Я доступен по
любым средствам связи , включая видео
|
МЕНЮ САЙТА | |||
Библиотека 12000 книг | ||
Видеоматериалы автора сайта
Милонов Ноосферная йога |
Выдержки из произведения. В полном объеме текст вы можете скачать в архиве zip по указанной выше ссылке
Его Святейшество Преподобный Махагуруджи Шри Свами Сурья-Махатма Бхагаван (в миру И.В. Милонов)
Ноосферная йога(4-е издание, переработанное и дополненное)
В этой книге, в простой и доходчивой форме, в виде вопросов и ответов, автор изложил систему здорового образа жизни, этику, Ноосферное видение мира, объединив их под эгидой Ноосферной Йоги – нового комплексного Учения, призванного оздоровить человеческое общество, вывести его на качественно новый - Ноосферный уровень.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
TOC \o "1-2" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ 3. ГИГИЕНА И ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день перед человечеством стоит множество глобальных проблем, угрожающих его дальнейшему существованию (социальные, экологические, демографические, ресурсные и т.д.). Преодоление этих проблем, а также дальнейшее позитивное развитие человечества, возможно только в условиях объединения всех людей Земли. В качестве основы, объединяющей людей, мы разработали новое комплексное Учение, названное – Ноосферная Йога, так как современные религиозные, политические и идеологические течения, в основном разъединяют людей на различные противоборствующие группы, не отвечая, таким образом, велению времени. Ноосферная Йога базируется на лучших традициях Индийской классической Йоги, Русском Космизме и работах великого русского писателя Ивана Ефремова. Понятие "Ноосфера" было введено Владимиром Ивановичем Вернадским в начале ХХ века. Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский сделал вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в Ноосферу, а это потребует от него определенной социальной организации общества и новой, экологической и одновременно гуманистической этики. Слово "Йога" в переводе с Санскрита означает "союз, соединение, связь, гармония". Термин этот следует рассматривать, прежде всего, как единение, гармонию физического и психического состояния человека, как гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Человеку, достигшему такой гармонии, будет вполне по силам строить и развивать новое, Ноосферное общество.
ЧАСТЬ 1. ВЫСШАЯ ЭТИКА
Высшая Этика представляет собой проект кодекса поведения для всех сознательных людей, для строителей будущего общества. Высшая Этика объединила в себе мудрость большинства философских и морально-этических воззрений человечества. Высшая Этика поможет гармонизировать отношения между людьми, выведет их на качественно новый – Ноосферный уровень.
* * *
1. НЕ НАВРЕДИ. Этот закон предполагает не только непричинение вреда в поступках, словах и мыслях, но еще и любовь ко всему сущему. Этот закон предписывает любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть. Мириться со злом нельзя! Известно, что все люди имеют одинаковые права на жизнь и что жизни всех людей связаны друг с другом. Поэтому следует с готовностью помогать окружающим, видя в том истинное счастье, и становясь источником радости для всех на своем пути. Как говорил Шри Свами Нарайянананда: "Человек не только не должен сам вредить в мысли, слове и деле кому бы то ни было, но также не должен быть причиной вреда и не должен побуждать кого-либо на произведение вреда. Именно благожелательными и добрыми мыслями, желаниями и действиями человек может помочь другим, а также и себе, и он может поднять и воодушевить себя. Напротив, слабыми, злыми и вредными желаниями, мыслями и действиями человек вредит не только другим, но также и себе". 2. СЛУЖИ ДОБРУ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. Может возникнуть вопрос – почему человек должен творить добро, стремиться к справедливости? Приведем некоторые соображения на этот счет. Во-первых – мозг человека обладает замечательной способностью исправлять искажения окружающего мира, не только визуальные, но и мыслительные. Мозг борется с дисторсией, выправляя ее в сторону прекрасного, спокойного, доброго. Мы запоминаем преимущественно хорошее, яркое, сильное, а длинные куски незначащей жизни тонут в одинаковой череде дней. Во вторых – разве вам не знакомо, что лица людей издалека всегда красивы, а чужая жизнь, увиденная со стороны, представляется интересной и значительной?! Следовательно, в каждом человеке заложены мечты о прекрасном, сформировавшиеся за тысячи поколений, и подсознание ведет нас сильнее в сторону добра и справедливости. 3. НАУЧИСЬ ВЛАДЕТЬ СВОИМИ МЫСЛЯМИ, ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕ БУДЕТ ПЛОХИХ МЫСЛЕЙ, НЕ БУДЕТ И ПЛОХИХ ПОСТУПКОВ. Для человека нового, Ноосферного общества неизбежна необходимость дисциплины желаний, воли и мысли! 