Выдержки из произведения
В полном объеме вы можете скачать данный текст в архиве
ZIP по ссылке, расположенной выше
Посвящение и тайна
Глава из "Книги
Природной веры".
1. Когда
принимают в языческую общину, то человек проходит обряд посвящения.
У разных общин, внешне он может выполняться по разному, но суть его
всегда одна. Над человеком производятся магические действия,
таинство, в результате которого погибает его связь с чуждыми
эгрегорами и религиозными системами, и возникает новая связь со
своей землей, природой и предками.
С этим обрядом связанны многие
волнения и переживания. Опыт показал, что дпже самые случайные по
отношению к язычеству люди подчас делают различие между прошедшими
посвящение и не прошедшими. Так же беседы с не посвященными людьми
выявили признание ими некоего разделения мира, которое по их мнению
наступает в результате посвящения. Они находят, что посвященным
становится ясной некая истина, которая не может быть объяснена
словами. Во время бесед, не посвященные люди часто задают вопрос
вестникам язычества: прошли ли они посвящение? Утвердительный ответ
на этот вопрос придает речи язычника большую весомость.
2. Вероятно,
такое воззрение имеет место на посвятительные ритуалы всех религий.
Все они обладают и силой и бессилием - в зависимост от того, готов
ли к ним человек или нет. Отношение к языческому обряду посвящения у
нашего народа во многом, наверняка, формируется под влиянием
христианского обряда крешения и выражается примерно следующим
образом: "если там это как бы жизненно важно, то и у язычников это
так же должно быть с необходимостью важно".
Но, если в мировых религиях
человек обязан проходить такой ритуал в силу официоза, то в
язычестве в нем нет строгой необходимости. Человек может быть
полноценным язычником и не проходя обряда. Это возможно в силу
того, что наша вера есть вера нашей земли, нашей Природы. Если
человек сформировался в своей природной и народной среде, то какие
ему еще для полноценности требуются посвящения? По большому счету,
ему более ничего и не требуется, ибо он и так все, что надо знает,
он и так защищен предками, он и так найдет свое счастье в жизни и
проживет ее праведно. Такие люди посвящаются богами.
Однако, это возможно лишь при
удачном стечении обстоятельств. Сегодня, когда целостность нашего
бытия во многом нарушена, мы должны сознательно прибегать к нашей
язы-еской вере, и в ней мы должны получить должное посвящение от ее
адептов.
3. Есть
посвящение, которое дается жрецами. Но есть и то, которое дается
богами. Потому посвящение, это не только обряд, это процесс. В
привнесенных религиях (монотеистических) этот процесс проводят
искусственно. В естественной природной вере он протекает сам,
естественно, и осуществляется живыми духами Природы, которые входят
в общение с человеком и передают ему тот духовный дар, котороый
имеет у нас смысл посвящения от богов. Это происходит за длительное
время. Это время может быть различным - занимать дни, месяцы или
годы, но все равно это много больше времени проведения обряда.
Если процесс посвящения человека в
языческую веру начался, то он прийдет к природной вере сам. По этой
причине общинные обряды посвящения оказываются неоднозначными. Ибо
если человек уже начал получать дар посвящения, то обряд ускоряет и
облегчает его принятие. Если же он еще не готов для получения дара,
то обряд очищает человека и обращает на него внимание духов Природы,
чтобы они обогатили его душу.
Таким образом, хотя к природной
языческой вере человек способен прийти и без обряда посвящения, этот
обряд все же бывает полезен. Естественно, что обряд имеет смысл
тогда, когда человек чистосердечно желает этого. Желание пройти
обряд есть еще и уважение веры, ее носителей, стремление получить
часть именно их духовного знания.
4. Обряд
посвящения в природную языческую веру сохранился, например, и в
индийской традиции. Он остался зафиксированным этнографически и до
сих пор практикуется некоторыми ортодоксальными религиозными
направлениями индуизма, которые сохранили наибольшую близость к
Ведам. Подобный же обряд практиковался и у иранцев во времена
индоиранской(арийской) культурно-языковой общности; во многом его
элементы сохранились также и у зороастрийцев (современных парсов).
Поэтому можно говорить, что он принадлежит к индоевропейской
общности.
Описывая этот обряд, мы ни в коей
мере не ставим нашу веру в зависимость от религий Индии и древнего
Ирана, а просто приводим образец такого обряда у
индоевропейцев. Заметим, что сегодня, когда наша языческая вера
оказывается гонимой и изолированной от большинства нашего народа,
этот обряд у нас должен иметь предварительный элемент очищения,
которого нет в данном примере.
