Алена Мышенкова
Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет
Комментарий:
эта публикация представляет собой часть курсовой работы
студентки 3 курса отделения психологии Белорусского
государственного университета Алены Мышенковой. Здесь
опубликована только эмпирическая часть работы. Если
возникнет желание ознакомиться с полным текстом работы,
пишите автору статьи Алене Мышенковой на
alena@lingvo.minsk.by.
Одним
из основных признаков современного общества является
стремительное развитие компьютерных информационных
технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы
в этой области произошел качественный скачок. В
частности, Интернет стал новым слоем повседневной
реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа
людей [9; 10]. Поэтому исследование деятельности людей,
опосредованной компьютерами и другими элементами
информационных технологий, представляет собой актуальную
задачу для психологической науки. И если в процессе
компьютеризации можно выделить множество различных
аспектов, например, экономические, социальные и так
далее, то для нас наибольший интерес представляет именно
психологический аспект. В частности, нас интересовало
восприятие пользователями русскоязычного Интернета
(далее Рунета) компьютера, его в жизни общества и своей
жизни, отношение к женской половине пользователей и
эмоциональные аспекты работы с компьютером.
Еще
один вопрос, касающийся пользователей сети Рунет, был
интересен для нас: кто они? То есть социальная,
демографическая, профессиональная специфика
пользователей Рунета. И если за рубежом, существует
огромное количество исследований по данному вопросу, то
в Рунете данные исследования начались относительно не
давно и как большие среди них можно выделить только
некоторые.
Основываясь
на опытах предыдущих исследований Рунета, мы
предположили, что основные различия будут найдены между
мужской и женской частью пользователей; что основным
контингентом будут молодые мужчины (студенты и люди с
высшим образованием); что компьютеру будет отводится
довольно большая роль в будущем, а в отношении к женщине
за компьютером будут наблюдаться самые разные и
интересные различия.
Описанные
выше вопросы как результаты нашего исследования будут
рассмотрены в последующих главах данной работы.
На
современном этапе уже существует опыт проведения
психологических исследований в Интернете, в том числе и
российский. Нужно отметить, что большинство публикаций,
посвященных надежности и валидности данных исследований,
отмечают, что надежность психологического исследования
через Интернет не уменьшается в сравнении с аналогичными
исследованиями, проводимыми традиционными способами.
Исходя из этих заключений, наше исследование проводилось
именно через Интернет. А так как объектом изучения были
пользователи Рунета, то наиболее оптимальной средой
исследования пользователей стал именно Интернет.
Опрос
проводился в июне-сентябре 1999 года. Первая анкета была
получена 11 июня, а последняя пришла 24 сентября 1999
года.
Конкретным
местонахождением анкеты нашего исследования был сайт
белорусского информационного агентства "Экопресс"
http://www.ecopress.org.by. Вся анкета располагалась
на одной странице с сопроводительной инструкций, где
было указано: кто проводит исследование, из какого
учреждения, в каких целях и просьба участвовать и быть
искренним.
Информация
об исследовании распространялась несколькими способами:
- через
бесплатную доску объявлений "Психолог";
- через
конференции сети Фидонет, в темах которых была
обозначена психология;
- через
Интернет-пейджер ICQ по системе "передай
друзьям";
- через рассылку
писем по электронной почте e-mail;
- через ссылку
на женском сайте www.woman.ru.
В
текстах объявлений и писем также присутствовали: просьба
принять участие, информация о том, кто и зачем проводит
исследование. Полученные данные были представлены в виде
"вопрос:ответ" и присылались автоматически на адрес
электронной почты e-mail автора.
Всего
анкета содержала 28 вопросов. Условно их можно разделить
на 4 основных блока, которые соответствовали основным
интересующим нас областям: общая анкета (пол, возраст,
образование и т.д.); профессионализм (стаж работы с ПК,
наличие высшего "компьютерного" образования и т.д.);
отношение к компьютеру и его рол в жизни (в том числе и
эмоциональные аспекты работы пользователя с
компьютером); и восприятие пользователями Рунета женщин
за компьютером (при этом в вопросах присутствовало
деление женщин на профессионалов-программистов и
пользователей).
В
анкете также можно выделить несколько вариантов ответов:
открытые (где позволялось полностью вписывать свой текст
ответа); закрытые (где можно было выбрать несколько
вариантов ответов); закрытые альтернативные (где можно
было выбрать только один вариант ответа из нескольких).