4. ПУСТЬ ТРУД И ЗНАНИЯ СТАНУТ ГЛАВЫМ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ. Главная цель жизни человека – это полнейшее освобождение от несчастий и страданий. И когда человек сможет устранить все страдания, создав при этом условия к невозможности их последующего возвращения, тогда он достигнет Парамартхи – высшей цели жизни. Непременное условие успешного продвижения в Ноосферной Йоге – наличие достойной цели. Существование без цели теряет смысл, способствует развитию лености и других дурных наклонностей. Жизнь – это движение, и только имея твердый ориентир, можно оценить свои успехи, то есть ощутить это движение. Важно также понять, осознать, что двигаться вперед, не обладая знаниями – невозможно. Тот, кто систематически не пополняет свои знания, неизбежно обречен на провал в практической деятельности. Труд – это счастье, так же как и преодоление препятствий, решение новых и новых задач. Творческий труд, соответствующий врожденным способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся – вот что нужно человеку. 5. НЕ КОПИ, НЕ ПРИНИМАЙ ДАРЫ. В целом этот закон можно определить как свободу от накоплений. Равнодушие к вещам дает спокойствие. О значении непринятия даров Шри Свами Нарайянананда говорил: "Получить что-либо натурой или деньгами означает, что получатель остается с мыслью своей обязанности дающему, и, таким образом, его ум привязывается к дающему. Каждая такая привязанность делает ум нечистым и стягивает человека вниз". Не должно быть никаких лишних вещей, связывающих человека, переживания и восприятия которого гораздо тоньше и сложнее в простой жизни. 6. НЕ ВОРУЙ. Неправомерное обладание чужой собственностью причиняет боль другому человеку, что является нарушением законов Высшей Этики и делает невозможным духовное развитие. 7. НЕ ДАВАЙ ОБЕЩАНИЙ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИХ ВЫПОЛНИТЬ. Человек, дающий обещания и не сдерживающий их, теряет уважение окружающих. 8. НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ. Высшая Этика запрещает беспутство, и с этим нельзя не согласиться. Соблюдение этой заповеди дает запас жизненных сил, энергию, сильный интеллект. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям – пустая трата времени и сил, отход от гармонии и духовного развития. Как считал один из выдающихся Учителей Йоги XX века Свами Шивананда: "Утверждение в воздержании наделяет колоссальной энергией, очищает разум, вырабатывает гигантскую силу воли, дает ясное понимание природы вещей, помогает хорошо различать истинное от ложного, дарует прекрасную память". 9. БУДЬ ПРАВДИВЫМ. Высшая Этика предполагает абсолютную правдивость в мыслях, словах и поступках. Любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь, клевета, оскорбления и ругань, а также высмеивание того, что другие почитают священным, несовместимы со следованием Высшей Этике, наносят прямой вред окружающим и самому человеку, вслух или мысленно изливающему яд. 10. УСТРАНИ В СЕБЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ, ЭГОИЗМА, ЖЕСТОКОСТИ, ЗЛОБЫ И ВСЕГО ТОГО, ЧТО МЕШАЕТ СВОБОДНОМУ РАЗВИТИЮ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА. Главная причина враждебности между людьми, непосредственно не связанными, а тем более связанными, – зависть. Увы, как это не печально, но зависть остается основным бичом в человеческих отношениях. Возникновение зависти великий нидерландский философ Спиноза связывал с переживаниями, которые испытывает человек, видя удачи и успехи другого. С некоторых пор это чувство довольно сильно распространилось в современном обществе. Оно отравляет существование, как самому человеку, который испытывает это чувство, так и окружающим его людям. Чтобы выбраться из психологического капкана зависти, не следует постоянно сравнивать свои достижения с достижениями своего соседа или коллеги. В японской национальной культуре чувство зависти в обществе к кому-либо распространено довольно незначительно. Это происходит потому, что в традициях японского воспитания принято сравнивать своего ребенка не с другими, а с самим собой, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то прошлым периодом своей жизни. Такой подход не дает развиться чувству зависти. Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. 11. НАУЧИСЬ ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Психологический провал современной цивилизации – бесцельная, ничем не заполненная праздность. А заполнить ее надо воспитанием детей и самовоспитанием. 12. УЧИСЬ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ЕЕ. Человек – часть природы. Наша жизнь и благополучие прямо связаны с жизнью и благополучием природы.
В чем заключается основанная суть, сущность Высшей Этики? Ответ: По большому счету сущность Высшей Этики состоит в том, чтобы быть хорошим человеком и творить добро. Но если это сказано так просто, люди могут не поверить этому. "Что это за философия? Это слишком просто". Чтобы придать этому вес и получить больше доверия, людям нужна большая книга с огромными комментариями, которые, в конце концов, говорят: "Будь хорошим человеком"...
Какую жизненную позицию (активную или выжидательную) рекомендует Высшая Этика? Ответ: У древних инков существовало заклинание: "Пусть будет послан мне душевный покой, чтобы я мог смириться с тем, чего нельзя изменить; пусть будет послана мне сила, чтобы я мог изменить то, что возможно; и пусть хватит мне мудрости, чтобы я отличил первое от второго". Высшая Этика не допускает конфликтов, точнее, предписывает исключить саму возможность их зарождения. В конфликтной ситуации нужно искать собственные промахи и если мы не в силах изменить положение вещей, то нужно изменить свое отношение к ним.
