Методика астральных видений имеет под собой прочную теоретическую основу,
хотя эта теория кому-то может показаться антинаучной. Ее сторонники (главным
образом, теософы и оккультисты) утверждают, что за пределами материального мира
существует некий "астральный план", "эфир" или "акаша", где содержатся
тонкоматериальные проекции всех земных тел ("эфирные" или "астральные" тела). В
этом мире не существует времени и пространства, передвижение в нем требует
специальных навыков, но тот, кто овладеет этими навыками, сможет без труда
получать любую информацию обо всем, что происходит в материальном мире - в
настоящем, прошедшем или будущем времени. Неизвестно, насколько эта теория
соответствует действительности. но практики, совершаемые на ее основе, обычно
дают хорошие результаты. В частности, уже упоминавшийся Эдгар Кейс безоговорочно
верил в существование астрального плана и успешно использовал его в своей
работе. Аналогичным образом поступали и многие известные мистики Индии и Тибета,
в том числе и такие знаменитости, как Рамакришна и Шри Ауробиндо. Все техники
"восхождения на планы" имеют индийское происхождение, однако в наших условиях их
едва ли можно использовать "в чистом виде". Европейское сознание более
прагматично и скептично, тогда как все индийские руководства рассчитаны на людей
простодушных и безоговорочно верующих в "астральные" теории. Поэтому ведущие
европейские мистики адаптировали эти руководства для использования в своей
культурной среде. Одна из наиболее внятных адаптации принадлежит выдающемуся
магу и духовидцу Алистеру Кроули. Есть смысл процитировать ее целиком, ибо с
точки зрения практики здесь "ни убавить, ни прибавить".
1. Пусть ученик примет одну из предписанных поз (в данном случае, кроме
специфических кроулианских асан допустимы и йогические асаны, и простая поза
сидя на стуле, руки на коленях), омывшись и одевшись надлежащим образом
(требования здесь те же, что и при технике пристального взгляда, упоминаемой
ранее). Пусть его рабочее место будет свободно от всего лишнего; пусть он
совершит все предварительные очищения, изгнания и воззвания и, наконец, зажжет
благовония.
2. Путь он вообразит, как его собственная фигура (в соответствующем
магическом одеянии и с надлежащими магическими орудиями) облекает собой все его
тело или же стоит прямо перед ним на достаточно близком расстоянии.
3. Теперь пусть он перенесет свое сознание в эту воображаемую фигуру, так,
чтобы ему казалось, что он видит ее глазами и слышит ее ушами. Этот элемент
операции обычно весьма труден для выполнения.
4. Теперь пусть он заставит эту воображаемую фигуру подняться в воздух,
достаточно высоко над землей.
5. Здесь пусть остановится и оглядится (иногда бывает трудно открыть
глаза).
6. Скорее всего он увидит фигуры, приближающиеся к нему или же осознает, что
находится в некоем пейзаже. Пусть он заговорит с этими фигурами и настойчиво
добивается их ответа, используя соответствующие пентаграммы и сигилы (магические
знаки).
7. Если он пожелает, он может перемещаться в этом пространстве, пользуясь
руководством данных фигур, или же без их руководства.
8. Далее пусть он применит специальные заклинания, чтобы ему явились места,
которые он желает посетить.
9. Но пусть будет осторожен и тщательно проверяет, насколько правдивы те, с
кем он говорит, ибо его ждут тысячи коварнейших атак и утонченнейших обманов. В
частности, враждебные существа часто являются в одеяниях славы; но
соответствующая пентаграмма заставляет их съежиться или рассыпаться.
10. Практика сделает ученика исключительно осторожным в этих вопросах.