Кроме всего прочего можно отметить наличие в анкете
"провокационного" вопроса: "По-Вашему, могут ли мужчины
работать с компьютером так же хорошо, производительно,
как и женщины?" Результаты данного "эксперимента"
приводятся в главе № 3.3. Общие данные".
Всего
на анкету откликнулось 112 человек. При этом необходимо
отметить, что 2 анкеты (которые, кстати, заполняли
мужчины) были признаны "недействительными" ввиду полной
абсурдности ответов на самые волнующие открытые вопросы,
из-за чего была поставлена под сомнение искренность в
остальных вопросах. Данные анкеты в последующей
обработке не участвовали.
В
связи с этим необходимо отметить и характер пропусков
вопросов или неоднозначных ответов (как то: многоточие,
смайлики - то есть улыбки в сети Интернет, обозначаемые
различными символами и буквами. Например, веселый - ;-)
). Если выделить среди опрошенных наиболее важные для
нас группы: мужчин и женщин - то можно легко заметить,
что подобных пропусков и неоднозначностей у мужчин
гораздо больше (приблизительно 81% против 19% от всех
недействительных ответов).
Кроме
того, к половым различиям в ответах можно отнести и то,
что в ответах мужчин гораздо чаще встречаются шутки,
афоризмы, анекдоты, в то время как у женщин отмечается
большая искренность и полнота ответов.
Если
опрошенных разделить на две группы по наличию дома
компьютера, то так же бросается в глаза то, что люди,
имеющие его дома, чаще пропускают вопросы или дают
неоднозначные ответы, чем те, у кого дома компьютер
отсутствует (приблизительно 77 % против 23 %).
Те
же различия не были отмечены в отношение возраста: и
молодые люди, и люди более зрелого возраста
приблизительно одинаково допускали такие оплошности в
ответах (45 % против 55 %).
Среди
ответивших мужчины составили приблизительно 76% (84
человека), а женщины - соответственно 24% (26 человек).
Данные показатели практически повторяют результаты
исследования на неофициальном сайте факультета
психологии МГУ "Флогистоне" [1]. При этом в самом начале
анкету заполняли в основном только мужчины. Однако после
того как на сайте
www.woman.ru
появилось сообщение о проведении исследования, от женщин
пришло приблизительно две трети всех "женских" анкет.
На
вопрос о своем возрасте ответило 104 человека. При этом
средний возраст составил 23,6 лет. Минимальный возраст
опрошенных - 14 лет, максимальный - 43. В целом
полученные данные напоминают результаты других
исследований Рунета [1; 2; 3; 4]. Исключение составляют
лишь люди старше 45 лет, которые в нашем опросе вообще
не представлены. Однако это можно объяснить тем, что
люди данного возраста практически не пользуются
Интернет-пейджером ICQ и не посещают конференций
Фидонета, откуда и были получены основные результаты. В
возрасте пики пришлись на 23 года и 19 лет, что вновь и
вновь подтверждает уже известные выводы о том, что
Интернет сейчас в целом скорее молодежное сообщество.
Большинство
ответивших на анкету имеют незаконченно высшее и высшее
образование (соответственно 37 и 44 человека, что
составляет 33,6 и 40% от ответивших). При этом учеников
в нашем опросе участвовало 6 человек (5,5%); людей со
средним и средне-специальным образованием -
соответственно 7 и 14 человек (6,4 и 12,7%), а с
незаконченным средне-специальным всего 2 человека
(1,8%).
Доминирует
технический тип образования - 60 человек (54,5%). Затем
следует гуманитарный - 23 человека (20,9%), точное - 13
человек (11,8%), комбинированные варианты в сумме
занимают 9,9%.
Доля
холостых и незамужних среди респондентов составила
70,9%, женатых/замужних - 25,5%, разведенных - 3,6%.
В
ответах на вопрос: к кому Вы себя относите? (можно было
выбрать несколько вариантов) - можно отметить следующую
тенденцию: к системным программистам относят себя 26
человек (23,6%), к программистам - 33 человека (30%), к
пользователям - 62 человека (56,4%). При этом высшее
"компьютерное" образование имеют 30 человек (27,7%), а
самоучками называют себя 66 человек (60%). Остальные
12,7% посещали курсы разной степени сложности.
Дома
компьютер имеют 80 опрошенных (72,7%).