Сейчас везде и всюду говорят о духовности, духовном развитии. Что такое духовное развитие с точки зрения Высшей Этики и Ноосферной Йоги? Ответ: С точки зрения Ноосферной Йоги, духовное развитие – это познание самого себя, окружающего мира и взаимоотношений между человеком и окружающим миром, человеком и другими людьми, выявление законов, обуславливающих эти отношения, ограничение себя в рамках этих законов. И, как это ни парадоксально, чем больше человек ограничивает себя в рамках законов Высшей Этики, тем свободнее он становится...
Известно, что некоторая музыка способствует духовному развитию, продвижению. Какую музыку вы можете порекомендовать для прослушивания? Ответ: Безусловно, этот так. Сила музыки порой столь велика, что способна на глазах преобразить человека... Прежде всего, рекомендуем музыку таких композиторов как Китаро (Япония) и Эдуард Артемьев (Россия).
Почему вы назвали свод морально-этических правил Высшей Этикой? Ответ: Это дань традиции. Великий русский писатель Иван Антонович Ефремов в своих произведениях именно так назвал правила поведения, изучаемые людьми будущего. Кроме того, в Высшей Этике использованы основные воззрения самого Ивана Ефремова.
ЧАСТЬ 2. АСАНЫ И ПРАНАЯМЫ
"Асана" переводится как "поза", "положение", "поток". В Ноосферной Йоге асаны – это не просто гимнастика, все упражнения требуют определенного психофизического настроя. Система асан вырабатывалась на протяжении тысячелетий. Удачные находки закреплялись и передавались следующим поколениям. И сейчас мы имеем обширный набор упражнений, обеспечивающих комплексное или избирательное воздействие на каждый мускул, орган, нерв или железу организма. У читателей может возникнуть вопрос: чем вообще выгодны упражнения Ноосферной Йоги? Каковы их преимущества? Начнем с простого и очевидного. Не нужно никаких снарядов, залов, приспособлений (единственный желательный инвентарь – коврик для занятий). Не приходится тратить время на поездки куда-либо, асаны вполне можно практиковать дома. Методики Йоги надежны, эволюционны и безошибочны в отличие от новомодных веяний, которые не выверены тысячами лет практики. Большинство асан Ноосферной Йоги представляют собой статические упражнения. Каждое положение может выдерживаться от нескольких секунд до десятков минут. За небольшим исключением, тело в асанах максимально расслаблено, это обеспечивает отличный отдых. Поэтому после выполнения асан ощущается прилив сил и бодрость, а не выматывающая усталость. Основное назначение асан – сделать тело и ум здоровыми, управляемыми и безотказными. Но не следует думать, что в этом и заключается смысл занятий Ноосферной Йогой, ведь сами асаны – лишь средство. Тело для практикующего Ноосферную Йогу – это инструмент для основной деятельности, инструмент, о котором надо заботиться и систематически приводить в порядок, но не более того. Если человек встает на путь культа тела, то он погиб для Ноосферной Йоги. Упражнения Ноосферной Йоги базируется на традициях лучших школ индийской классической Йоги, а именно – школе Йоги Б.К.С. Айенгара, школе Йоги Свами Сатьянанды Сарасвати, школе классической Йоги Виктора Бойко. Глава современной индийской школы Йогов Б.К.С. Айенгар однажды (в 1989 г.) сказал: "Самый способный и перспективный йог-практик из всех русских, которых я видел в Москве, – это человек по имени Виктор Бойко". Методики указанных школ Йоги, а также собственный многолетний опыт автора легли в основу предлагаемого читателям комплекса асан и пранаям для начинающих. Приведенной информации достаточно для полноценных самостоятельных занятий в течение примерно двух-трех лет. Затем, если вы хотите двигаться дальше, следует либо найти специалиста по практике такой направленности, которая изложена в данной книге, либо продолжать работу с пределами формы предлагаемых асан.
* * *
Так ли уж нужны асаны и пранаямы для духовного развития и совершенствования? Ответ: На этот вопрос замечательно ответил Радхакришнана в своей книге "Индийская философия": "Без предварительной подготовки тела всякие попытки духовного развития бесплодны".
