Велес, Ярила и Дионис
(Мифы
и магия индоевропейцев, вып 8.
-М.:
Менеджер,
1999)
Славянский бог Ярила нередко понимается как божество солнечное, что
связано, вероятно, с влиянием “Снегурочки” Островского - на самом же
деле мы не имеем никаких достаточных оснований считать Ярилу богом
Солнца. Русский Ярила, часто сопоставляемый с южно-славянским
Бадняком,
- бог жизненной, сексуальной силы (яри), связанный с
плодородием и оплодотворением, но это оплодотворение - земное.
Ярила представляется нам своего рода аналогом античного Диониса.
Действительно, Диониса изображали украшенным листьями винограда,
Ярила связан с культом хмеля, из которого делают пиво. И Дионис, и
Ярила почитались шумно, весело, праздники, им посвященные, нередко
переходили в оргии. На праздниках Ярилы, например, как и на
праздниках Диониса, умыкали девушек. Одним из символов как Ярилы,
так и Диониса служил фалос.
С другой стороны, Дионис не только связан с плодородием, но и
хтоничен. Он воплощающемся в облике козла, связан с ритуальным
жреческим и шаманским экстазом и по ряду функций соответствует
славянскому Велесу. То же самое можно сказать и о Яриле, который, по
белорусским описаниям,
предстает в образе прекрасного босого юноши в белых одеждах, с
пучком колосьев в одной руке и мертвой человеческой головой - в
другой. Белый цвет у славян - цвет смерти, цвет савана.
Еще более очевидна символика смерти в другом атрибуте Ярилы - в
мертвой голове. Наконец, колосья в его руках указывают на земное,
хтоническое плодородие.
Роднит Ярилу и Диониса и традиция празднований “похорон Ярилы”, что
соответствует почитанию, как Бадняка, так и самого Диониса. В
древней Греции проводились дионисийские мистерии, посвященные
похоронам и возрождению этого бога.
Наконец, Дионис характеризуется сексуальной неразборчивостью, он
женоподобен, близок к праматере - Земле. Эта его женоподобность
может связываться с гермафродитизмом или ритуальной сменой пола,
практикуемой в шаманских традициях до наших дней. На славянских
праздниках Ярилу часто изображал юноша, переодетый девушкой, или
наоборот - девушка в мужской одежде.
Связь со смертью, с шаманскими практиками, с земным (хтоническим)
плодородием заставляет нас рассматривать бога, почитавшегося под
именем Ярилы у славян, и под именем Диониса - во Фракии (и, позднее,
- в античном мире), как ипостась древнейшего индоевропейского бога
Велеса Этот вывод прекрасно согласуется с другими европейскими
материалами. Так, Один, скандинавский аналог славянского Велеса,
воплощает в себе многие черты, присущие Яриле и Дионису, например,
связь с магическим экстазом, с шаманскими практиками, требующими
ритуальной смены пола или практиками, близкими к этому.
Самое имя Одина, кроме того, восходит к древней основе, имеющей
значение “священное безумие”, “экстаз”, что образует параллель к
священному безумию праздников, посвященных Дионису.
Обратимся теперь к образу римского Фавна-Луперка, соответствующего
греческому Пану, входящему в свиту Диониса, что уже само по себе
должно привлечь наше внимание. Фавн (Faunus, от лат.
favere, “помогать”, также Fatuus, Fatulcus, от
fatuor, “быть одержимым”, fando, “пророчествовать”, Serv.
Verg. Aen. VII 47) считается в римской мифологии богом лесов,
пастбищ, полей, животных, покровителем скотоводства; кроме того,
Фавн пророчествовал в стихах. Велес, как известно, почитался
одновременно как “скотий бог” и как бог пророчеств и стихосложения;
таким образом функции Фавна и функции Велеса во многом совпадают.
Еще раз возвращаясь к Одину, скандинавскому аналогу Велеса, мы видим
и определенное совпадение имен, отражающих священное безумствование.
Далее, Фавн, когда его хитростью поймал Нума, один из первых римских
императоров, был вынужден рассказать, как отвращать молнии Юпитера.
Интересно, что бог Велес тоже знает, как скрываться от молний
Перуна. Фавн хтоничен, он может воровать детей, насылать кошмары и
болезни. О Велесе можно сказать тоже самое. Фавн вступал в связь со
всеми животными и соблазнял женщин. Это качество хтонического бога
плодородия, связанное с древнейшими ритуально-мистическим оргиями,
направленными на оплодотворение всего живого. До начала XX века на
Руси существовал обычай: во время первой весенней пахоты, крестьянин
выходил один на поле, делал в земле отверстие и совершал акт
священного соития с Матерью Сырой Землей. Своим семенем крестьянин
мистически оплодотворял всю природу, соединял свое мужское начало с
женским рождающим.