В
оценке своего уровня знаний наблюдается та же тенденция,
что и в вопросе "к кому Вы себя относите": в целом лучше
всего люди оценивают свой пользовательский уровень, чуть
ниже - уровень в программировании и совсем мало людей
(14,5%) довольны своим уровнем знаний в системном
программировании.
В
ответах о роли компьютера в жизни респондента на данный
момент (можно было выбрать несколько вариантов)
опрошенные отметили каждый из четырех вариантов(от 67 до
85,5%). При этом основная работа приходится на работу
(76,4%), дом (70%), место учебы (30,9%), у друзей (30%).
Если
говорить о первом месте встречи с компьютером, то 43,6%
отметили учебное заведение, 26,4% - у друзей, 16,4% -
дом, 8,2% - работу.
Характер
встреч в первое время и сейчас практически не изменился,
только количество случайных встреч с компьютером
снизилось с 10% до 3,6%. А вот в как целом оценивают
опрошенные чувство, с которым покидают компьютер:
- зависит от
обстоятельств (21 человек);
- сожаление (23
человека);
- хорошие чувства
(19 человек);
- отрицательные (19
человек).
Будущую
роль компьютера в мире большинство респондентов
оценивают как "большую" (67%). Роль компьютера в своей
будущей жизни как большую отметили только 44%, 13 и 17%
отметили соответственно работу и помощника. И только два
человека ответили, что роль компьютера в их жизни будет
уменьшаться.
В
ответе на вопрос "Что Вы думаете о женщине
профессионале-программисте?" чуть больше половины
ответили, что относятся к этому хорошо, около 11% -
плохо, а 10% вообще не верят в подобное "явление".
И
тут наблюдаются различия с ответами на следующий вопрос
- о женщине-пользователе: 64% относятся к ней хорошо, а
22% не видят в этом ничего особенного. И лишь 8%
относятся к этому отрицательно.
Теперь
о нашем провокационном вопрос: в ответах тут было
продемонстрировано такое единодушие, которое встречалось
только отдельных открытых вопросах. Лишь 3 человека
сказали, что мужчины не могут обычно работать с
компьютером лучше женщин (интересно отметить, что это
были мужчины), 30,7% ответили, что пол не важен. Что
мужчины могут обычно работать лучше, ответили 51,4%. И
лишь 7,9% ответили, что мужчины могут работать гораздо
лучше женщин.
Очень
интересно отметить, что доля людей, желающих иметь
супруга профессионала-программиста (31,4%)
приблизительно равна доле людей, которые не хотят такого
супруга (34,3%).
Анализ общих данных
Как
уже неоднократно говорилось не только в этой работе, но
и практически во всех предшествующих исследованиях,
Интернет необходимо рассматривать как молодую и
молодежную среду: наибольшее количество пользователей
Рунета, в частности, составляют молодые люди в возрасте
от 17 до 25 лет [1; 2; 3; 4]. Данные результаты
представляются очень важными как для психологов, так и
для специалистов из других областей (например, рекламы).
Данные
по количеству женщин и мужчин среди испытуемых так же
подкрепляются результатами других исследований: женщины
в середине 1999 года составляли приблизительно 20-30%
всех пользователей Рунета [1; 4; 5]. При этом по
прогнозам канадской исследовательской группы Angus Reid
Group в 2000 году предполагаются большие демографические
изменения в отношении мужской и женской части
пользователей Интернета: впервые количество женщин среди
новых Интернет-пользователей может превзойти количество
мужчин (54% к 46%). На сегодняшний день (апрель 2000
года) в сети Интернет насчитывается приблизительно 41%
женщин (источник:
www.emedia.ru). А учитывая, что Рунет является
частью и копией Интернета, то вполне логично
предположить, что подобные тенденции скорее всего
затронут и Рунет.
Если
говорить об образовании пользователей Рунета, то и тут
наши данные совпадают с данными предыдущих исследований:
подавляющее большинство составляют студенты и люди с
высшим образованием (73,6%) [6]. Что касается типа
образования, то преобладает техническое образование
(54,5%), затем следует гуманитарное (20,9%). Эти данные
объяснимы тем фактом, что для полноценной работы
Интернетом необходимы немалые знания как самой сети, так
и компьютера.
Этими
же данными объясняется и положение респондентов в
обществе: служащие (41,8%), студенты (35,5%). Учащиеся,
рабочие и безработные представлены меньше (всего 21,8%).
Малоизученным,
но интересным представляется вопрос о наличии семьи у
пользователей Рунета: холостых/неженатых в нашем
исследовании 70,9%, а женатых/замужних и разведенных
вместе 29,1%.