Каких рекомендаций следует придерживаться, чтобы достичь хороших результатов в выполнении асан? Ответ: 1. Выполнять асаны можно начиная с 6 – 7 лет. Ограничения, на использование отдельных упражнений людьми с различными заболеваниями обязательно даются в тексте. При этом детям, конечно же, надо заниматься под руководством взрослых. 2. Тщательно следите за вашим самочувствием. Упражнения никогда нельзя делать до утомления. После упражнений у вас должно быть приятное физическое самочувствие. 3. Соблюдайте постепенность в освоении асан. Не пытайтесь достичь сразу конечного положения в трудной асане. Систематически упражняйтесь, и через несколько месяцев вы добьетесь успеха. Ни в коем случае нельзя форсировать освоение асан, преодолевая боль. При растягивании мышц, разработке суставов чувство боли должно быть самым легким, на грани с приятным. Помните, что главный секрет удивительных способностей Йогов – терпение! 4. Соблюдайте принцип регулярности (обязательны ежедневные занятия). 5. Не рекомендуется проводить занятия на полный желудок. Начинайте практику асан не ранее, чем через 2 – 3 часа после приема пищи. Первый прием пищи – не ранее, чем через полчаса после занятий. 6. Заниматься лучше всего на природе или же в хорошо проветренном помещении. Коврик для занятий должен быть удобным и иметь приятный цвет. 7. Наличия летающих и ползающих насекомых следует тщательно избегать, особенно тем, кто живет в жарком климате. 8. В помещении для занятия асанами должна быть нормальная температура и отсутствие сквозняков. Проблему оптимальной окружающей температуры для практики Йоги в условиях России, особенно в зимний период, надо решать весьма тщательно, в помещении для занятий она должна составлять не менее 20° Цельсия. 9. Некоторые асаны требуют симметричности исполнения в обе стороны, поэтому на начальном этапе освоения полезно выполнять их перед зеркалом. 10. Если вы выполняете позы в положении стоя или сидя, то ваше лицо должно быть обращено к Северу или Востоку, а если в положении лежа, то вы должны лечь так, чтобы ваша голова была обращена к Северу либо к Востоку. 11. Выполнять асаны лучше в как можно более обнаженном виде. 12. Все упражнения выполняются на фоне общего расслабления тела: все, что "не работает" в данном упражнении должно быть расслаблено. 13. Во всех асанах, которые не требуют участия зрения в удержании формы, глаза следует закрывать. Но при разучивании поз нужно, конечно, держать глаза открытыми до тех пор, пока двигательные навыки не будут надежно закреплены. Впрочем, кто-то может легче расслабляться именно с открытыми глазами, это индивидуальная особенность. Возможно и третье, промежуточное положение глаз – полузакрытые, когда веки слегка опущены, и глазные яблоки полностью при этом расслаблены. Для некоторых такое положение является наиболее выгодным, поскольку мощно тормозит привычную мысленную суету. 14. Дыхание в асанах должно оставаться естественным. Пусть в зависимости от формы оно будет сжатым, редким, учащенным, фрагментарным – неважно! Пусть будет таким, как получается, – естественно сформированным формой каждой конкретной асаны. Главное – не задерживать его, следить за тем, чтобы оно ни на секунду не прерывалось. Кроме того, во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот. 15. Во время выполнения асан, необходимо удерживать сознание только на теле, не выстраивать умозаключения в логические цепочки, не принимать решений. Свами Сатьянанда Сарасвати утверждал, что ни в коем случае не следует бороться с мыслями и вступать с ними в схватку. Лучше сформулировать внутреннюю установку такого типа: "Ты, мысль, пока отойди, после окончания занятий я тебя додумаю". Необходимо настроиться так, чтобы мыслеобразы, имеющие внешнее происхождение, проплывали мимо, подобно облакам на небе, приходили и рассыпались, как волны прибоя, следует просто "глядеть" отрешенно внутренним взором, не "зацепляясь" за них вниманием, – если, конечно, они проявляются в виде достаточно отчетливых "картинок". В том случае когда вы не видите образов и это будут, скажем, только ощущения, внутренний диалог либо мыслительный процесс, протекающий неизвестно как, надо просто направить внимание на тело и заниматься насущными проблемами практики асан: обеспечить процесс релаксации и учет ощущений, а также – эффективную работу с ними. Древнеиндийский мудрец Патанджали (автор Йога-сутр) считал, что асана достигается лишь при сосредоточении на бесконечном, то есть – при максимальном рассредоточении внимания, полной утраты его ориентировки и растворении. 16. Если во время исполнения асан почувствуется усталость, следует на несколько минут лечь в "Шавасану". 17. При правильном выполнении асан нет места для желаний, стремлений "достичь", "согнуться", "сделать как на картинке" и так далее. Целесообразно только одно поставленное перед входом в позу намерение: полностью расслабиться и забыть о внешнем мире. 18. Упражнения Ноосферной Йоги – это, прежде всего система. Это не россыпь отдельных упражнений, выполняемых на выбор, в любом порядке, кто, когда и как захочет, а строгая последовательность – комплекс, составляемый на основе специальных, научно обоснованных правил. Поэтому менять местами упражнения в комплексе нельзя. Именно такой подход обеспечивает сильное комплексное воздействие упражнений Ноосферной Йоги на организм человека.
Как разучивать комплекс? Ответ: Надо по порядку выбрать несколько упражнений (1 – 3), и выполнять их в соответствии с приведенными рекомендациями каждый день (лучше с утра). Как только вы почувствуете, что освоили эти упражнения - смело добавляйте еще несколько упражнений (1 – 3) и так далее, пока не будет освоен весь комплекс. Время выдержки упражнений дано максимальное, кому физически трудно его соблюсти может начать с половинного значения, либо ориентироваться на то, сколько, – без потери необходимого состояния расслабленности, – способно позволить тело. Ниже приведен предлагаемый комплекс упражнений для начинающих. Этот комплекс состоит из 25 упражнений, которые, как показывает опыт, осваиваются примерно за год ежедневных практических занятий.
1. "Шавасана".
