальянский
корень «fascio» означает всего лишь «пучок, связка, объединение».
Разумеется, имеется в виду объединение по национальному признаку. И,
разумеется, в таком «fascio» изначально нет ничего плохого, до тех
пор пока это «объединение» не начинает руководствоваться такими
моральными установками, в которых по отношению к людям других
национальностей действует «принцип остаточной справедливости». Когда
все люди, кроме «наших людей», – «кормовая база», они существуют
лишь постольку, поскольку полезны нам. И ради пользы нашей нации
этих всех остальных можно обманывать, гнать, избивать и даже
убивать.
Это тоже самый
настоящий фашизм. Пусть и молчаливый. И именно такой фашизм
исповедуют представители очень многих национальных диаспор в России.
И жертвами именно, такого, прагматического, тихого фашизма
оказываются многочисленные русские, живущие в России. И, наконец,
этот бестолковый, идеологический, декларативный русский фашизм
зародился и с каждым годом укрепляется именно как ответная реакция
на описанный выше прагматический фашизм национальных диаспор.
И единственное
поистине эффективное средство борьбы с фашизацией России – отнюдь не
борьба с отдельно взятым фашизмом при потакании всем остальным, а
равноудаленная тактика «единой справедливости для всех». Причем
справедливости не только в судебных решениях, но и трактовании этого
факта СМИ, чиновниками, общественными деятелями. Если ничего не
изменится, мы придем к катастрофе.
«Нетаджикские
девочки. Нечеченские мальчики» – это необходимый противовес той
воинствующей «половине правды», которая стремится стать правдой
единственной и тем самым ввести нас в заблуждение.
В книге собраны
наиболее яркие (далеко не все) события последних 5 лет,
свидетельствующие о том, что в отношении этнического большинства
России ежедневно совершаются не менее чудовищные преступления, чем
убийство в Питере таджикской девочки Хуршеды Султановой или
нападение в Москве на сына чеченской певицы Лизы Умаровой.
Под рубрикой
«Глазами очевидца» помещены мои собственные репортажи. Под рубрикой
«По материалам СМИ» – короткие сообщения, имевшие место в различных
средствах массовой информации.
Практически все
перечисленные в книге события оказались, увы, незамеченными широкой
общественностью.
Считаю, что
данная книга антифашистская, возможно, самая антифашистская из всех,
что выходили в России в последние годы.
1. ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ
ГЛАЗАМИ
ОЧЕВИДЦА: Февраль 2005 года. Вся Россия
Забытый
геноцид. Русские, ставшие жертвами этнических чисток в Чечне,
требуют уравнять их в правах с чеченцами («Известия»)
Инициативная
группа бывших русских жителей Грозного направила Президенту России
Владимиру Путину открытое письмо с требованием официально признать
факт массовых этнических чисток в Чечне в период с 1991‑го по 1994
год. Под «русскими» авторы письма имеют в виду всех бывших жителей
Чечни нечеченской национальности. Авторы обращения называют режим
Дудаева фашистским, обвиняют российские власти в попытке скрыть факт
геноцида, а также требуют уравнять русских в правах с чеченцами при
выплате компенсаций за утраченное в Чечне жилье и имущество.
Подписавшиеся отмечают предвзятую позицию Европейского суда по
правам человека, который охотно принимает иски от чеченцев и который
не замечает факт геноцида в отношении жителей Чечни других
национальностей.
«Русские, не
уезжайте: нам нужны рабы»
– Это
было в мае 1993‑го. К нам в квартиру вломился сосед Сахрутдин с
автоматом. Прошелся бесцеремонно по комнатам и говорит: «Это
оставляйте, это оставляйте и вот это оставляйте. Остальное
забирайте. Даю вам трое суток на сборы». Спорить было бессмысленно.
Мы были далеко не первыми, кого вот так выгоняли, а скорее одними из
последних. Проблемы начались еще в 1990 году, тогда в почтовых
ящиках появились первые «письма счастья» – анонимные угрозы с
требованием убираться по‑хорошему. В 1991‑м стали среди бела дня
исчезать русские девчонки. Потом на улицах стали избивать русских
парней, затем их стали убивать. В 1992‑м начали выгонять из квартир
тех, кто побогаче. Потом добрались до середняков. В 1993‑м жить было
уже невыносимо. Моего сына Дмитрия группа чеченцев среди бела дня
избила так, что, когда он пришел домой, это был комок крови и грязи.
Они перебили ему слуховой нерв, с тех пор
|