Немаловажным
является и тот факт, что среди пользователей Рунета
только 27,3% имеют высшее "компьютерное" образование.
Больше же половины респондентов (60%) считаются
самоучками в области компьютеров. Этот вопрос тоже можно
отнести к малоизученным, но весьма интересным для
исследователей, в частности, Рунета. К сожалению, вообще
отсутствуют какие-либо данные по этому аспекту специфики
пользователей сети.
Самым
понятным, на наш взгляд, является распределение ответов
на вопрос о наличии компьютера дома: 72,7% ответили
утвердительно. С недавнего времени компьютерные
технологии и доступ к Интернету, в частности, становятся
все более дешевыми и, следовательно, более доступными.
Поэтому данный показатель никого не удивит.
Количество
часов, проводимых за компьютером нашими респондентами,
так же не противоречит, а только подтверждает данные
предыдущих исследований: в большинстве своем отметили от
30 до 50 часов в неделю.
Весьма важным вопросом является оценка пользователями
своего уровня знаний: вполне логично, что чем сложнее
область технологий, тем меньше людей довольны своим
уровнем. Так, на нашем примере это очень легко
продемонстрировать:
Уровень
знаний |
Доволен |
50/50 |
Не доволен |
в системном
программировании |
14,5 |
23,6 |
50,1 |
в
программировании |
18,2 |
33,6 |
41,8 |
пользовательский |
65,5 |
25,5 |
6,4 |
Здесь
необходимо отметить, что основные виды мотивации
пользователей Рунета, выделенные в некоторых
исследованиях [2; 3; 4; 7], не требуют каких-либо
специальных, сложных навыков. Отсюда следует: для
полноценного исследования Интернета и достижения
желаемых результатов, как правило, достаточно хорошего
пользовательского уровня, которого можно достигнуть и
через самообучение.
Что
касается оценки роли компьютера на данном этапе в жизни
пользователей Интернета, то ответы распределились
практически равномерно по всем вариантам (работа,
развлечение, помощник, источник знаний и информации).
Это говорит о том, что пользователи Рунета не
довольствуются только отдельными возможностями
компьютера, а используют его во всю его компьютерную
мощь. (Если вспомнить результаты нашего прошлогоднего
исследования, необходимо отметить, что люди, которые не
используют Интернет и вообще редко работают с
компьютером, отмечают среди ролей компьютера в их жизни
только работу и иногда развлечение.) Кстати, наибольшее
количество голосов получила роль компьютера как
источника знаний и информации (85,5%). Этот факт хорошо
иллюстрирует такую тенденцию изменения роли компьютера в
жизни людей вообще: из рабочего инструмента (в самом
начале своего существования) и игрушки (до недавнего
времени) компьютер все больше играет обучающую и
информационную роль в жизни общества. А это уже, в свою
очередь, подтверждается фактом все большего
распространения внедрения компьютера в самых разных
областях деятельности человека. Вполне логичным является
вывод, что в дальнейшем компьютер будет играть все
бОльшую и бОльшую роль в жизни общества.
Можно
сказать, что с этим нашим выводом согласилось 77,9%
наших респондентов, отметивших роль компьютера в будущем
в мире как "большую". Нельзя игнорировать и такой
вариант ответа, как "прогресс ведет в тупик". Однако он
представлен весьма малым количеством людей - 6,3%.
Остальные 15,8% опрошенных были не так уверены в ведущей
роли компьютера в жизни будущих поколений, но отмечали,
что какую-нибудь роль он все-таки будет играть (вопрос
только какую?).
Не
так однозначны были ответы на вопрос о роли компьютера в
личной жизни респондентов в будущем: отметили ее как
большую только 44%, 15% не смогли конкретно определить
ее, а 30% обозначили ее как "работа, помощник". Такое
распределение ответов кажется немного странным, учитывая
размах внедрения компьютера в жизнь общества и, в
частности, ответы на вопрос о сегодняшней роли
компьютера в жизни респондентов, рассмотренные выше. В
рамках данного исследования так и не удалось хоть как-то
объяснить такое обстоятельство.