Фото 1
Техника исполнения. 1. Лягте на спину, ноги на ширине плеч, руки лежат вдоль туловища. Закройте глаза. 2. На вдохе напрягите все тело, сцепив руки в замок (переплетая пальцы), вытяните их за голову и потянитесь пятками вперед (ноги и руки как бы растягивают туловище). Затем расцепите руки, сожмите кисти в кулаки, переведите руки вдоль туловища и резко с выдохом расслабьтесь. Руки должны лечь на пол так, чтобы они не прикасались к бокам туловища и подмышки были раскрыты. Кисти держите на некотором расстоянии от бедер, ладонями вверх (обычно они располагаются наискось, а не обращены к потолку своей поверхностью). Голова может отклониться в сторону (Фото 1). 3. Медленно проконтролируйте полное расслабление, начиная с пальцев ног и до мельчайших мускулов на лице и голове. Можно расслаблять мышцы в такой последовательности: "Мышцы пальцев левой ноги расслаблены", и далее также внушать себе, что расслаблены мышцы левой стопы, левой голени, левого бедра, всей левой ноги; пальцев правой ноги, правой стопы, правой голени, правого бедра, всей правой ноги; обеих ног; пальцев правой руки, правой кисти, правого предплечья, правого плеча, всей правой руки; пальцев левой руки, левой кисти, левого предплечья, левого плеча, всей левой руки; обеих рук и ног; ягодиц, поясницы, спины (включая лопатки); живота, грудной клетки, плечевого пояса; всего туловища, рук и ног, шеи, подбородка, вокруг рта, щек, крыльев носа, вокруг глаз, лба, темени, затылка, ушей. Мысленно еще раз "пробегите" в той же последовательности. При правильном расслаблении вы почувствуете тепло в руках и ногах, так как сосуды расширяются, и происходит обильный приток крови к конечностям. Со временем, когда вы хорошо научитесь расслабляться, вам не нужно будет подробно "проходить" по всему телу, достаточно будет параллельного расслабления правой руки и правой ноги, левой руки и левой ноги, передней и задней поверхности туловища, шеи и головы, снизу вверх. 4. Сохраняя расслабление тела и, не открывая глаз, представьте себе ясное, голубое безоблачное небо. Сначала это покажется сложным, образ будет ускользать от вас, но после соответствующей тренировки в течение нескольких недель трудности исчезнут (для лучшей отработки этой стадии "Шавасаны", старайтесь запомнить образ голубого неба, глядя в бездонную синь, потом, закрыв глаза, постарайтесь воспроизвести его в своей памяти, и так несколько раз). 5. Продолжая представлять себе голубое безоблачное небо, вызовите у себя ощущение полета. Вы должны перестать чувствовать свое тело и перейти в состояние невесомости. Опытные Йоги в этом состоянии могут представить внизу земной ландшафт, а вокруг себя и вверху голубое небо. В состоянии полета желательно находиться не менее 5 минут. 6. Суммарное время пребывания в "Шавасане" составляет 15 минут. 7. Правильный выход из "Шавасаны" очень важен. Резко выходить из этой позы нельзя. Лучше всего выходить из "Шавасаны" следующим образом – дайте себе мысленно установку на выход, ощутите свое тело – руки, ноги, затем глубоко вдохните и выдохните. После этого переведите руки за голову, сцепив их в замок, и потянитесь, вытягивая себя руками в одну сторону, пятками – в другую (и наоборот). Никаких неприятных ощущений – головокружения, потемнения в глазах быть не должно. В противном случае надо вставать еще медленнее. Примечания. 1. Расслабляться лучше в спокойном, теплом, тихом, не очень освещенном месте. 2. Во время выполнения "Шавасаны" необходимо следить за тем, чтобы не уснуть, так как сон качественно ниже состояния релаксации. Пока мысли твердо удерживаются на предмете концентрации, то есть на мышцах, заснуть невозможно. Но как только мысли "поплывут", начнут перескакивать с одного на другое, то, если их не обуздать и не направить в требуемую точку тела, сон почти неизбежен. 3. Не подавляйте мысли, если они приходят на ум, просто продолжайте систематически направлять внимание на расслабление различных частей тела. 4. Для успешного освоения "Шавасаны" ее нужно выполнять 2 – 4 раза в день, хотя бы по 3 – 5 минут ("полное" время 15 минут). Это особенно важно для тех, у кого накопилось много хронической усталости, кто засыпает во время расслабления. 5. Еще один важный момент, связан с дыханием. При выполнении "Шавасаны", об этом вообще не нужно задумываться, пусть легкие дышат, как хотят. 6. Очень важно правильно расслабить лицо. Глаза расслабить не удается, если они сильно освещены. При ярком свете и зрачки, и глаза будут иметь какой-то тонус. Поэтому располагаться надо так, чтобы голова была закрыта от прямых лучей, или выполнять "Шавасану" в полутьме. Если возможно, лучше заранее положить на глаза что-нибудь вроде повязки либо темной ткани, чтобы свет не проходил сквозь веки. 7. Часы, очки, кольца, цепочки и другие предметы – все это на время расслабления лучше снять с тела. 8. Если вы достаточно долго слушали (или проговаривали "про себя") стандартную словесную формулировку "Шавасаны" в какой-то определенной форме, то со временем она запоминается, и тогда можно (без слов) просто двигать внимание по телу в запомнившейся последовательности. Также, при достаточно длительной практике "Шавасаны", возможно расслаблять сразу все тело, без подробного "прохода" внимания по отдельным его частям. Терапевтические эффекты. Умение хорошо расслабляться (физически и умственно) и отдыхать является одним из важнейших принципов здорового образа жизни. Переутомление и перенапряжение, особенно хроническое, ведут к истощению внутренних ресурсов организма, к функциональным расстройствам, а позже и к органическим заболеваниям. Это удивительное упражнение помогает снять усталость, заснуть в любой обстановке или, напротив, заменить сон коротким отдыхом, справиться со стрессом и побороть апатию. Считается, что 10 минут "Шавасаны" заменяет 2-х часовой сон, а при совершенном освоении – 4-х часовой. Выполнять "Шавасану" может любой, даже тяжело больной человек. Регулярная практика в ней обеспечивает постепенный, но неуклонный прогресс в контроле над сознанием.