Обряд посвящения имеет смысл
второго рождения, поэтому прошедшие его зовутся "дваждырожденными".
В сословии\касте брахманов (жрецов) его проходили мальчики в восемь
лет, у кшатриев (воинов) - в одинадцать, у вайшьев (крестьяне,
ремесленники, торговцы) - с двенадцати лет и позже. Девочки обряд
как правило не проходили.
Суть обряда заключалась в том, что
мальчику, одетому в одеяние аскета и держащему посох странника,
вручался священный шнур, который ложился на левое плечо и
пропускался под правую руку (сняв или запачкав шнур, его владелец
становился ритуально нечистым).
Во время церимонии, брахман
нашептывал на ухо посвященному строки гимна "Ригведы", посвященного
"всем богам" (III, 62). Этот гимн считается самым священным в
"Ригведе" и его до сих пор читают во всех храмах Индии, хотя его
информационное содержание, по нашим меркам, кажется очень
незначительным. Узловыми и самыми священными строками гимна
считаются строки посвященные богу сияющего солнца Савитару, которые
звучат так:
Помыслим же о славном
Боге Савитаре
Да вдохновит он наши помыслы!
Эти строки нашептывались
многократно, так, что они должны запомнится и запасть в сознание
посвящаемого.
После такого посвящения, человек
становился полноправным членом общества и на несколько лет
становился учеником - он продолжал жить в одежде странника, жил у
учителя и изучал наизусть Веды, ритуал служения богам, постигал
элементы различных наук и законы отношений между сословиями. Так что
за посвщением следовал длительный процесс образования. Только после
этого юноша мог жениться и становиться домохозяином.
Для нас важно, что юность и
посвящение увязывались в арийской традиции все же не с главным
божеством вед - воинственным Индрой, которому уделялась чуть ли не
треть указанного гимна, а с богом солнечного света, мудрости и
поэзии Савитаром, который оказывается подобным нашему Даждьбогу.
Смысл древнего посвящения в том,
чтобы дары Даждьбога (бога, дающего блага) сошли на человека
изначально. Все остальное потом уже прикладывалось к жизни как надо.
5. В
современных обрядах посвящения человеку обычно дается новое
языческое имя. Его не нужно хранить в тайне. Оно должно
употребляться, звучать, писаться. Человек должен на него
естественным образом откликаться. Имя должно быть в ходу, тогда оно
по настоящему внедряется в человека. Что касается тайных имен,
практика выбора для себя которых также имеется в язычестве, то их
внедрение в человека соответственно происходит при многолетней
тайной работе. Сегодня язычество дошло до того предела, когда все
тайное должно стать явным, дабы очиститься и сохраниться.
С новым именем приходит и новая
жизнь. Это происходит
медленно и незаметно, но происходит. Тут главное не сидеть на месте,
а совершать языческие деяния. Что толку в имени, если человек его
имеет, а языческих деяний не совершает? Это то же, что и иметь
музыкальный инструмент, но не извлекать из него чарующую музыку.
Каковы языческие деяния? Это может
быть, например, как простое участие в праздниках и обрядах,
совершение необходимых для их проведения работ, так и
воспроизводство материальной и духовной культуры древней Руси вместе
с постижением требующихся для этого знаний. Также: создание
произведений искусства, утверждающих языческую идею; борьба за
сохранение природы своей земли; пропаганда и борьба за традиционный
славянский образ жизни и крепкую семью. Моления и обращения к богам
с просьбами помочь в этих делах себе и своему народу. Ко всем этим
деяниям может вести и новое языческое имя.
6. Сегодня
язычники выбирают себе имена, подобные княжеским. Среди язычников
преобладают имена сложносоставные, например: Велеслав, Любомир,
Любомудра, Радмила. Такие имена отражают ту высоту духа и тот
романтизм, с которым люди приходят в язычество. На такие имена
ориентированы "Именословы", выпущенные В.Казаковым в Калуге и
С.Вишняковой в Комсомольске-на-Амуре. Целью этих Именословов
является описание красивых и некоторых крайне отрицательных имен,
чтобы люди имели перед собой наглядный выбор. В действительности же,
славянских имен чуть ли не больше, чем слов в языке.
Дело в том, что новое имя
возникало само - и это было более частым явлением, чем присвоение
человеку уже известного имени. Первоначально имя могло возникнуть
как прозвище. Грань между именем и прозвищем весьма условна:
например, если человек принимает прозвище и отзывается на него, то
оно становится именем, независимо от наличия паспортов и соблюдения
прочих бюрократических формальностей.