Интересные
результаты дала обработка ответов на вопрос: "В каком
возрасте Вы впервые сели за компьютер?" Тут можно
проанализировать целых три подвопроса: стаж работы с
компьютером респондентов, годы, в которые к компьютеру
приобщилось наибольшее количество ответивших, и
непосредственно возраст приобщения к компьютеру: в
Рунете сейчас больше всего людей со средним
(относительно долгожительства более-менее современного
компьютера в наших странах) стажем работы. Мало людей, у
которых стаж работы очень большой (16-17 лет), но это
объяснимо скорее всего тем, что Интернет, как уже
говорилось выше, среда молодежная, а такой большой опыт
работы говорит об уже "пожилом" для компьютера возрасте.
А вопрос о таком небольшом количестве людей с маленьким
стажем будет рассматриваться чуть ниже.
Если
рассмотреть возраст приобщения к компьютеру, то пик
приходится на 1990 год. Если разбить годы на периоды, то
больше половины респондентов (54,5%) узнали компьютер в
1988-93 годах. Объяснить тот факт, что приобщившихся за
последние 2 года пользователей у нас всего двое, можно
со ссылкой на исследования [4], которые утверждают, что
новичок в Интернете в первое время оказывается
неприспособленным к новой реальности и поэтому очень
редко сразу же "с головой" уходит в события сети.
Если
же рассматривать непосредственно возраст респондента во
время первого ознакомления с компьютером, то вполне
ожидаемыми были следующие результаты:
Возраст |
Количество
респондентов (%) |
до 9 лет |
14,3 |
10-16 лет |
61,9 |
17-23 года |
24,8 |
24 года и
старше |
2,0 |
Что
демонстрируют данные цифры? В первую очередь то, большую
роль в приобщении к компьютеру играет учебное заведение
(школа, ВУЗ). Это подтверждают и ответы на вопрос, где
же произошли эти первые встречи: 43,5% отметили учебное
заведение, а 26,4% - друзей. Так же можно отметить
"омоложение" той группы людей, которые только начинают
знакомиться компьютерными технологиями (по сравнению с
более ранними периодами развития компьютеров).
При
рассмотрении динамики характера встреч с компьютером в
самом начале и сейчас, то какие-то различия коснулись
лишь обязательных встреч (раньше - 30%, сейчас - 24,5%),
случайных (соответственно 10% и 3,6%) и необходимых (0 и
2,7%). Основная же масса ответов расположилась на
отметке "желанные" (58,2% и 60,%). Это свидетельствует
хоть и о легкой, но динамике в пользу желаемости и
необходимости встреч с компьютером против случайных и
обязательных встреч.
Эмоциональный
характер общения с компьютером можно проследить через
характер чувств, с которыми респонденты покидают
компьютер. Сожаление от расставания, положительные и
нормальные чувства испытывают 50,5% опрошенных. В
зависимость от обстоятельств поставили данные свои
чувства 21,7% респондентов. Отметили свои чувства как
отрицательные 19,6%. В связи с чем наблюдается данная
дифференциация чувств все еще остается неизвестным.
Наибольшее
количество вариантов ответов было получено на вопрос об
отношении к женщине-профессионалу программисту - 62
варианта из 99 ответов. Их удалось объединить в
несколько категорий:
Отношение |
Респонденты
(%) |
хорошее |
52,5 |
плохое |
11,1 |
"параллельно"
(все равно) |
18,2 |
по-всякому
бывает |
8,1 |
не верю |
10,1 |
О
чем говорят данные цифры? Если половина респондентов и
принимает этот факт, характеризуя свое отношение как
хорошее, то чуть более 20% относятся к этому плохо или
вообще не верят в данное "явление". Это говорит скорее о
том, что приблизительно четверть пользователей до сих
пор не хотят принимать тот факт, что женщины могут
работать с компьютером как профессионалы и даже весьма
продуктивно... Что это - стереотип? Или что-то другое?
Возможно, дальнейшие исследования помогут раскрыть этот
вопрос, если эта четверть опрошенных не передумает к
тому времени.
Большее
единогласие проявили респонденты в ответе на вопрос об
их отношении к женщине-пользователю: хорошо к этому
относятся и считают это само собой разумеющимся 85,4%
ответивших. Остальные или относятся плохо к этому, или
отвечают "по-разному бывает...".
Результаты
этих двух последних вопросов говорят о том, что на
современном этапе женщину за компьютером готовы видеть
скорее пользователем, чем профессионалом-программистом.
Возникает вопрос на будущее: изменится ли сегодняшнее
восприятие женщины за компьютером или нет? Примут ли ее
как профессионала в данных кругах?