2. "Врикшасана.
Фото 2
Техника исполнения. 1. Встаньте прямо, ноги вместе. 2. Согните правую ногу в колене и расположите правую пятку у основания левого бедра. Поместите стопу на левое бедро, обратив пальцы вниз. При этом надо учитывать, что пятка должна располагаться как можно ближе к лобковой кости, а сама ступня и поверхность голеностопа – быть на одном уровне с передней поверхностью бедра опорной ноги, мышцы которого должны быть напряжены в такой степени, чтобы ступня не "тонула" в них, а опиралась на достаточно твердую мышечную поверхность. Опорная нога прямая в колене, чашечка подтянута кверху. Все тело вытянуто вверх струной, но без напряжения и ощутимого прогиба в пояснице. 3. Балансируя на левой ноге, соедините ладони и поднимите руки прямо над головой (Фото 2). 4. Сохраняйте позу до 60 секунд, дыша свободно. 5. Затем опустите руки, разъединив ладони, выпрямите правую ногу и возвратитесь в позицию 1. 6. Повторите позу, балансируя на правой ноге. 7. Эта поза выполняется равное количество времени в обе стороны. Примечания. 1. Все асаны "стоя" следует практиковать на босую ногу, но так, чтобы стопы не мерзли и не остывали до явного дискомфорта. 2. По мере освоения позы неустойчивость будет исчезать. Когда придет полная неподвижность, можно закрывать глаза, но этот момент наступит не скоро. Терапевтические эффекты. "Врикшасана", как и все "стоячие" позы со временем устраняет плоскостопие, или, по крайней мере, вы перестаете ощущать от него дискомфорт. Исправляется осанка, скованность плечевых суставов, развивается чувство равновесия и устойчивости.
3. "Пашимоттанасана".
Фото 3
Техника исполнения. 1. Сядьте на пол, ноги вытяните прямо перед собой. Положите ладони на пол у таза. Сделайте несколько дыханий. 2. На выдохе вытяните руки вперед и ухватите большие пальцы ног, зажав каждый из них между указательным, средним и большим пальцами соответствующей руки. 3. Растяните позвоночник и старайтесь держать его прогнутым. Вначале получается что-то вроде горба, потому что позвоночник вытягивается только от области плеч. Следует научиться сгибать спину от тазовой области сзади, а руки вытягивать от плеч. Тогда горб исчезнет, и спина будет плоской. Сделайте несколько дыханий. 4. Затем на выдохе наклонитесь, и раздвиньте локти (используя их как рычаги). Тяните туловище вперед, пока не коснетесь лбом коленей. Постепенно опустите локти на пол, вытянув шею и туловище, и коснитесь коленей носом, затем губами. 5. Когда это станет легко, захватите подошвы и положите подбородок на колени. 6. Когда и это станет легко, сцепите кисти рук, переплетя пальцы, а подбородок поместите на голени ниже колен. 7. Когда позиция 6 также станет легкой, захватите кистью левой руки ладонь правой или кистью правой руки – ладонь левой за вытянутыми стопами (Фото 3). 8. Оставайтесь в той позиции, которая вам доступна, от 2 до 5 минут, дыша ровно. 9. На вдохе поднимите голову от колен, вернитесь в позицию 1 и расслабьтесь. Примечания. 1. Если начальный уровень растяжки таков, что при произвольном сгибании тела вперед с вытянутыми перед собой, прямыми в коленях ногами, дотянуться руками до стоп не является возможным, следует перебросить через них ремешок, шарф – что угодно, чтобы вы могли сохранять предварительную форму позы свободно и без напряжения. 2. Задняя поверхность ног по возможности (в зависимости от присущей степени разгиба в коленном суставе) приближена к полу, ноги в коленях прямые, но не напряжены. 3. Ступни ног в "Пашимоттанасане" должны быть плотно сдвинуты вместе. Подошвы ступней образуют единую плоскость, а не поворачиваются поверхностью друг к другу, подобно ладоням рук. Напротив, при грамотном исполнении позы внутренние края подошв как бы "выталкиваются" вперед, а внешние – как бы слегка отгибаются назад и наружу. 4. В какой бы стадии входа в "Пашимоттанасану" вы не находились, не нужно слишком "вешать" голову, сгибая шею так, чтобы подбородок упирался в грудь. Шейный отдел позвоночника должен естественно продолжать линию грудного без существенного перегиба. 