11. Возвращение в тело обычно удается довольно легко, но иногда и здесь могут
возникнуть некоторые трудности. Ключ к их разрешению, опять-таки практика,
которая делает наше воображение более плодотворным. Например, ученик может
создать в своих мыслях огненную колесницу, запряженную белыми конями, и
приказать колесничему въехать внутрь. Опасно заходить слишком далеко и
останавливаться слишком надолго, ибо усталость недопустима. Она может повлечь за
собой слабость, одержимость, потерю памяти или других умственных
способностей.
12. И, наконец, пусть ученик заставит свое воображаемое тело, в котором он
как бы путешествовал, совпасть с физическим телом; пусть он напряжет мышцы,
втянет в себя воздух и приложит указательный палец к губам. Затем он должен,
применив вполне определенный волевой акт, "проснуться", а затем - серьезно и
аккуратно описать все, что с ним произошло.
Здесь следует добавить, что данный эксперимент, при всей своей кажущейся
сложности, выполняется достаточно легко. И всё-таки первое "путешествие" лучше
выполнять в присутствии человека, достаточно сведущего в этих вопросах. Двух или
трех экспериментов обычно бывает достаточно для того, чтобы ученик освоился с
данным упражнением и даже приобрел некоторый опыт. Вопросы о магических
орудиях, заклинаниях, знаках и ритуалах рассматриваются в обширной литературе по
магии и оккультизму (в частности, в трудах того же Кроули). Все они сугубо
индивидуальны и применение их зависит от времени года, фаз луны и общей цели
ритуала. Астральное путешествие не столь безопасно, как может показаться на
первый взгляд, поэтому начинающему ясновидцу (во избежание проблем) необходимо
заручиться поддержкой более опытного товарища, который уже проводил подобные
эксперименты.
Астральные путешествия очень часто предваряются сеансом гипноза или
самогипноза. Дело в том, что в гипнотическом сне мы гораздо легче "выходим в
астрал" и в то же время можем сообщать присутствующим обо всем, что там видим.
Здесь нет необходимости описывать многочисленные техники гипноза: они достаточно
сложны и требуют длительной специальной подготовки. Кроме того,
загипнотизированные медиумы - не слишком надежные помощники в сложном деле
ясновидения. Зачастую они видят то, что желает увидеть гипнотизер, таким
образом, подлинные видения подменяются воображаемыми картинами, которые к тому
же возникают у них под влиянием гипноза. Совсем другое дело - самогипноз. Он
может и должен служить подспорьем в астральных путешествиях. Есть примеры выхода
в открытый космос, благодаря применению древнего индийского способа самогипноза:
нужно зафиксировать взгляд на кончике своего носа и повторять мантру "Ом мани
падмэ хум" до тех пор, пока не состоится "выход в астрал". Вот только желающих
совершить такой эксперимент следует заранее предупредить о возможности испытать
весьма дискомфортные ощущения, описанные одним из экспериментаторов: "Ощущение
холода и бесконечности было столь явственным и жутким, что я так и не решился
повторить этот опыт." Сводить глаза можно и к переносице, но в этом случае
обычный сон может наступить гораздо раньше, чем придут видения. Карлос Кастанеда
рекомендует вращать зрачками или скашивать глаза; в старинных индийских
руководствах рекомендуется смотреть на блестящий шарик, подвешенный на нитке.
Можно добиться самогипноза и с помощью обычной аутогенной тренировки: это
состояние несколько отличается от гипнотического сна, но тоже весьма
благоприятно для астральных путешествий.