А вот что касается работы мужчин за компьютером,
то 57,4% респондентов сходятся во мнении, что мужчины
могут работать лучше женщин, а иногда даже гораздо
лучше. 31,7% убеждены, что пол в этом вопросе не играет
самую важную роль. А всего 3% уверены, что женщины могут
работать лучше мужчин. Очень интересно, что в этом
вопросе самый большой процент тех, кто затруднился
ответить: почти 8%. Эти цифры подтверждают выводы,
сделанные чуть выше: об отношении к женщине за
компьютером. Большинство до сих пор уверено, что мужчины
работают лучше. Однако и тут многие делали оговорки в
своих ответах: "смотря какую область работ с компьютером
иметь в виду - техническую, художественную,
программистскую и т.д.. Опять же трудно сказать, как
будут развиваться подобные отношения в будущем.
Еще
один вопрос из той же области: хотите ли Вы иметь
супруга профессионала-программиста? Приблизительно
одинаковое количество хочет и нет (по 31,4 и 34,3%
соответственно). Однако еще 14,75 ответили, что хотят
иметь супруга хотя бы пользователя. Возможно, имеется в
виду, что очень скоро компьютер будет играть довольно
большую роль и уже сейчас практически всем необходимы
хотя бы начальные навыки работы с технологиями.
Таким
образом, становится очевидным, что большинство
пользователей приписывают в будущем компьютеру большую
роль как в своей жизни, так и в жизни всего мира вообще.
Но при этом пользователи Рунета не ограничиваются
какой-либо одной функцией компьютера, а используют его
как можно полнее. Но еще не все из них признают за
женщиной право наравне с мужчиной работать с
компьютером. При этом эмоциональная окраска в работе с
компьютером в большинстве случаев положительная, и если
раньше в значительной мере присутствовали случайные и
обязательные встречи с компьютером, то сейчас у
подавляющего большинства они желанные и даже
необходимые.
Если
попробовать написать "портрет" среднестатистического
пользователя Рунета, то скорее всего получится следующее
описание: это молодой мужчина (от 19 до 25 лет), он
студент или уже получил высшее образование, причем
скорее всего техническое; живет он где-то в европейской
части России; он холост, в области компьютеров самоучка,
имеет дома компьютер, выше всего оценивает свой
пользовательский уровень знаний, за компьютером проводит
от 30 до 50 часов в неделю, в равной степени одинаково
использует все возможности компьютера; за компьютер
впервые сел в средних классах школы или у друзей дома,
причем встречи в самом начале знакомства с компьютером,
и встречи сейчас - желанны; заканчивает работу с
компьютером или с положительными чувствами, или с
сожалением из-за расставания, в будущем приписывает
компьютеру большую роль как в мире вообще, так и в своей
жизни в частности; положительно относится к приобщению
женщин к работе с компьютером, но считает, что мужчины
работают все-таки лучше, хочет иметь супруга
профессионала-программиста или хотя бы пользователя.
[Это описание очень напоминает результаты исследования
на "Флогистоне"[1]].
В
этом разделе будут рассмотрены только те вопросы, в
которых обнаружена статистически значимая разница между
мужчинами и женщинами (значимость различий определялась
многофункциональным критерием Фишера).
Самое
первое, бросающееся в глаза отличие мужчин от женщин:
тип образования. Среди женщин гораздо больше людей с
гуманитарным образованием, в то время как среди мужчин
преобладает технический тип. Различие достоверно на
1%-ном уровне, т.е. вероятность того, что различия
все-таки недостоверны, составляет 1%. Эти цифры
демонстрируют тот факт, что Интернет из области работы и
общения узкого круга специалистов все больше начинает
напоминать структуру реального общества и тенденции в
нем. Известно, что среди женщин большинство имеет
гуманитарное образование, и, следовательно, вполне
логично предположить, что в Интернете женщины будут
представлены в большинстве именно "гуманитариями".
Интересно
отметить, что среди женщин ни одна не отнесла себя к
системным программистам, и только одна назвалась
программистом. Почти все женщины отнесли себя к
пользователям. В то же время среди мужчин было выявлено:
системных
программистов - 31%;
программистов - 39,3%;
пользователей - 46,4%.
Это
подтверждает вышеизложенные выводы, что женщин сейчас
среди программистов очень мало.
Отсюда вполне логично вытекают различия по вопросу о
своем уровне знаний: женщины (с достоверностью различий
на 1%-ном уровне) в общей массе своей не довольны
уровнем знаний в программировании и системном
программировании, тогда как среди мужчин таких людей
гораздо меньше. В то же время очень интересно, что среди
женщин ни одна не оценила свой пользовательский уровень
как недостаточный, хотя среди мужчин таких нашлось 8,6%.