5. В завершенном варианте спина представляет собой почти плоскую дугу, отнюдь не являясь выражено согнутой. Выполняя данную позу вовсе не нужно стремиться в первую очередь достать головой ног или коленей, упираясь в них лбом. Напротив, при качественном исполнении туловище с полным удобством целиком укладывается на ноги, начиная с живота, при поясничном отделе позвоночника максимально вытянутом вперед. При этом угол поверхности поясницы с полом никогда не бывает больше сорока пяти градусов, чем он острее – тем поза совершеннее, а спина более плоская. Терапевтические эффекты. "Пашимоттанасана" развивает гибкость позвоночника; укрепляет мышцы спины, живота, задней поверхности ног; ликвидирует излишние жировые отложения на животе и пояснице; улучшает функции легких, желудка, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, почек и органов таза. Поддаются влиянию "Пашимоттанасаны" и патологические поясничные лордозы. В комплексе со скучивающими позами и прогибами назад эта асана устраняет возможность возникновения прострелов, радикулитов, а также их последствия. Противопоказания. Беременность свыше третьего месяца, паховые грыжи или грыжи позвоночника, пояснично-крестцовый радикулит, смещение позвонков.
4. "Уттхита Триконасана".
Фото 4
Техника исполнения. 1. Встаньте прямо, ноги вместе. 2. Глубоко вдохните и расставьте стопы примерно на 90 – 105 см. Руки поднимите, разведя их в стороны на уровне плеч ладонями вниз, и держите их параллельно полу. 3. Поверните правую стопу на 90° вправо. Поверните левую стопу слегка направо, держа левую ногу вытянутой изнутри и слегка напряженной в колене. 4. На выдохе наклоните туловище вправо, подводя правую ладонь к правой лодыжке. Если возможно, ладонь следует полностью положить на пол. 5. Вытяните левую руку вверх так, чтобы она продолжала линию правого плеча. Задняя сторона ног, верхняя часть спины и таз должны находиться в одной плоскости. Обратите взгляд на большой палец вытянутой кисти левой руки. Прочно зафиксируйте правое колено, подтягивая коленную чашечку вверх (Фото 4). 6. Сохраняйте эту позу до 60 секунд, дыша ровно. 7. Затем поднимите правую ладонь от пола, и на вдохе возвратитесь в позицию 2. 8. Теперь поверните левую стопу на 90° влево, правую стопу немного влево, и, следуя пунктам 2 – 6, заменяйте "правый" на "левый" и наоборот. Выполняйте позу в левую сторону такое же время, что и в правую. 8. С выдохом вернитесь в позицию 1. Примечания. 1. Обычно гибкость человека среднего возраста, незнакомого с Йогой, весьма посредственна. Мало того, что достать рукой пол в "Триконасанах" – задача трудно выполнимая, но еще и под коленями тянет, и туловище не разворачивается, – что же делать? Во-первых: все "стоячие" асаны в период освоения следует выполнять у стены. Айенгар в 1989 году заявил в шутливой форме, но вполне серьезно, что в "стоячих" позах стена – лучший учитель. По мере адаптации к этим позам следует постепенно отказываться от стены, твердо становясь на собственные ноги. Для контроля можно лишь чуть касаться ее спиной, а впоследствии выполнять асаны без всякой поддержки и опоры. 2. Исходное положение ног в этой асане требует специального рассмотрения. Дело в том, что у всех людей пропорции конечностей различны, к этому добавляется разница в росте и комплекции. И сразу возникает вопрос: какова в каждом конкретном случае ширина постановки ног? Ответ: исходное положение в этой позе для любого человека будет таким, когда, – склонившись вбок с позвоночником, более или менее параллельным полу (в грудной его части), – рука, опущенная перпендикулярно вниз, окажется расположенной посередине отрезка от коленного до голеностопного суставов одноименной ноги. Или можно сказать так: эта рука коснется пола посередине горизонтальной проекции упомянутого отрезка. 3. Во всех позах, которые выполняются "стоя", стопы всегда ориентированы таким образом, чтобы ступня ноги, к которой мы наклоняемся (или в сторону которой делаем выпад, то есть, сгибаем колено) располагалась в плоскости ног и туловища, то есть была направлена вбок, параллельно стене, если мы стоим к ней спиной. Другая же стопа всегда образует с первой только острый угол от 45° до примерно 70°. Во время выполнения любой "стоячей" позы подошвы обеих ступней должны быть плотно прижаты к полу, что достигается далеко не сразу. Терапевтические эффекты. Эта асана тонизирует мышцы ног, устраняет тугоподвижность ног и таза, исправляет небольшие деформации нижних конечностей, дает им возможность развиваться равномерно. Она снимает боли в спине и в шейных связках, укрепляет лодыжки и развивает общую гибкость тела. Противопоказания. Период месячных у женщин, обострение расстройств или заболеваний внутренних органов.
