Белояр
Обрезание Господне.
Расследование
Почти каждый
из жителей России знает, что 7 января – великий
христианский праздник Рождества Христова. 19 января
наступает другой большой и светлый праздник – Крещение
Христово. И вот уже не столь большая часть населения, но
уже и немалое его количество приноровилось нырять в
ледяную прорубь. И не один раз окунаются, а целых три,
да ещё с головой, да ещё после освящения воды батюшкой.
Религия религией, но если для организма полезно, то на
здоровье!
Шутки шутками, но тем не менее есть между этими
христианскими праздниками ещё один день, о котором мало
кто знает из ныряльщиков в прорубь и из стоящих в
очереди за баночкой освящённой крещенской водицы.
Для тех, кто ещё не понял, на что я намекаю, охотно
поясню. Речь идёт о великом непереходящем (без плавающей
даты празднования) празднике Обрезания Господня.
Удивлены? Не знали о таком? Тогда садитесь поудобнее, я
начинаю своё небольшое расследование. Если имеется
пробел в христианском религиозном образовании
относительно этого праздника (проверено), то приходится
работать за других, т.е. за тех, в чьи обязанности
входит информирование прихожан об этом.
Итак, начнём с информации, предоставленной
крупным христианским
интернет-ресурсом "Завет.ру"(www.zavet.ru)
по поводу заявленной темы:
1 (14)
января, великий непереходящий праздник. На восьмой день
после Рождества младенец, рожденный Марией, по
ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя
Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День
Благовещения Пресвятой Деве.
"Православие.ру" (www.pravoslavie.ru) дополняет эту
информацию следующим абзацем:
ПРАЗДНИК
ОБРЕЗАНИЯ ГОСПОДНЯ. Стихира празднику Обрезания
Господня.
Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами
повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен
по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим:
Ты еси Бог наш, помилуй нас.
Стихиры (греч. –
многостишие) – песнопение, состоящее из множества
стихов, написанных одним размером. Первоначально это
ветхозаветные поэтические писания, по образцу которых
составлялись затем и христианские стихиры.
Соответственно, в день праздника в церкви можно услышать
песнопение о плотском обрезании.
Приведенная информация говорит о том, что праздник есть
и его наличие не скрывается.
В православном календаре на 14 января выпадает двойной
праздник:
14/1 -
Обрезание Господне и память святителя Василия
Великого. Тропарь. Обрезанию Господню, глас 1.
На
Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем
Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей
родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея
Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко
Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, /
слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему,
Едине Человеколюбче.
Величание.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, и почитаем пречистыя
плоти Твоея / законное обрезание.
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и
соединяется с празнованием памяти святого Василия
Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в
народе он известен под именем Васильева дня.
Агентство
новостей "Страна.ру" 13 января 2001 года поделилось
следующей информацией:
С праздником Обрезания Господня и с Новым годом по
юлианскому календарю, по которому живет Церковь,
поздравил сегодня Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II верующих после совершения всенощного бдения в
храме Христа Спасителя. Патриарх пожелал всем, чтобы
новый год "был для нашего Отечества временем мирным,
созидательным и благословенным, чтобы прекратились
всякие войны и противостояния".
Как видите, никакого криминала. Всё честно, законно и
без утайки. Теперь обратимся к Ветхому Завету, который
является бОльшей частью священной для христиан книги -
Библии. Уточняю это по причине того, что некоторые люди
называют Библией только Евангелие (Новый Завет), а с
содержанием Ветхого Завета вовсе не знакомы, несмотря на
то, что в нём изложено много любопытнейших историй, в
одной из которых говорится:
Бытие 17:
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между
Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в
роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением
завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды
ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и
купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника,
который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и
купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле
вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет
крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та
из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
Даже несмотря на прямые указания о празднике в
современной бумажной и электронной литературе,
продвинутые в вопросах религии христиане могут
возразить, что праздник-то есть, но его как бы и нет по
причине того, что на смену этому древнему иудейскому
обряду пришел праздник Крещения Христова. Действительно,
это так:
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству
существовало у многих народов, в том числе и у египтян.
В еврейском понимании кровь священна, так как "кровь
есть душа", кровь, текущая из органа, дающего жизнь,
означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У
израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в
союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен
был напоминать народу о вытекающих из этого
обязательствах. По толкованию Отцов Церкви Господь,
Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям
следует неукоснительно соблюдать Божественные
установления, и для того, чтобы никто впоследствии не
мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а
не носителем призрачной плоти (как учили
еретики-докеты). В после пришествия Спасителя обряд
обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник
Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они
вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием
нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти,
обрезанием Христовым" (Кол. 2, 11).
Из приведенного текста видно, что праздник Крещения
Господня заменил праздник Обрезания Господня (даты
празднования остались различными), однако
"Праздник
Обрезания Господня должен напоминать христианам,
что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны
обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела
плоти, обрезанием Христовым".
Новый праздник пришёл, но и про старый забывать грешно.
Поэтому, уважаемый читатель, заруби себе на носу (если
нет надежды на память, запиши на бумажке): пока не
отпраздновал праздник Обрезания Господня, в прорубь даже
не думай лезть! Иначе гореть тебе в Аду с другими
греховодниками за невнимание к таким знаменательным
датам. Про "греховное тело плоти" умолчу. Кто хочет
считать своё тело греховным – пусть считает. Дело
хозяйское. Можно даже выпороть себя, обвязать веревками
или и отрезать от "греховного тела плоти" особо
греховные органы. Бывали и такие довольно массовые
случаи в истории. Но сейчас не об этом.
19 января 2003 года участник крупнейшего религиозного
форума дьякона Андрея Кураева Владимир разместил статью
"Кто и зачем обрезал Бога или "Обрезание Господне". Моё
желание ознакомится со статьей не получило
удовлетворения, т.к. сразу после размещения материала
модератор форума удалил тему. Видимо, он заметил в
статье козни Лукавого (соблазн познания) и поспешил
оградить участников форума от излишнего напряжения в
области мозговых извилин.
С какой целью я собрал всю
эту информацию?
Если Вы подумали, что я решил поиздеваться над
Христианством и исповедующими его людьми, то ошибаетесь.
На самом деле всё проще и прозаичнее.
Мне кажется, что, становясь приверженцем какой-либо
религии, человек должен знать о ней всё или хотя бы
основополагающие моменты, изложенные в священных
писаниях и декларируемые руководством религиозной
организации.
Не менее важным является знание биографии первоучителя
(основателя), его слов и поступков. Непременным условием
существования просвещённого адепта является знание
обрядов, которые были совершены над основателем учения и
которые совершал он, дабы доказать свою божественную
сущность. В противном случае, человек становится либо
недостаточно информированным о своей Вере (при получении
неполной или искаженной информации), либо подлецом (в
случае ознакомления и умалчивании о неудобных для него
событиях, фрагментах биографии или обрядов).
В современном мире на самостоятельное изучение
громоздких и тяжело перевариваемых в голове священных
писаний у простого человека не хватает желания, терпения
или ума. При всём при этом трактовкой (пережевыванием
материала для наилучшего и "верного" понимания)
первоисточников занимается громадная масса "авторитетов"
от церкви, но только не разум этого самого человека.
Пусть же эта небольшая подборка цитат с комментариями об
одном из христианских праздников станет скромным
пособием для наилучшего усвоения сущности религии,
которую многие считают своей, зачастую так мало уделяя
внимания "мелочам", из которых как раз и состоит целое…
29 января 2003г.
|