Если
сравнивать значение компьютера для женщин и мужчин, то
оно приблизительно одинаково по всем пунктам кроме
одного: женщины (с достоверностью на 5%-ном уровне) реже
называют компьютер помощником, чем мужчины. Скорее
всего, это происходит из-за того, что на современном
этапе или женщины еще не освоили в полной мере эту
функцию компьютера, или пока что он им в этой роли
сейчас особо и не нужен.
Бросается
в глаза динамика характера встреч с компьютером у
женщин. И если у мужчин этот характер не изменился за
время использования компьютера (приблизительно 65%
встреч и тогда, и сейчас желанные, приблизительно 20% -
обязательные), то у женщин почти в два раза уменьшилось
количество обязательных встреч и увеличилось количество
желанных. При это характер встреч с компьютером на
сегодняшний день у женщин и мужчин практически идентичен
по всем пунктам. Возможно, это объясняется тем, что
раньше компьютер был исключительно мужской работой (даже
средний возраст приобщения мужчин приблизительно 13,5
лет, а у женщин - 15 лет). Логично предположить, что
через несколько лет эта ситуация изменится и у женщин,
как и у мужчин, характер встреч не будет так кардинально
изменяться и большинство встреч будет желанными.
Между
тем, женщины практически единогласно (95,65%) признали
будущую роль компьютера в мире очень большой. С
достоверностью на 5%-ном уровне этот показатель
отличается от мужского (где большую роль отметили только
70%). Можно даже сказать, что если мужчины уже привыкли
к компьютеру и изучили его от и до, то у женщин в силу
вышеописанных причин "все еще впереди".
Что
касается отношения к женщине за компьютером, то вполне
ожидаемые ответы были получены от женщин: только одна из
них ответила, что плохо к этому относится. Остальные
сошлись во мнении, что это хорошо или так и должно быть.
У мужчин же только около половины думают так же,
остальные голоса распределились по другим вариантам
ответов (например, плохо относятся к
женщине-профессионалу или не верят, что такое возможно
26% мужчин.).
Еще
одно, последнее отличие мужчин от женщин в ответах было
обнаружено в вопросе "Хотите ли иметь супруга
профессионала-программиста?". С достоверностью на 1%-ном
уровне гораздо больше людей среди мужчин, в отличие от
женщин, не желают создавать семью с таким человеком.
Возможно, это вызвано тем, что приблизительно столько же
человек (35%) не видят ничего хорошего в том, что
женщина работает за компьютером на профессиональном
уровне.
Таким
образом, почти по половине вопросов обнаруживается
разница между мужчинами и женщинами за компьютером и их
отношением к этой области действительности.
Следовательно, вполне правомерно говорить о наличии на
современном этапе половых различий в сфере компьютерных
технологий.
Сразу
необходимо оговориться, что в нашем случае данное
деление очень условно, т.к. самому "старому" респонденту
в исследовании всего 42 года. Было принято, что
молодежью будут называться пользователи до 23 лет
включительно, а взрослыми, соответственно, люди старше
23 лет.
Итак,
между этими двумя группами были обнаружены следующие
отличия:
- среди взрослых (с
достоверностью на 1%-ном уровне) гораздо больше
людей с техническим образованием, в то время как
среди молодежи больше доля людей с гуманитарным
типом. Похоже, это объяснимо динамикой развития и
распространением в последнее время гуманитарных
наук, поэтому вполне логично, что молодежь нередко
предпочитает именно их;
- среди молодежи
больше, чем среди взрослых, доля самоучек.
- подавляющее
большинство взрослых (86,7%) общаются с компьютером
на работе, среди молодых же 80% работают с ним дома.
Это можно объяснить тем фактом, что большинство
взрослых обозначили свои первые встречи с
компьютером как обязательные, а среди молодежи эта
цифра составляет 68,3%.Вероятнее всего, взрослым
пришлось пережить плановое, т.е. насильное внедрение
компьютеров в их жизнь, в то время как на
современном этапе молодежь уже с самого начала сама
хочет работать с компьютером;
- молодежь
практически единогласна во мнении, что в будущем
компьютер будет играть очень большую роль, тогда как
взрослые не отводят компьютеру такую уж ведущую роль
(только 64,9% согласны с молодежью, остальные же не
так в этом уверены). Возможно, это молодой оптимизм
и взрослая трезвость взглядов или же наоборот
молодежный реализм.