Во время праздника луперкалий,
Фавну приносили в жертву козла. После принесения жертвы,
жрецы-луперки с одной только козьей шкурой на бедрах, бегали по
округе и стегали встречных женщин ремнями, вырезанными из шкуры
жертвенного козла. Это стегание должно было сделать женщин
плодовитыми.
Фавн, как и Дионис, тоже мог быть развитием образа древнейшего
индоевропейского бога - Велеса. Он, явно, более архаичен чем Дионис
и Ярила, он еще не потерял свои антропоморфные черты, но потерял
свое магическое оборотничество и образ змея. Более тесная связь
Фавна с козлом, по сравнению с Дионисом, говорит о том, что он
появился во времена матриархата, во времена расцвета женских
оргианистических мистерий. Подобные мистерии, уже в античной Греции
резко осуждались и сохранялись дольше всего, пожалуй, у этруссков и
среди плебеев Рима. В праздник Фавна происходил и следующий обряд,
который подтверждает наш тезис о архаичности этого бога и связь его
со временем матриархата.
В праздник Фавна задабривали жуткую хтоническую богиню Манию. Мания
- богиня мрака и безумия, культ ее связан с культом умерших предков.
Она, как и Велес, отвечала за посмертное существование предков.
Первоначально, ей приносили в жертву мальчиков (явная черта
матриархата). В более поздние времена, как и на Руси в праздник
Купалы, изготавливали жертвенную куклу и носили ее по городу.
Мальчика ставили на возвышение, чтобы он был лучше виден богине. К
голове мальчика прикасались ножом, смоченным в крови жертвенного
козла. Мальчик смеялся, старался показать безумие, и тем вызвать
расположение богини Мании. В данном празднике человеческая жертва
подменяется жертвой, именно, козла. Хтоничный характер Фавна, а тем
более Мании не вызывает сомнений. Соотношение Фавна и Велеса мы
показали. Римский праздник похож на славянский и интересен еще и
тем, что богиня Мания, явно, богиня времен матриархата, как и весь
посвященный ей ритуал.
Многие моменты характеристики Диониса, изложенные в статье,
привлекали к себе различного рода исследователей. В особенности:
1.
Культ фаллоса
2.
Перевоплощение в козла
3.
Сексуальная неразборчивость, в т.ч. с животными
4.
Мертвая голова
5.
Принесение в жертву козла
6.
Осуждение культа греками и распространение его среди
этрусков и плебеев
7.
Приношение в жертву мальчиков.
По этому поводу существует и такое мнение:
********
Потомки Аполлона не смогли удержаться на Востоке и компромиссом
стала вакхическая религия. Поэтому светлый Ясон получает на плечи
шкуру леопарда, чтобы обозначить влияние вакхического на прекрасное
от Аполлона. Закон Вакха о беспечном половом удовлетворении означает
беспрепятственное расовое смешение между эллинами и малоазиатами
всех родов и разновидностей. Символом «позднегреческого»
мировоззрения становится фаллос. То, что мы находим в искусстве и
жизни, имеющее отношение к этому символу, не является «греческим», а
является враждебным греческому, малоазиатским. На греческих
изображениях Дионис имеет греческую фигуру, но изнежен и живет в
окружении малоазиатских сатиров, которые затем появляются на
надгробных памятниках, как кричащие гротески мирового упадка.
Проникший в Азию, казалось бы, с победой Аполлон, вернулся в виде
Диониса. Смешение мифов и ценностей одновременно смешением крови.
Мужская сила солнца совершает магическим фаллосам самооплодотворение
на солнечном диске (это египетская «точка» на солнце), который он в
конце концов протыкает. В результате возникает золотой мальчик,
«фетус мальчика, который имеет отверстие», «магическая схема», это
так называемая «печать вечности». Солнечный миф опускается до
противной мужской связи. Убитый мальчик становится теперь
«козликом». Мальчика после постыдного изнасилования разрезают, что
должно символизировать рождение нового солнечного дня из яйца,
которое его призрак получает через сперму.
*********
Можно, конечно, сказать, что это не совсем славянские мифы, но о
чем тогда говорит сказка о братце Иванушке и сестрице Аленушке?
Смешав кровь, Иванушка превращается в козла, подлежащего
расчленению ведьмой....
Грозное предупреждение.
Владимир
Вохмин
|