Еще один мучительный и труднейший способ ясновидения основан на вполне
научном факте: некоторые интенсивные телесные неудобства расстраивают высшую
нервную деятельность человека и делают его предрасположенным к видениям. Правда,
медики называют эти видения "галлюцинациями", но никто не может отрицать того
факта, что в таких галлюцинациях часто открывается будущее. Многие случаи
ясновидения были связаны со своеобразным "умерщвлением плоти". У ясновидцев
Востока есть специальные способы достижения такого состояния. Например,
суфийские дервиши применяют длительное вращение вокруг своей оси с выкрикиванием
священных имен Аллаха. Чтобы видения были ярче и отчетливее, они пьют очень
крепкий кофе или курят гашиш: сами по себе эти препараты не способствуют
ясновидению, но в сочетании с физическими упражнениями часто дают желаемый
эффект. Нечто подобное (но не с вращением, а с раскачиванием) можно наблюдать на
молитвенных собраниях шейкеров, или пятидесятников. А немецкий писатель
Ганс-Гейнц Эверс описывает сектантский эксперимент с хороводом. Стимулятором
здесь служило обыкновенное вино, но эффект от групповой пляски был столь силен,
что разверзшиеся небеса и ангелов увидели все присутствующие
одновременно. Индийские мудрецы знают о волшебной силе танца, но предпочитают
использовать другое средство. Длительные задержки дыхания приводят к
кислородному голоданию мозга и также позволяют достигнуть видений. Весьма
способствует этому и длительное пребывание в одной позе (йогическая асана) в
сочетании с мантрой, дыхательными упражнениями и сосредоточением взгляда. А
учителя многих тантрических сект предпочитают длительный секс без эякуляции:
достигаемая при этом "эротокоматозная ясность" тоже "раскрывает небеса" и
позволяет увидеть незримое. Традиционное же европейское средство - длительное
голодание (полное или частичное, т.е. "постная" диета без белков и сладостей).
Христианские святые, прославившиеся своим ясновидением, предпочитали голодать
без очистительных клизм, что способствовало дополнительной интоксикации мозга. В
сочетании с продолжительными молитвами и медитациями, настраивающими ум на
религиозный лад, голодание позволяет пережить подлинный священный экстаз. То же
самое можно сказать и о самобичевании, весьма распространенном в средние века, и
о столпничестве (длительном стоянии под палящим солнцем и дождем в неподвижной
позе), и о бдениях (непрерывном бодрствовании в течение нескольких суток), и об
инквизиторских пытках. Все вышеперечисленные способы хороши тем, что довольно
легко открывают дверь ясновидения даже самым неподготовленным людям. Недостаток
их заключается в том, что они часто сопровождаются страхом, экстазом и иными
сильными чувствами. Видения, полученные таким способом, отличаются чрезмерной
эмоциональной наполненностью: они вызывают либо ужас, либо восторг, и видящий
никак не может сосредоточиться на их предсказательном значении. Кроме того,
многие процедуры "умерщвления плоти" способны принести необратимый вред
физическому и духовному здоровью ясновидящего!
Сенсорное голодание чрезвычайно популярно в буддийских монастырях Тибета и
Гималаев. Суть его заключается в том, что человека надолго (как минимум, на
несколько месяцев) помещают в темное помещение без окон (иногда просто в яму,
накрытую крышкой). Сильнейший стресс, вскоре наступающий в таких условиях, может
либо разрушить психику добровольного заключенного, либо наделить его даром
ясновидения. На языке местных мистиков это называется "открыть третий глаз".
Иногда сенсорное голодание сопровождается дополнительными процедурами, которые
закрепляют "духовное зрение" навечно. Адепт, обработанный таким образом, может
стать не только прорицателем или диагностом, но и приобрести способности к
телепатии, левитации и зримому проецированию своих видений.
Сенсорная перегрузка - способ, прямо противоположный предыдущему: длительное
воздействие громкими ритмичными звуками, мигающим светом, монотонными выкриками.
Этот способ известен всем первобытным народом и лежит в основе так называемого
"шаманского экстаза", позволяющего шаману совершать "духовные путешествия в иные
миры". "Ночью в присутствии тех, кто хочет иметь ответы от демонов, шаман
начинает произносить свои заклинания и, держа бубен, ударяет им с силой о землю.