В прошлом веке значение русских
имен и названий племен исследовали Ф.Морошин и А.Вельтман, издавшие
свои труды в 1840 году. Морошин, изучая названия племен в древних
иностранных источниках, очертил ареал проживания предков русского
народа (в него вошли часть Турции, часть Ирана, Закавказье, Волга,
Крым, юг Европы до Италии). Вельтман дал общие схемы построения
славянских имен, указав на чисто славянские окончания: гость, вид,
вит, вой, град, драг, люб, мысл, будь, полк, лик, мил, дан, дар,
бор, глав, слав.
Любитель-исследователь Н.М.Тупиков
посвятил всю свою жизнь выписыванию из летописей и древних
документов имен бояр, воевод и простолюдинов. Его труд в восемьсот
страниц был издан посмертно в 1903 году. Собранные им имена
существенно отличаются от приведенных Казаковым и Вишняковой своей
простотой и некоторой для нас непривычностью.
Тупиков стремился выписывать
именно языческие имена, хотя во вступительной статье его словаря и
отмечается, что например, Константин Багрянородный в начале седьмого
века находит у славян имена, которые напоминают греческие (а стало
быть, "христианские").
В течении многих веков славянские
язычники не жили злобой и неприятием чужих имен. Поэтому появление
греческих или норманнских имен в языческой Руси было возможно и безо
всякого христианства. Но народ более ориентировался на имена,
связанные со своим языком. Это общее свойство всех
языческих народов - увязывать свой язык с именами его носителей.
Здесь мы перечислим лишь очень
малую часть собранных Тупиковым имен, которые достоверны и которые
носили реальные русские люди, часто вместе с теми
именами, которые получали при христианском крещении. Вот достоверные
мужские имена:
Айда, Армяк, Баба, Бабка, Бажен,
Бакула, Балуй, Баланда, Баран, Батько, Батьков Конь, Баян,
Безверхий, Береза, Берендей, Безсчастный, Блоха, Бова, Богдан,
Божко, Борода, Бык, Беда, Белоус, Варивода, Вепрь, Верета, Висло,
Влад, Волес, Волк, Волос, Волох, Ворон, Второй, Вязьма, Гиря, Глаз,
Гоголь, Головня, Голубь, Горностай, Грива, Гуляй, Губа, Деревня,
Дичко, Домослав, Дрозд, Дубина, Дуда, Дух, Дед, Елка, Жало, Жолудь,
Жихорь, Завид, Заяц, Зой, Иворь, Истома, Калинка, Камень, Калуга,
Колоб, Колода, Коляда, Конь, Копыть, Корова, Красной, Кривой, Крик,
Кудла, Кудря, Лада, Лебедь, Леля, Лета, Лихой, Лопата, Лох, Лунь,
Лях, Мазай, Май, Масло, Медведь, Мезеня, Мертвой, Магута, Мороз,
Мстьбог, Мять, Неделя, Неклюдь, Некрас, Неупокой, Нос, Обида, Око,
Онега, Осока, Ореша, Пан, Первой, Пердло, Пес, Пинега, Погадай,
Поганой Поп, Погаст, Погибло, Погожей, Погоня, Погоняйло, Погорелец,
Пуп, Петух, Пята, Работа, Рай, Рак, Рогатой, Рожа, Руба, Руда,
Русалка, Репа, Сапог, Сброд, Селезень, Святоша, Среда, Сила,
Слизень, Слобода, Слово, Смерд, Смола, Собака, Соловей, Сова, Сокол,
Сорока, Соха, Спица, Старой, Сука, Сума, Сусло, Серко, Тана, Тверь,
Темная Деньга, Тетера, Тетка, Титька, Толстой, Томило, Топор,
Третьяк, Трясисолома, Упырь, Умойся-грязью, Ус, Филин, Хитрой,
Хмель, Хмара, Хромой, Худой, Цветной, Цыбуля, Чермной, Черт,
Черномыс, Чет, Чура, Чурило, Шестой, Шея, Шило, Шиш, Шульга, Щеня,
Явил, Юрло, Юр, Ярун, Ячмень.
Как мы видим, некоторые мужские
имена как бы женского рода. Некоторые имена были составными,
например, Ждан Попка, Хмара Левощ, Томилко Слепой, Добрыня Долгой,
Треня Ус, Язык Мошна, Тонкий Скоморох, Шушило Швец, Упырь Лихой (имя
новгородского священника, отмечено летописью в 1047 году).