- считает вполне
обычной работу женщин за компьютером большинство
взрослых, радостно удивлены этим большинство
молодежи. Похоже, что немалую роль тут сыграл
жизненный опыт.
- в среднем молодежь
проводит за компьютером больше времени, чем взрослые
(соответственно "50 часов в неделю и больше" и 40-50
часов". Последняя цифра, кстати, очень похожа на
средний показатель работы с компьютером в
пятидневную рабочую неделю, т.е. на рабочем месте).
Таким
образом, были обнаружены и различия между взрослыми и
молодыми пользователями Рунета и их взглядами. Однако
сейчас трудно предположить, чем это объясняется: опытом
взрослых или бОльшим уровнем в компьютерных технологиях
молодых? Время покажет, какова будет тенденция в
дальнейшем.
Итак,
были обнаружены достоверные различия между женской и
мужской частью пользователей, между жителями разных
стран и, наконец, между разными возрастными группами.
Основные различия касались, как и предполагалось,
основных блоков исследования, а именно:
- анкетных данных
(т.е. возраст, образование, семейное положение и
т.д.);
- восприятия
компьютера и его роли в личной жизни и жизни
общества;
- и, наконец,
взглядов на женщину за компьютером.
В
данной работе были исследованы некоторые аспекты (в
частности, психологические) компьютеризации людей на
современном этапе. Учитывая очень большую скорость
развития компьютерных технологий и особенно Интернета,
очень важно иметь самые свежие данные, т.к. то, что было
актуально в этой области вчера, будет неактуально
завтра.
Однако
нами были обнаружены некоторые вопросы, различия по
которым подтверждаются в каждом новом исследовании
Интернета. Это, например, касается половых различий, о
которых правомерно говорить как об основных в данной
области. Именно различия между мужчинами и женщинами в
данном исследовании и явились центральным вопросом этой
работы.
Повторение
результатов от исследования к исследованию позволяет
говорить о том, что появился новый надежный способ
проведения экспериментов и новая немаловажная область
исследования для науки и в первую очередь для
психологии, т.к. сеть создана людьми и для людей.
Многие
вопросы остались незатронутыми, т.к. важной
характеристикой опросника в Интернете является его
краткость и малый объем. Но это оставляет большое поле
для дальнейших исследований и экспериментов. А данная
работа позволяет выявить недостатки, достоинства и
основные направления работы с людьми в Интернете.
[1].
Жичкина А. Е., Ефимов К. Ю. "Результаты исследования
поведения в Интернете"
http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml
[2]. Арестова О. Н., Л. Н. Бабанин, А. Е.
Войскунский. Региональная специфика сообщества
российских пользователей сети Интернет
http://www.relarn.ru:8082/conf/conf97/10.html
[3]. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский
А.Е. Социальная и демографическая динамика
сообщества пользователей компьютерных сетей
http://www.relarn.ru:8082/ human/dynamics.txt
[4]. Результаты опроса пользователей Интернет
1998 г.
http://www.relarn.ru:8082/human/poll1998.txt
[5]. Отчет об опросе участников 6-й
Всероссийской конференции RELARN'99
http://www.relarn.ru:8082/human/relarn99.html
[6].Арестова О.Н., Войскунский А.Е.
Исследование половых различий при работе с
интернетом на примере российских пользователей.
http://www.relarn.ru:8082/human/woman.txt.
[7]. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский
А.Е. Мотивация пользователей Интернета.
http://www.relarn.ru:8082 /human/motivation.txt
[8]. Минаков А. Некоторые психологические
свойства и особенности Интернет как нового слоя
реальности
http://flogiston.ru/projects/articles/minakov.shtml
[9]. Сатин Д.К. "Интернет как среда
проведения психологических исследований"
http://www.psychology.ru/internet/ecology/05.stm
[10]. Жичкина А.Е. "О возможностях
психологических исследований в сети Интернет"
Психологический Журнал, 2000, том 21, № 2, с. 75-78
http://flogiston.ru/projects/articles/websurvey.shtml
[11]. Артур Введенский "Интернет как диагноз"
http://inter.net.ru
[12].Белинская Е.П., Жичкина А.Е.
Пространство, населенное Другими
http://inter.net.ru/16/28.html
[13]. Жичкина А.Е. Социально-психологические
аспекты общения в Интернете.
http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
|