Наконец он начинает бесноваться, и его начинают вязать. Тогда демон является во
мраке, и шаман дает ему есть мяса, а тот дает ответы". Этой цитате не меньше 700
лет - она взята из мемуаров Гильома Рубрука, посетившего ставку Мангу-хана в
середине XIII в. Но шаманский ритуал с тех пор ничуть не изменился, и даже
напротив: приобрел популярность среди белых людей, доселе непричастных к
шаманской культуре. Кроме того, в последнее время появились "новые шаманы",
которые пытаются перевести "шаманский путь" на язык современных понятий. Одной
из основ этого движения стала работа Майкла Харнера, бывшего члена Нового
Института Социальных Исследований, который получил шаманское посвящение в
амазонском племени кунибо и смог исключительно успешно перевести основные
элементы шаманской реальности на язык современной науки. В ходе посвящения ему
были даны те видения, какие обычно возникают у людей на пороге смерти. На
харнеровских семинарах часто можно услышать звуки большого кожаного бубна,
который используется шаманами как транспортное средство для путешествий в
мифический мир. Участники семинара сидят в расслабленных позах в темноте (или
закрыв глаза) и воображают себе мировое древо, простершееся высоко в небеса и
глубоко в землю. Они входят в дверь у подножия дерева и движутся вниз по
главному корню. Корень превращается в туннель, в конце которого виден свет.
Оседлав биение бубна, они въезжают в этот светящийся туман и зовут проводника
(животное, духа или мифического персонажа), чтобы тот помог им исследовать
область, которая вот-вот раскинется перед ними. Путешествие обычно длится около
двадцати минут, хотя иногда бывает и дольше. Затем бубен изменяет ритм, созывая
путешественников обратно; вернувшись, они стараются как можно подробнее
вспомнить и записать все, что с ними произошло. Еще один способ сенсорной
перегрузки - пристальное созерцание мигающего света или быстро вращающихся
предметов. В Древней Греции для этой цели использовался гончарный круг с куском
глины; современные исследователи применяют стробоскоп (специальную
лампу-мигалку) или кинопроектор с пустой раскадрированной пленкой. Этот способ
довольно опасен: ведь у человека, предрасположенного к эпилепсии, он может
вызвать достаточно сильный припадок. Впрочем, есть сведения, что древние
специалисты сочли бы такой исход наиболее удачным: ведь видения, предшествующие
судорогам, часто отличаются необыкновенной ясностью и несут в себе много
предсказательной информации. Коренные жители Африки предпочитают подвергаться
всем разновидностям сенсорных перегрузок одновременно; вдобавок они еще и пляшут
до упаду, а кроме того, принимают различные психостимулирующие или токсичные
препараты. Ритуалы такого рода бывают чрезвычайно эффективны. Но человек,
который участвует в них слишком часто, рискует утратить грань между реальным и
воображаемым и перепутать реальность с видениями. Все это стоило бы знать и
посетителям нынешних дискотек, которые во многом копируют африканские
ритуалы.
Природа предлагает человеку множество токсических и наркотических веществ,
способных вызывать видения. Однако далеко не все галлюциногенные препараты
способствуют ясновидению. Например, псевдогаллюцинации, возникающие под влиянием
гашиша, опиума и больших доз кокаина, не несут в себе никакой предсказательной
информации. Да и другие вещества создают много трудностей: прежде всего работа с
ними требует присутствия ассистента (поскольку записать свои видения в таком
состоянии бывает очень трудно); кроме того, они затрудняют самоконтроль и
"дорисовывают" картину видений по-своему, часто искажая их смысл; и наконец,
многие из них наносят безусловный вред здоровью человека. Поскольку в
определенных кругах "пророческие зелья" имеют репутацию самого быстрого и
легкого пути к подлинному ясновидению, здесь приводится подробная информация о
том, что на самом деле происходит с людьми после их приема. Описывая воздействие
тех или иных веществ, по определенным соображениям решено исключить из этой
статьи точные медицинские названия препаратов, оказывающих выраженное
наркотическое воздействие, и ограничиться лишь упоминаем их основы.
|
|