5. "Паривритта Триконасана".
Фото 5
Фото 6 Техника исполнения. 1. Встаньте прямо, ноги вместе. 2. Сделайте глубокий вдох и как в предыдущем упражнении расставьте ноги примерно на 90 – 105 см. Поднимите руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз. 3. Поверните правую стопу на 90° вправо. Поверните левую стопу на 60° вправо, держа левую ногу вытянутой и слегка напряженной в колене. 4. На выдохе поверните туловище и левую ногу в противоположном направлении (т.е. направо), затем опустите левую ладонь на пол около наружной стороны правой стопы. 5. Вытяните правую руку вверх, приведя ее на одну линию с левой рукой. Обратите взгляд на большой палец правой руки (Фото 5 и 6). 5. Колени держите уверенно. Не поднимайте пальцы правой стопы от пола. Наружная часть левой стопы должна полностью располагаться на полу. Вытяните плечи и лопатки. 6. Оставайтесь в этой позе до 60 секунд, дыша нормально. 7. На вдохе поднимите кисть левой руки от пола, поверните туловище и возвратитесь в позицию 1. 8. Выдохните и повторите позу в левую сторону, повернув левую стопу на 90° влево, а правую стопу на 60° влево. Затем поместите правую ладонь возле наружной части левой стопы. 9. Выполняйте позу равное количество времени в обе стороны. 10. После этого сделайте вдох, поднимите туловище, поставьте стопы параллельно друг другу и возвратитесь в позицию 2. 12. Сделайте выдох и вернитесь в позицию 1, завершив, таким образом, эту позу. Примечания. 1. Эту асану вначале лучше делать также у стены, разместившись к ней лицом и грудью почти вплотную. 2. Если до пола достать по каким-то причинам невозможно, следует опереться левой рукой на правую ногу, либо на искусственную опору, скажем – на стопку подложенных книг. 3. Положение ступней ног и их состояние в обоих "Триконасанах" практически идентично, включая такую подробность, что немного больше нагружена именно та нога, в сторону которой непосредственно осуществляется наклон. 4. В "стоячих" асанах можно применять так называемый "половинный принцип", суть которого в том что, войдя в позу, вы, даже прилично выполняя данную асану, не пытаетесь сразу принять ее окончательную форму. Половину времени выдержки можно провести в черновых очертаниях, следя за дыханием и расслабляясь, а когда тело "потекло", стало пластичным, следует исчерпать форму до возможного на сегодня предела. Терапевтические эффекты. Эта асана снимает боли в спине; тонизирует бедра, мышцы икр и подколенные сухожилия, мышцы позвоночника и мышцы спины.
6. "Уттхита Парсваконасана".
Фото 7
Техника исполнения. 1. Встаньте прямо, ноги вместе. 2. Сделайте вдох и расставьте ноги примерно на 120 – 135 см. Руки поднимите на уровень плеч ладонями вниз. 3. Медленно выдыхая, поверните правую стопу на 90° вправо, а левую – слегка вправо, держа левую ногу вытянутой и слегка напряженной в колене. Сгибайте правую ногу в колене до тех пор, пока правое бедро не будет параллельно полу. 4. Правую ладонь положите на пол у края правой стопы, правая подмышка накрывает колено и касается внешней его стороны. Вытяните левую руку над левым ухом. Смотрите вверх (Фото 7). 5. Грудь, таз и ноги должны располагаться в одной плоскости, а чтобы этого достигнуть, нужно подать грудь вверх и назад. 6. Сохраняйте позу до 60 секунд, дыша ровно. 7. На вдохе поднимите правую ладонь от пола, выпрямите правую ногу, руки поднимите в стороны, как в позиции 2. 8. С выдохом повторите пункты 2 – 6 в левую сторону. 9. На выдохе вернитесь в позицию 1. Примечания. 1. У тех, кто имеет хорошие суставы и неплохую растяжку есть потенциальная возможность уклониться от необходимой в данной позе работы, и они, выполняя выпад, проседают бедром до возникновения в колене острого угла. При этом схема позы весьма похожа на требуемую. Мышцы бедра ноги, которая находится в выпаде, при этом выключаются, они вообще перестают работать, тело "повисает" на коленном суставе. Это ошибка. "Стоячие" позы предназначены не для того, чтобы уйти от полезной нагрузки, а напротив – чтобы отыскать максимальное усилие, предложенное данной формой и пребывать в нем, абсолютно отключив нервную составляющую физического усилия и мышцы, которые в данном процессе не участвуют. Терапевтические эффекты. Эта поза исправляет дефекты икр и бедер, развивает грудь, сокращает жировые отложения в области талии и таза, устраняет ишиас и артрит.
|
Аудиокниги | Музыка | онлайн- видео | Партнерская программа |
Фильмы | Программы | Ресурсы сайта | Контактные данные |
Этот день у Вас будет самым удачным! Добра, любви и позитива Вам и Вашим близким!
Грек
|
|
каталог |