Некоторые из указанных имен явно
даны за проявленные качества, поэтому их можно полагать прозвищами.
Сам Тупиков по этому поводу полагал: "Грамотеи не хотели признавать
русские имена за имена и объявляли их прозвищами". Он приводит ряд
примеров из старинных документов, когда те же "грамотеи" сперва
указывали прозвище, но через предложение уже пользовались этим
прозвищем как именем. Поэтому - как уже говорилось - грань между
именем и прозвищем оказывается весьма условной.
Против мнения С.Вишняковой,
которая полагает, что женских имен больше, чем мужских, Тупиков
обнаружил всего сорок семь женских имен, и все они уже перечислены в
доступных именословах. Наверное, простонародные женские имена были
фантастически интересны, и доставили бы нам много положительных
эмоций, но к сожалению их не зафиксировали письменные источники. На
наш взгляд, в собрании Тупикова наиболее интересное и в бытность
распространенное женское имя - Белуха; хотя, мы можем и ошибаться.
7. Непременно
следует упомянуть о тайне как о важном элементе
рассматриваемой темы посвящения.
Знания племени или общины
передаются их членам после посвящения. При этом, знания как бы
делятся на две части. Одна часть является общей и обязательной для
всего сообщества, другая часть обязательна лишь для тех, кто хочет
посвятить себя религиозному служению. При этом, часть языческого
знания должна оставаться в тайне и принадлежать лишь самым
авторитетным его носителям. Однако, какой-либо четкой границы между
общими, специальными и тайными знаниями не существует. Нет и
ступеней знания, на которых основные положения предыдущей ступени
отрицались бы.
Тайное знание возникает у всех
племен или общин, единящихся на основе языческого начала. Этнографы,
если признают его существование, то связывают с основным мифом,
понимая при этом под тайной лишь сюжет этого мифа. Напомним, что в
русском язычестве основным мифом считаются почти забытые легенды о
борьбе Перуна и Велеса, в основном, отражающие борьбу князей со
свободными пахарями.
В действительности, тайное знание
выходит далеко за пределы только сюжетного содержания. Оно есть
знание мистической связи ежедневных поступков и ощущений с основными
положениями мифологии. Эта связь передается от поколения к поколению
через процесс самой жизни. Но этого оказывается недостаточно,
поэтому тайное знание передается еще и посредством обучения, которое
проходят не все. В древности старики - носители этого тайного знания
- длительное время присматривались к молодым, прежде чем выбирали
кого-то для иницации в тайное языческое знание или жреческое
служение. Как происходила такая инициация, как долго она
продолжалась и какой социальный статус получал человек после этого -
оставалось известным лишь в кругу посвященных.
Тайное знание обязательно каким-то
образом воплощалось в обрядовых и повседневних действиях.
Созерцающий обряд этнограф задавал вопрос: что означают те или иные
действия? На расспросы он получал самые плоские ответы типа: это
надо для того, чтобы пошел дождь. При этом, посвященный мог даже не
иметь права отвечать ему.
Такие ответы позволяли сохранять
истинное мироощущение общины в тайне. А в этнографии - в свою
очередь - не появилось обязательного раздела, должного связывать ее
(тайну) с этнической психологией. В основном, этот - так и не
появившийся раздел - заменило утверждение, что язычество практично и
сводится к сделке с богами и к фольклорному творчеству. Хотя, в
действительности, последнее утверждение отражает лишь объективные
представления, не вызывающие критики и допускающие психологический
анализ.
Таким образом, языческая тайна не
может быть короткой фразой, как пароль, пропускающий внутрь
сокровищницы. Тайна эта есть комплекс мистических знаний,
который длительное время складывается и который должен быть
скрываем, поскольку он дает определенную власть и стабильность
существования. Постигший это знание посторонний человек может
осмеять его, опошлить, извратить либо использовать в своих
недостойных целях - в результате таких действий может произойти
разложение сознания общины или народа, а от беспорядка в сознании
начнется и хозяйственный разлад.
Возможность такого исхода требует
от язычника осмотрительности, при которой не следует раскрывать свое
мистическое знание первому встречному или корреспонденту,
приглашенному на обряд или праздник. Нельзя также не проверенным и
не готовым людям указывать священные места, капища, раскрывать
сущность ритуальных предметов и оберегов: (вкратце скажем, что) это
лишает их силы. Следует различать, какое слово во вред, а какое во
благо, и самые сокровенные деяния вершить среди посвященных, которые
достойны.
|
|